Рабочая программа педагога-психолога по работе в сенсорной комнате
рабочая программа по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sensornaya_komnata.odt | 657.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 255»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
410007, г.Саратов, ул.2-й им. Блинова Ф.А. проезд, зд. 8Б, тел. (8452)24-55-30, e-mail: detsad-splaneta@yandex.ru/
Рабочая программа педагога-психолога
МДОУ «ЦРР - детский сад № 255»
по работе в сенсорной комнате
Составила
Педагог-психолог
Хижняк Ирина Владимировна
г. Саратов
Содержание
Пояснительная записка
- Целевой раздел
- Цель и задачи программы
- Методы работы в сенсорной комнате
- Оборудование сенсорной комнаты
- Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей
- Возраст 3-4 года
- Возраст 4-5 лет
- Возраст 5-6 лет
- Возраст 6-7 лет
- Содержательный раздел
- Основные направления деятельности педагога-психолога
- Структура занятий
- Тематическое планирование психологических занятий с детьми 3 7 лет
- Организационный раздел
- Календарное планирование занятий
- Сроки реализации программы
- Ожидаемые результаты
Список Литературы
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 и с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «ЦРР-детский сад № 255», примерной образовательной программой дошкольного образования комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
Рабочая программа педагога-психолога МДОУ «ЦРР-детский сад № 255» разработана в соответствии с:
- Конвекцией о правах ребенка
- Конституцией РФ, ст.43, 72
- Федеральным законом от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
- ФГОС дошкольного образования (приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва)
- СанПин (постановление №26 от 15.05.2013 г. «Об утверждении требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ)
- Уставом ДОУ
- Образовательной программой МДОУ «ЦРР-детский сад № 255»
Главной составляющей полноценного развития детей является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты несет особые коррекционные и развивающие возможности. Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Она является профилактическим средством переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех ему подвержены. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
1.Целевой раздел
- Цель и задачи программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы: определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Задачи работы в сенсорной комнате:
- Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
- Развитие коммуникативной сферы детей:
- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
- Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности.
- Методы работы в сенсорной комнате
Основные методы работы в сенсорной комнате:
- игры и игровые упражнения;
- дыхательные упражнения;
- релаксационные упражнения;
- беседы и сказкотерапия;
- наблюдения;
- музыкотерапия;
- песочная терапия.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций - развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности.
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето -, цвето -, звуко - и ароматерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
Противопоказаниями посещения сенсорной комнаты являются соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развития эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а так же память, мышление, воображения и различных видов восприятие (зрительное, тактильное, слуховое).
Пространство сенсорной комнаты также используется при проведении диагностических бесед на первичном приёме.
- Оборудование сенсорной комнаты
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
№ | Название оборудования | Назначение оборудования |
1 | Мягкое напольное покрытие | Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Развитие воображения. Развитие:
Саморегуляция психического состояния |
2 | Развитие зрительного восприятия, цветовосприятия, активизация внимания. Релаксация в процессе представления образов. Создание психологического комфорта. Снижение уровня тревожности. Коррекция страхов. Разнообразить поток ощущений, позволить фантазии создавать причудливые картины | |
3 | Проектор с управлением эффектами «Живые обои» | Релаксация в сочетании со спокойной музыкой или сказками. Способствует развитию концентрации внимания, развитию зрительных ощущений, снятию напряжения. |
4 | Пуфик-кресло. Кресло-груши с гранулами. | Тактильная стимуляция соприкасающихся с ним частей тела. Релаксация |
5 | Сухой бассейн | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Развитие: кинестетической и тактильной чувствительности; образа тела; пространственных восприятии и представлений; проприоцептивной чувствительности. Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность. |
6 | Магнитофон, ноутбук с музыкальными записями (флешка) | Обогащение восприятия и воображения. Создание психологического комфорта. Релаксация: воздействие слуховых образов. Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Активизация двигательной активности. Формирование навыков саморегуляции. |
7 | Сухой душ. | Можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг тела. Развития мелкой моторики. Релаксация |
8 | Набор психолога Приоритет 7 модулей | Развитие логического и пространственного мышления, восприятия цвета и формы, геометрических фигур, схожего и различного |
9 | Оказывает массажный эффект, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект, успокаивающей психику, дети получат разные тактильные ощущения, влияющие на физическое и эмоциональное состояние. | |
10 |
| С помощью зеркала можно развивать пространственное мышление, внимание. Кривые зеркала помогают разрядить отрицательные эмоции и зарядиться положительными, непроизвольная двигательная активность помогает снять мышечное напряжение. |
11 |
| Способствует позволить почувствовать себя строителем и новатором. Ребенок с помощью программы сможет создать свой неповторимый мир. Лава, вода, ведут себя как настоящие и подчиняются законам физики. Предусмотрено несколько режимов строительства и игр: рисование, моделирование поверхности планеты, дающее возможность менять ландшафт в один миг. Способствует активизации внимания, повышения познавательного интереса, развития (восстановления) у них различных функций и навыков, так же применяется для релаксации. |
12 | Куб эмоций | С помощью куба эмоций можно упражнять детей в умении передавать различные эмоции мимикой, соотнося их с определёнными пиктограммами. Закреплять понятие настроение и формы его проявления. В индивидуальной работе можно использовать как диагностический метод верно ли ребенок определяет эмоциональное состояние человека. |
13 | Игрушка дидактическая бабочка | Способствует сенсорному, познавательному развитию детей, а также тренирует мелкую моторику. Подойдет для детского сада или младшей |
14 | Набор «Дары Фрёбеля» | Самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор для гармоничного развития ребёнка. Набор позволяет создать для детей условия для положительных эмоциональных реакций от умственного труда, повышает у детей интерес к познавательной деятельности: знакомство с цветами; знакомство с формами и свойствами предметов; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики. |
15 | Цветные палочки Кюизенера | Набор поможет ребятам научиться решать логические задачи, сделает процесс обучения весёлым и занимательным, в работе с ним познавательное развитие сочетается с сенсорным. Деятельность с набором Кюизенера базируется на активном размышлении, поиске правильных способов действий. Поэтому пособие развивает детский интеллект, познавательную активность, а также мелкую моторику, конструктивные навыки, ориентировку в пространстве, внимание, воображение и фантазию. Занятия с данным дидактическим материалом формируют такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность. |
16 |
| Конструктор помогает детям научиться выполнять логические операции; помогает детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развивать пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность. |
17 |
| С помощью этой игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать. |
1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей
1.1.1. Возраст 3-4 года
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится игра. На границе раннего (от 1 до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) детства впервые возникает игра с сюжетом. Одновременно с ней или позже возникает образно – ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок склонен фантазировать.
Дети начинают знакомиться друг с другом, учатся полноценному общению, формируя социальные формы общения, навыки, понятия.
Продолжает развиваться речь – звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, интенсивно растет словарный состав речи, грамматический строй.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).
Начинает развиваться воображение.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Период трех лет считается трудным – это связано с кризисом трехлетнего возраста. Трудность состоит в том, что ребенок начинает отделять себя от взрослых и проявляет возрастающую строптивость. Для ребенка чаще всего характерно: негативизм, эгоцентризм, самостоятельность.
1.1.2. Возраст 4-5 лет
Доминантным психическим процессом на данном возрастном этапе является память, которая активно продолжает развиваться. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется эпизодически.
Продолжает развиваться речь, которая носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться вне ситуативной. Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком. Взрослый становиться для ребенка эрудитом, который способен объяснить все и рассказать обо всем, что носит познавательный характер.
Использование речи, как кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Ребенка интересует не просто какое-либо явление само по себе, но и причины и следствия его возникновения.
Ребенок развивается физически и становится более вынослив. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается.
Продолжает развиваться фантазирование. Ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Связь мышления и действия сохраняется, но становиться не такой посредственной как раньше. Развивается способность выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной деятельности.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
1.1.3. Возраст 5-6 лет
На данном возрастном этапе дети могут распределять роли, основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роль формируется до начала игры – это говорит о новообразовании в развитии детей: от предметных действий людей к отношениям между ними. Ребенок уже может регулировать свое поведение, осваивают социальные отношения.
Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует познавательной мотивации в общении. Широкий кругозор и любознательность позитивно влияет на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы. Появляется интерес к математике, чтению. Развивается воображение, моделирование, исходя из этого ребенок уже может решить простые геометрические задачи.
