Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи: «Путешествие в осенний лес».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида Московского района
города Санкт–Петербурга.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
по познавательно-речевому развитию
детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи
«Путешествие в осенний лес».
Автор: учитель-логопед Ткаченко М.С.
2013 год
Цель: обеспечение усвоения детьми лексико-грамматического строя речи и навыков связной речи через интеграцию различных видов деятельности (игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной).
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- систематизировать и углубить представление детей о сезонных изменениях в природе;
- формировать умение различать и называть деревья, овощи, перелетных птиц;
- закреплять навыки словообразования (образование сложных слов, слов с суффиксами –ат-, -ят-) и словоизменения (согласование существительных с числительными, прилагательных с существительными);
- совершенствовать навыки связной речи;
- формировать осознание экологических зависимостей;
коррекционно-развивающие:
- развивать речь, как средство общения;
- развивать диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, память, ассоциативное мышление,
- развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую и общую моторику;
- развивать навыки координации речи с движениями;
- развивать умение отгадывать загадки;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому;
- формировать привычку самостоятельно готовить материал к занятию и убирать его за собой;
- воспитывать соблюдение инструкции безопасности;
- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
- чтение сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;
- беседы по темам «Ранняя осень», «Осень золотая лес позолотила», «Поздняя осень»;
- слушание музыки из альбома Чайковского «Времена года»;
- обогащения словаря по теме: "Перелетные птицы";
- разучивание стихов об осенних месяцах;
- формирование навыков словоизменения и словообразования.
Интеграция образовательных областей:
- познание;
- коммуникация;
- социализация;
- здоровье;
- безопасность;
- художественное творчество;
- труд
Материалы и оборудование:
- фланелеграф;
- изображение осеннего дерева, облака, травы, озера;
- конверт с письмом и «золотым» кольцом;
- атрибуты для драматургии «Осенние месяцы»;
- карточки-схемы для составления предложения;
- цветные карандаши;
- карточки с изображение птиц для согласования слов;
- картинки для раскрашивания (лебедь, утка, журавль, гусь, ласточка, соловей);
- картинки с изображением перелетных птиц (лебедь, аист, ласточка, соловей, журавль, грач);
- мнемотаблица из отдельных карточек по теме "Поздняя осень";
- акварель, влажные салфетки;
- одноразовые тарелки;
Используемые технологии:
- мнемотехника;
- здоровьесберегающие технологии (речь с движением);
- технология игрового обучения;
- нетрадиционные техника рисования.
Речь педагога | Речь детей |
I.Организационный момент. Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся. - Скажите, ребята, а вы любите ходить в гости? - А почему вам так нравится ходить в гости? - Сегодня на имя нашей группы пришло письмо, это не простое письмо, а приглашение в гости: ( Достать приглашение ) - Нельзя нам на свете прожить без чудес, Они нас повсюду встречают Волшебный, осенний И сказочный лес Нас в гости к себе приглашает Колечко волшебное вы получите И путешествие в лес совершите. Колечко поможет вам путь отыскать, Трёх братьев осенних в лесу повстречать. - Ребята, а вот и волшебные слова. Давайте их запомним: " Ты катись, катись колечко На осеннее крылечко Проводи в волшебный лес, Много встретим там чудес." - Дети, хотите отправиться в путешествие? - Тогда, давайте быстрей отправимся в путь. ( Произносим волшебные слова ) - Ты катись, катись колечко На осеннее крылечко Проводи в осенний лес, Много встретим там чудес. II.Основная часть. ( На фланелеграфе сезонное дерево с зелёными листьями, плодами, одеть маску " Сентябрь", звучит музыка). - Через лес мы перебрались На полянке оказались. Здесь смотрите, кто живёт? Младший братец в гости ждёт. - Ребята, а вы узнали этого братца: кто он? - Сентябрь - это какой по счёту месяц осени? - В сентябре у нас какая осень? - Сентябрь- месяц скажи, а что у тебя в лукошке? - Спасибо большое братец сентябрь. Игра «Какой? Какая? Какое?». - Посмотрите ребятки, сколько всего вкусного нам принёс сентябрь, но ведь столько сразу не съесть, надо что-то из этих даров сентября приготовить. - Молодцы, ребята. Вот сколько всего вкусного можно приготовить из фруктов и ягод. - До свидания сентябрь, а мы с ребятами продолжаем своё путешествие. ( Вместе с детьми волшебные слова) - Ты катись, катись колечко На осеннее крылечко Проводи в волшебный лес, Много встретим там чудес. ( Одеть маску " Октябрь", на фланелеграфе дерево с жёлтыми листьями, звучит музыка листопада.) - Вслед за колечком мы с вами пошли к среднему брату в гости пришли. - Ребята, а вы догадались к кому мы пришли в гости? - Правильно, дети, октябрь какой по счету месяц? - Ребята, а как в стихотворении называется этот период осени? - Молодцы, вы все очень внимательные, тогда вы наверно сможете мне объяснить, почему октябрь называется золотой осенью?
Игра «Угадай слово». - Все правильно ребята, листья желтеют и падают. А кто из вас знает, как называется явление, когда падают листья? - А если падают звёзды? - Молодцы, а если будет падать вода? - А вот если с гор будут падать камни, как мы назовём такое явление? - Вот какие вы все молодцы. Всё-то вы знаете. За это, Октябрь, принёс вам что-то в лукошке? Игра «Угадай, что за дерево?». - Ребята, какие красивые букеты вы собрали. Расскажите, из каких листьев вы их собрали. - Молодцы ребята, давайте отправимся дальше. -Ты катись, катись колечко На осеннее крылечко Проводи в волшебный лес, Много встретим там чудес. ( Одеть маску " Ноябрь", на фланелеграфе голое дерево, музыка " Шум ветра".) - Дальше колечко нам путь указало. К старшему брату в гости позвало. - Ребятки, какой месяц может так про себя сказать? - В ноябре наступает, какая осень? Игра «Озвучь картинку». - Посмотрите, что- то случилось с Ноябрём, он такой грустный, давайте посмотрим, что у него в лукошке. Может тогда, мы узнаем, почему он грустит.( Достать карточки с символами поздней осени ) - Смотрите, ребята, какие у него грустные картинки, нарисованы какие-то схемы, попробуем узнать, что на них изображено. - Молодцы, ребята. Все приметы поздней осени правильно назвали! Теперь мы с вами узнали, почему ноябрь грустный. Учитель-логопед: - А теперь вы сами превратитесь в листочки и закружитесь в осеннем лесу. Подвижная игра «Листочки». Игра «Кто? Где?» (составление предложений с предлогами). - Вы летали, вы кружились В птичьей стае очутились. - Что это за птицы? Где они находятся? (На фланелеграфе изображения озера, травы, дерева, облака, перелетных птиц.) Игра «Есть – нет» (падежные окончания существительных). - Посмотрите кого теперь нет? - Теперь составьте схемы предложений, которые вы составили. Игра «Скажи одним словом» (образование прилагательных). - Очень хорошо, посмотрите на своих птиц. Какие они? Я буду начинать предложение, а вы его закончите. У лебедя длинная шея, поэтому его называют … - У аиста красный клюв, поэтому его называют … - У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют … - У соловья звонкий голос, поэтому его называют … - У журавля длинные ноги, поэтому его называют … - У грача черные крылья, поэтому его называют … - Дети, посмотрите у меня есть рисунки, но они не раскрашены. Назовите птиц. Игра «Чей? Чья? Чье?» (образование притяжательных прилагательных). - Теперь раскрасьте у лебедя шею, у ласточки хвост, у утки клюв, у гуся крыло, у журавля ноги, у соловья голову. - Скажите, что вы раскрасили? Игра «Сосчитай и назови» (согласование существительных с числительными) - Дети, в вашим птицам прилетели их друзья. Посчитайте и назовите сколько птиц. Игра «У кого кто?» (образование существительных с суффиксами –ат-, -ят-) - Посмотрите как много перелетных птиц у нас собралось. Ребята, а кто помнит, как зовут птенцов этих птиц? -Молодцы, давайте продолжим наше путешествие, а для этого скажем волшебные слова. - Что за волшебница краски взяла, Листья покрасила, с веток смела, Мошек упрятала спать до весны, Что за волшебница? – спросите вы. Воспитатель: - Колечко вам путь ко мне указало. И как-то тепло на сердце вдруг стало. Гости долгожданные, скорее проходите, И своими знаниями меня вы удивите. Игра «Какого цвета осень?» - Осень на полянке краски разбросала, Их собрать не может - вся листва