Система коррекционно-развивающей работы в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Предлагается цикл коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kor_razv_raboty_sk.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Система коррекционно-развивающей работы в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ
Темная сенсорная комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка — вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.
Общие принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты:
1. Основу общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со специалистом.
2. Специалист, работающий с ребенком индивидуально (или с группой) привлекает его (их) к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде. Он делает это без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.
3.Дифференцированный подход в общеразвивающем, коррекционно-образовательном, психологическом процессе реализуется в нескольких направлениях:
- при организации полифункциональной интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей, развития саморегуляции их деятельности;
- в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах, в группе), соответствующих интересам и возможностям детей;
- в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от возраста занимающихся и режима их основной деятельности.
Основные направления работы СК:
- использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей дошкольного возраста сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и пространственное восприятие;
- релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие познавательных процессов, в том числе воображения и творческих способностей;
- непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, его самооценки и становления его как личности.
Перечень оборудования сенсорной комнаты ГБДОУ д/с № 93
(производство «ПКФ «Альма», Санкт-Петербург)
Мягкая среда | |
Маты напольные | - маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. Маты скрепляются между собой с помощью липучек, расположенных на нижней поверхности. |
Маты настенные | - служат для мягкого настенного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт, позволяя избежать ударов и соприкосновения с твердыми и холодными стенами. Это уменьшает чувство страха перед возможным падением (особенно у детей), и способствует созданию уюта и комфорта в сенсорной комнате. |
Пуфик – кресло с гранулами | - удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. |
Детская подушка с гранулами | - подушка, с помощью которой ребенок сможет принять удобную позу, подложив ее под голову или под ноги. Подушку можно использовать и в качестве сидения. |
Детская сенсорная дорожка | - дорожка из ковролина, к поверхности которой с помощью липучек крепятся круглые «кочки-мешочки» с различными наполнителями и квадратные ребристые коврики. Ходьба по «кочкам-мешочкам» и ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. |
Сухой бассейн | - бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми полупрозрачными шариками. Бассейн может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. |
Приборы, панно | |
Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» | - россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. |
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной | В прозрачной колонне, выполненной из прочного пластика и заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. |
Светодиодный имитатор открытого огня «Пламя» | - декоративный светильник, имитирующий пламя костра. Вокруг него можно организовать пространство для релаксационных занятий, занятий на основе сказочных сюжетов. Он также используется для концентрации внимания и как стимулятор визуальных ощущений. |
Тактильная фиброоптическая панель | - это изделие с тактильными элементами различной фактуры и цвета. Фиброоптическое волокно, создает эффект мерцания при полном или частичном отсутствии освещения. Панель многофункциональна, может использоваться для развития воображения, творческих способностей, внимания, памяти, сенсорно - перцептивных ощущений, а также для стимуляции тактильно – визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, создания положительного настроя на работу. |
Генератор мыльных пузырей | - установка, которая производит из пенного раствора пузыри и выбрасывает их на определенное расстояние. Используется для создания положительного эмоционального фона, дыхательных упражнений и развития сказочных сюжетов. |
Световой стол для рисования песком | - используется для развития сенсорно-перцептивной сферы, воображения и творческих способностей, познавательных процессов, мелкой моторики и координации движений, коммуникативных навыков, а также для стабилизации эмоционального состояния. |
Разное | |
Музыкальный центр | - важный элемент темной сенсорной комнаты. Аудиозаписи используются для создания психологического комфорта, сопровождения сказочного сюжета, развития воображения, релаксации. |
Мяч массажный | - служит для стимуляции и релаксации мышечных тканей. Проведение массажных воздействий такими мячами усиливает кровообращение и питание тканей, уменьшает боль, способствует восстановлению мышечных функций и улучшению здоровья в целом. Массажные игольчатые мячи разных диаметров используют для массажа рефлексогенных зон, они способствуют повышению кожно-мышечного тонуса, уменьшению венозного застоя и ускорению капиллярного кровотока, улучшению функционирования периферической и центральной нервной системы. |
Набор Фребеля | - включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фребелем и его последователями. Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами и телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, считать, складывать, составлять последовательности, вычитать. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих материалов дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. |
Дидактическая черепаха с набором съемных чехлов | - полифункциональный модуль для организации познавательных игр. В комплект входят пять чехлов: «Укрась полянку», «Волшебный круг», «Веселый калейдоскоп», «Математический», «Умелые ручки». Поверхность каждого чехла разделена на разноцветные секторы с различными игровыми композициями. Используется для развития познавательных психических процессов, мелкой моторики, координации движений, речевого развития и др. |
В зависимости от задач, которые ставит перед собой специалист, организуя работу в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, на занятиях может быть использовано оборудование комплексного применения, например, различные массажные мячи, игровой и дидактический материал и т. д.
Кроме того, степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы: наборы
тактильных (мешочки с различными наполнителями, пуговицы, перышки, рамочки с различной фактурой, «сухой аквариум» и т.п.),
визуальных (карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочная мишура, газовые и шелковые платки различных цветов; цветные прищепки и др.),
слуховых (колокольчики, свистки, шумовые коробочки и др.) стимулов.
Цикл коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате.
Характеристика группы: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ (диагноз: тяжелое нарушение речи).
Курс состоит из 8-10 занятий, каждое продолжительностью 25 – 30 минут.
Занятия проводятся в подгруппах по 4-6 человек.
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья с помощью интерактивной среды сенсорной комнаты.
Задачи:
- сбалансировать и развивать обработку сенсорных стимулов нервной системой с помощью игр и упражнений, активизирующих и развивающих у детей дошкольного возраста сенсорные функции (сенсорная интеграция);
- развивать познавательные процессы, в том числе воображение и творческие способности;
- способствовать самовыражению детей, повышать уверенность в себе;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
Структура занятий в сенсорной комнате включает в себя:
- ритуал приветствия,
- основную часть (игровые упражнения с использованием интерактивного оборудования),
- ритуал прощания.
Конспекты занятий.
Занятие №1. Знакомство с «Волшебной комнатой».
Знакомство с интерактивным оборудованием темной сенсорной комнаты происходит при освещении, приборы включаются по одному.
- Приветствие (встреча с утенком Тимом).
- «Необычное путешествие» (знакомство с интерактивным оборудованием СК).
Дети входят в «волшебную комнату», где звучит музыка, включен свет.
- Ходьба по сенсорной дорожке (обращая внимание детей на то, что чувствуют их ножки);
- Упражнение «Поймай взглядом» (подходим к «волшебному фонтану» - пузырьковой колонне);
- «Море шариков» (сухой бассейн);
- Тактильная панель;
- Сенсорная дорожка – возвращаемся из путешествия.
Благодарим утенка Тима и волшебную комнату.
- Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!»
Занятие № 2.
- Приветствие.
- «Путешествие в волшебном лесу».
Музыкальное сопровождение: звуки леса.
- Ходьба по сенсорной дорожке (дети представляют, что идут по траве, камешкам, и т.п., говорят, что чувствуют их ножки);
- Упражнение «Поднимаем пузырьки» (пузырьковая колонна);
- Знакомство с «волшебным ручейком» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»);
- Упражнение «Кто больше?» (сухой бассейн);
- Упражнение «Солнечный зайчик»;
- Сенсорная дорожка – возвращаемся из путешествия.
Благодарим утенка Тима и волшебную комнату.
- Ритуал прощания.
Занятие № 3.
- Приветствие.
- «Сказочная рыбалка».
- Сенсорная дорожка;
- Игра «Рыбалка» («сухой аквариум»);
- Упражнение «Цветные пузырьки» (пузырьковая колонна);
- «Танец рыбок»;
- Релаксация «Рыбки»;
- Сенсорная дорожка.
Благодарим утенка Тима и волшебную комнату.
- Ритуал прощания.
Занятие № 4.
- Приветствие.
- «Маленькие привидения».
- Сенсорная дорожка;
- Игра «Маленькие привидения»;
- Упражнение «Вверх-вниз» (пузырьковая колонна);
- «Болтушки» (сухой бассейн);
- «Серебряное копытце» (светильник «Пламя»);
- Сенсорная дорожка.
Благодарим утенка Тима и волшебную комнату.
- Ритуал прощания.
Занятие № 5.
- Приветствие.
- «Путешествие на облаке».
- Сенсорная дорожка;
- Упражнение «Облако»;
- Упражнение «На что похожи облака» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»);
- Упражнение «Ветер» (генератор мыльных пузырей);
- Этюд «Солнышко и тучка»;
- Релаксация «Волшебный сон».
Благодарим утенка Тима и волшебную комнату.
- Ритуал прощания.
Занятие № 6.
- Приветствие.
- «Полет к звездам».
- Визуализация «Путешествие на Голубую звезду»;
- Сенсорная дорожка (изучаем поверхность планеты);
- Игра «Звучащие кубики»
- Упражнение «Звездный вулкан» (пузырьковая колонна);
- Игра «Чудесный мешочек»;
- Визуализация «Путешествие на Голубую звезду» (возвращение).
- Ритуал прощания.
Занятие № 7.
- Приветствие.
- «Волшебный дождь».
- Игра «Найди пару» (сенсорная дорожка и тактильные рамочки);
- Игра «Капельки» (генератор мыльных пузырей);
- Упражнение «Поймай нить» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»);
- Упражнение «Достань со дна» (сухой бассейн);
- Игра «Ласковый дождик»;
- Сенсорная дорожка.
Благодарим утенка Тима и волшебную комнату.
- Ритуал прощания.
Занятие № 8.
- Приветствие.
- «Цветное настроение».
- Игра «Угадай настроение» (используется «кубик эмоций»);
- Упражнение «Мышата» (пузырьковая колонна);
- Упражнение «Подбери по настроению» (сенсорная дорожка и тактильная панель);
- Игра «Найди такой же» (используются цветные мячики из набора Фребеля);
- Упражнение «Фонтанчик» (генератор мыльных пузырей);
- Релаксация «Радуга».
Благодарим утенка Тима и волшебную комнату.
- Ритуал прощания.
Занятие № 9.
- Приветствие.
- «Нити удачи».
- Сенсорная дорожка;
- Игра «Нити удачи» (клубок цветных ниток);
- Упражнение «Поздоровайся» (сухой бассейн);
- Упражнение «Калейдоскоп» (пузырьковая колонна);
- Игра «Волшебные нити» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»);
- Игра «Доброе животное».
Благодарим утенка Тима и волшебную комнату.
- Ритуал прощания.
Занятие № 10.
- Приветствие.
- «Фантазеры».
- Игра «На что похоже?» (сенсорная дорожка, тактильные рамочки);
- Упражнение «Угадай прикосновение»;
- Упражнение «Ловкие пальчики» («сухой аквариум»);
- Игра «Представь себя…» (пузырьковая колонна, различные звуки природы);
- Упражнение «Доброе дело» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь», прищепки);
- «Пожелание другу» (светильник «Пламя»).
- Ритуал прощания.
При необходимости получения экспресс-анализа результативности того или иного занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты возможно использование проективной методики «Дерево» (Приложение 2).
Литература.
1. Темная сенсорная комната — мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
2. Баряева Л.Б., Мурашов В.В., Фаткулов А.Т. Материалы для комплектации и составления паспорта «Темной сенсорной комнаты». – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2011.
3. Баряева Л.Б., Галлямова Ю.С. и др. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
4. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.
5. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
6. Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. – СПб.: ООО Издательство Детство-пресс, 2014.
7. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Домилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Домилина, В.Я. Зендгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008.
9. Самойлович Е.Р., Богун О.В. Игры и упражнения для проведения в темной сенсорной комнате. – Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 11-2014г.
10. Раченко Т., Каракулова О. Игры в «сухом бассейне». – журнал «Обруч», № 4-2002г.
11. Интернет-ресурсы: http://www.nsportal.ru; http://www.medical-group.ru; http://www.orlenok-kmv.ru/sensory.html; http://akvamarin.kz; http://festival.1september.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи
Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Рисование песком в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Некоторые технологии песочной терапии для детей с ЗПР...
«Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста»
В презентации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста....
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация на ППО учителей-логопедов и педагогов-психологовКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Система коррекционно-развивающей работы с детьми с лёгкой степенью дизартрии
Практический материал по всем направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии. Из опыта работы. Верстка материала - можно сделать в формате книги...
«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...