Пересказ басни Л.Н. Толстого «Два товарища»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Знакомит дошкольников с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывает чуткость к образному строю языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пересказ басни Л.Н. Толстого «Два товарища» | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе
Тема: пересказ басни Л.Н. Толстого «Два товарища»
Интеграция познавательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить дошкольников с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни «Два товарища».
Задачи:
- Упражнять детей в отгадывание загадок. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «медведь». («Речевое развитие»).
- Закрепить у детей представления о дружбе. («Социально - коммуникативное развитие»).
- Активизировать словарный запас путём упражнения в словообразовании (дружба, подружится, подружка, друзья). Расширять активный словарь детей. («Речевое развитие»).
- Совершенствовать у детей моторные навыки. («Физическое развитие»).
- Воспитывать умение детей внимательно слушать басню, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы. («Речевое развитие»).
- Упражнять детей в пересказе басни по цепочке, по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонация, мимика, жест). («Речевое развитие»).
- Упражнять детей пересказывать сказку по ролям, (по схеме) выразительно передавая диалог действующих лиц, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонация, мимика, жест). («Речевое развитие»).
- Закрепить навык анализа пословиц. («Речевое развитие»).
- Совершенствовать навык придумывать слова – прилагательные, давая характеристику героям басни. («Речевое развитие»).
Материалы и оборудование: книга Л. Толстой «Два товарища», презентация басни «Два товарища», мяч.
Методы и приёмы:
- практические: пересказ басни по цепочке, по ролям, физкультурная минутка.
- словесные – беседа, чтение (пересказ) басни, вопрос-ответ, отгадывание загадок.
- наглядные – просмотр презентации.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка. |
Игровая | - Игра «Подбери красивое слово», «Подбери родственное слово», Игровое упражнение «Подберите интересные слова о товарищах», д/и «Скажи наоборот» |
Коммуникативная | - Пересказ и драматизация басни «Два товарища». - Беседа «Что такое дружба?» - Вопросы по содержанию |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
Организационный этап | 1. | Организационный момент Вперевалку зверь идет Задаёт вопрос - Почему вы думаете, что это медведь? Вовлекает детей в игру. - А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра «Подбери красивое слово». | Слушают, отгадывают загадку, называют ответы. Дети участвуют в игре. Дети передают мяч, и отвечают на вопрос. | Упражняются в отгадывание загадок. Подбирают определения к слову «медведь». |
Организационный этап | 2. | Загадывает загадку - Если на улице дождик пошел, А этот человек к тебе в гости пришел, То вам вдвоем и горе - не беда, Ведь вы найдете, чем заняться, как всегда. Задаёт вопрос: - Что такое дружба? - А с кем вы ребята дружите? Вовлекает детей в игру - А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра с мячом «Подбери родственное слово». Объясняет значение понятия «Родственные слова». Дружба, дружить, дружный, дружелюбный. Лес, лесник, лесной, полесье. Медведь, медвежий, медвежата. Физкультурная минутка «О левой и правой руке» Смотрите-ка, вот две руки: Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая) Они в ладоши могут бить – И правая, и левая! (хлопаем в ладоши) Они мне могут нос зажать – И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) Ладошкой могут рот прикрыть - И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой). Дорогу могут показать – И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой) И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие) И могут ласковыми быть И правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут – И правая, и левая! (обхватываем себя руками – «обнимаем»). | Слушают, отгадывают загадку, называют ответы. Дети участвуют в игре. Выделяют общую часть в словах «друг», «лес», «медведь» делают вывод о родственности этих слов. Выполняют движения согласно тексту. | Упражняются в отгадывание загадок. Принимают правила игры. Активизируют словарный запас детей путём упражнения в словообразовании дружба, подружится, подружка, друзья. Расширяют активный словарь. Совершенствуют моторные навыки. |
Деятельстной этап | Сегодня мы познакомимся с басней «Два товарища». Басня – короткая поучительная история. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Но есть басни и о людях. Написал басню Лев Толстой. Чтение басни «Два товарища» и просмотр презентации. Воспитатель читает басню. | Дети с интересом слушают басню, рассматривают слайды. | Вызван интерес к художественной литературе. | |
Беседа по содержанию басни. Задаёт вопросы по басне. - О ком говорится в этой басне? - Где происходят события? - Что он у него спросил? - Что ответил ему друг? - Как должны поступать друзья, если они попадают в опасную ситуацию? Игровое упражнение «Подберите интересные слова о товарищах». | Дети отвечают на вопросы текстом из басни. | Развито умение отвечать на вопросы по содержанию басни. Сформирован навык придумывать слова – прилагательные, давая характеристику героям басни. | ||
Повторное чтение басни, пересказ. А сейчас мы перескажем басню. - Ребята, как начинается басня? Читает басню ещё раз и просит детей пересказать её, по цепочке, затем по ролям инсценировать. Организует инсценировку. | Дети рассказывают басню полностью, а затем один начало басни, второй середину басни, а третий ребёнок концовку. Инсценируют басню по ролям. | Развито умение содержательно и выразительно пересказывать басню и драматизировать | ||
Беседа «Что такое дружба?» - А вы - дружные ребята? - Какие вы знаете пословицы о дружбе? Давайте их вспомним. | Дети называют пословицы. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. | Закреплён навык анализа пословиц. | ||
Игра с мячом «Скажи наоборот». Воспитатель кидает мяч, кидает мяч каждому ребёнку и называет слова. | Дети ловят мяч и называют слово противоположное по смыслу. | Сформирован навык называть слова противоположные по смыслу. | ||
Заключительный этап | Рефлексия - Ребята, с какой басней мы сегодня познакомились? - Для чего Л. Толстой написал эту басню? - Что вам понравилось на занятии? | Дети отвечают на вопросы. | Обобщают преставления о дружбе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. Пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
Учить составлять коллективно план пересказа рассказа. Продолжать учить самостоятельно пересказывать рассказ. Понимать с помощью педагога скрытый смысл басни. Упражнять в звуко-слоговом анализе. ...
Тема: Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек"
Тема: Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».Цели.1. Коллективное составление плана пересказа.2. Самостоятельный пересказ по плану.3. Выявление с помощью логопеда скрытого смыс...
Конспект НОД в старшей группе «Пересказ басни Л.Толстого «Два товарища».
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе....
Открытое занятие по развитию речи пересказ басни Л.Толстого "Старый дед и внучек"
Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек» Цели: Составление пересказа по тексту. Учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Активизировать и расширять слова...
НОД по художественной литературе " Пересказ басни Л.Н.Толстого "Мальчик стерёг овец"
В данном конспекте содержится материал анализа басни....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе № 8. Тема: «Пересказ басни Л.Н. Толстого « Два товарища» (с использованием технологии ТРИЗ)
Конспект занятия по развитию речи с применение технологии ТРИЗ....