Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР. Буква Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Сусликова Лариса Станиславовна

Буква Ф.

Цели:

1. Корекционо – образовательные.

2. Корекционо – развивающие.

3. Корекционо – воспитательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_f.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР.

Буква Ф.

Цели:

1. Корекционо – образовательные: Учить правильно произносить звуки [Ф, Ф’];  ; совершенствовать навык различения звуков– по мягкости- твердости, звонкости -глухости; учить осуществлять звуковой  анализ слов на основе наглядных схем; учить определять место звуков в словах; познакомить с буквой Ф; учить анализировать оптико – пространственные и графические признаки буквы; продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

2. Корекционо – развивающие: развивать: мимику, мелкую и общую  моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации.

3. Корекционо – воспитательные: Развивать навыки самоорганизации и контроля;

Оборудование: Картинки на звуки[Ф, Ф’];  синие и зелёные цветы; карточки с буквами, со словами; схемы для определения места звука в слове; схемы чем отличаются звуки от букв; карандаши; фишки; мяч.

  1. Орг. Момент. Театр мимов.

Изобразить действия  фотографа, шофёра, футболиста.

Изобразить повязывание фартука, шарфа.

  1. Основная часть.

-Дыхательная гимнастика.

 Устали? А как пыхтит уставший человек? (пф - пф)   Левая рука лежит на груди. Вдох –  левую руку отводим. Правой рукой нажимаем на живот. Выдох – левую руку прижимаем к груди. Правую руку отводим от живота. В медленном темпе 3-4 раза.

      -Знакомство с темой.

Назовите картинки, голосом выделите звуки [Ф, Ф’]?

Ребята, Вы догадались, какие звуки будем повторять?

Что общего у звуков [Ф, Ф’]? (согласные)

Чем они отличаются?  (звук [Ф] согласный твердый, звук [Ф’] согласный мягкий)

     -Д/игра «Шепталки»

Филин очень любит шептаться, давайте изобразим его (дети хором повторяют за взрослым).

Фа-фу-фи     фу-фи-фа     фи-фа-фу     и т.д.

     -Д/игра «Путаница»

Ребята, я буду произносить слоги в словах наоборот, а Вы должны будете произнести слово правильно.

Кел-фа    лин-фи    ка-фиш    фёр-шо    тук-фар    фик-шар    фа-ар    ра-фа    фик-пу.

    -Д/игра на определение звонкости и мягкости согласных.

На доске два цветочка: синий и зелёный.  Нужно выложить к синему цветочку все картинки, в названии которых есть звук [Ф], а к зелёному цветочку картинки, в названии которых есть звук [Ф’].

       -Д/игра «Найди место звука в слове»

У каждого из Вас на столе карточка, в которой спрятались звуки [Ф, Ф’] и я предлагаю поиграть в игру «Найди место звука в слове» по картинкам.

       -Д/игра «Отгадай слово по первым звукам»

Ребята, на доске выложены картинки. Вам нужно прочитать слово по первым звукам этих картинок.  ( Футболка, лампочка, апельсин, гусь – флаг.)

Ребята, скажите, сколько слогов в слове? (один)

А почему в этом слове один слог? (правило: сколько в слове гласных, столько и слогов)

Назовите гласные звуки в этом слове. (звук [А])

Назовите первый звук.  (звук [Ф])  

Что Вы о нем знаете?  (согласный, твердый, глухой)

Сколько всего звуков в этом слове?  (в этом слове четыре звука)

 Назовите все согласные звуки. (звуки [ф], [л], [г])

        -Физминутка 

А сейчас встаньте около стульчиков. Давайте немного разомнёмся.

Я буду произносить слова.  А Вы, ребята, если услышите в слове звук [Ф] поднимите руки вверх, а если звук [В], то хлопните в ладоши.    

       -Чем отличаются звуки от букв.   

Ребята, скажите, чем отличаются звуки от букв?

Давайте вспомним правило: букву – видим и пишем, звук слышим и произносим.

Показ буквы.

Определить – из каких частей состоит буква.  (в букве три элемента: два овала, длинная линия)

Написание буквы в воздухе.

        -Д/игра «Найди букву»

У Вас на столе карточки, на них написаны буквы. Найдите букву [Ф] и обведите её в кружочек.

       -Д/игра «Читаем слоги- прямые и обратные»

Ребята, что это? (гласные буквы)

Скажите, как произносятся гласные звуки? (Их можно петь и тянуть голосом)

Давайте их пропоём.

Вспомните, какие бывают слоги? (Прямые и обратные)

Прочтите гласные буквы со звуком [Ф] в начале и конце.

         -Д/игра «Прочти слово»

Ребята, возьмите карточки. Потерялась буква [Ф], впишите её вместо точки и прочтите слово.

             3.Итог.

Передавайте друг другу мячик, называя слова, начинающиеся на звуки   [Ф, Ф’].   

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Литература:

1.И. Лопухина “ 550 занимательных упражнений для развития речи” М., Аквариум, 1995

2.М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.-М.: " Просвещение”, 1988.

3.Е.Косинова .Гимнастика для развития речи .- М.: "Эксмо”, 2003 
II.Учебные пособия для учащихся 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе " Звук и буква Ш"

Занятие проводилось в группе для детей с ОНР 3 уровня...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....