Комплексное планирование
календарно-тематическое планирование (логопедия, старшая группа) на тему
Календарное планирование работы учителя-дефектолога на примере интеграции физической культуры и художественной литературы в занятия учителя-дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_fizicheskoy_kultury_v_zanyatiya_uchitelya-defektologa.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция физической культуры в занятия
учителя-дефектолога
Оздоровительные интегрированные занятия
Интеграция физической культуры в занятия учителя-дефектолога подчинена одной цели: мотивация здорового образа жизни и формированию здоровья.
В настоящее время предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, движение, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата)
Система оздоровительных интегрированных занятий в работе – учителя дефектолога имеет свои особенности. Они обусловлены комплексными нарушениями воспитанников коррекционных групп: ЗПР-задержка темпов развития ребенка: физических, эмоциональных, интеллектуальных и речевых.
Е. М. Мастюкова определяет двигательные нарушения у детей с ЗПР как составную часть ведущего дефекта. Своеобразие моторной недостаточности у таких детей проявляется в несформированности сложных координаторных схем. Отставании в развитии пространственной ориентации движений, …Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, у дошкольников С ЗПР сопровождается сниженными показателями физического развития и физической подготовленности. Поэтому приоритетными направлениями в нашей работе является физическое развитие.
Система оздоровительных интегрированных занятий в работе
– учителя дефектолога имеет свои особенности.
Они обусловлены комплексными нарушениями воспитанников коррекционных групп: ЗПР-задержка темпов развития ребенка: физических, эмоциональных, интеллектуальных и речевых.
В организации интегрированных занятий с включением физической культуры проходит 2 способами:
традиционным и нетрадиционным.
К первому можно отнести физкультминутки. Нет такого планирования, где мы бы не увидели включение в детскую деятельность физкультминуток.
Второй способ нетрадиционный: тематические циклы, в которых решаются коррекционные задачи, с включением общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, ритмичных танцев, подвижных игр.
В практику учителя- дефектолога такие интегрированные занятия стали входить все чаше. Организация таких тематических циклов требует подготовки и продуманного планирования.
При планировании занятия используются 2 приема:
Сюжетно-игровой
Соревновательный.
- согласно ФГТ уточняются задачи по физической культуре.
Учитывая возраст.
- Обучение проходит на занятиях по ФИЗО воспитателем- специалистом. Целесообразнее включать в занятие сформированные навыки у детей по физической культуре.
- Выбираем лексическую тему.
- Выделяем области, которые уместно будут интегрироваться с данной лексической темой и коррекционными задачами.
(обращаемся к задачам по ФГТ и коррекционному планированию)
- Составляем план занятия. Оно носит познавательный характер, достаточное количество речевого материала на разные задачи. Занятие должно быть динамичным и включать разные виды упражнения, меняя их темп и нагрузку.
- Составляем тематический цикл пользуясь сеткой занятий
на 1-2 недели (как раздел коррекционно - тематического планирования).
- Разбиваем спланированный материал на части и используем ЕГО для ознакомления на других занятиях, в домашних заданиях и в режимных моментах (это необходимо для отработки речевых упражнений )
Все занятия проходят в одном тематическом цикле!
- Как заключительное, итоговое по теме проходит интегрированное занятие.
- В подготовительной группе можно рекомендовать такие занятия:
- Дикие животные. Сюжетно-игровой прием
- День космонавтики «Школа космонавтов» по В. Баруздину
( Литература+ пересказ (коммуникация) + ФИЗО). Соревновательный прием.
- «Моя Родина», «День защитника отечества»-соревновательный прием.
- Рекомендуемая литература:
М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» и др.
