Программа работы логопеда в сенсорной комнате «Развиваемся играя»
рабочая программа по логопедии по теме
Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы логопеда
в сенсорной комнате
«Развиваемся играя»
Выполнила: учитель-логопед Глушкова С.В.
Актуальность:
Изучая, и, подробно описывая тяжелые речевые расстройства, основоположники отечественной логопедии Н.А.Власова, Р.Е.Левина, др. и современные учёные логопеды-практики Волкова, Филичева, Чиркина и др. отмечали, что тяжёлая речевая патология у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка.
Тяжёлые речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально – волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Способных заниматься в течение 15–20 минут, практически нет. У них часто снижен слух, острота зрения, а значит, ограничен сенсорный поток. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.
Такой средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты. Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.
Кроме индивидуальных занятий учитель-логопед реабилитационного центра проводит с детьми, подгрупповые занятия. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями. Как правило, такая подгруппа состоит из двух-трёх детей. Ясно, что определённые упражнения, например, на постановку звука, необходимо проводить только в специальных условиях логопедического кабинета, перед зеркалом. Но некоторые части, составляющие структуру подгруппового занятия, или отдельные упражнения, можно вынести за рамки логопедического кабинета, в полифункциональную среду сенсорной комнаты.
У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, переносятся в сенсорную комнату в сухой бассейн. Для активизации нижнего диафрагмального дыхания, хороши мячи-фитболы. Вследствие большой вариативности и комбинантности мышечного тонуса и других двигательных расстройств у детей с дизартриями, необходимость специальных упражнений с использованием мячей-фитболов для них, очевидна. Такие упражнения отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии.
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “Сухой душ” и «Фиброоптические волокна». Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, выполняются с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.
Игровые модули: “Сенсорная тропа”, панно “Ёжик”, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, используются для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.
Секторы “Сенсорной тропы” развивают пространственные ориентировки. А, если учесть, что коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями начинается с формирования временных представлений и пространственной ориентации, то игровые упражнения, организованные в полифункциональной среде сенсорной комнаты, являются отличной пропедевтикой.
Наличие определённого количества секторов сенсорных дорожек и ковриков – своеобразная счётная линейка для тренировки прямого, обратного и порядкового счёта. Поэтому, это оборудование ещё и дидактический материал для закрепления математических представлений у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями на наглядном материале.
Цель:
Расширение жизненного пространства, смена впечатлений и видов детской деятельности, повышение эффективности мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижение их утомляемости и профилактике психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
- развитие двигательных функций;
- развитие понимания речи;
- накопление и активизация словарного запаса.
Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 7 лет, которые проходят реабилитацию в реабилитационном центре.
Спецификой реабилитации в данных условиях являются:
- краткосрочность пребывания (в течение 21 дня);
- комплексный характер реабилитации (сочетание социальной, медицинской и психолого-педагогической), что способствует оказанию эффективной помощи данной категории детей.
Логопедическая реабилитация, направлена на подготовку артикуляционного аппарата, голоса, дыхания к активной речевой деятельности, на развитие фонетико-фонематического слуха, формирование звукопроизношения, уточнение, активизацию и расширение словарного запаса, работу над интонацией, ритмом и темпом речевого высказывания.
Форма и объем занятий - подгрупповая. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями. Подгруппа состоит из 2-3 детей.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Длительность занятия – 20 – 40 минут.
Оборудование:
- «Звездная сеть» с контроллером;
- Пуфик – кресло, трапеция с гранулами;
- Сухой душ;
- Сухой бассейн с подсветкой;
- Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»;
- Аппарат аэроионопрофилактики «Снежинка»;
- Панно «Кривое зеркало»;
- Прибор динамической заливки цвета;
- Сенсорная тропа;
- Тактильная дорожка;
- Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
- Зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света;
- Мячи– фитболы
- Музыкальный центр с набором музыки для релаксации;
- Маты
- Рельефные мячи и валики
- «Сенсорная тропа»
- Пирамидка кольцевая
- Пирамидка-счет «Геометрические фигуры»
- Доски с вкладышами
- Счеты
- Волчки
Примечание:
Вся программа и ее планирование построены на основе имеющегося оборудования темной и светлой сенсорных комнат, и находится в стадии разработки и апробации.
Предполагаемый результат:
Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность реабилитации направленной на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волшебная комната» (работа в сенсорной комнате)
«Волшебная комната» предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности...
Система коррекционно-развивающей работы в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ
Предлагается цикл коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 - 7 лет....
ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Цветовое воздействие на психику ребенка затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, прежде всего мышление, его динамические, энергетические характеристики. С другой стор...
Программа "Волшебная комната" Практический материал по работе в сенсорной комнате
Программа "Волшебная комната" Практический материал по работе в сенсорной комнате...
Психологическая программа "Волшебный мир сенсорной комнаты"
laquo;Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и ...
Программа работы в сенсорной комнате для детей дошкольного возраста Титарь Колос
Программа работы в сенсорной комнате для детей дошкольного возраста Титарь Колос...
Рабочая программа педагога-психолога по работе в сенсорной комнате
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития. Цель программы:...