Сценарий образовательной деятельности "Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи
план-конспект занятия по логопедии по теме
Научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной деятельности
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразовой речи»
Форма занятия: фронтальная.
Цель: научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная: закреплять навыки различения на слух звуков [с] - [ш] и правильного употребления их в слогах, словах и фразовой речи.
- Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику; формировать правильный выдох; продолжать развивать фонематический слух и восприятие (выделять заданный звук в слове); совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова «мышка»; уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка; обогащать словарный запас за счет слов-паронимов; закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
- Коррекционно-воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарища.
Оборудование: картинный материал (солнышко, Степашка, мишка, ананас, шапка, автобус, девочка, мальчик, носки, катушка, машина, шлем, пушка, клюшка, коляска, совок, синяя сумка, собачка, мышка, пышка, вышка, мушка); 2 конверта; 2 куклы со шнуровкой; корзинка; пособие «Будильник правильной речи»; сундук; шкатулка; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схемы звуков; настенное пособие «В мире звуков и букв»; карточки для чтения слов; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом.
Ход логопедического занятия.
Логопед. | Дети поздоровайтесь с гостями и проходите. |
1. Вводная часть.
Организационный момент.
(Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе)
Логопед. | Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук, слева – шкатулка. Повторите за мной. |
(Дети повторяют)
Логопед. | Скажите, чем эти два предмета отличаются друг от друга? |
Дети. | Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок. |
Логопед. | А в чем их сходство? |
Дети. | Они похожи на ящик с крышкой. |
Логопед. | Сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком, шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей. |
Логопед. | Произнесите слово СУНДУК и выделите первый звук. |
Дети. | С-с-с. |
Логопед. | Произнесите слово ШКАТУЛКА и выделите первый звук. |
Дети. | Ш-ш-ш. |
Сообщение темы занятия.
Логопед. | Какие звуки вы выделяли в своих словах? |
Дети. | [с] и [ш]. |
Логопед. | Сегодня мы будем различать звуки [с] и [ш] на слух и учиться правильно произносить их. |
Задание № 1. Развитие артикуляционной моторики и работа над развитием дыхания и голоса.
Логопед. | Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения: «горка» - «чашечка», «улыбочка» - «трубочка» (под счет до десяти). |
Задание № 2. Анализ артикуляции, акустический разбор.
Логопед. | Что делают наши губы, зубы, язык когда мы произносим звук [с]? |
Дети. | Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. |
Логопед. | Как работают губы, зубы и язык при произнесении звука [ш]? |
Дети. | Наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу. |
Логопед. | Что еще мы можем сказать про эти звуки? |
Дети. | Эти звуки согласные, глухие. |
Логопед. | Почему вы считаете, что они согласные? |
Дети. | Их нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствие. |
Логопед. | Докажите, что эти звуки глухие. |
(Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш])
Логопед. | Да, звуки [с] и [ш] согласные, глухие и живут в стране согласных звуков в синем домике под зеленой крышей. |
2. Основная часть.
Логопед. | Сегодня к нам на занятие пришли две куклы и хотят с вами поиграть. Они так спешили к вам, что не успели зашнуровать свои платья. Помогите им. |
Задание № 3. Игра «Шнуровка».
Логопед. | Куклы как всегда пришли со своей корзиночкой. Как вы думаете, что у них в корзиночке? |
Дети. | Там могут быть игрушки. |
Логопед. | Давайте посмотрим, что у них в корзинке (достает картинку «солнышко»). |
(Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка)
Задание № 4. Игра «Узнай звук».
Логопед. | Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук [ш] – 2 раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук). |
(Дети выполняют задание)
(Логопед достает из корзинки картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание)
Задание № 5. Развитие движений кистей рук.
Логопед. | Представим, что ваша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со, …), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо, …). |
(Дети повторяют за логопедом слоговые ряды (са – ша, со – шо, су – шу – су, ши – сы – ши, ес – еш – ес). Проговаривание слоговых рядов сопровождается движениями кистей рук. Упражнение выполняется сначала правой, потом левой, затем обеими кистями рук)
Задание № 6. Игра «Угадай имя».