опала. Вы, ребята, мне помогите, краски осени найдите. ( На ковре , вырезанные из цветной бумаги листья, по цвету соответствующие и несоответствующие цветам осени: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой, фиолетовый.) - Какие у осени могут быть цвета? Верно. Ребятки, а вот на моей полянке осенний ветер- проказник перепутал все цвета. Помогите мне найти все цвета осени. - Ребятки, ведь ветер-проказник ещё кое-что натворил, посмотрите на лист бумаги, что вы на нём видите? ( На мольберте прикреплён лист бумаги с изображением дерева без листвы.) - А как вы думаете, это дерево, какого времени года? -А как вы поняли, что оно осеннее? .- Правильно. А знаете, у меня к вам есть предложение, давайте деревцу сделаем все вместе прощальный осенний подарок - подарим ему красивую листву. - Ну, а если вы согласны, то подойдите к столу! ( На столе расставлены тарелки с разведённой краской: жёлтой, зелёной, красной, оранжевой, влажные салфетки для рук.) - Что вы видите на столе? - А как вы думаете, чем мы будем рисовать? Я что-то не вижу кистей. - Правильно, раскройте свои ладошки. На листья, какого дерева они похожи? - Сейчас, каждый из вас окунёт свои ладоши в разные краски и прижмёт к листу бумаги с изображением дерева. Это и будут наши осенние листья. После того, как вы отойдёте от мольберта, вытрите пожалуйста руки влажными салфетками. - Давайте скорее украсим наше дерево. III.Заключительная часть. - Ах, какие вы молодцы. Какая получилась красота! Давайте не много отдохнём на волшебной полянке и вспомним , как прошло ваше путешествие. - Какие вы молодцы! Я очень хочу сделать вам свой осенний подарок- угощенье к чаю. ( Осень дарит детям лукошко с угощеньем.) - До свидания, ребятки! | - Здравствуйте. - Любим. -В гостях очень весело, много угощений, можно поиграть с друзьями. - Да, хотим. Ребёнок читает стихотворение. В руках у него лукошко с овощами. - Осень скверы украшает Разноцветною листвой Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах и в огороде, И в лесу, и у воды, Приготовила природа Все возможные плоды. - Это месяц сентябрь. - Сентябрь- это первый месяц осени. - Сентябрь - это ранняя осень. Ребёнок читает стихотворение. - Я пришёл не с пустыми руками. Я пришёл к вам овощами. Дети берут по одному предмету из лукошка и говорят, что из этого можно приготовить - Это- баклажан, из баклажана можно сварить баклажанную икру. - Это- морковь, из моркови можно сделать морковный сок. - Это- тыква, из тыквы можно сварить тыквенную кашу. - Это- помидор или томат, из него можно приготовить томатный соус. - Это картофель, из картофеля можно сварить картофельное пюре. Ребёнок читает стихотворение - Листья золотые, падают, летят. Листья золотые. Устилают сад. Много на дорожках листьев золотых. Мы букет поставим посреди стола. Осень золотая в гости к нам пришла. - Мы пришли в гости к Октябрю. - Октябрь- второй месяц осени, октябрь - середина осени. - Это золотая осень. - Листья на деревьях желтеют, становятся как- будто золотые и ложатся на землю золотым ковром. - Листопад. - Звездопад. - Водопад. - Камнепад. Ребенок читает стихотворение - А принёс я вам в лукошке, Листьев золотых немножко. С ними дети поиграйте, Брата старшего встречайте. Дети берут по одному листочку из лукошка «Октября» – берёзовый, дубовый, осиновый, рябиновый. Собирают букет из листьев на полу. - Из берёзовых листьев. - Из дубовых листьев. - Из осиновых листьев. - Из кленовых листьев. - Из рябиновых листьев. Ребёнок ноябрь читает стихотворение - Мёрзнут руки в ноябре, Холод, ветер на дворе. Осень поздняя несёт Первый снег и первый лёд. Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. - Этот месяц ноябрь. - Этот поздняя осень. Дети берут по одному символу, рассказывают, что на нём изображено и вывешивают на фланелеграф. - Погода пасмурная, очень мало солнца. - Моросящий дождь. - День становится короче, а ночь длиннее. - Деревья стоят голые, без листьев. - Земля чёрная, кругом лужи. - Птицы улетают в тёплые края. - Мы листочки озорные. - Мы на веточках сидим. (Дети сидят на корточках) - Дунул ветер – полетели. (Бегут по кругу, руки на поясе) - И на землю тихо сели. (Снова садятся на корточки) - Ветер снова набежал - И листочки вверх поднял. (Встают, поднимают руки вверх) - Закружились, полетели (Кружиться на носочках, руки в стороны) - И на землю тихо сели. (Садятся на ковер) Дети называют птиц и снимают по одному изображению с фланелеграфа. - Лебедь плывет по озеру. - Аист стоит у озера. - Ласточка летит около облака. - Соловей сидит на дереве. - Журавль стоит в траве. - Грач летит над деревом. - Нет лебедя. - Нет аиста. - Нет ласточки. - Нет соловья. - Нет журавля. - Нет грача. Дети составляют схемы предложений. - Длинношеим. - Красноклювым. - Длиннохвостой. - Звонкоголосый. - Длинноногий. - Чернокрылый. - Лебедь, ласточка, гусь, утка, журавль, соловей. Дети выполняют задание. - Лебединую шею. - Ласточкин хвост. - Утиный клюв. - Гусиное крыло. - Журавлиные ноги. - Соловьиную голову. - Четыре лебедя, три ласточки, два аиста, пять грачей, три журавля, пять соловьев. - Грачата, журавлята, аистята, лебедята, утята, гусята, ласточата. -Ты катись, катись колечко На осеннее крылечко Проводи в волшебный лес, Много встретим там чудес. - Это осень. Дети подходят к ковру. - Красный, оранжевый, жёлтый... Дети выбирают необходимые цвета и отдают их Осени по очереди, называю вслух выбранный цвет. - На нём нарисовано дерево. - Осеннее. - На нём нет листьев. - Давайте, мы согласны. - Тарелки с красками, салфетки. - Мы можем рисовать руками, ладошками. - На листья клёна. Дети подходят к мольберту и по очереди оставляют отпечаток своей ладони. Дети проходят, присаживаются на ковёр, рассказывают о том, они что делали. - До свидания, осень! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"
Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"
Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»
Участники: Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...
Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: «Воздушный змей»
В конспекте представлена работа с операционными картами по изготовлению поделки воздушный змей....
Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: Мастерская ДЕДА МОРОЗА
В конспекте представлена деятельность по изготовлению поделок к новому году с помошью схем....
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе с общим недоразвитием речи Тема «Я вырасту здоровым»
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы о здоровье. Какими способами и средств...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с тяжелым нарушением речи на тему: «Лес- наше богатство»
Интегрированное занятие, с использокание информационно-коммуникативных технологий....