Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Возвращение свиристеля»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Крнспект логопедического занятия с использованием ИКТ по лексической теме "Зимующие птицы" для детей подготовительной группы с ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Возвращение свиристеля»

по лексической теме: «Зимующие птицы»

Цель: развитие связной речи на материале лексической темы «Зимующие   птицы»

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Закреплять умение давать четкий ответ развернутой фразой на поставленный вопрос педагога;
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи  (употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений);
  • Активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в употреблении прилагательных в сравнительной степени, согласовании существительных с числительными);
  • Закреплять навыки звукослогового анализа и синтеза; анализа предложений с предлогами;
  • Развивать интонационную выразительность (смещение логического ударения);
  • Развивать ритмические способности;
  • Развивать способность удерживать в памяти последовательный ряд движений, способность переключаться с одного движения на другое, закреплять умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
  • Развивать оптико-пространственные представления;
  • Развивать мелкую и общую моторику.

Образовательные задачи:

  • Закреплять знания детей о зимующих птицах;
  • Закреплять пространственные представления: слева, справа, посередине;  умение определять пространственное расположение предметов относительно себя.

Воспитательные задачи:

  • Развивать доброжелательность;
  • Воспитывать корректное отношение к собеседникам;
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность;
  • Побуждать детей к более широкому и творческому использованию в играх полученных знаний об окружающей жизни;
  • Способствовать укреплению детских игровых объединений.

Оборудование: музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, бубен, ложки); карта России; 2 кормушки с лакомствами для птиц;  «гнездышки», ленты, блюдца с кедровыми орешками; мнемодорожка для составления загадки-описания; картика с изображением филина, шишки и деревья, интерактивная установка MIMIO, компьютер, аудиоколонки, проект «Возвращение свиристеля», аудиозаписи (голоса птиц, вой ветра, песня «День добрый»).

Предварительная работа:

  • Познавательно-речевое развитие

Коммуникация. 

Беседы с детьми о зимующих птицах.

Свободное общение: «Как приспосабливаются птицы к зиме?», «Чем мы можем помочь птицам зимой», «Наши пернатые друзья», «Лакомство для птиц»

Познание.

Рассказ педагогов: «Зимующие птицы наших лесов».

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, с изображениями природы Севера, зимующих птиц, просмотр видеофильмов.

Поисково-исследовательская деятельность:  «Какие лакомства предпочитают птицы?»

Отгадывание и заучивание загадок о птицах. 

Чтение художественной литературы.

Писатели и поэты о птицах.

Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки.

  • Социально-личностное развитие

Социализация.

Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в парке», «Телевидение».

Безопасность.

Беседы на тему: «Как правильно вести себя, если увидел больную птицу», «Как правильно вести себя, если увидел выпавшего из гнезда птенца». 

  • Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество.

Продуктивная деятельность:

  • аппликация «Снегири»
  • рисование: «Снегири»
  • конструирование «Кормушка для птиц»

Музыка.

Воспроизведение ритма на музыкальных инструментах.

Прослушивание и разучивание песен о птицах.

  • Физическое развитие

Физкультура.

Подвижные игры сюжетного содержания «Воробышки и автомобиль»

Пальчиковая гимнастика «С блюдца я беру горошки…» , «Кормушка»

Здоровье.

Свободное общение, беседа: «Птица – друг или враг?»

Технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные, социоигровые, информационно-коммуникативные.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: В нашу группу прилетал лесной почтальон. Как вы думаете, кто это?

Дети: Это сорока.

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Про сороку говорят, «новость на хвосте принесла».

Логопед: Она принесла новость, о том, что с Севера в наши леса уже вылетели стайки свиристелей. В каждой из них по 6 птиц.  Сороке удалось сфотографировать одну стайку уже в нашем лесу. Она принесла нам эту фотографию. Сосчитайте птиц на фотографии.

Дети: Один яркий свиристель, два ярких свиристеля, пять ярких свиристелей.

Дети приходят к выводу, что одной птицы не хватает.

Логопед: Предположите, почему не хватает одного свиристеля на фотографии? Что с ним могло произойти?

Предположения детей.

Логопед: Может быть, со свиристелем в дороге что-то случилось, и он отстал от стаи. Поможем ему вернуться к друзьям? Как вы думаете, куда нам надо отправиться на его поиски?

Дети: Нам надо отправиться на Север.

