Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Возвращение свиристеля»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Крнспект логопедического занятия с использованием ИКТ по лексической теме "Зимующие птицы" для детей подготовительной группы с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Возвращение свиристеля»
по лексической теме: «Зимующие птицы»
Цель: развитие связной речи на материале лексической темы «Зимующие птицы»
Коррекционно-развивающие задачи:
- Закреплять умение давать четкий ответ развернутой фразой на поставленный вопрос педагога;
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи (употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений);
- Активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы»;
- Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в употреблении прилагательных в сравнительной степени, согласовании существительных с числительными);
- Закреплять навыки звукослогового анализа и синтеза; анализа предложений с предлогами;
- Развивать интонационную выразительность (смещение логического ударения);
- Развивать ритмические способности;
- Развивать способность удерживать в памяти последовательный ряд движений, способность переключаться с одного движения на другое, закреплять умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий;
- Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
- Развивать оптико-пространственные представления;
- Развивать мелкую и общую моторику.
Образовательные задачи:
- Закреплять знания детей о зимующих птицах;
- Закреплять пространственные представления: слева, справа, посередине; умение определять пространственное расположение предметов относительно себя.
Воспитательные задачи:
- Развивать доброжелательность;
- Воспитывать корректное отношение к собеседникам;
- Воспитывать инициативность и самостоятельность;
- Побуждать детей к более широкому и творческому использованию в играх полученных знаний об окружающей жизни;
- Способствовать укреплению детских игровых объединений.
Оборудование: музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, бубен, ложки); карта России; 2 кормушки с лакомствами для птиц; «гнездышки», ленты, блюдца с кедровыми орешками; мнемодорожка для составления загадки-описания; картика с изображением филина, шишки и деревья, интерактивная установка MIMIO, компьютер, аудиоколонки, проект «Возвращение свиристеля», аудиозаписи (голоса птиц, вой ветра, песня «День добрый»).
Предварительная работа:
- Познавательно-речевое развитие
Коммуникация.
Беседы с детьми о зимующих птицах.
Свободное общение: «Как приспосабливаются птицы к зиме?», «Чем мы можем помочь птицам зимой», «Наши пернатые друзья», «Лакомство для птиц»
Познание.
Рассказ педагогов: «Зимующие птицы наших лесов».
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, с изображениями природы Севера, зимующих птиц, просмотр видеофильмов.
Поисково-исследовательская деятельность: «Какие лакомства предпочитают птицы?»
Отгадывание и заучивание загадок о птицах.
Чтение художественной литературы.
Писатели и поэты о птицах.
Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки.
Социально-личностное развитие
Социализация.
Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в парке», «Телевидение».
Безопасность.
Беседы на тему: «Как правильно вести себя, если увидел больную птицу», «Как правильно вести себя, если увидел выпавшего из гнезда птенца».
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество.
Продуктивная деятельность:
- аппликация «Снегири»
- рисование: «Снегири»
- конструирование «Кормушка для птиц»
Музыка.
Воспроизведение ритма на музыкальных инструментах.
Прослушивание и разучивание песен о птицах.
- Физическое развитие
Физкультура.
Подвижные игры сюжетного содержания «Воробышки и автомобиль»
Пальчиковая гимнастика «С блюдца я беру горошки…» , «Кормушка»
Здоровье.
Свободное общение, беседа: «Птица – друг или враг?»
Технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные, социоигровые, информационно-коммуникативные.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: В нашу группу прилетал лесной почтальон. Как вы думаете, кто это?
Дети: Это сорока.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Про сороку говорят, «новость на хвосте принесла».
Логопед: Она принесла новость, о том, что с Севера в наши леса уже вылетели стайки свиристелей. В каждой из них по 6 птиц. Сороке удалось сфотографировать одну стайку уже в нашем лесу. Она принесла нам эту фотографию. Сосчитайте птиц на фотографии.
Дети: Один яркий свиристель, два ярких свиристеля, пять ярких свиристелей.
Дети приходят к выводу, что одной птицы не хватает.
Логопед: Предположите, почему не хватает одного свиристеля на фотографии? Что с ним могло произойти?
Предположения детей.
Логопед: Может быть, со свиристелем в дороге что-то случилось, и он отстал от стаи. Поможем ему вернуться к друзьям? Как вы думаете, куда нам надо отправиться на его поиски?
Дети: Нам надо отправиться на Север.
Логопед: Давайте посмотрим на карту и подумаем, на чем мы можем туда добраться?
Предположения детей.
Логопед: Отправимся туда на самолете. Нам предстоит далекое путешествие и нам могут понадобиться мудрые советы. Как вы думаете, кто сможет быть нашим проводником?
Дети: Мудрый филин.
Логопед: Пригласим его с собой. Можно отправляться в путь. Мальчики будут пилотами, а девочки - пассажирами. Мальчики, встаньте плечиком к плечику, а девочки за ними. Проговорите фразу «Мы летим на самолете» так, чтобы было понятно, что это именно мы, а не дети из другой группы.
Дети: Мы летим на самолете.
Логопед: Выделите голосом слово «летим».
Дети: Мы летим на самолете.
Логопед: Скажите так, чтобы стало понятно, что мы летим именно на самолете, а не на другом транспорте.
Дети: Мы летим на самолете.
Логопед: Вот мы и на севере (страница 2-5). Посмотрите, земля укрыта белым пушистым одеялом. Деревья надели снежные шапки. У некоторых торчат только верхушки. Вся природа, как будто бы уснула крепким сном.
В наших краях зима холодная, а на Севере еще … холоднее.
Температура в наших краях низкая, а на Севере еще … ниже.
У нас ночи длинные, а на Севере еще … длиннее.
В наших краях сугробы высокие, а в Северных еще … выше.
У нас ветры сильные, а на Севере еще … сильнее.
Логопед: Кто-нибудь из вас заметил среди заснеженного леса пропавшего свиристеля?
Дети: Нет.
Логопед: Вот теперь нам нужна помощь мудрого филина. У него есть карта местности (страница 6 - карта). Дети рассматривают карту.
Филин: Прежде, чем отправиться на поиски, загляните к моей давней знакомой, которая знает обо всем происходящем в этих лесах. Догадайтесь, кто это: «Воробей под кровлю, а она на ловлю».
Дети отгадывают: Это сова.
Логопед: Отправимся к ней в гости, как посоветовал мудрый филин?
Логопед стилусом касается на карте изображение совы.
Страница 7 Лесная поляна, аудиозапись «крик совы», вой вьюги.
Логопед: Бедная сова улетела далеко от своего дупла. Началась сильная метель, и теперь сова не может найти дорогу домой. Поможем сове?
Дети: Да!
Логопед: На поляне, где живет сова, растут дубы, липы и сосны. Догадайтесь, под какой звуковой схемой, какое дерево спрятано, и расставьте деревья так, как они стоят на поляне с домом совы. Сова помнит, что слева растут липы.
Дети находят соответствующую схему, объясняют свой выбор, открывают картинку с изображением лип и ставят ее слева.
Логопед: Справа растут сосны.
Дети выполняют.
Логопед: А посередине растут дубы.
Дети выполняют.
Логопед: В одном из этих дубов и находится ее дупло.
Логопед стилусом «вытаскивает» изображение совы, сажает на ветку.
Сова (аудиозапись): Одинокого свиристеля я видела в том лесу, где много пней. Отправляйтесь туда.
Логопед: Сова дала нам подсказку, куда надо отправиться дальше – это лес с пнями.
(страница 8- карта). Один ребенок выбирает на карте место.
Страница 9 Кормушка с лакомствами для птиц.
Логопед: Посмотрите, на одном из пней стоит кормушка. Здесь кто-то позаботился о птицах. Назовите, что лежит в кормушке.
Дети: Хлебные крошки, сало, семена подсолнечника, рябина.
На пеньках 2 кормушки, в них угощения для птиц.
Логопед: Оглянитесь вокруг, здесь еще есть кормушки. Наверняка в них уже побывали птицы. Разделитесь на две команды по три человека. Загляните в кормушки. К каждой из них прилетали разные птицы и склевали угощения. Догадайтесь, какие птицы заглянули в ваши кормушки, и опишите этих птиц, а другие дети отгадают, кто это был.
Дети составляют описательные загадки о воробье и снегире.
Логопед: А в самую большую кормушку (на экране) пока никто не заглядывал. Но на лесную поляну пришли звери. Они знают, кто должен сюда прилететь и загадывают вам загадку. Выделите последние слоги в названии картинок и соберите слово.
Дети разгадывают: лоСИ олеНИ лисиЦА.
Логопед стилусом «вытаскивает» изображение синицы с «подсказкой».
Логопед: Синичка принесла нам подсказку, в которой говорится, что путь наш лежит в хвойный лес.
Физминутка под музыку «День добрый» из м/ф «Про кота, Васю и охотничью катавасию».
Ребенок выбирает место на карте (страница 10 - карта).
Страница 11 Шишки, разбросанные на снегу.
Логопед: Как вы думаете, кто здесь побывал?
Предположения детей (клесты, белки)
Логопед: Проверим вашу версию. ВИДЕО
Логопед: В природе мы никогда с вами не смогли бы так близко наблюдать этих необыкновенных птиц, но есть люди, которые изучают птиц. Они называются орнитологи. Благодаря им мы имеем возможность многое узнать о пернатых.
Логопед: Как по-другому называют клестов и почему?
Дети: Клестов называют северными попугаями, потому что их клюв похож на клюв попугая. Они так же ловко кувыркаются на ветках и висят вниз головой.
Логопед: В чем еще особенность этих птиц?
Дети: Клесты выводят птенцов зимой.
Логопед: Как родители – клесты распределяют обязанности?
Мама строит гнездо, а папа ей помогает. Потом мама высиживает птенцов, а папа ее кормит семенами шишек.
Логопед: Поможем клестам. Девочки - будущие мамы «благоустроят» гнездышко, а мальчики – помогут папе-клесту добыть кедровые орешки.
Развитие мелкой моторики
Девочки вплетают ленты в «гнездо».
Мальчики собирают горошинки и проговаривают стихотворение:
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
Логопед: Какое гнездо будет у клестов?
Дети: уютное, теплое, аккуратное, прочное, надежное, сухое, долговечное.
Логопед: Молодцы! Оставим гнездышко и орешки для клестов среди еловых веток. За то, что мы помогли клестам они оставили нам подсказку (в ветвях). «Мы видели свиристеля в лиственном лесу».
Ребенок выбирает место на карте (страница 12- карта)
Страница 13 Лиственный лес
Детям предлагается аудиозапись «стук дятла».
Логопед: Как вы думаете, что это за звук? Кто нас встречает в этом лесу?
Дети: Дятел.
Логопед: Для чего дятел стучит по дереву?
Дети: Он добывает себе пищу.
Логопед: Как по-другому называют дятла и почему?
Дети: Дятла называют лесным доктором, потому что он спасает деревья от вредителей.
Логопед: Поможем дятлу в тяжелое зимнее время добыть жучков и червячков из-под коры деревьев?
Дети: Поможем.
Логопед делит детей на две группы. Одна группа отбивает ритм по рисунку, а другая группа повторяет эхом.
Воспроизведение ритма на разных музыкальных инструментах.
Логопед стилусом «вытаскивает» изображение дятла с «подсказкой».
Логопед: В благодарность за помощь дятел подсказал нам, куда двигаться дальше. Это место с высокими сугробами.
Ребенок выбирает место на карте (страница 14 - карта)
Страница 15 Свиристели
Логопед: Смотрите, мы оказались в том самом месте, где сорока сделала свою фотографию. Свиристеля мы так и не нашли, но нам уже пора возвращаться обратно. Давайте пригласим стайку свиристелей к нашей кормушке, а для пропавшего свиристеля оставим зашифрованное послание: « Прилетай к нашей кормушке », там они и встретятся. Выложим его с помощью полосок.
Дети с помощью стилуса выкладывают схему предложения, и из-за снежинок появляется свиристель.
Логопед: Ребята, вот и пропавший свиристель. Мы сегодня много путешествовали, но пришла пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя обернитесь, в детском саду окажитесь.
Логопед: Чем похожи все птицы, которых мы сегодня видели?
Дети: У всех птиц есть голова, лапки, клюв, крылья, хвост, тело, покрытое перьями.
Логопед: Чем они отличаются?
Дети: Птицы отличаются оперением, окраской, размером, они по-разному подают голос.
Рефлексия.
Логопед: Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? Чем хотели бы поделиться с друзьями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"
Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»
Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Школа Мудрой Совы" ( ОНР III уровня р.р.).
Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы. (ОНР III уровня р.р.) Цель занятия - развитие фонематических процессов, связной речи. Занятие с использованием игровой технологии, ИКТ....
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Весёлый КВН."
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Используются игровая технология, Воскобовича....
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Тема "Детский сад и школа"
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы....