звук Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- формирование артикуляционного уклада звука [Ш],
- развитие фонематического слуха на звук [Ш],
- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Ш]
ТЕМА: Звук [Ш].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- формирование артикуляционного уклада звука [Ш],
- развитие фонематического слуха на звук [Ш],
- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш] (№1)
ТЕМА: Звук [Ш].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление артикуляции звука [Ш],
- развитие фонематического слуха на звук [Ш],
- формирование фонематического восприятия,
- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах, предложениях, тексте,
- формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: «Шапка да шубка – вот и наш Мишутка»? | |||
Артикуляционная гимнастика. | ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10. ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз. МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу. ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10. | |||
Изолированное произнесение звука. | [Ш-Ш-Ш] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. |
| |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [ш], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [н, ш, р, ш, л, ш, ш, м, в, ш, …], Ряд слогов: ла, ша, мы, ши, ро, но, шо, шу… Ряд слов: шум, шарф, лапка, шапка и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. |
| |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: - количество звуков, слогов в слове, - место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Мыши шуршат И шарахаются в шалаше, Как только услышат Шаги на шоссе. Ша-ша-ша – наша Маша хороша. Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши. Шу-шу-шу – шубу новую ношу. Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит. Шепот к Шороху спешит, Шепот по лесу шуршит. - Ты куда? - К тебе лечу. Дай-ка ушко, пошепчу: Шу-шу-шу да ши-ши-ши, Тихо, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши, Тишину послушай! Слышишь? – слышу. | |||
Домашнее задание. | - артикуляционная гимнастика, - упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, - упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш] (№2)
ТЕМА: Звук [Ш].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление артикуляции звука [Ш],
- развитие фонематического слуха на звук [Ш],
- формирование фонематического восприятия,
- автоматизация звука [Ш]в чистом виде, в закрытых слогах (обратный тип слога), в словах с данным типом слогов (звук [Ш] в конце слова), предложениях, тексте,
- формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. |
| |||
Артикуляционная гимнастика. | ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10. ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз. МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу. ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10. | |||
Изолированное произнесение звука. | [Ш-Ш-Ш] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звука [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами щель 1,5-2 мм. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ними щель, спинка языка опущена, корень языка приподнят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык находится в форме «чашечки». Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя идет посередине языка, широкая, теплая. | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [ш, р, л, ш, м, т, ш, …], Ряд слогов: ар, аш, ум, уш, ир, ил, иш… Ряд слов: камыш, ананас, баран, шалаш и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | АШ ОШ УШ ИШ | |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: - количество звуков, слогов в слове, - место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | ЗАДАНИЕ 1. Составить предложение с данными словами с опорой на вопрос: «Что где находится?» ЗАДАНИЕ 2. Инструкция: «Я начну предложение, а ты произнесешь последнее слово в нем. Отчетливо произноси последний звук в слове, чтобы было понятно, как оно изменятся, когда я говорю вместо слова Я слово ТЫ. Затем повтори предложение полностью». Я иду, и ты … (идешь) Я пою, и ты … (поешь) Я несу, и ты … (несешь) Я беру, и ты … (берешь) Я веду, и ты … (ведешь) Я плыву, и ты … (плывешь) Я лечу, и ты … (плывешь) Я лечу, и ты … (летишь) Я бегу, и ты … (бежишь) | |||
Домашнее задание. | - артикуляционная гимнастика, - упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, - упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш] (№3)
ТЕМА: Звук [Ш].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление артикуляции звука [Ш],
- развитие фонематического слуха на звук [Ш],
- формирование фонематического восприятия,
- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в слогах (между гласными), словах (звук [Ш] в середине слова), предложениях, тексте,
- формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | «Послушай стихотворение и подумай, над каким звуком мы будем работать: Скажи потише: «Шесть мышат» - и сразу мыши зашуршат». | |||
Артикуляционная гимнастика. | ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10. ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз. МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу. ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10. | |||
Изолированное произнесение звука. | [ш-ш-ш] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звука [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами щель 1,5-2 мм. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ними щель, спинка языка опущена, корень языка приподнят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык находится в форме «чашечки». Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя идет посередине языка, широкая, теплая. | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [ш, р, ш, м, л, ш, с, в, ш …], Ряд слогов: ала, аша, оро, ашо, илу, ишу… Ряд слов: лапа, каша, малина, машина, и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | А__Ш______А О__Ш______О О__Ш______И У__Ш______И О__Ш______У | |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: - количество звуков, слогов в слове, - место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | В ночной тиши у шалаша Чуть слышен шорох камыша. Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши И не пачкай уши тушью. Схватил муравьишка ношу, Кричит: «Не за что не брошу!» В землю ножками упирается, А земля под ним прогибается. | |||
Домашнее задание. | - артикуляционная гимнастика, - упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, - упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш] (№4)
ТЕМА: Звук [Ш].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление артикуляции звука [Ш],
- развитие фонематического слуха на звук [Ш],
- формирование фонематического восприятия,
- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в стечении согласных, в словах со стечением согласных, предложениях, тексте,
- формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | ||||
Объявление темы. | Над каким звуком мы сегодня продолжим работать? | ||||
Артикуляционная гимнастика. | ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10. ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз. МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу. ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10. | ||||
Изолированное произнесение звука. | [Ш-Ш-Ш] | ||||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звука [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами щель 1,5-2 мм. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ними щель, спинка языка опущена, корень языка приподнят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык находится в форме «чашечки». Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя идет посередине языка, широкая, теплая. | ||||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [ш, р, л, ш, м, в, ш,…], Ряд слогов: алв, ошт, отр, увш, ушт, омк, отш, … Ряд слов: миска, шишка, мишка и т.д. | ||||
Связь звука с буквой. |
| ||||
Автоматизация звука в слогах. |
| ||||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: - количество звуков, слогов в слове, - место звука в слове.
| ||||
Автоматизация звука в словах. |
| ||||
Автоматизация звука в предложении. | За кубышкой – замарашка, За ромашкою – букашка. Накроши в окрошку Картошки и горошку. У Мишутки – Мишки Камешки и шишки. У Пашутки – Пашки – Шапки, пушки, шашки. Хороши штанишки У нашего малышки – Что за кармашки, Ремешки да пряжки! У шапки – ушанки Шнурочки на ушках, Чтоб кверху завязывать Шапкины ушки. Вяжет Мише бабушка Тепленькие варежки, Чтобы греть ладошки Мишутке – крошке. На Мишиной рубашке Вышиты ромашки, Вышиты ромашки, Ландыши да кашки. Маша нашему малышке Шила новые штанишки. Шила шубу, шила шарф Для Мишутки-малыша. На малышкиной рубашке Шелком вышила кармашки. Наш Мишутка так хорош – Краше Миши не найдешь! Он шагает по дорожке В шитой Машею одежке. Шалунишка наш Павлушка! Потрошит малыш подушку! И рубашка, и штанишки – Все в пушинках у малышки! Кормит малыша Наташа Из широкой плошки кашей: - Ешь, малышка, ешь, Антошка! Вот тебе большая ложка! | ||||
Домашнее задание. | - артикуляционная гимнастика, - упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, - упражнения по автоматизации звука в речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...