Логопед: Давайте посмотрим на карту и подумаем, на чем мы можем туда добраться?

Предположения детей.

Логопед: Отправимся туда на самолете. Нам предстоит далекое путешествие и нам могут понадобиться мудрые советы. Как вы думаете, кто сможет быть нашим проводником?

Дети: Мудрый филин.

Логопед: Пригласим его с собой. Можно отправляться в путь. Мальчики будут пилотами, а девочки  - пассажирами. Мальчики, встаньте плечиком к плечику, а девочки за ними. Проговорите фразу «Мы летим на самолете» так, чтобы было понятно, что это именно мы, а не дети из другой группы.  

Дети: Мы летим на самолете.

Логопед:  Выделите голосом слово «летим».

Дети: Мы летим на самолете.

Логопед: Скажите так, чтобы стало понятно, что мы летим именно на самолете, а не на другом транспорте.

Дети: Мы летим на самолете.

Логопед: Вот мы и на севере (страница 2-5). Посмотрите, земля укрыта белым пушистым одеялом. Деревья надели снежные шапки. У некоторых торчат только верхушки. Вся природа, как будто бы  уснула крепким сном.

                 В наших краях зима холодная, а на Севере еще … холоднее.

                 Температура в наших краях низкая, а на Севере еще … ниже.

                 У нас ночи длинные, а на Севере еще … длиннее.

                 В наших краях сугробы высокие, а в Северных еще … выше.

                 У нас ветры сильные, а на Севере еще … сильнее.

Логопед: Кто-нибудь из вас заметил среди заснеженного леса пропавшего свиристеля?

Дети: Нет.

Логопед: Вот теперь нам нужна помощь мудрого филина. У него есть карта местности (страница 6 - карта). Дети рассматривают карту.

Филин: Прежде, чем отправиться на поиски, загляните к моей давней знакомой, которая знает обо всем происходящем в этих лесах. Догадайтесь, кто это: «Воробей под кровлю, а она на ловлю».

Дети отгадывают: Это сова.

Логопед: Отправимся к ней в гости, как посоветовал мудрый филин?

Логопед стилусом касается на карте изображение совы.

Страница 7 Лесная поляна, аудиозапись «крик совы», вой вьюги.

Логопед: Бедная сова улетела далеко от своего дупла. Началась сильная метель, и теперь сова не может найти дорогу домой. Поможем сове?

Дети: Да!

Логопед: На поляне, где живет сова, растут дубы, липы и сосны. Догадайтесь, под какой звуковой схемой, какое дерево спрятано, и расставьте деревья так, как они стоят на поляне с домом совы. Сова помнит, что слева растут липы.

Дети находят соответствующую схему, объясняют свой выбор, открывают картинку с изображением лип и ставят ее слева.

Логопед: Справа растут сосны.

Дети выполняют.

Логопед: А посередине растут дубы.

Дети выполняют.

Логопед: В одном из этих дубов и  находится ее дупло.

Логопед стилусом «вытаскивает» изображение совы, сажает на ветку.

Сова (аудиозапись): Одинокого свиристеля я видела в том лесу, где много пней. Отправляйтесь туда.

Логопед: Сова дала нам подсказку, куда надо отправиться дальше – это лес с пнями.

(страница 8- карта). Один ребенок выбирает на карте место.

Страница 9  Кормушка с лакомствами для птиц.

Логопед: Посмотрите, на одном из пней стоит кормушка. Здесь кто-то позаботился о птицах. Назовите, что лежит в кормушке.

Дети: Хлебные крошки, сало, семена подсолнечника, рябина.

На пеньках 2 кормушки, в них угощения для птиц.

Логопед: Оглянитесь вокруг, здесь еще есть кормушки. Наверняка в них уже побывали птицы.  Разделитесь на две команды по три человека.  Загляните в кормушки. К каждой из них прилетали разные птицы и склевали угощения. Догадайтесь, какие птицы заглянули в ваши кормушки, и опишите этих птиц, а другие дети отгадают, кто это был.

Дети составляют описательные загадки о воробье и снегире.

Логопед: А в самую большую кормушку (на экране) пока никто не заглядывал. Но на лесную поляну пришли звери. Они знают, кто должен сюда прилететь и загадывают вам загадку. Выделите последние слоги в названии картинок и соберите слово.

Дети разгадывают: лоСИ  олеНИ  лисиЦА.

Логопед стилусом «вытаскивает» изображение синицы с «подсказкой».

