Статья по материалам собственной ВКР на тему: Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Статья на тему: "Подготовка детей дошкольного возраста с ФФНР к овладению грамотой". Статья написана по материалам моей Высшей Квалификационной Работы, может быть интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_statya_shostak_n._v.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи к овладению грамотой
Актуальность исследования. Важнейшей задачей воспитания в дошкольных учреждениях является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к овладению грамотой, что предполагает создание необходимых предпосылок для его развития. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково. В ряде случаев к моменту обучения в школе речевое развитие ребенка может оказаться недостаточно сформированным, выражением чего является отставание в овладении звуковым составом слова.
Как показывают данные ряда авторов (О.Н. Правдиной, Г.А. Каше, А.Н. Корнева, H.В. Новоторцевой, М.Е. Хватцева и др.), от 20 до 30% детей, даже в условиях массового детского сада, ко времени поступления в школу не умеют правильно произносить все звуки речи, при этом у многих детей различные недостатки звукопроизношения сопровождаются и значительными отклонениями в развитии фонематических процессов, что часто остается незамеченным. Исследователи описывают у детей с ФФНР несформированность слуховой и слухопроизносительной дифференциации звуков речи, простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза звуков в слово. Но такие недостатки речи, как замены, смешения, перестановки звуков, уже должны настораживать педагога, поскольку являются показателем недостаточного восприятия и различения воспринимаемых ребенком звуков, то есть нарушением фонематического восприятия.
Именно поэтому выявление нарушений фонетико-фонематических функций у дошкольников и определение наиболее эффективных методов их коррекции приобретает особую значимость в период подготовки детей к грамоте.
Материалы собственных исследований.
С целью выявления особенностей и уровня сформированности фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников с ФФНР было проведено исследование.
Исследовательская часть представлена тремя экспериментами:
1. Констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента - выявить особенности и уровень развития фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №17 «Сказка» города Нефтеюганска. Для проведения экспериментальной работы были отобраны 26 дошкольников в возрасте 6-6,5 лет. Из них 13 детей с ФФНР составили экспериментальную группу и 13 детей - контрольную группу.
Среди обследованных дошкольников экспериментальной группы с ФФНР нарушения произношения свистящих звуков наблюдались у всех 13 детей (100%), шипящих - у 11 детей (84,6%); звуков [Р], [Р’] - у 8 человек (61,5%), [Л], [Л’] - у 7 детей (53,8%). Данные звуки являются сложными по артикуляции и позже других появляются при становлении звуковой стороны речи (В.И. Бельтюков, [2]). Кроме артикуляторно сложных звуков у детей с ФФНР встречались нарушения произношения и звуков раннего онтогенеза, а именно простых по артикуляции переднеязычных [Т], [Д], [Н], [Д’], [Н’] - 6 чел. (46,2%), мягких заднеязычных [К’], [Г’], [Х’] - у 1 ребенка (7,7%) и звука [Й] - у 1 ребенка (7,7%).
Исследование некоторых неречевых функций, значимых для становления фонематических компонентов, а именно состояния слухового внимания и слухоречевой памяти, показало низкий уровень их развития у большинства детей с ФФНР, что также позволяет считать это одним из факторов, препятствующих успешной ориентировки в звуковой действительности.
Ни один ребенок экспериментальной группы по результатам первоначальной диагностики не показал высокого уровня готовности к овладению грамотой, что доказывает либо нарушение, либо недоразвитии у них фонетико-фонематических компонентов речи.
Рисунок 1. Уровень готовности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что дошкольники с ФФНР, показавшие средний и низкий уровень развития фонетико-фонематической стороны речи (а это все 13 детей нашей экспериментальной группы), составляют группу риска в овладении грамотой и нуждаются в проведении коррекционно-логопедической работы по устранению выявленных нарушений.
На основе полученных нами результатов констатирующего эксперимента была составлена программа коррекционной работы для детей, имеющих нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Нами были определены следующие направления логопедической работы по коррекции нарушений у детей:
- Развитие психологических предпосылок формирования произносительной стороны речи (слухового внимания, слухоречевой памяти).
- Коррекция недостатков артикуляционной моторики.
- Устранение нарушений звукопроизношения.
- Развитие восприятия речи.
- Формирование фонематического анализа.
- Формирование фонематического синтеза.
- Формирование фонематических представлений.
Для каждого направления были подобраны различные дидактические, сюжетные, словесные и артикуляционные игры. Были использованы методические пособия таких авторов, как Акименко В.М. [1], Голубева Г.Г. [3], Грунская Л.Я. [4], Дьякова Н.И. [5], Ефименкова Л.Н. [6], Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. [7], Каше Г.А. [8], Кислякова Ю.Н. [9], Ковшиков В.А. [10], Козырева Л.М. [11], Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [12], Лопатина Л.В. [13], Лопухина И.С. [14], Новиковская О.А. [15], Парамонова Л.Г. [16], Поливара З.В., Филатова И.А. [17], Селиверстов В.И. [18], Ткаченко Т.А. [19].