- Комплексно-тематическое планирование коррекционно-образовательной работы
2 неделя февраля – Дикие животные жарких стран
Дни недели | Образовательные области | Содержание работы | |
понедельник | Развитие речи (связная речь) | Расширить словарный запас по теме «Животные жарких стран» закреплять у детей навык составления простых предложений по картинке; учить правильно строить фразы с предлогом ПО, формировать навык составления короткого рассказа. Самомассаж «Черепаха» | |
Сюжетно-ролевая игра совместно с воспитателем | Коммуникативная ситуация «У врача» Умение правильно употреблять предлоги - В На Из Под Через По | ||
вторник | ФЭМП Подготовка к обучению грамоте | Уточнить и закрепить образование числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить с количеством. Прыжки со счетом «Камушки» | |
Звуки С-СЬ: звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Коммуникативная ситуация «В зоопарке» Учить согласовывать число 8 с сущ. в роде, числе, падеже. Я вижу 8 слонов, … | |||
среда | ФЭМП Чтение художественной литературы | Устанавливать последовательность чисел в пределах 8 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Состав числа 8. Выложить крокодила из 8-ми прямоугольников. | |
Сказка «Доктор Айболит» К. И. Чуковский Познакомить с жанром литературного произведения. Называть автора. Обучать внимательно слушать логопеда, называть героев. Описывать состояние героев и эмоционально откликаться на прочитанное. Основные движения «Трудная дорожка» перешагивать через предмет, проползать через обруч…. Отработка обиходных глаголов (прыгнул-перепрыгнул) | |||
четверг | Подготовка к обучению грамоте | Звуки С-СЬ: звуковой анализ слов: типа СУП, НОС, СУША, СИТО. Звуковой диктант, выделение и обозначение мягких согласных. Игра малой подвижности «Паучок» - зрительное внимание. (влево-вправо) Выполнение заданий на тетрадном листе в клетку по образцу и речевой инструкции. Графический диктант «паутинка» по клеточкам. | |
пятница | Формирование целостной картины мира (Ознакомление с окружающим) | Тема: Дикие животные (жарких стран) Активизировать коммуникативные умения в ситуации игры-путешествия « В Африку». Расширить лексический запас (предметного и глагольного словаря). Актуализировать ранее изученную лексику, учить употреблять предлоги для обозначения своих действий, приставочные глаголы, отрабатывать темп речи. Включить в игру все отработанные движения ходьбы, прыжков, ползания; развивать ловкость, меткость, смелость. Познакомить с характерными признаками опасных животных. |
- Комплексно-тематическое планирование
- коррекционно-образовательной работы
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Подготовительная группа
- Правильно выполнять основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание)
- Прыгать с высоты до 40см.
- Перебрасывать набивные мячи (до 1 кг)
- Бросать предметы в цель на расстоянии 4-5 м.
- Перестраиваться в колонны по 2, по 3.
- Выполнять физические упражнения по музыку, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.
- Следить за осанкой.
- Участвовать в играх с элементами спорта
- ( футбол, баскетбол, хоккей, городки, наст. Теннис)
- Плавать произвольно на расстояние 15 м
Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка на основе интеграции образовательных областей (декабрь-январь-февраль)
- Следить за правильной осанкой
- Активно использовать двигательный опыт в новых обстоятельствах
- Выполнять физические упражнения ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
- Ходьба: в колонне по одному, в темпе, с перешагиванием через предметы, на носках,
- Прыжки: по камушкам, подскоки через скакалку.
- Проползание под палкой (Пролезание в обруч)
- Выполнять правила и нормы поведения.
- Сравнивать целый предмет и его часть.
- Воссоздают из частей и видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм большие.
- Определяют направления движения в пространстве, двигаются в соответствии с условными обозначениями.
- Знают некоторых представителей животного мира Африки
- Знают правила поведения в природе
- Устанавливают элементарные причинно-следственные связи
- Знают характерные признаки животных.
Развитие слухового восприятия, слухового внимания и слухомоторной координации
- Графический диктант «Слушай и Пиши» - не более 3 мин
- Обучать ребенка начинать работу вместе с другими и заканчивать, ориентируясь на других.
- Откликаются на эмоции
- Умеют работать по правилу, выполняют инструкции взрослых.
- Учить использовать приставочные глаголы. Употреблять в активной речи предложения с предлогами ПОД, ЧЕРЕЗ.
- Составлять предложения по картинкам.
- Закреплять навык правильного произношения звуков.
- Пересказывать фрагмент сказки
- Познакомить с жанром литературного произведения – сказка
- (К. Чуковский «Айболит»)
- Выразительно читать стихотворение «А. С. Пушкин «Зима!...»
- Называть автора.
- Обучать внимательно слушать логопеда (воспитателя), называть героев.
- Описывать состояние героев и эмоционально откликаться на прочитанное.
- Познакомить с художниками –иллюстраторами
- Комплексно-тематическое планирование
- коррекционно-образовательной работы
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Художественная литература
Подготовительная группа
Планируемые результаты:
Различают жанры литературных произведений
Называют любимые сказки и рассказы; знают наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называют 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг.
Выразительно читают стихотворение; пересказывают отрывок из сказки, рассказа.
Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка на основе интеграции образовательных областей (март-апрель-май)
- Следить за правильной осанкой
- Проявлять элементы творчества в подвижных играх;
- Выполнять физические упражнения с палками ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
- Ходьба: приставным шагом, с поворотами;
- Бросать предметы в цель (обруч) из разных исходных положений.
- Ходить по гимнастической скамейке.
- Выполнять правила и нормы поведения.
- Формировать элементарные представления об истории человечества, через знакомство с произведениями искусства, игру и продуктивные виды деятельности;
- Иметь представление о планете Земля, о России, истории праздников, об изобретениях человечества;
- Уточнение, систематизация и углубление знаний по лексическим темам: например, Транспорт (наземный, воздушный, водный);
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам природы.
- Различают отрезок, угол, овал (круг), многоугольники, шар, куб, проводят их сравнение;
- Определяют временные отношения (день-неделя-месяц) \, время по часам;
- Считают до 10-ти:
- Соотносят цифру и количество
- Составляют и решают задачи на сложение и вычитание
- Пользуются арифметическими знаками.
- Считают, начиная с заданного числа.
- Развитие слухового восприятия, слухового внимания и слухомоторной координации:
- Графический диктант «Слушай и пиши» - не более 3 мин
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- Находить в предложении слова с заданным звуком;
- Употреблять в речи сложные предложения, синонимы;
- Учить работать по правилу, выполнять инструкции взрослых.;
- Учить использовать приставочные глаголы;
- Употреблять в активной речи предложения с предлогами (все простые) и ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД
- Составлять сложные предложения по картинкам.
- Закреплять навык правильного произношения звуков.
- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
- Познакомить с жанром литературного произведения – рассказ и сказка (Снегурочка-русская народная сказка
«Школа космонавтов» по В. Баруздину);
- Называть автора;
- Выразительно читать отрывок из рассказа;
- Обучать внимательно слушать логопеда (воспитателя), называть героев;
- Выучить наизусть любимое стихотворение.
- Комплексно-тематическое планирование коррекционно-образовательной работы
2 неделя апреля – День космонавтики
Дни недели | Образовательные области | Содержание работы | |
понедельник | Развитие речи (связная речь) | В. Баруздин «Школа космонавтов» Пересказ. Упражнение «Гармошка» на дыхание Начинаем подготовку-выходи на тренировку. | |
Сюжетно-ролевая игра совместно с воспитателем | Коммуникативная ситуация «Мы инопланетяне» Воспитывать желание улучшить экологическую обстановку на нашей планете. (Чистый воздух) Закрепить навык употребления от\прил. | ||
вторник | ФЭМП Подготовка к обучению грамоте | Уточнить и закрепить образование числа 9 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить с количеством. Космическая викторина «9 планет» по вопросам Ходьба и прыжки приставным шагом, с поворотом «На Луне» | |
Звук Ж: звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Коммуникативная игра «Нелепицы» Учить согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже. ( земной-земное, земная…, звездный, звездная) Графический диктант « Ракета» | |||
среда | ФЭМП Чтение художественной литературы | Устанавливать последовательность чисел в пределах 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Состав числа 9. Познакомить с отрезком. «Космическая дорожка» - заданный отрезок 8 клеточек-9 клеточек. Сравнение отрезков. | |
А. Митяев «Первый полет» Познакомить с жанром литературного произведения - рассказ Основные движения «Комплекс упражнений с обручами и палками» Расширить значение предлогов От -С-СО. | |||
четверг | Подготовка к обучению грамоте | Звук Ж: Звуковой диктант, выделение слов с данным звуком. Формировать восприятие по признакам: согласный твердый, звонкий. Закрепить понятия «Слог» «Слово» «Предложение» Составлять предложения с противительным союзом А Игра «Невесомость» на укрепление мышц спины. Загадки Л. Сландер «Ракета», «Звезды», «Луна» Просмотр видеоматериалов. Использование ИКТ (изобретения в области космонавтики) | |
пятница | Формирование целостной картины мира (Ознакомление с окружающим) | Тема: День космонавтики Активизировать коммуникативные умения в игре-соревновании «Школа космонавтов» Расширить лексический запас (предметного и глагольного словаря). Актуализировать ранее изученную лексику, учить употреблять предлоги для обозначения своих действий, приставочные глаголы и прилагательные. Отрабатывать диалог. Включить в игру все отработанные движения ходьбы, прыжков, развивать ловкость, меткость, смелость. Познакомить с характерными отличиями нашей планеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка "Комплексное планирование на месяц по теме "Транспорт, деревья, цветы" в первой младшей группе"
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ...
Примерное комплексное планирование организованных видов деятельности
Литература:ФГТ в ДОУ: от теориии к практике.Программа "От рождения до школы"...
Комплексно - Планирование
Комлексно-тематическое планирование в старшей группе с учетом ФГТ...
комплексное планирование во второй младшей группе
комплексно - тематическое планирование на год по программе веракса...
комплексное планирование старшая группа
Комплексное планирование старшая группа...
Реализация проекта в комплексном планировании логопеда с воспитателями
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Поэтому вопрос комплексного подхода к к...
Комплексное планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
рекомендации по реализации образовательных областей в процессе различных видов детской деятельности...