"Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда"
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя - логопеда»,

 из опыта работы учителя-логопеда МКДОУ «Детский сад № 37 «Теремок» Т.А.Мельниковой.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату.

В МКДОУ в практике логопедической работы, оборудование “сенсорной комнаты” используется недавно. Над проектом  «Маленький рай» работали четыре человека : педагог- психолог О.М.Кудрявцева, старший воспитатель А.П.Николаенко,  учитель-логопед Т.А.Мельникова и воспитатель В.М.Ионычева.

Цель: преодоление побочных явлений, возникающих у детей с ОВЗ в процессе лечения глазного заболевания, выраженных в повышенном психоэмоциональном напряжении, быстрой утомляемости, неустойчивости психических процессов, посредством специально подготовленной  релаксационной среды в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Актуальность проекта обусловлена:

запросом  родителей на своевременное и эффективное лечение глазного заболевания, на получение хороших образовательных результатов и своевременную  коррекцию психического развития детей с ОВЗ с 2-х до 7-ми лет; 

запросом педагогов детского сада компенсирующего вида на создание дополнительных условий для преодоления зрительного и эмоционального напряжения у детей после аппаратного лечения и различных корригирующих мероприятий; 

запросом  школьного сообщества (Краевого  государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Железногорской санаторно-лесной школы, выпускники детского сада переходят в класс охраны зрения по типу «группа-класс») в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, что        обеспечивается связью и согласованностью компонентов образовательного процесса (целями, задачами, содержанием, методами), максимально ранним решением задач лечения и коррекции (коррекция зрительного восприятия, речевого развития, эмоционально-волевой сферы), сформированностью психологической и физической готовности дошкольника с ОВЗ к школьному обучению;

заинтересованностью медицинской службы Клинической больницы – 51 Федерального медико-биологического Агентства России (детской поликлиники) в максимальном оздоровлении и эффективном лечении глазной патологии в возможно короткие сроки, с целью максимального охвата детей с нарушениями зрения, стоящих в городской очереди, специализированными образовательными и медицинскими услугами.

 Дополнительные эффекты, планируемые получить в ходе реализации проекта:

  • повышение уровня развития мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;
  • развитие речи;
  • повышение уровня развития зрительного внимания.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, т.к. это ежедневный кропотливый труд.

Дети часто занимаются, потому что “так надо”.

Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка.

Уже на первые занятия в СК показали, какой мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. 

Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “сухой дождь”.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, графомоторных навыков. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед “Зеркальным панно».

Игровые модули: “Сенсорная дорожка”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей. Проходя на каждой «кочке» через болото мы можем выполнять самые разные упражнения на согласование числ с сущ, с глаголом , прилагательным.

Развитие зрительно-моторной координации, способствует игра с песком. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Для совершенствованию обоняния и вкусовых ощущений используем набор ароматических масел и аромолампу. Особенно актуально данное оборудование при изучении таких тем как: “Цветы садовые и полевые”, “Деревья”, “Продукты питания” и т.д. Все это дает возможность не только расширить диапазон чувствительности к запахам, но и обогатить словарный запас, создать особую ассоциативную связь – новых слов и запахов.

Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствуют: “ пузырьковая колонна”, “фиброоптическое волокно”. Дети всегда с увлечением играют в игры: “Куда плывут рыбки”, “Расскажи что делают”, “Сосчитай рыбок” и т.д.

Использование СК позволяет разнообразить логопедические занятия. Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с нарушением речи имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность;

Считаю, что использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми с ОНР

Использование развивающих игрушек, дидактического материала, игрового оборудования сенсорной комнаты для преодоления нарушений у детей с ОНР в психических и поведенческих процессах....

Использование возможностей применения ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Использование возможностей применения ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков". ...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

Методические рекомендации по использованию элементов оборудования сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда

Известным фактом является то, что оборудование сенсорной комнаты обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом, благоприятно воздействующим на все органы чувств и нервную систему человека. Полифункц...

Сенсорная комната в работе учителя-логопеда

Сенсорная комната в работе учителя-логопеда...

Мастер- класс "Использование оборудования сенсорной комнаты в работе учителя- логопеда"

Данный мастер-  класс знакомит педагогов с приемами использования оборудования сенсорной комнаты для работы с детими с речевыми нарушениями....

«Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Сенсорная интеграция играет важную роль в работе учителя-логопеда, помогая детям с нарушениями в развитии речи. Этот подход основан на тесной связи между сенсорными системами организма и процессом фор...