Пересказ басни Л.Н. Толстого «Два товарища»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пузикова Светлана Владимировна

Знакомит дошкольников с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывает чуткость к образному строю языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе

Тема: пересказ басни Л.Н. Толстого «Два товарища»

Интеграция познавательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие».

Цель: познакомить дошкольников с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни «Два товарища».

Задачи:

  • Упражнять детей в отгадывание загадок. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «медведь». («Речевое развитие»).
  • Закрепить у детей представления о дружбе. («Социально - коммуникативное развитие»).
  • Активизировать словарный запас путём упражнения в словообразовании (дружба, подружится, подружка, друзья). Расширять активный словарь детей. («Речевое развитие»).
  • Совершенствовать у детей моторные навыки. («Физическое развитие»).
  • Воспитывать умение детей внимательно слушать басню, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы. («Речевое развитие»).
  • Упражнять детей в пересказе басни по цепочке, по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонация, мимика, жест).  («Речевое развитие»).
  • Упражнять детей пересказывать сказку по ролям, (по схеме) выразительно передавая диалог действующих лиц, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонация, мимика, жест).  («Речевое развитие»).
  • Закрепить навык анализа пословиц.  («Речевое развитие»).
  • Совершенствовать навык придумывать слова – прилагательные, давая характеристику героям басни. («Речевое развитие»).

Материалы и оборудование: книга Л. Толстой «Два товарища», презентация басни «Два товарища», мяч.

Методы и приёмы:

  • практические: пересказ басни по цепочке, по ролям, физкультурная минутка.
  • словесные – беседа, чтение (пересказ) басни, вопрос-ответ, отгадывание загадок.
  • наглядные – просмотр презентации.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Игровая

- Игра «Подбери красивое слово»,  «Подбери родственное слово», Игровое упражнение «Подберите интересные слова о товарищах», д/и «Скажи наоборот»

Коммуникативная

- Пересказ и драматизация басни «Два товарища».

- Беседа «Что такое дружба?»

- Вопросы по содержанию

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организационный

 этап     

1.

Организационный момент
Воспитатель загадывает загадку

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

Задаёт вопрос

- Почему вы думаете, что это медведь?

Вовлекает детей в игру.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Подбери красивое слово».

Слушают, отгадывают загадку, называют ответы. Дети участвуют в игре.

Дети передают мяч, и отвечают на вопрос.

Упражняются в отгадывание загадок.

Подбирают определения к слову «медведь».

Организационный

 этап

2.

Загадывает загадку

- Если на улице дождик пошел,

А этот человек к тебе в гости пришел,

То вам вдвоем и горе - не беда,

Ведь вы найдете, чем заняться, как всегда.

Задаёт вопрос:

- Что такое дружба?

- А с кем вы ребята дружите?

Вовлекает детей в игру

- А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра с мячом «Подбери родственное слово».

Объясняет значение понятия «Родственные слова».

Дружба, дружить, дружный, дружелюбный.

Лес, лесник, лесной, полесье.

Медведь, медвежий, медвежата.

Физкультурная минутка

«О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая!

(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая!

(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая!

 (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть - И правая, и левая!

(прикрываем рот той и другой).

Дорогу могут показать –

И правая, и левая!

(показываем направление то правой, то левой рукой)

И с правою, и с левою!

 (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –  И правая, и левая!

(обхватываем себя руками – «обнимаем»).

Слушают, отгадывают загадку, называют ответы. Дети участвуют в игре.

Выделяют общую часть в словах «друг», «лес», «медведь» делают вывод о родственности этих слов.

Выполняют движения согласно тексту.

Упражняются в отгадывание загадок.

Принимают правила игры. Активизируют словарный запас детей путём упражнения в словообразовании дружба, подружится, подружка, друзья. Расширяют активный словарь.

Совершенствуют моторные навыки.

Деятельстной

 этап

Сегодня мы познакомимся с басней «Два товарища».  

Басня – короткая поучительная история. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Но есть басни и о людях. Написал басню Лев Толстой.

Чтение басни «Два товарища» и просмотр презентации.

Воспитатель читает басню.

Дети с интересом слушают басню, рассматривают слайды.

Вызван интерес к художественной литературе.

Беседа по содержанию басни.

Задаёт вопросы по басне.

- О ком говорится в этой басне?

- Где происходят события?
- Что произошло с товарищами в лесу?
- Как поступил один из товарищей при опасности?
- Что сделал его друг?
- Что произошло дальше?
- Как отреагировал на происшедшее товарищ, который залез на дерево?

- Что он у него спросил? 

- Что ответил ему друг?
- Как можно назвать поступок товарища, взлезшего на дерево?

- Как должны поступать друзья, если они попадают в опасную ситуацию?

Игровое упражнение «Подберите интересные слова о товарищах».

Дети отвечают на вопросы текстом из басни.

Развито умение отвечать на вопросы по содержанию басни.

Сформирован навык придумывать слова – прилагательные, давая характеристику героям басни.

Повторное чтение басни, пересказ.

А сейчас мы перескажем басню.

- Ребята, как начинается басня?

Читает басню ещё раз и просит детей пересказать её, по цепочке, затем по ролям инсценировать.

Организует инсценировку.

Дети рассказывают басню полностью, а затем один начало басни, второй середину басни, а третий ребёнок концовку. Инсценируют басню по ролям.

Развито умение содержательно и выразительно пересказывать басню и драматизировать

Беседа «Что такое дружба?»

- А вы - дружные ребята?
- А почему вы так думаете?
- А с чего начинается дружба?
- С чем можно сравнить крепкую дружбу?

- Какие вы знаете пословицы о дружбе?

 Давайте их вспомним.

Дети называют пословицы. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 
Нет друга - ищи, а нашёл - береги. 
Один за всех и все за одного 
Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Закреплён навык анализа пословиц.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Воспитатель кидает мяч, кидает мяч каждому ребёнку и называет слова.

Дети ловят мяч и называют слово противоположное по смыслу.

Сформирован навык называть слова противоположные по смыслу.

Заключительный этап

Рефлексия

- Ребята, с какой басней мы сегодня познакомились?

- Для чего Л. Толстой написал эту басню?

- Что вам  понравилось на занятии?

Дети отвечают на вопросы.

Обобщают преставления о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. Пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Учить составлять коллективно план пересказа рассказа. Продолжать учить самостоятельно пересказывать рассказ. Понимать с помощью педагога скрытый смысл басни. Упражнять в звуко-слоговом анализе. ...

Тема: Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек"

Тема:   Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».Цели.1. Коллективное составление плана пересказа.2. Самостоятельный пересказ по плану.3. Выявление с помощью логопеда скрытого смыс...

Конспект НОД в старшей группе «Пересказ басни Л.Толстого «Два товарища».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе....

Открытое занятие по развитию речи пересказ басни Л.Толстого "Старый дед и внучек"

Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек» Цели: Составление пересказа по тексту. Учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Активизировать и расширять слова...

НОД по художественной литературе " Пересказ басни Л.Н.Толстого "Мальчик стерёг овец"

В данном конспекте содержится материал анализа басни....