Логопед. | А мы не знаем как зовут наших кукол. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки (выставляет и называет картинки – мишка, ананас, шапка, автобус). |
(Дети повторяют название, выделяют первые звуки и произносят слово (Маша)
Логопед. | Второе имя узнать сложнее, но я вам немного помогу (выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки). |
(Дети по очереди записывают мелом на доске ответы, читают эти слова)
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. |
- Вот украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется? (Бусы)
- Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы)
- Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон)
- Углубление в земле или в снегу. (Яма)
Логопед. | Прочитайте имя куклы по вертикали. |
Дети. | Соня. |
Динамическая пауза. Дифференциация звуков [с], [ш] в предложениях.
Задание № 7. Игра «Разложи предметы».
Логопед. | Давайте заглянем в корзинку, какие задания еще есть (достает два конверта с картинками). Вынимайте из конверта по одной картинке, называйте изображенный предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку (предмет) положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Рассуждайте так: «Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку». |
Задание № 8. Дифференциация звуков [с], [ш] в предложениях.
Игра «Помогите грустным детям».
(Логопед из корзинки выставляет две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них – небольшое панно с набором картинок. У девочки – машинка, шлем, пушка, клюшка; у мальчика – коляска, совок, синяя сумка, собачка)
Логопед. | Как вы думаете, почему на наших картинках дети грустные? |
Дети. | У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел. |
Логопед. | Так давайте прочитаем как зовут детей. |
(Дети читают по карточке: Миша и Соня)
Логопед. | А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их? |
Дети. | Им нужно поменяться игрушками. |
Логопед. | Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише. |
Дети. | Соня должна отдать Мише машинку, шлем, пушку и клюшку. |
Логопед. | А что отдаст Миша Соне? |
Дети. | Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку. |
Задание № 9. Звуко-слоговой анализ.
Логопед. | Выполните анализ слова, нарисованного на картинке (достает из корзинки картинку, на которой нарисована мышка). |
Логопед. | Определите количество слогов в слове МЫШКА. |
Дети. | Два. |
Логопед. | Назовите первый слог (мыш -), второй слог (- ка), сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([м], [ы], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([м] – согласный, твердый, звонкий; [ы] – гласный; [ш] – согласный, твердый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] – согласный, твердый, глухой; [а] – гласный). |
(Один из детей проводит полный звуко-слоговой анализ слова МЫШКА, составляет схему)
Задание № 10. Игра «Измени слово».
Логопед. | А теперь я вам предлагаю поиграть со словом МЫШКА. Если вы замените первый звук в данном слове, то получите новое слово. |
Дети. | Мышка – пышка, мышка – вышка. |
Логопед. | А что обозначает слово ПЫШКА? |
Дети. | Еда. Круглая булочка. |
Логопед. | Что обозначает слово ВЫШКА? |
Дети. | Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать. |
Логопед. | Замените в слове МЫШКА звук [ы] на [у]. Что получилось? |
Дети. | Мышка - мушка. |
Логопед. | А как вы понимаете слово МУШКА? |
Дети. | Это маленькая муха. |
Логопед. | Это слово имеет много значений: маленькая муха; устройство у огнестрельного оружия, которое служит для прицела; искусственная родинка, которую делают из черного пластыря. |
3. Заключительная часть.
Итог занятия.
Логопед. | Вот и закончились задания от наших кукол. А их как зовут? (Маша и Соня). Понравились вам их задания? Какие звуки нам помогали сегодня? ([с], [ш]). Как вы думаете, куклы остались довольны вашими ответами, поведением? |
Дети. | Да, мы хорошо отвечали. |
Логопед. | Тогда выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова. А вечером, когда встретитесь с родителями, обязательно расскажите о нашем занятии и поиграйте в игры, которые вам понравились и запомнились. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/28/picture-90738-1687935073.jpg)
Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)
Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-276256-1377792068.jpg)
«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»
В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...
Конспект индивидуального логопедического занятия .Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи
Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закре...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-437235-1621235631.jpg)
Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»
Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...
Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «У солнышка в гостях»)
Конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-536918-1603186783.jpg)
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/11/picture-1049134-1534000648.jpg)
Занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе ...