Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.
Цель занятия: активизировать лексических запас слов у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить образовывать множественное число;
- учить употреблять предложно - падежные конструкции;
- учить подбирать признаки к предметам.
Коррекционно-развивающая: развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskie_obitateli.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
по теме “Морские обитатели”
Цель занятия: активизировать лексических запас слов у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить образовывать множественное число; учить употреблять предложно - падежные конструкции; учить подбирать признаки к предметам.
Коррекционно-развивающая: развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мяч, клей, альбомные листы, окрашенные в голубой или синий цвет, морские обитатели из цветной бумаги, по 4 шт. для каждого ребенка)
Предварительная работа: Разучивание физминутки «А под пальмой краб сидит».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, дети сидят за столами.
Воспитатель:
- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?
Дети:
- Шум моря, волны плещутся о берег …
Воспитатель:
- А кто из вас видел море? Купался в нем?
- А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу?
- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?
- На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...
-А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
- С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.
Правильно, дети, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа (на экране появляется картинка батискафа). Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
II. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Итак, как я уже сказала, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Мы с вами опустимся на дно моря, затем погуляем по берегу. Мы будем знакомиться с морскими обитателями. Начнем путешествия под водой!
III. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Смотрите-смотрите, кто-то быстро проплыл. Вы заметили, кто это был? Нет, я тоже не успела увидеть. Но у нас есть фотоаппарат, который все зафиксировал. Давайте посмотрим. Ох, но у него специальный режим. Нужно отгадать загадки, только тогда на экране появится фотография морского обитателя. Дети отгадывают загадки, на доске появляются картинки морских обитателей.
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно (Кит)
Будто тазик кверху дном,
Крепкий панцирь. Кто же в нем?
Вдоль по берегу без страха
Шала большая (Черепаха)
Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода. (Медуза)
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я – (Осьминог)
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (Дельфин)
Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи,
В глазах испуг. (Краб)
2. Упражнение с предлогами между, под, над.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится между черепахой и дельфином? Кто под китом? Кто над крабом? Кто между медузой и морской звездой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто под дельфином?
Ответы детей.
3. Игра “один - много”.
Воспитатель: Молодцы! Вы разгадали все загадки, узнали кто где расположен, а теперь посмотрите, кто это на доске остался?
Дети: Черепаха
Воспитатель: А если их будет много, то как мы скажем?
Дети: Черепахи
Воспитатель: дельфин - дельфины; краб - крабы; звезда - звезды; осьминог - осьминоги; медуза - медузы.
Воспитатель: Хорошо справились и с этим заданием. Дети, а кто из морских обитателей может находиться еще и на суше. Как вы думаете?
Дети: краб и черепаха.
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними.
Воспитатель: Смотрите-ка, краб нарисовал задание для нас. Так, он просит назвать каждого морского обитателя ласково. Для этого он оставил мячик. Я бросаю кому-нибудь из вас мячик и называю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.
Звезда, черепаха, дельфин, краб, осьминог
Выполняется игра.
4. Физминутка «А под пальмой краб сидит…».
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
5. Какой звук слышится в начале слова ДЕЛЬФИН?
Звук [Д‘], КАРТИНКА ЗВУКА [Д‘]
Воспитатель: Давайте с Вами вспомним вот что: Звуки мы слышим и … произносим, а буквы?... пишем. Подскажите мне звук «Д’» какой? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесем наш звук. Если мы почувствуем дрожь в горлышке, значит звук наш звонкий, а если нет - глухой.
6. Назовите слова где встречается звук [Д‘]
7. Игра “Делим на слоги”.
Воспитатель: А на что похожа буква «Д»? Правильно на ДОМ
Воспитатель: Посмотрите, черепаха дала нам новое задание, с которым она сама справиться не может. Нам для выполнения занятия тоже нужно кое - что вспомнить. Подскажите мне из чего состоят слова? Каждое слово, состоит из маленьких частей – слогов. Чтобы правильно слово разделить на слоги, нужно его "позвать", как зовут человека, который потерялся или находится далеко, при этом будем хлопать. Давай попробуем "позвать Арину! А-РИ-НА! На сколько частичек-слогов оно разделилось? Правильно, на три! Ну что поможем черепахе поделить слова на слоги?
Воспитатель: Итак, черепаха дала мне список морских обитателей. Сначала мы должны узнать на сколько слогов можно поделить каждое слово, а затем поселить в тот домик где нужное количество окошек. Я называю его, один из вас подходит к доске и переносит жителя в домик с тем количеством окошек, сколько слогов в этом слове.
КРАБ - ЧЕРЕПАХА - ЗВЕЗДА - МЕДУЗА- КИТ -ДЕЛЬФИН - ОСЬМИНОГ
Дети выполняют задание.
6. Упражнение “Какой? Какая?”
Воспитатель: Вот какие молодцы, и с этим заданием справились. Все расселили по домикам. Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем, какие они бывают. Кит какой?
Дети: Большой, громкий.
Воспитатель: Черепаха - Морская звезда – Краб – Медуза
МОЛОДЦЫ!
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Вот наши приключения и подошли к концу. Мы сегодня с вами познакомились с некоторыми морскими обитателями. Напомните мне какими? Ребята еще одно последнее задание от черепахи! Сейчас я раздам вам секретное задани.
Внимание!
Итак! «Ребята, вам специальное задание! Мы готовили вам нашу фотографию, но налетел сильный шторм и все разорвал! Наклейте, пожалуйста, всех морских обитателей в правильном порядке и у вас получится замечательное фото на память. До встречи!»
Ребята! Расположите в правом верхнем углу ОСЬМИНОГА
В левом нижнем углу ЧЕРЕПАХУ
В верхнем левом углу КИТА
В нижнем правом углу ЗВЕЗДУ
Воспитатель демонстрирует на экране правильный порядок.
Ребята, посмотрите, как красиво у нас получилось. Вы все сегодня молодцы, справились со всеми сложными заданиями! А теперь в свободное время вы сможете оформить свои аквариумы так, как хочется вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР
Примерное тематическое планирование игр,упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.
Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»
Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»
Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Конспект занятия по лексической теме "Транспорт"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе. Тема «Человек. Наше тело»
Цели:1. Знакомство детей с частями тела человека.2. Закрепление словаря по данной теме.3. Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.4. Формирование навыка ориентировки в...