Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_polyana.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"
“Весенняя звуковая полянка”
Цели:
- Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.
- Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
- Закреплять знания о произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
- Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
- Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
- Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.
Ход занятия
Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)
Закрепление лексической темы “Весна” Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!
(На экране изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года) - Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.
Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики
Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)! Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК! Тает снег: ах…АХ!
Бегут ручьи: блл…БЛЛ Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ! Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!
- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку. На этой полянке совсем нет цветов. Ребята вы хотите, чтобы на этой поляне распустились красивые цветы, тогда нам надо выполнить ряд заданий и вся поляна зацветет красивыми цветами.
Первое задание ( изображение радуги)
- Что появилось на экране
- Какой 1-й звук в слове «радуга» - Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)
-Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Предлагаю детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.
“Не циркач и не артист, сам себе я массажист
- Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
- И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
- Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
- Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
- Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
- А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
- Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
- А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
- И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
- Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
- А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)
Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”
(Детям раздаются зеркала)
- Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).
- А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).
- После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).
- Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
- Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).
- После этого Язычок играет с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”)
- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):
РРР!- ракета рвётся ввысь! РРР!- рычит сердито рысь! РРР! – раскатистый и громкий РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!
(Первый цветок распускается на весенней поляне.)
Второе задание (на экране появляется ландыш)
- Что вы видите на экране. - Какой 1 звук в слове “ландыши”? Как правильно произносить звук Л?
(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)
Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…
Задание: сказать на один слог больше: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ сказать на один слог меньше: ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
(Второй цветок распускается на поляне).)
Третье задание (на экране шмель)
- Какой первый звук в слове “шмель”? - В каких ещё словах встречается этот звук? - Отгадаете загадки и увидите их:
Не галстук он не воротник, | Его держу за поводок, |
Пьёт бензин как молоко, | Мягкие лапки, |
Если ты его подточишь, | Кто-то утром спозаранку |
На поляне распускается третий цветок.
На экране появляется сосулька. - Какой 1-ый звук в слове “сосулька”? - А как правильно произносить этот звук?
Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
По середине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС !
- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)
Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки: - Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами). - Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)
- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…). - А я знаю про солнышко игру.
Игра-упражнение “Солнышко (На развитие общей моторики, проводится под музыку)
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)
-На экране появляется …Зайчик ( зайчик - Повторяйчик) - Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать? (Повторять)
- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками. А вы догадались, как у него любимый звук? (Зззайчик – звук З). А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…) Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.
ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)
ЗУ-ЗУ-З - зуб болит внизу! (барабан)
ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)
Вот и все цветы распустились на нашей поляне, прилетели бабочки, солнце светит ярко, нам весело и радостно, у всех хорошее настроение.
Картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.
Итог
Когда в детский сад ребята пришли,
То многие звуки сказать не могли,
Свистеть и шипеть ещё не умели,
Рычать и трещать они не хотели.
Но вот логопеды на помощь пришли
И трудные звуки сказать помогли.
Дети: Теперь говорим мы красиво,
Больше за это спасибо!
- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки!
И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"
Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»
Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Возвращение свиристеля»
Крнспект логопедического занятия с использованием ИКТ по лексической теме "Зимующие птицы" для детей подготовительной группы с ОНР....
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Школа Мудрой Совы" ( ОНР III уровня р.р.).
Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы. (ОНР III уровня р.р.) Цель занятия - развитие фонематических процессов, связной речи. Занятие с использованием игровой технологии, ИКТ....
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Весёлый КВН."
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Используются игровая технология, Воскобовича....
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Тема "Детский сад и школа"
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы....