Совместная логоритмическая деятельность с детьми подготовительной логопедической группы "Путешествие в подводное царство"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шарабарина Алена Георгиевна

Как правило, дефекты речи чаще всего сочетаются с патологией неречевых функций, таких как внимание, память; кроме того, у детей отмечается общая моторная неловкость, недостаточно развиты подвижность и координация движений. Выработка спокойной и плавной речи у детей часто затруднена, поэтому музыка имеет решающее значение. Именно поэтому совместная логоритмическая деятельность имеет большое значение в коррекции речевых нарушений у детей.   Логоритмические занятия направлены на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.

Как

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_logoritmicheskaya_deyatelnost_s_detmi.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная логоритмическая деятельность с детьми

подготовительной логопедической группы по теме: «Путешествие в подводное царство»

Цель: преодоление речевых нарушений, путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширять естественнонаучные представления детей, обогащать и расширять словарь  по теме: «Животный мир морей и океанов»; автоматизировать правильное произношение звука [л].

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, общие речевые навыки (длительность речевого выдоха, звучность и подвижность голоса, правильное звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность в пении и речи), артикуляционную, тонкую и общую моторику, чувство ритма, плавность движений.

Личностно-формирующие: формировать навыки коммуникативной компетенции: сотрудничество в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, маски, декорации к сказке «Как крабик дом искал».

Предварительная работа: чтение с детьми-актерами сказки С.Сахарнова «Крабишкин дом», разучивание текста ролей из сказки, загадок, разучивание логопедической распевки «Лодка», игры «Чудо-кит».

Ход совместной образовательной деятельности:

Дети заходят в зал и встают в круг.

Логопед.  Здравствуйте!

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети берутся за руки и  пропевают слово «Здравствуйте!»: первый раз низко, одновременно опустив руки вниз, а второй высоко – поднимая руки вверх.

Логопед.   Скажите, ребята, кто-то из вас  был на море? Что такое море? (ответы детей)

 Сегодня мы хотим  пригласить вас  в необычное подводное  путешествие. На чем можно отправиться к морю? Мы поедем на автобусе.

Дети садятся на стульчики.

Логоритмическое упражнение «Автобус»

(«Веселая логоритмика». Е. и С. Железновы)

Дети выполняют движения соответственно тексту песни, подходят к стульям

Логопед. Мы приехали к морю.  Слышите? Это голос моря. (Звучит  фонограмма «Море» из аудиопособия «Театральные шумы»). Давайте подышим прохладным морским воздухом.  

Дыхательное упражнение «Морской воздух»

 Логопед. Поднимите плечи,  руки разведитети в стороны – вдох,  опустите вниз – выдох.

У самого берега я вижу лодку.

Песня «Лодка»

(«Логопедические распевки» Л.Б. Гавришевой, Н.В. Нищевой)

На якоре лодка стоит у причала,

Волна, набегая, ту лодку качала.

А Еж - капитан по причалу ходил,

Насвистывал песню и трубку курил.

Логопед. На чем можно опуститься под воду? (ответы детей) Я предлагаю отправиться в подводное путешествие на батискафе.

Приглашаю вас занять места. Батискаф  готов к погружению. Морские волны качают его (наклоны в стороны).  На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх).    Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже  подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает  и согревает солнце. Смотрите, справа по борту кто-то плывет. Ребенок загадывает загадку:

                  Рассекает  океан,

                  Из спины живой фонтан!

                  Страшен и огромен он,

                  Но ест крошечный планктон.   (Кит)

Игра «Чудо-кит» 

В синем море на просторе

Жил огромный чудо-кит,

Среди рыб больших и малых

Был он очень знаменит.

Кит любил в воде крутиться,

На хвосте умел скакать,

На песке умел картины

Плавниками рисовать.

Кит фонтан пускать умел

И красиво песни пел.

А когда кит уставал,

На песке он отдыхал.

Дети произносят текст, покачивают руками и туловищем из стороны в сторону («море волнуется»).

Поднимают руки перед собой вверх и опускают их через стороны вниз.

Разводят руки в стороны.

Ставят руки на пояс и поднимают подбородок вверх.

Крутятся.

Прыгают на двух ногах, ладони рук изображают плавники.

Присаживаются и на полу («песке») «рисуют картины».

Встают на ного, и поднимаю руки вверх, а затем опуская их вниз, показывают фонтан воды.

Ложатся на ковер и отдыхают некоторое время в удобной для них позе.

Логопед. Слева по борту тоже кто-то плывет. Ребенок загадывает загадку.

Безобидны, словно дети.

Мы за них, друзья, в ответе.

Вглубь ныряют, вверх взлетают...

Добрым нравом обладают.

Тело гладкое имеют,

"Разговаривать" умеют.

Их язык понять стремимся.

Дружбой с ними мы гордимся.

Подставляют в море спины

Людям тонущим …   (Дельфин)

Логопед. Киты и  дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Вот  как  выныривают  дельфины и киты.

Артикуляционная и дыхательная  гимнастика.

«Кит выныривает».  Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

 «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Логопед. Киты и дельфины безопасны для человека, но нас подстерегают и опасные морские обитатели. Ребенок загадывает загадку.

Что за зонтики смешные?

 И ряды из них сплошные?

 Они плавают в воде,

 Тронешь их и быть беде.

 Кроткий вид их - лишь обман.

 Ядовитый в них дурман.

 Любоваться ими можно,

 Только будьте осторожны.   (Медуза)

Логопед. Приборы показывают, что мы проплываем  рядом с островом. Давайте здесь сделаем остановку. Батискаф всплывает на поверхность воды. Выходим на берег острова. Что вы заметили интересного на этом острове? (Дети отвечают, что увидели пальму и краба под ней). 

Логоритмическое упражнение «Пальма»

(«Веселая логоритмика». Е. и С. Железновы)

Театрализация сказки «Как крабик дом искал?»

Логопед. Жил был в море краб не краб, так себе – крабик маленький.Сам с пятачок, ноги как спички, клешни, как щипчики.

Из-за ширмы выходит ребенок в маске с изображением краба.

Логопед. Пока крабик был маленьким — жил, где придется, а подрос — стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит — камень, в камне — щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.
Ребенок-«крабик» залезает между двумя стульчиками, покрытыми темной тканью.
Логопед. Плывет мимо бычок.
Бычок.          Я — бычок-старичок,

                      Голова с кулачок.

Славный у тебя дом, крабик! Будто для тебя построен.
Крабик. Много ты понимаешь! Плохой дом — жесткий, темный, тесный.
Бычок. А тебе какой нужен?
Крабик. Нужен светлый, просторный и мягкий.
Бычок. Глупый! Дом должен быть безопасным.
Крабик. Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.
Бычок убегает за ширму.
Крабик. Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко и светло. Тут я и буду жить.
Ложится на поролоновый мат.
Осетр.           Осетром меня зовут,
                     Ждет меня добыча тут.
Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.
Крабик. Надо уносить ноги!
Крабик убегает за ширму, осетр — за ним.
Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.
Крабик. Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь-ка я здесь.
Скат.         Не зря меня зовут морской лисицей,

                  Никто не сможет от меня укрыться.
Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.
Скат пытается вытащить крабика, крабик убегает, скат — за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.
Крабик. Не найти мне лучше жилища, чем в камне на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, дом построен.
Бычок. Ну, что, прав я был?
Крабик. Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным.
Бычок. То-то же, слушайся старших!
Логопед. Так закончилась эта сказка, которую крабик рассказал нашей знакомой девочке.

Беседа по сказке

Логопед. Какой дом крабик искал сначала?

                Какой дом он себе нашел?

                Почему дом должен быть безопасным?

Логопед.  Что-то задержались мы на острове. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? (Солнечные лучи сюда пробираются с трудом).  Ой, кто же это плывёт? Ребенок загадывает загадку.

В бинокль злую рыбку разгляжу

Всех на корабле предупрежу.

Знайте дети все прекрасно —

С хищницей играть опасно:

Зубищи острые, как нож,

Лучше ты ее не трожь!   (Акула)

- Чем питается акула? Акула может напасть на человека?

Пальчиковая гимнастика «Купание»

Зря пловчиха здесь нырнула,

В море плавает акула,

И на пруд я не пойду –

Щука плавает в пруду,

Есть медуза в океане…

Буду я купаться в ванне!

Логопед. Погружаемся дальше, на самое дно. Угадайте, кто обитает на самом дне? Дети загадывают загадки.

Есть лошадка, что не пашет,

И-го-го она не скажет,

Молча плавает в воде,

Прячется в морской траве,

То ли рыба, то ль зверек?

Кто это?…           (Морской конек)

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне.        (Морская звезда)

 

 Логопед. Посмотрите, вокруг много водорослей, рыб, морских коньков.

Деление детей на подгруппы при помощи картинок с изображением водорослей и рыбок.

Подвижная игра «Берегись, акула!»

Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 м., образуют круг. Это море. Один из играющих, выбранный водящим, изображает акулу и находится вне круга. Остальные участники игры – морские коньки, дельфины, разные рыбы, они «плавают» (бегают внутри круга) под музыку (звучит фонограмма «Аквариум» К. Сен-Санс). По сигналу педагога «Берегись, акула!» акула быстро «выплывает в море», стараясь поймать морских обитателей, которые спешат спрятаться за водоросли и кораллы (за кем-нибудь из  стоящих по кругу). «Акула» ловит игроков, которые не успели спрятаться, и уводит их к себе в дом.

Подсчитывается  число пойманных «акулой» морских обитателей. Затем выбирается новая «акула»  и игра повторяется.        

Логопед. Все рыбки и водоросли плавают по морю, а рядом с ними плавает кровожадная акула.

Подвижная игра «Акула и рыбки»

(музыка «Жесткие – мягкие»)

«Жесткая» (резкая) музыка – плывет «акула» (ребенок в маске с изображением акулы), «рыбки» (остальные дети) – замерли.  «Мягкая» (плавная) музыка – плывут «рыбки»,  «акула» замерла.

Игра «Рыбы плавают в реке»

Волны, волны на реке,

Рыба вся на глубине,

Рыба посуху не ходит,

Рыба плавает в воде.

Машет, машет плавниками,

Водит в стороны глазами,

Крабы клешнями стучат,

Раки пятятся назад.

Мы, как рыбки, все ныряем,

Поплавочками всплываем,

А подводный шум и гам

Очень нравится всем нам.

«волна рукой»

«приседают»

«маршируют на месте»

«круговые движения рук»

«машут руками, согнутыми в локтях»

«повороты туловища вправо-влево»

«показывают ладошки»

«отходят назад»

«приседают»

«встают, движения рук – волнообразные»

«топают»

«хлопают»

Логопед. Нам пора на берег. Закрываем глаза.  На счет «три» открываем – мы на берегу моря.

Релаксация «Сон на берегу моря».

Дети ложатся на спину, закрывают  глаза.  Логопед под звучание спокойной  музыки (аудиопособие «Колыбельные»)  негромким  голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. Они видят море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. Пауза.  

 Логопед. Будем глазки открывать, просыпаться и вставать. Что нового вы узнали из нашего путешествия? Что было особенно интересно?  (Ответы детей)

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

Конспект интегрированного ООД  с детьми подготовительной группы "Путешествие в подводное царство"...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы «ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по лексической теме "Осень" с использованием ИКТ, технологии моделирования, игровых технологий. Содер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: "Подводное царство"

Конспект с использованием арт-терапии. Способствует приобщению детей к красоте подводного мира.Побуждает детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь целостности, художественной...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Веселое путешествие Мишутки в царство воды»

материал может быть использован коллегами подготовительных групп. Конспект показывался для учителей начальных классов....