Запоминание становиться произвольным, целенаправленным. Внимание более концентрировано, произвольно.
Продолжает активно развиваться речь. Дети учатся последовательно, логически строить свои действия, рассказывать об этом. Развивается инструктирование, которое помогает ребенку организовывать свое внимание на предстоящей деятельности.
На данном возрастном этапе для ребенка открывается весь спектр чувств и эмоций, также появляются их устойчивость. Для ребенка очень важно мнение взрослого, поэтому ему важно получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.
1.1.4. Возраст 6-7 лет
К концу дошкольного возраста ребенок меняется. Данный период называют возрастом «вытягивания» или возрастом смены зубов. Главные изменения происходят в поведении ребенка. Он начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. Данные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил, как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка. В этом возрасте значительно расширяется жизненный, мир ребенка.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться правил.
Развивается познавательная сфера. Дети свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
Развивается наглядно – образное мышление, с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры, как ведущей деятельности, к учению.
- Содержательный раздел
- Основные направления деятельности педагога-психолога
Исходя из положения о службе практической психологии в сфере образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога:
Психологическое просвещение – формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В круг актуальных вопросов, предлагаемых психологом, должны входить:
- возрастные особенности детей;
- условия, необходимые для психологического развития;
- готовность к школе и т.д.
Особое внимание отводится стилю взаимодействия детей и взрослых, изучение которых предполагает личностные особенности педагогов. Основными условиями эффективного общения является взаимное уважение и открытость.
Важной профилактической процедурой является разработка программы адаптации поступающего ребенка в ДОУ.
Психологическая профилактика – обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных усложнений в психическом развитии и становление личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально- психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающая педагогическую и медицинскую. Психодиагностика является основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ.
При выборе психодиагностических методик учитываются такие характеристики:
- соответствие возрасту;
- соответствие целям диагностического исследования;
- минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе легкость в обработке данных);
Развивающая и психолого-коррекционная работа – активное взаимодействие педагога – психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрение комплексных психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
Данное направление включает в себя:
- групповые психолого-коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной, познавательной сферах);
- индивидуальные психолого-коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной, познавательной сферах);
- индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями.
Данное направление включает работу со взрослыми, их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.
Психологическое консультирование - консультирование администрации учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.
Организационно – методическая работа включает в себя следующие виды деятельности:
- оформление документации;
- участие в методических объединениях практических психологов;
- методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер – классов, по плану МДОУ;
- изучение психолого – педагогической литературы;
Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития.
Основные направления экспертной работы в ДОУ:
1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности
психики ребенка.
3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы
воспитанниками.
4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей
требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
5. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или ДОУ.
6. Участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Формы работы педагога психолога:
- Индивидуальная;
- Подгрупповая;
- Групповая
Таким образом, педагог-психолог, в ходе своей профессиональной деятельности реализует все направление описанные выше.
В рамках реализации программы психолог должен заботиться о создании психологического благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса для детей и педагогов.
- Структура занятий
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
4.Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
5. Обобщение. Ритуал прощания.
Занятия проводятся индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия – ококло 30 минут, в зависимости от возраста.
1.3. Тематическое планирование психологических занятий с детьми 3 - 7 лет
Предполагаемая программа стимулирует у детей накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Возраст детей: 3 -7 лет
Занятия проводятся, в форме бесед, игр.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Длительность занятий: 3-5 лет – 15-20 минут; 5-7 лет – 25-30 минут;
Программа состоит из четырех уровней:
1. Занятия, развивающие тактильное и кинестетическое восприятие, вестибулярный аппарат
2. Занятия, развивающие восприятие тела в пространстве, чувство равновесия, мускульного напряжения, движения глаз
3. Занятия, развивающие ощущения тела, моторное планирование, слуховое восприятие.
4. Занятия, развивающие глазодвигательную координацию, визуальное восприятие, речь.
ПЛАН
Коррекционно- развивающих занятий
педагога-психолога
на учебный год
№ | Оборудование | Тема | Цель и задачи занятий | Содержание |
Сентябрь | ||||
1,2 | Мониторинг | |||
3,4 | 1.Мягкое напольное и покрытие 2.Пуфик-кресло. Кресло-груши с гранулами. 3.Пузырьковая панель | «Я в детском саду» Знакомство с сенсорной комнатой | Знакомство детей со средой сенсорной комнаты, знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, установление доверия между психологом и детьми | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Сжимаем в кулачке» 3.Знакомство с тактильной средой. 4. Упражнение «Поймай взглядом» 5. Ритуал прощания |
Октябрь | ||||
5 | 1.Пуфик-кресло. Кресло-груши с гранулами. 2.Пузырьковая панель. 3.Проектор с управлением эффектами «Живые обои» | «Осеннее настроение» | Снятие негативных эмоций и состояний. Саморегуляция и стабилизация психического состояния; совершенствование умения анализировать образец, закрепляя знания о цвете, форме, величине предметов. развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Узнай цвет» 3. Упражнение «Поймай взглядом» 4.Релаксация «Листопад» 5. Ритуал прощания |
6 | 1.Интерактивная песочница Режим «Времена года» 2. Сухой бассейн. | Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей - приметы осени. Преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе. Сочетает в себе функции тактильной, зрительной, звуковой стимуляции, развития мелкой моторики и игровой терапии. | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Краски осени» 3. Игра «Приметы осени» 4. Игра «Собери шарики желтого цвета» 5. Ритуал прощания | |
7 | 1.Пуфик-кресло. Кресло-груши с гранулами. 2.Пузырьковая панель. 3. «Дары Фрёбеля», набор 7, 8, 9, 10 | Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей — краски осени. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, соотношение количества и размера, развитие творческих способностей, самостоятельной игровой при конструировании одежды. | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Краски осени» 3. Игра «Одень куклу». 4. Игра «Испеки каравай» 5. Ритуал прощания | |
8 | 21. Набор психолога Приоритет Модуль 2 (Геометрические фигуры) 2.Кресло-груши с гранулами. 3.Магнитофон, ноутбук с музыкальными записями. | «Страна, в которой я живу и другие страны» | Знакомство ребенка с геометрическими фигурами, цветом. Собрать из фигур определенное изображение: машину, поезд, корабль. Способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя. | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Транспорт» 3. Психогимнастика «Мы едем, едем, едем» 4.Упражнения на релаксацию 5. Ритуал прощания |
9 | 1.Интерактивная песочница Режим «Рельеф» 2.Сухой бассейн 3.Тактильная дорожка. | Развитие: воображения; зрительного восприятия; мышления; мелкой моторики. Снижение уровня тревожности. Создание психологического комфорта. Знакомство с рельефом земли. | 1.Ритуал приветствия 2. Игра «Путешествие» 3. Игра «Море шариков» в «сухом бассейне». 3. Игра «Поиск клада» 4.Ритуал прощания | |
Ноябрь | ||||
10 | 1. «Дары Фрёбеля», набор 7, 8, 9, 10 2.Панно «Кривое Зеркало» | «Мой мир» | Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, соотношение количества и размера, развитие творческих способностей, самостоятельной игровой при конструировании фигурок людей. Создание бодрого, оптимистичное настроения; развитие мимики и пантомимики; развитие умения выражать различные эмоциональные состояния; снижение нервно-психическое и эмоциональное напряжения. | 1. Ритуал приветствия 2.Конструирование «Жители нашей планеты». 3.Игра «Мы такие разные». 4. Ритуал прощания. |
11 | 1. «Дары Фрёбеля», набор 7, 8, 9, 10 2.Тактильная дорожка | Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, соотношение количества и размера, развитие творческих способностей, самостоятельной игровой при украшении элементов одежды. Дети получают разные тактильные ощущения и сравнивают, влияющие на физическое и эмоциональное состояние. | 1. Ритуал приветствия 2.Конструирование «Юные дизайнеры». 3. Игра «Мы шагаем по дорожке». 4. Ритуал прощания | |
12 | 1.Пуфик-кресло. Кресло-груши с гранулами. 2. Мелкие предметы в мешочке. 3.Работа с кубиками Никитина | «Мир вокруг нас» | Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны. Способствовать развитию наглядно-действенного мышления; мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза; цветового восприятия; способности комбинирования; зрительную память; развития самоконтроля и самоанализа; целеустремленности и усидчивости; чувства симметрии; воображения. | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Из чего сделано?» 3. Игра «Сложи узор» 4. Ритуал прощания |
Декабрь | ||||
13 | 1.Интерактивная песочница Режим «Времена года» | «Начало зимы» | Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей - приметы зимы. Преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе. Развитие тактильной функции и развития мелкой моторики и игровой терапии. | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Краски зимы» 3. Игра «Приметы зимы» 4.Пальчиковая гимнастика «Снежок», комканье бумаги
5. Ритуал прощания |
14 | 1.Пуфик-кресло. 2.Проектор с управлением эффектами «Живые обои» режим «Снегопад» 3.Стена для рисованием мелом. | Имитация снег, падающих снежинок, создавая условия для расширения кругозора воспитанников, уточняя представления детей о зиме через знакомство со снежинкой. Способствовать развитию образных представлений, воображения, умения видеть красоту снежинки, любоваться ею. | 1. Ритуал приветствия 2.Путешествие в Зимнюю сказку. 3.Упражнение-рисование «Красавица снежинка!» 4. Ритуал прощания | |
15 | 1.Пуфик-кресло. 2.Проектор с управлением эффектами «Живые обои» режим «Снегопад» 3.Цветные палочки Кюизенера. | Имитация снег, падающих снежинок, создавая условия для расширения кругозора воспитанников, уточняя представления детей о зиме через знакомство со снежинкой. Составление из палочек Снежинок (своеобразная мозаика) | 1. Ритуал приветствия 2.Путешествие в Зимнюю сказку. 3.Игра «Разнообразие снежинки» 4. Ритуал прощания | |
16 | 1.Тактильная дорожка. 2.Интерактивная песочница Режим «Времена года. Зима.» (деревянный конструктор, фигурки животных) | Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей - жизнь в зимнем лесу. Преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе. Развитие тактильной функции и развития мелкой моторики и игровой терапии. | 1. Ритуал приветствия 2.Игра «По заснеженным дорожкам в лес» 3. Путешествие в Зимний лес. 4. Ритуал прощания | |
17 | 1.Пуфик-кресло. 2.Интерактивная песочница. Режим «Время года. Зима.» 3.Магнитофон, ноутбук с музыкальными записями. 4.Белый лист бумаги. | «К нам приходит Новый год» | Познакомить детей с местом и условиями проживания Деда Мороза Активизировать память детей. Воспитывать интерес, любознательность. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Ритуал приветствия 2.Занятие «Где живёт Дед Мороз?» 3.Физминутка «Снежный пух» 4. Мастерим снежки. 5. Ритуал прощания |
18 | 1. «Дары Фрёбеля», набор 7, 8, 9, 10 2. Веточка ёлки. | Способствовать формированию у детей интереса к изобразительному творчеству, знакомство с основами композиции, развитие игровой деятельности. Рассмотреть особенности строения еловой веточки, окраски, развивать тактильную память мелкую моторику | 1.Ритуал приветствия 2.Конструирование «Ёлочка - красавица» 3.Релаксация «Новогодний фейерверк» 4. Ритуал прощания | |
Январь | ||||
19 | 1. Сухой бассейн 2.Лист белой бумаги. 3.Набор психолога Приоритет Модуль 3 (Схожее и различное ) 4..Пуфик-кресло. | «Рождественс кое чудо» | Развитие мелкой моторики рук, развития глазомера. Научить детей сравнивать предметы. Учить составлять бусы разных цветов. Учить детей выполнять действия по инструкции воспитателя; Развивать мелкую моторику рук, тонкие движения пальцев, координацию рук; Развивать зрительное внимание; Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, терпение. | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Попади снежком в корзину» (в бассейн) 3.Игра «Собери и разбери гирлянду из бус» 4.Релаксация «Я спокоен» 5. Ритуал прощания. |
20 | 1.Пузырьковая панель. 2.Тактильная дорожка. 3.Сухой бассейн. 4.Пуфик-кресло. | «Книжкина неделя» | Развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса, регуляция мышечного напряжения. | 1.Ритуал приветствия 2. «В гостях у сказки» 3.Игра «Там, на невиданных дорожках...» 4. Упражнение «Найди сказочных героев» 5.Игра «Поймай, золотую рыбку! 6.Ритуал прощания |
21 | 1.Пуфик-кресло. 2.Стена для рисованием мелом. 3. Сухой бассейн | «Я и мои друзья» | Держать за руки и выполнять задания. Формирование коммуникативной сферы. Снятие психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса, регуляция мышечного напряжения. | 1.Ритуал приветствия 2.Игры «Круг дружбы» 3.Упражнение «Мы все такие разные» 4. Игра «Найди друга (по цвету шара) 5.Ритуал прощания |
22 | 1.Пуфик-кресло. 2.Воздушно-пузырьковая панель. 3. Куб эмоции 4.Музыкальное сопровождение | Эмоции , настроение развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет». активизация зрительного восприятия. Релаксация. | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Поймай взглядом» 3. Игра «Узнай настроение». 4.Релаксационные упражнения для мимики лица 5.Ритуал прощания | |
Февраль | ||||
23 | 1.Ковровое покрытие. 2.Музыкальное сопровождение. | «Мир профессий» | Систематизировать представления детей о различных профессиях. Развивать внимание, память, речь. Развитие выразительности жестов, мимики, голоса. | 1.Ритуал приветствия 2.Игра-пантомима «Что мы делали не скажем, а покажем» (профессии) 3.Двигательные этюды «Мы трудимся» 4.Ритуал прощания |
24 | 1.Ковровое покрытие. 2.Пуфик-кресло. 3.Мешочек с овощами и фруктами. 4. Мяч | «Витамины – помощники здоровью» | Формирование представлений о здоровом, правильном питании. Узнать на ощупь овощ и фрукт. Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Разветвитие внимания, умения сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышлению. | 1.Ритуал приветствия 2.«Овощи и фрукты - полезные продукты» 3.Игра «Съедобное-несъедобное». 4. Ритуал прощания. |
25 | 1.«Дары Фрёбеля», набор 1,2,3,4,5,5В 2.Музыкальное сопровождение. 3.Ковровое покрытие. | «Защитники Отечества» | Расширять представления детей о военной технике Российской армии. Способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля». Развивать фантазию и творческое воображение детей в процессе выполнения игрового задания по конструированию, используя игровой набор «Дары Фребеля». Развитии мелкой моторики у детей. | 1.Ритуал приветствия 2.Конструирование «Военная техника» 3.Физминутка «Кто вперёд!» 4. Ритуал прощания. |
26 | 1.«Дары Фрёбеля», набор 1,2,3,4,5 2.Сухой душ. 3. Сухой бассейн. | «Народное творчество: культура и традиции» | Познакомьте ребёнка со старинными предметами быта: лавка, скамейка, печь, колыбелька (люлька), рукомойник, самовар, глиняный горшок. Способствовать развитию умения работать по образцу. Снятие психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса, регуляция мышечного напряжения. | 1.Ритуал приветствия 2. Конструирование по образцу. 3. Релаксация мышц рук. Упражнение «Заплетем русскую косу». 4.Игра Меткий стрелок» 5. Ритуал прощания. |
Март | ||||
27 | 1.Интерактивная песочница. Режим «Времена года. Весна.» 2.Музыкальное сопровождение. 3.Живые обои. Цветы. 3. Сухой бассейн | «Скворцы прилетели на крыльях весну принесли» | Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей - приметы весны. Умение определять на слух голоса птиц. Снятие психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса, регуляция мышечного напряжения. | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Что бывает весной? 3.Игра «Назови птиц, которых ты услышал» 4. Игра «Собери букет для мамы» 5. Ритуал прощания. |
28 | 1.Напольная тактильная дорожка. 2.Музыкальное сопровождение. 3.Лист зелёной бумаги и прозрачные камушки. | Способствовать формированию умение у детей замечать весенние изменения в природе и желание отразить красоту природных явлений с помощью игры. | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Здравствуй, Весна!» 3.Упражнение «Нарвем зелёной травки» 4. Ритуал прощания. | |
29 | 1.Ковровое покрытие. 2.Пуфик-кресло. 3.Воздушно-пузырьковая панель. 4.Сухой бассейн. 5.Сухой дождь. 6.Музыкальное сопровождение. | «Мир игры» | Полное погружение в мир ощущений и чувственных восприятий. Стимуляция и развития тактильных ощущений. Нормализация деятельности центральной нервной системы. Активизация творческой и познавательной деятельности. Создание положительного псих-эмоционального фона. Оказания благотворительного сенсорного воздействия. | 1.Ритуал приветствия 2.Сенсорный театр: -Дыхательная гимнастика «Поможем пузырькам» -Игра «На берегу моря» -Физминутка «Весенний дождь! 3. Ритуал прощания. |
30 | 1.Интерактивная песочница. Режим «Художник». 2.Музыкальное сопровождение. 3. Мелкие фигурки. | Развитие детского интеллекта, познавательной активности, а также мелкой моторики, конструктивных навыков, ориентировки в пространстве, внимания, воображения и фантазии. | 1.Ритуал приветствия 2.Театр на песке. 3. Ритуал прощания. | |
31 | 1.Тактильная дорожка. 2.Музыкальное сопровождение. 3.Ковровое покрытие. | «Юмор в нашей жизни» | Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Развитие тактильных ощущений. Мышечное расслабление , улучшение эмоционального фона. Создание положительного эмоционального состояния. | 1.Ритуал приветствия 2.Весёлое путешествие. 3.Весёлый танец. 4.Упражнение «Посмеёмся вместе!» 5. Ритуал прощания. |
Апрель | ||||
32 | 1.Ковровое покрытие. 2.Тактильная дорожка. 3. Живые обои. 4.Музыкальное сопровождение. | «Неделя здоровья» | Способствовать формированию к здоровому образу жизни, привлекая к занятию физкультурой. Обогащение восприимчивости и воображения. | 1.Ритуал приветствия 2. «Весёлая физкультура» 2.»Дорожка Здоровья» 3.Светотерапия. 4.Ритуал прощания. |
33 | 1.Ковровое покрытие. 2.Пуфик-кресло. 3.Пузырьковая панель и «Живые обои». 4.Коврограф «Ларчик». | «Тайна третьей планеты» | Тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации. Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов. Создание положительного эмоционального состояния. | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «На космическом корабле» (иллюминатор). 3. «Звездочёты» (счёт). 4. Ритуал прощания. |
34 | 1. Логические блоки Дьенеша. 2Музыкальное сопровождение. 3Ковровое покрытие. 4Пуфик-кресло. 5.Сухой бассейн. | «Природа вокруг нас» | Развитие представлений о домашних животных. Способствовать развитию пространственного воображения, творческих способностей, фантазии, навыков конструирования, моделирования, речи, логического мышления, мелкой моторики. | 1.Ритуал приветствия 2 Конструирование «Мой домашний питомец» 3. Игра «Угадай кто как кричит?» 3.Игра «Поиграем с киской и клубком». 5 Ритуал прощания. |
35 | 1. Тактильная дорожка 1.Интерактивная песочница. Режим «Ландшафт». 2.Музыкальное сопровождение. 3. Мелкие фигурки диких животных. | Развитие представлений о диких животных. Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей о жизни диких животных. | 1.Ритуал приветствия. 2Упражнение «Лесные тропинки». 3Путешествие в лес. 4 Игра «Угадай кто как кричит?» 5 Ритуал прощания. | |
Май. | ||||
36 | 1.«Дары Фрёбеля», набор 1,2,3,4,5,5В 2.Музыкальное сопровождение. 3.Ковровое покрытие. | «День Победы» | Расширять представления детей о военной техники ВОВ. Способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля». Развивать фантазию и творческое воображение детей в процессе выполнения игрового задания по конструированию, используя игровой набор «Дары Фребеля». Развитии мелкой моторики у детей. | 1.Ритуал приветствия 2.Конструирование «Военная техника» 3.Физминутка «Кто вперёд!» 4. Ритуал прощания. |
35 | 1.Тактильная дорожка. 1.Интерактивная песочница. Режим «Времена года». Весна. 2.Музыкальное сопровождение. 3. Мелкие фигурки животных. | «Мир природы и красоты» | Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Развитие тактильных ощущений. Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей - жизнь в весеннем лесу. | 1.Ритуал приветствия 2.Путешествие в весенний лес» 4.Ритуал прощания |
36 | 1.Тактильная дорожка. 1.Интерактивная песочница. Режим «Океан: флора и фауна». 2.Музыкальное сопровождение. 3. Мелкие фигурки жителей морей и океанов. | Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Развитие тактильных ощущений. Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей о морских обитателях. | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Через речку 3.Путешествие по морям и океанам. 4. Игра 5.Ритуал прощания | |
37 | 1.Тактильная дорожка. 1.Интерактивная песочница. Режим «Времена года». Лето. 3.Сухой душ. 2.Музыкальное сопровождение. 3. Мелкие фигурки. | «Здравствуй, лето!» | Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Развитие тактильных ощущений. Способствование интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей о лете. | 1.Ритуал приветствия 2. «Весёлое лето» 3. «Летний дождь». 4.Игра «Краски лета». 4.Ритуал прощания |
Количество занятий: всего 37.