Логопед: Синичка принесла нам подсказку, в которой говорится, что путь наш лежит в хвойный лес.

Физминутка под музыку «День добрый» из м/ф «Про кота, Васю и охотничью катавасию».

Ребенок выбирает место на карте (страница 10 - карта).

Страница 11 Шишки, разбросанные на снегу.

Логопед: Как вы думаете, кто здесь побывал?

Предположения детей (клесты, белки)

Логопед: Проверим вашу версию. ВИДЕО

Логопед: В природе мы никогда с вами не смогли бы так близко наблюдать этих необыкновенных птиц, но есть люди, которые изучают птиц. Они называются орнитологи. Благодаря им мы имеем возможность многое узнать о пернатых.

Логопед: Как по-другому называют клестов и почему?

Дети: Клестов называют северными попугаями, потому что их клюв похож на клюв попугая. Они так же ловко кувыркаются на ветках и висят вниз головой.

Логопед: В чем еще особенность этих птиц?

Дети: Клесты выводят птенцов зимой.

Логопед: Как родители – клесты распределяют обязанности?

Мама строит гнездо, а папа ей помогает. Потом мама высиживает птенцов, а папа ее кормит семенами шишек.

Логопед: Поможем клестам. Девочки - будущие мамы  «благоустроят» гнездышко, а мальчики –  помогут папе-клесту добыть кедровые орешки.  

Развитие мелкой моторики

Девочки вплетают ленты в «гнездо».

Мальчики собирают горошинки и проговаривают стихотворение:

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

Логопед: Какое гнездо будет у клестов?

Дети: уютное, теплое, аккуратное,  прочное, надежное, сухое, долговечное.

Логопед: Молодцы! Оставим гнездышко и орешки для клестов среди еловых веток. За то, что мы помогли клестам они оставили нам подсказку (в ветвях). «Мы видели свиристеля в лиственном лесу».

Ребенок выбирает место на карте (страница 12- карта)

Страница 13 Лиственный лес

Детям предлагается аудиозапись «стук дятла».

Логопед:  Как вы думаете, что это за звук? Кто нас встречает в этом лесу?

Дети: Дятел.

Логопед: Для чего дятел стучит по дереву?

Дети: Он добывает себе пищу.

Логопед: Как по-другому называют дятла и почему?

Дети: Дятла называют лесным доктором, потому что он спасает деревья от вредителей.

Логопед: Поможем дятлу в тяжелое зимнее время добыть жучков и червячков из-под коры деревьев?

Дети: Поможем.

Логопед делит детей на две группы. Одна группа отбивает ритм по рисунку, а другая группа повторяет эхом.

Воспроизведение ритма на разных музыкальных инструментах.

Логопед стилусом «вытаскивает» изображение дятла с «подсказкой».

Логопед: В благодарность за помощь дятел подсказал нам, куда двигаться дальше. Это место с высокими сугробами.

Ребенок выбирает место на карте (страница 14 - карта)

Страница 15 Свиристели

Логопед: Смотрите, мы оказались в том самом месте, где сорока сделала свою фотографию. Свиристеля мы так и не нашли, но нам уже пора возвращаться обратно. Давайте пригласим стайку свиристелей к нашей кормушке, а для пропавшего свиристеля оставим зашифрованное послание: «  Прилетай к нашей кормушке », там они и встретятся. Выложим его с помощью полосок.

Дети с помощью стилуса выкладывают схему предложения, и из-за снежинок появляется свиристель.

Логопед: Ребята, вот и пропавший свиристель. Мы сегодня много путешествовали, но пришла пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя обернитесь, в детском саду окажитесь.

Логопед: Чем похожи все птицы, которых мы сегодня видели?

Дети: У всех птиц есть голова, лапки, клюв, крылья, хвост, тело, покрытое перьями.

Логопед: Чем они отличаются?

Дети: Птицы отличаются оперением, окраской, размером, они по-разному подают голос.

Рефлексия.

Логопед: Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? Чем хотели бы поделиться с друзьями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"

Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»

Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Школа Мудрой Совы" ( ОНР III уровня р.р.).

Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы. (ОНР III уровня р.р.) Цель занятия - развитие фонематических процессов, связной речи. Занятие с использованием игровой технологии, ИКТ....

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Весёлый КВН."

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Используются игровая технология, Воскобовича....

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Тема "Детский сад и школа"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы....