Сценарий образовательной деятельности "Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи
план-конспект занятия по логопедии по теме

Лагутина Светлана Равиковна

Научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразовой речи»

Форма занятия: фронтальная.

Цель: научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная: закреплять навыки различения на слух звуков [с] - [ш] и правильного употребления их в слогах, словах и фразовой речи.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику; формировать правильный выдох; продолжать развивать фонематический слух и восприятие (выделять заданный звук в слове); совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова «мышка»; уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка; обогащать словарный запас за счет слов-паронимов; закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарища.

Оборудование: картинный материал (солнышко, Степашка, мишка, ананас, шапка, автобус, девочка, мальчик, носки, катушка, машина, шлем, пушка, клюшка, коляска, совок, синяя сумка, собачка, мышка, пышка, вышка, мушка); 2 конверта; 2 куклы со шнуровкой; корзинка; пособие «Будильник правильной речи»; сундук; шкатулка; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схемы звуков; настенное пособие «В мире звуков и букв»; карточки для чтения слов; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом.


Ход логопедического занятия.

Логопед.

Дети поздоровайтесь с гостями и проходите.

1. Вводная часть.

Организационный момент.

(Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе)

Логопед.

Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук,                      слева – шкатулка. Повторите за мной.

(Дети повторяют)

Логопед.

Скажите, чем эти два предмета отличаются друг от друга?

Дети.

Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок.

Логопед.

А в чем их сходство?

Дети.

Они похожи на ящик с крышкой.

Логопед.

Сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком, шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей.

Логопед.

Произнесите слово СУНДУК и выделите первый звук.

Дети.

С-с-с.

Логопед.

Произнесите слово ШКАТУЛКА и выделите первый звук.

Дети.

Ш-ш-ш.

Сообщение темы занятия.

Логопед.

Какие звуки вы выделяли в своих словах?

Дети.

[с] и [ш].

Логопед.

Сегодня мы будем различать звуки [с] и [ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Задание № 1. Развитие артикуляционной моторики и работа над развитием дыхания и голоса.

Логопед.

Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения: «горка» - «чашечка», «улыбочка» - «трубочка»                     (под счет до десяти).

Задание № 2. Анализ артикуляции, акустический разбор.

Логопед.

Что делают наши губы, зубы, язык когда мы произносим звук [с]?

Дети.

Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед.

Как работают губы, зубы и язык при произнесении звука [ш]?

Дети.

Наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу.

Логопед.

Что еще мы можем сказать про эти звуки?

Дети.

Эти звуки согласные, глухие.

Логопед.

Почему вы считаете, что они согласные?

Дети.

Их нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта,  встречает препятствие.

Логопед.

Докажите, что эти звуки глухие.

(Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш])

Логопед.

Да, звуки [с] и [ш] согласные, глухие и живут в стране согласных звуков в синем домике под зеленой крышей.

2. Основная часть.

Логопед.

Сегодня к нам на занятие пришли две куклы и хотят с вами поиграть. Они так спешили к вам, что не успели зашнуровать свои платья. Помогите им.

Задание № 3. Игра «Шнуровка».

Логопед.

Куклы как всегда пришли со своей корзиночкой. Как вы думаете, что у них в корзиночке?

Дети.

Там могут быть игрушки.

Логопед.

Давайте посмотрим, что у них в корзинке (достает картинку «солнышко»).

(Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка)

Задание № 4. Игра «Узнай звук».

Логопед.

Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук [ш] – 2 раза            (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

(Дети выполняют задание)

(Логопед достает из корзинки картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание)

Задание № 5. Развитие движений кистей рук.

Логопед.

Представим, что ваша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со, …), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо, …).

(Дети повторяют за логопедом слоговые ряды (са – ша, со – шо, су – шу – су, ши – сы – ши, ес – еш – ес). Проговаривание слоговых рядов сопровождается движениями кистей рук. Упражнение выполняется сначала правой, потом левой, затем обеими кистями рук)

Задание № 6. Игра «Угадай имя».

Логопед.

А мы не знаем как зовут наших кукол. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки (выставляет и называет картинки – мишка, ананас, шапка, автобус).

(Дети повторяют название, выделяют первые звуки и произносят слово (Маша)

Логопед.

Второе имя узнать сложнее, но я вам немного помогу (выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки).

(Дети по очереди записывают мелом на доске ответы, читают эти слова)

1.

2.

3.

4.

  1. Вот украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется? (Бусы)

  1. Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы)

  1. Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон)

  1. Углубление в земле или в снегу. (Яма)

Логопед.

Прочитайте имя куклы по вертикали.

Дети.

Соня.

Динамическая пауза. Дифференциация звуков [с], [ш] в предложениях.

Задание № 7. Игра «Разложи предметы».

Логопед.

Давайте заглянем в корзинку, какие задания еще есть                    (достает два конверта с картинками). Вынимайте из конверта по одной картинке, называйте изображенный предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку (предмет) положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Рассуждайте так:                    «Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку».

Задание № 8. Дифференциация звуков [с], [ш] в предложениях.

Игра «Помогите грустным детям».

(Логопед из корзинки выставляет две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них – небольшое                       панно с набором картинок. У девочки – машинка, шлем, пушка, клюшка;              у мальчика – коляска, совок, синяя сумка, собачка)

Логопед.

Как вы думаете, почему на наших картинках дети грустные?

Дети.

У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел.

Логопед.

Так давайте прочитаем как зовут детей.

(Дети читают по карточке: Миша и Соня)

Логопед.

А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?

Дети.

Им нужно поменяться игрушками.

Логопед.

Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише.

Дети.

Соня должна отдать Мише машинку, шлем, пушку и клюшку.

Логопед.

А что отдаст Миша Соне?

Дети.

Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку.

Задание № 9. Звуко-слоговой анализ.

Логопед.

Выполните анализ слова, нарисованного на картинке (достает из корзинки картинку, на которой нарисована мышка).

Логопед.

Определите количество слогов в слове МЫШКА.

Дети.

Два.

Логопед.

Назовите первый слог (мыш -), второй слог (- ка), сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([м], [ы], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([м] – согласный, твердый, звонкий; [ы] – гласный; [ш] – согласный, твердый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] – согласный, твердый, глухой; [а] – гласный).

(Один из детей проводит полный звуко-слоговой анализ слова МЫШКА, составляет схему)

Задание № 10. Игра «Измени слово».

Логопед.

А теперь я вам предлагаю поиграть со словом МЫШКА. Если вы замените первый звук в данном слове, то получите новое слово.

Дети.

Мышка – пышка, мышка – вышка.

Логопед.

А что обозначает слово ПЫШКА?

Дети.

Еда. Круглая булочка.

Логопед.

Что обозначает слово ВЫШКА?

Дети.

Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать.

Логопед.

Замените в слове МЫШКА звук [ы] на [у]. Что получилось?

Дети.

Мышка - мушка.

Логопед.

А как вы понимаете слово МУШКА?

Дети.

Это маленькая муха.

Логопед.

Это слово имеет много значений: маленькая муха; устройство у огнестрельного оружия, которое служит для прицела; искусственная родинка, которую делают из черного пластыря.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

Логопед.

Вот и закончились задания от наших кукол. А их как зовут? (Маша и Соня). Понравились вам их задания? Какие звуки нам помогали сегодня? ([с], [ш]). Как вы думаете, куклы остались довольны вашими ответами, поведением?

Дети.

Да, мы хорошо отвечали.

Логопед.

Тогда выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова. А вечером, когда встретитесь с родителями, обязательно расскажите о нашем занятии и поиграйте в игры, которые вам понравились и запомнились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»

В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...

Конспект индивидуального логопедического занятия .Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи

Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонема­тический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закре...

Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Индивидуального  логопедического  занятия по автоматизации звука  Ш  в слогах, словах и фразовой речи  в старшей группе  ...