Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР

 

«Проделки Снежной королевы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b2.2.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 50 города Ставрополя

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР

«Проделки Снежной королевы»

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Художественная литература», «Здоровье», «Музыка»

Учитель - логопед:

Белевцева И.Н.

г. Ставрополь,2014 г.

Цель: интегрированной образовательной деятельности: создание условий для развития коммуникативных, личностных и интеллектуальных компетенций (интегративных качеств) воспитанников с ОНР путем включения их в разнообразные виды деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • активизация и закрепление лексических единиц по теме «Зима», систематизация знаний детей о зимних явлениях природы;
  • формирование навыка построения диалога с использованием опорных схем связного высказывания и метода интервьюирования сверстников;
  • совершенствование умения подбирать антонимы, родственные слова, составлять с ними сложносочиненные предложения с противительным союзом «а»;

Коррекционно- развивающие:

  • совершенствование четкого произношения сложных слов: ледоруб, снегокат, снегоход, ледянка; введение в словарь новых слов по теме «Интервьюирование»: корреспондент, респондент, фотограф и оператор;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов;
  • закрепление умения составления рассказов – описаний с использованием слов- названий признаков;
  • развитие познавательных психических процессов (воображения, мыслительных операций, внимания), навыков снятия психического напряжения, творчества, креативности;

Воспитательные:

  • создание положительного эмоционального настроя, атмосферы принятия и доверия;
  • воспитание у детей культуры общения, художественного вкуса, эстетического восприятия мира, положительных чувств и любви к природе.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Методы и приемы:

словесные (беседа, вопросы, загадки, интервьюирование, создание проблемной ситуации);

наглядные ( использование опорных схем, рассматривание иллюстраций, демонстрация фрагментов из мультфильма «Снежная королева»)

игровые (сюрпризный момент, дидактические и релаксационные игры, рефлексия)

Предварительная работа:

1. Просмотр мультфильма «Снежная королева».

  1. Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, тематических бесед, направленных на обогащение представлений воспитанников о зиме как времени года, уточнение и расширение словаря воспитанников по теме  « Зимние развлечения»;

3. Знакомство со схемой диалога;

4. Разучивание физминутки: «Снежный ком».

Оборудование:  микрофон, фотоаппарат, мультимедийная установка, мультфильм и иллюстрации к сказке «Снежная королева», пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний человека, опорные схемы для диалога, разрезные картинки по теме: «Зима», «видеописьмо», бумажные снежинки.

Ход деятельности

I этап . Вводная часть

Организационный момент.

Приветствие.

Логопед: Я вам приготовила интересные картинки. Чтобы их рассмотреть, подойдите, пожалуйста, к столам ( перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с зимними сюжетами, разрезанные на части).

Игра «Сложи картинки»

Логопед: Почему же картинки разрезаны на части? Как вы думаете, кто это мог сделать? (варианты ответов). Возможно, здесь побывала Снежная королева. Это она, улетая, оставила свой снежный путь. Предлагаю вам собрать картинки с помощью моих вопросов. За правильный ответ каждый из вас возьмет один фрагмент. Так мы разобьемся на две команды.

Вопросы:

  • В какое время года идет снег? (зимой)
  • Как называется явление природы, когда идет снег? (снегопад)
  • В какое время года на дорогах бывает гололед? (зимой)
  • Что делают медведь и еж зимой? (впадают в спячку)
  • Какие птицы остаются зимовать в нашем крае? (воробьи, синицы, вороны, дятлы, сороки, сойки)
  • В какое время года у клеста появляются птенцы? (зимой)
  • Во что превращается зимой вода ? (в лед)
  • Какие деревья в нашем городе сбрасывают к зиме листву? (дуб, осина, береза, клен, тополь)
  • Перечислите вечнозеленые деревья, встречающиеся в парках и скверах

Ставрополя? (ель, сосна, пихта)

Логопед: Молодцы ребята, правильно ответили на вопросы. Пришло время посмотреть на обратную сторону фрагмента. Детям, у которых картинка синего цвета, нужно подойти к столу с изображением треугольника, а остальным - к столу с ромбом.

Дети собирают картинки и подходят к столам в соответствии с инструкцией воспитателя.

- Что изображено на картинках? ( заснеженные деревья, кустарники, крыши домов, сугробы; река, покрытая льдом)

- Как называются такие картины? (пейзаж)

Логопед: Молодцы! Снежная королева увидела в окно, как вы правильно собрали картинки. Дети садятся на стульчики.

II этап. Основная часть

Беседа по видеослайдам

Логопед:

- Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? (о зиме);

- Назовите характерные признаки зимы (стало холодно, пошел снег, появились сосульки, дует сильный ветер).