На схеме представленной ниже, видно, по каким направлениям и в какой последовательности проводилась работа с детьми экспериментальной группы (рисунок 2).
Рисунок 2. Применение дифференцированного подхода к подготовке старших дошкольников экспериментальной группы с ФФНР к овладению грамотой
Представленные выше направления обучающей работы были проверены экспериментально.
Полученные данные контрольного эксперимента для наглядности представлены в виде таблицы 1, которая отражает результаты выполнения предложенных заданий до и после проведения с детьми формирующего эксперимента.
Таблица 1
Результаты выполнения заданий на исследование фонетико-фонематических компонентов речи детьми экспериментальной группы до и после логопедической работы (в % от общего числа детей в группе)
Вид задания | Число детей, давших правильные ответы | |
ДО работы | ПОСЛЕ работы | |
Звукопроизношение | - | 38,5 |
Восприятие и дифференциация слов-квазиомонимов | 38,5 | 84,6 |
Восприятие и дифференциация согласных звуков в слогах | - | 53,8 |
Определение первого звука в слове | 61,5 | 100,0 |
Определение последнего звука в слове | 53,8 | 92,3 |
Определение местоположения звуков в слове | 23,1 | 46,2 |
Определение последовательности звуков в слове | 23,1 | 46,2 |
Определение количества звуков в слове | 15,4 | 61,5 |
Фонематический синтез | 61,5 | 76,9 |
Отбор картинок с заданным звуком | 30,8 | 84,6 |
Подбор слов с заданным звуком | 15,4 | 69,2 |
Анализ результатов выполнения детьми экспериментальной группы заданий позволил нам, по аналогии с констатирующим экспериментом, выделить уровни их готовности к овладению грамотой. Покажем распределение детей до и после коррекционно-логопедической работы на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровень готовности дошкольников с ФФНР к овладению грамотой до и после проведения логопедической работы
Итак, анализируя результаты по окончании обучающего эксперимента, мы получили, что на высоком уровне готовности детей к овладению грамотой оказалось 3 дошкольника, тогда как по результатам констатирующего эксперимента их не было ни одного. В то же время на низком уровне осталось только 2 ребенка (при первоначальной диагностике низкие результаты показали 6 детей). То есть эксперимент показал, что при целенаправленном логопедическом воздействии у детей с ФФНР возможно успешное формирование различных компонентов фонетико-фонематической стороны речи в оптимальные сроки. Итог работы позволяет сделать вывод о немаловажном практическом значении предложенной методики обучающего эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей. / В.М. Акименко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 110 с.
- Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системой языка // Вопросы психологии. / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова - 1975. - № 5. - С. 17-31.
- Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева - СПб.: Союз, 2007. - 387 с.
- Грунская, Л.Я. Речевая полянка // Логопед – научно-методический журнал. / Л.Я. Грунская - 2008. - № 8. - С. 88-89.
- Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. / Н.И. Дьякова - М., ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
- Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
- Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше - М.: ЕЕМедиа, 2012 - 171 с.
- Кислякова, Ю.Н. Звуковая мозаика: учебное наглядное пособие. - / Ю.Н. Кислякова - Мозырь: Белый ветер, 2011. - 15 с.
- Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков (Методы и дидактические материалы). / В.А. Ковшиков - СПб.: Каро, 2006. - 128 с.
- Козырева, Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. / Л.М. Козырева - М.: Издатшкола, 2000. - 144с.
- Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко - М.: Гном и Д, 2001. – 136 с.
- Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. / Л.В. Лопатина - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2004. - 192с.
- Лопухина, И.С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. – М.: Корона-Век, 2012. - 144 c.
- Новиковская, О.А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. / О.А. Новиковская - М.: АСТ, Сова, Харвест, 2009. – 256 с.
- Парамонова, Л.Г. Упражнения для развития речи. / Л.Г. Парамонова - СПб.: АСТ, 2011. - 250 с.
- Поливара, З.В. Подготовка к обучению грамоте дошкольников с речевой патологией. / З.В. Поливара, И.А. Филатова - Тюмень: Вектор-Бук, 2002. - 24 c.
- Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. / В.И. Селиверстов - М.: Владос, 1994. - 280 с.
- Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. / Т.А. Ткаченко - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 33 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»
в данном материале описана методика применения логопедических игр средствами ИКТ в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возрастаСодержание1....
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...
Сценарий игрового занятия по логопедии группа детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим нарушением речи (от 5 лет до 6 лет) Тема: «На встречу весне»
Сценарий игрового занятия по логопедиигруппа детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим нарушением речи (от 5 лет до 6 лет) Тема: «На встречу весне» ...
"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы
"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".Из опыта работы...
Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Программа и методические рекомендации для дошкольного образо...
Статья по теме "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
Статья по теме "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"....