- Организационный раздел
- Календарное планирование занятий
Месяц | Неделя | Номер занятия |
Сентябрь | Мониторинг | |
«Я в детском саду» | ||
Октябрь | «Осеннее настроение» | |
«Страна, в которой я живу и другие страны» | ||
Ноябрь | «Мой мир» | |
«Мир вокруг нас» | ||
Декабрь | «Начало зимы» | |
«К нам приходит Новый год» | ||
Январь | «Рождественское чудо» | |
«Книжкина неделя» | ||
«Я и мои друзья» | ||
Февраль | «Мир профессий» | |
«Витамины – помощники здоровью» | ||
«Защитники Отечества» | ||
«Народное творчество: культура и традиции» | ||
Март | «Скворцы прилетели на крыльях весну принесли» | |
«Мир игры» | ||
«Юмор в нашей жизни» | ||
Апрель | «Неделя здоровья» | |
«Тайна третьей планеты» | ||
«Природа вокруг нас» | ||
Май | «День Победы» | |
«Мир природы и красоты» | ||
«Здравствуй, лето!» | ||
3.2. Сроки реализации программы
Программа составлена на учебный год.
Продолжительность: данная программа состоит из 20 занятий по 20-30 минут каждое. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю.
Этапы подготовки и создания программы:
Этап сбора и анализа информации (сентябрь 2 недели). Заключался в оценке контингента участников определении специфики их развития, подготовке материально-технической базы обеспечения, определении цели и задач коррекционно-развивающей работы.
Этап планирования и организации. Состоял в организации коррекционно-развивающего процесса, направленного на развитие сенсорной и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в специально созданных условиях сенсорной комнаты. На этом этапе велась работа по написанию коррекционно-развивающей программы.
Этап апробации и корректировки. Заключался в практической апробации программы, оценке результативности. На данном этапе происходила доработка и корректировка программы.
3.3.Ожидаемые результаты
1. Психотерапевтический эффект будет заключаться в доверии ребенка к педагогу-психологу, стремлении контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов с детьми.
2. Развивающий эффект занятий проявиться в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне занятия, в том, что поведение детей станет улучшаться, эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные знания в других видах деятельности: в игре, учении, общении.
Предполагаемые отдаленные результаты будут состоять в:
1. Профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения и других проблем психогенного характера.
2. Коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
3. Развитии творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.
Список Литературы
- Добина, Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2009.
- Кальмова, С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская, Т. В. Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
- Колосс, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ , 2010.
- Обеспечение психологически комфортной образовательной среды ДОУ: возможности сенсорной комнаты. С.Ю. Прохорова // Ж-л «Справочник педагога-психолога» № 9, 2013г
- Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое
пособие / Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.Галлямовой. – Спб.: Генезис, 2005.
- Селищева, Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. ФГОС ДО. – издательство Учитель 2020 г.-192 с.
- Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013
- Хухлаева, О.В. Хухлаев, О.Е. - Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. : Издательство «ФОРУМ», 2011- 170 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год, включая работу с детьми ОВЗ
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2.Основные цели и задачи1.3. Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Возрастные особенности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога- психолога по работе с детьми подготовительной группы
Работа с детьми подготовительной к школе группы...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты
В презентации представлены блоки сенсорной комнаты,применяемые в работе педагога-психолога при использовании в зоровьесберегающих технологиях...
Рабочая программа педагога-психолога для работы в группах для детей с ЗПР
Рабочая программа педагога-психолога для работы в группах для детей с ЗПР...
Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...
Рабочая программа педагога-психолога по сенсорному развитию в группах раннего возраста
В программе представлены 31 занятие по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов, а также снятие напряжение и тревожности, по средствам игр,...