  • На сколько периодов делится зима? (зима делится на три периода)
  • Назовите,пожалуйста, все зимние месяцы по порядку (декабрь, январь, февраль)
  • О каком месяце говорят: «Год кончает, а зиму начинает?» (декабрь)
  • Про какой месяц говорят: «Году - начало, зиме – середина?» (январь)
  • Как называют третий месяц зимы? (февраль)
  • Кто знает, как его называли в старину (лютый). Правильно. А еще его называют «месяц кривых дорог». Как вы думаете, почему?
  • А ответ на этот вопрос нам приготовила Снежная королева (аудиозапись голоса Снежной королевы:

«Закружил февраль метелью по дорогам. Колючий, косматый, как попало, целыми сугробами раскидывает он снег. То засыплет избушку на краю деревни, то вдруг построит посреди дороги огромный холм. Обойдешь один сугроб, другой- и вот уже дорога не прямая, а вьется через поле змейкой. Февральские метели и ее сестры- близнецы вьюга да пурга переметают наезженные за зиму дороги. Поэтому и говорят в народе : «Февраль- кривые дороги»)

Игра «Весело – грустно»

Логопед: Пока мы внимательно слушали Снежную королеву, она оставила две картинки( пиктограммы), изображающие веселое и грустное настроение человека. Я вам покажу картинки. Если вы считаете, что картинка передает веселое настроение, хлопните в ладоши, а если грустное- топните ногой.

Логопед: по очереди показывает пиктограммы и предлагает детям объяснить:

- Зима - это весело, почему? (можно кататься на лыжах, на санках, играть в снежки, строить крепость из снега……)

  • Зима – это грустно, почему? ( дует сильный ветер, сильный мороз, метет метель, животным и птицам холодно ….)
  • Логопед: Зима, как Снежная королева, и прекрасна и сурова.
  • (Звучит аудиозапись фрагмента мелодии из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» и на проекторе демонстрируются слайды с изображением метели)

Динамическая пауза

( проводится офтальмологическая гимнастика со снежинками в соответствии с текстом)

Логопед: Какие красивые снежинки, это постаралась Снежная королева!

Мы снежинку увидали, Со снежинкою играли. Снежинки вправо полетели, Дети вправо посмотрели. Вот снежинки полетели, Дети влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал, И на землю опускал. Глазки дети закрывают, Глазки тоже отдыхают.

Логопед:  Снежная королева  прислала нам видеописьмо. Его вы сейчас увидите на волшебном экране. (На видеозаписи дети из старшей группы загадывают загадки о зимних развлечениях). Загадки Снежной королевы слушайте внимательно, четко произносите отгадки.

Загадки

Две в руках, две на ногах - Не провалишься в снегах, А проедешь без труда, Только лягут два следа.

(лыжи)

Каждый вечер я иду. Рисовать круги на льду, Только не карандашами, А блестящими…………

(коньками)

Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры – помчались с горы.

(санки)

Логопед: Спасибо, вы смекалистые, догадливые. Не рассердили Снежную королеву, а порадовали.

(Раздается стук в дверь. Входит почтальон. Вносит посылку от Снежной королевы. Логопед говорит, что посылка прислана в благодарность за правильные ответы на ее загадки. Логопед достает из посылки микрофон, фотоаппарат, видеокамеру и опорную схему для составления диалога.)

Игра «Интервьюирование»

Логопед: Как вы думаете, представителям какой профессии для работы нужен микрофон? (корреспондентам) Микрофон волшебный. Стоит его взять в руки, и превращаешься в журналиста. (Дети приглашаются по желанию. Им предлагается взять интервью у детей о зимних забавах). Кроме корреспондента нам понадобятся фотограф и оператор.

Логопед: Корреспондент – кто это?

(это люди которые делают репортажи с места событий)

Логопед: Респонденты -кто это? (это люди, у которых берут интервью)

Аналогично обсуждаются профессия оператора и фотографа.

Логопед: Помощниками в нашей игре будут специальные карточки - схемы, они помогут провести интервьюирование.

Далее логопед распределяет роли, и дети самостоятельно с помощью опорной схемы (см. Приложение) задают вопросы о зимних развлечениях.

Вопросы для интервью: - Разрешите Вам задать вопросы о «Зимних развлечениях» (да, пожалуйста) - Какие зимние развлечения вы знаете? (зимой можно кататься на санках и лыжах; лепить снежную бабу) - В какие игры вы любите играть зимой? (люблю лепить снежную бабу; строить крепость из снега) - Какие Вы испытываете чувства, когда играете на улице? (мне всегда весело) - Вы всегда веселые или бываете грустными в каких – то моментах? (бывает грустно, если упаду) - Какие правила поведения надо соблюдать? (нельзя выезжать на санках на проезжую часть, цепляться санками за машины) - Спасибо большое за интервью. Вы очень интересно рассказали о зимних развлечениях.

Логопед: Молодцы, и вопросы вы умеете задавать и ответы были полными и четкими. А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка «Снежный ком»

Давай дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок, Он превратится в толстый ком, И станет ком, снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка - Увы! – и нет снеговика.

Лепить снеговика — любимое зимнее развлечение. Вспомните, чем любил заниматься зимой мальчик Кай из известной вам сказки.

Логопед предлагает просмотреть фрагмент мультфильма «Снежная королева» (Кай цепляет свои санки к санкам Снежной королевы и уезжает вместе с ней)

Беседа

Логопед:  Как называется эта сказка? (Снежная королева) - Назовите автора сказки. (Г. Х Андерсен) - Что произошло на городской площади во время зимних развлечений детей? (Кая похитила Снежная королева)

Логопед:  И здесь не обошлось без проделок Снежной королевы.

Итак Кай оказался во дворце Снежной королевы. Чтобы помочь мальчику необходимо выполнить задания Королевы. Вы готовы? (да)

Задание № 1

Какое время года в царстве Снежной королевы? (время года зима)

Какая погода в ее царстве? (морозная, холодная, студеная, снежная, вьюжная)

Чем покрыта земля в королевстве Снежной королевы? (снегом)
Снег, какой? (белый, пушистый, серебристый, искрящийся, мягкий).

Из чего сделан дворец снежной королевы? (изо льда)

Лед, какой? (прозрачный, скользкий, блестящий, твердый, тонкий, хрупкий)

Задание №2

Ребята, мы поможем Герде, если назовем слова-родственники к словам снег и лед.

Ответы детей (снег, снежок, снеговик, снегопад, Снегурочка, снегирь, снегокат, снегоход.

Лед, ледок, льдина, ледянка, леденец, ледокол, ледоруб).

Задание №3.

Что спрятано в мешочке. Игра «Да – нетка»

Дети задают воспитателю вопросы и узнают, что в волшебном мешочке спрятана муфта.

Логопед: Кому из героев сказки принадлежит этот предмет?(Герде)

Молодцы , вы помогли Герде найти Кая.

Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная королева» (Герда отогрела сердце Кая).

Задание 3.

Подбор слов - антонимов

Логопед: Сравните характеры Герды и Снежной королевы. Составьте предложения, используя маленькое слово « А». (Герда добрая, а Снежная королева злая; Герда веселая, а Снежная королева грустная; Герда ласковая, а Снежная королева грубая; Герда отзывчивая , а Снежная королева бессердечная).

Логопед. А теперь просмотрим конец сказки на волшебном экране.

Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная королева» (возвращение Кая и Герды домой).

III этап. Заключительная часть

Логопед:  Подошло к концу наше путешествие в царство Снежной королевы.  Вы много знаете о зимних явлениях и забавах, умеете подбирать слова- признаки, родственные слова. Ответы давали четкие и полные. Вы справились с заданиями коварной Снежной Королевы. В память о нашем путешествии возьмите мини книжки – раскраски. Дома вы сможете раскрасить иллюстрации и поделиться с родителями впечатлениями о нашем занятии.

Приложение

Схема составления связного высказывания по лексической теме «Зимние развлечения»

№ п/п

Условный знак

Значение

Варианты речевых обращений

1

Волнение

Устранять, контролировать избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение во время речи и вне ее

2

Приветствие

— Здравствуйте!
— Добрый день! (Утро, вечер)!

Другие варианты

3

Знакомство

— Разрешите представиться...
— Я
 корреспондент ... (имя, отчество)

4

Тема диалога

— Разрешите Вам задать вопросы о «Зимних развлечениях».

— Мы хотим побеседовать с Вами о «Зимних развлечениях на городской площади».

— Расскажите нам, пожалуйста, о «Зимних развлечениях на городской площади»

5

Зимние развлечения

— В какие зимние развлечения Вы предпочитаете играть?
— Чем Вы любите заниматься

на улице?

— С кем Вам нравится играть на городской площади?

6

Эмоции, настроение

— Какие Вы испытываете чувства, когда принимаете участие в зимних развлечениях?

— Вы всегда веселые или бываете грустными, расстроенными в каких-то моментах?

7

Безопасность

— Какие меры предосторожности Вы используете во время зимних развлечений?

— Как нужно себя вести на городской площади?

— Каким должно быть Ваше поведение там, где много детей?

8

Выход из диалога

— Вы очень интересно рассказали, как играете, проводите время на улице.

—Нам понравилось вести беседу...

9

Благодарность

— Спасибо Вам за интересную беседу...

— Мы очень благодарны, что выделили для нас минутку...

Список использованной литературы:

1 Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения по а основе фонетической ритмики». М., Т.Ц. «Сфера», 2007 г.

2. Алексеева М.М.,  Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М.,1998г.

3. Сазонова С.Н. «Развитие речи дошкольников  с ОНР», М., «Академия», 2003 г.

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В.,Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., «ВАКО», 2005 г.
  2. Поваляева М.А. «Развитие речи при ознакомлении с природой» Ростов-на- Дону. «Феникс», 2002 г.
  3. Логопед.Научно-методический журнал №7, 2010 г.
  4. Логопед.Научно-методический журнал №7, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"

Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»

Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Возвращение свиристеля»

Крнспект логопедического занятия с использованием ИКТ по лексической теме "Зимующие птицы" для детей подготовительной группы с ОНР....

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Школа Мудрой Совы" ( ОНР III уровня р.р.).

Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы. (ОНР III уровня р.р.) Цель занятия - развитие фонематических процессов, связной речи. Занятие с использованием игровой технологии, ИКТ....

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Весёлый КВН."

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Используются игровая технология, Воскобовича....

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Тема "Детский сад и школа"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы....