Конспект занятия По формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
По формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи в старшей логопедической группе.
Тема: «Домашние животные».
учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №19 комбинированного вида
Банцер М.В.
Программное содержание:
1. Коррекционно - образовательные:
- уточнить представления детей о домашних животных;
-учить узнавать по описанию и называть животное;
- активизировать словарь детей существительными, обозначающими названия домашних животных, и прилагательными, описывающими внешний вид животных, глаголами, описывающими действия животны;
- упражнять в согласовании слов в предложении в роде и числе;
- закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
- закреплять умение наращивать предложение.
2.Коррекционно - развивающие задачи:
-развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;
-учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
- развивать произвольное внимание, расширять объём памяти через игру «Кого не стало»;
- добиваться правильных и полных ответов.
- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
-учить выслушивать ответы товарищей;
- воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами животных, предметные картинки, мяч, альбомные листы, карандаши, карточки – символы для обозначения для слов - предметов, слов- действий, слов- признаков, игрушка кота.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Логопед. Ребята, послушайте запись и скажите, чьи голоса звучали?
(Аудиозапись.)
Правильно это голоса животных.
Логопед. Ребята, когда я шла на работу, я встретила одного из животных, а кого - вы сейчас догадаетесь сами.
Загадка.
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится,
Угадали? Это…(Кот)
- Я его пригласила к нам на занятие. Познакомьтесь – это кот Кузя.
- Кто такой кот? (Ответы: это животное)
- У Кузи есть друзья, голоса которых вы слышали.
2. Игра «Назови по голосу».
Дети называют животных по голосам, а логопед раздает картинки домашних животных детям.
- Назовите одним словом, кто это? ( животные)
- Какие это животные? (Это домашние животные.)
- Почему их называют домашними? ( Ответы детей)
3. Игра «Назови домик».
- Давайте поиграем. Я выставляю на доске домик, а вы находите домик для своего животного и говорите, где живет ваше животное. Дети поочередно называют: Собака живет в конуре. Корова живет в хлеве. Лошадь живет в конюшне.
4.Называние слов - предметов. Игра в слова с мячом.
Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова- предметы здесь спрятались? ( Логопед вывешивает символ слова - предмета карточку со знаком вопроса.) Назовите их.
-Дети называют: собака, лошадь, свинья, корова, овца, кот, конура, хлев, конюшня.
5. Игра «Кого не стало». Проводится по картинкам на доске.
- А сейчас, ребята, я проверю, какие вы внимательные. Закрывайте глазки. Я уберу одну из картинок, а вы догадайтесь, кого не стало?
(Например: Не стало собаки.)
- Молодцы! Кузе очень понравилось, как вы работаете.
- Давайте покажем ему, как мы умеем отдыхать.
6. Физкультминутка с движениями.
Мы купили кошке к празднику сапожки,
Причесали ей усы, сшили новые штаны.
Только, как их надевать, хвостик – некуда девать.
Логопед: Посмотрите, какая картинка осталась у нас на доске.
Дети: картинка кота.
7.Называние слов - признаков. Игра «Волшебный сундучок».
Давайте будем собирать в волшебный сундучок фишки и называть слова- признаки, говоря, какой кот. Каждая фишка - слово-художник. ( Логопед вывешивает на доске символ слова – признака карточку с лимоном и конфетой).
Дети: пушистый, мягкий, усатый, хвостатый, домашний, черный, ласковый.
8.Называние слов-действий. А теперь собираем слова - действия в волшебный сундучок, говорим: что кот делает? Логопед вывешивает символ слов-действий- «ладошку»
Дети кладут фишки в сундучок и называют слова: охотится, ест, спит, крадется, мурлычет, прыгает, ловит, играет, стоит.
9. Составление предложения и его удлинение.
Логопед: начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар - слово.
Логопед: Кот - это животное?
Дети: Кот - это животное.
Логопед: Кот - это домашнее животное?
Дети: Кот - это домашнее животное.
Логопед: Кот - это домашнее животное, которое живет дома у человека?
Дети: Кот – это домашнее животное, которое живет дома у человека.
10.Создание синквейна совместно с логопедом.
Логопед: Молодцы. А теперь давайте сядем за столы и составим рассказ о коте. Дети выполняют.
Логопед: Посмотрите, на доске расположены карточки - символы, по которым мы с вами составим рассказ о коте. (В первым ряду карточка-символ для слова - предмета, во втором ряду две карточки - символа для слов- признаков, в третьем ряду три карточки- символы для слов- действий, в четвёртом – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка- символ для слова- предмета.)
Вы кладете у себя на парте соответствующую карточку –символ и называете слова их волшебных сундучков.
Дети: Кот.
Логопед: вспомните слова - признаки, назовите два слова.
Дети: Пушистый, усатый.
Логопед: Назовите три слова - действия.
Дети: Ловит, прыгает, играет.
Логопед: Теперь вспомните или придумайте предложение о коте.
Дети: Кот ловит мышей.
Логопед: Назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово кот.
Дети: Домашнее животное.
11.. Пальчиковая игра «Весёлая ладошка».
- Ребята, давайте покажем Кузе, как мы умеем играть с ладошками.
Посмотри моя ладошка,
Как весёлая гармошка.
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
( дети показывают ладошки, сдвигают и раздвигают пальцы на руках).
12.Создание собственного синквейна и рассказа по нему.
Ребята, Кузя подарил вам на память свои портреты, но они у него получились некрасочные, давайте раскрасим их.
Дети раскрашивают рисунки. Какие они у вас получились красивые и разные.
Давайте сядем с вами на ковре и расскажем, о вашем коте Кузе.
Дети выполняют. Несколько человек рассказывают свои рассказы.
11.Окончание занятия.
Логопед: Ребята, вам понравились рисунки и рассказы о коте Кузе?
- Наш кот Кузя хочет вам сказать, что ему тоже понравились ваши рассказы о нем.
- Кузе пора уходить, он благодарит вас за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»
На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"
Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....
конспект ОИС с элементами формирования лексико-грамматических средств языка и развития речи в старшей логопедической группе с ОНР по теме: "Знакомство с кубанским фольклором"
Знакомство с кубанским казачьм фольклором ( быт, игры, песни, пословицы, загадки)...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Детский сад для зверят»
Конспект содержит игровые упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических представлений....
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема "Дикие животные Карелии"
Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: Дикие животные Карелии....