звук С
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Бышкина Светлана Валерьевна

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- формирование артикуляционного уклада звука [С],

- развитие фонематического слуха на звук [С],

- автоматизация звука [С] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.docx172.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [C]

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- формирование артикуляционного уклада звука [С],

- развитие фонематического слуха на звук [С],

- автоматизация звука [С] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки).

Организационный момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Постановка звука.

- по подражанию,

- от артикуляционной гимнастики,

- от опорных звуков [ф], [и-э], [ц].

Автоматизация звука в чистом виде.

[С – С - С]

Анализ артикуляции.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру, …

Ряд простых слов: сок, дом, санки, сумка, кот, и т.д.

Автоматизация звука в слогах.

С

А

О

У

Ы

Автоматизация звука в словах.

САНКИ

САМИ

САД

САЛО

САЛАТ

САХАР

САПОГИ

САЛЮТ

САРАЙ

САЙКА

САЖА

СОНЯ

СУМКА

САМОВАР

САЛФЕТКА

САРАФАН

САМОЛЕТ

САНИТАР

САМОКАТ

СУТКИ

СУП

СУК

СУД

СОМ

СОК

СОДА

СОРТ

СОН

СОВА

СОБАКА

СОЛЬ

СОУС

СЫР

СЫН

Итог занятия.

Какой звук учились произносить правильно?

Повторение правильной артикуляции звука.

Оценка работы дошкольника.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№1)

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- закрепление артикуляции звука [С],

- развитие фонематического слуха на звук [С],

- формирование фонематического восприятия,

- автоматизация звука [С] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах, предложениях, тексте,

- формирование связи звука с буквой.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: «У осоньки-осы есть полоски и усы»?

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

[С – С - С]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру, …

Ряд слов: сок, дом, санки, сумка, кот, и т.д.

Связь звука с буквой.

Месяц вышел из-за тучи,

По нему учиться лучше –

Сразу узнается С,

Смотрит буква С с небес.

С

Автоматизация звука в слогах.

С

А

О

У

Ы

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

- количество звуков, слогов в слове,

- место звука в слове.

О О О

Автоматизация звука в словах.

САНКИ

САМИ

САД

САЛО

САЛАТ

САХАР

САПОГИ

САЛЮТ

САРАЙ

САЙКА

САЖА

СОНЯ

СУМКА

САМОВАР

САЛФЕТКА

САРАФАН

САМОЛЕТ

САНИТАР

САМОКАТ

СУТКИ

СУП

СУК

СУД

СОМ

СОК

СОДА

СОРТ

СОН

СОВА

СОБАКА

СОЛЬ

СОУС

СЫР

СЫН

Автоматизация звука в предложении.

У маленькой Сани санки едут сами.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

У сосны – сук. Сова сидит на суку.

У Сони синяя сумка.

Саня сломал самокат.

Света, Соня и Слава пьют сок.

Домашнее задание.

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

- упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№2)

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- закрепление артикуляции звука [С],

- развитие фонематического слуха на звук [С],

- формирование фонематического восприятия,

- автоматизация звука [С] в чистом виде, в слогах (между гласными), словах (звук [c] в середине слова), предложениях, тексте,

- формирование связи звука с буквой.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

«Послушай стихотворение и подумай, над каким звуком мы будем работать:

Слоны сильны, слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны».

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

[С – С - С]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ала, оса, оры, увы, усы, омо, осо, иру, …

Ряд слов: оса, яма, лиса, липа  и т.д.

Связь звука с буквой.

Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам.

С

Автоматизация звука в слогах.

А__С______А

О__С______О

О__С______Ы

У__С______Ы

О__С______У

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

- количество звуков, слогов в слове,

- место звука в слове.

О О О

Автоматизация звука в словах.

ОСА

ЛИСА

КОСА

БУСЫ

КОЛЕСО

РОСА

КРАСА

ВЕСЫ

УСЫ

НОСЫ

ЧАСЫ

КОЛБАСА

ПОЛОСА

КУЛИСА

ТЕРРАСА

ГРИМАСЫ

ЛАРИСА

ПЕСОК

КУСОК

НОСОК

ЛЕСОК

ВИСОК

ЬРУСОК

БРОСОК

ВОЛОСЫ

ГОЛОСА

КОЛОСОК

АВТОБУСЫ

КОСУЛЯ

ПОСУДА

РИСУНОК

КОСЫНКА

КАСАТКА

Автоматизация звука в предложении.

У осоньки-осы есть полоски и усы.

Полосатые осы летают возле носа.

Сесть на нос норовят, укусить меня хотят.

Оса-оса-оса – летит оса.

Осу-осу-осу – мы видели осу.

Осы-осы-осы – не боимся мы осы.

Осу-осу-осу – прогоним мы осу.

Оса-оса-оса – улетела оса.

Вот коса. Острая коса. Траву косили мы косой.

Утром выпала роса. Просыпается оса.

Пока не высохла роса, в росе купается оса.

Усы-усы-усы – у сома усы.

Усы-усы-усы – длинные усы.

Сов-сов-сов – не бывает сомов без усов.

Сетку я сплела сама для усатого сома.

Я сама сома поймала и несу его сама.

Усы-усы – у Люси бусы.

Усы-усы-усы – есть у Люси бусы.

Усы-усы-усы – надела Люся бусы.

Усах-усах-усах – ходит Люся в бусах.

Домашнее задание.

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

- упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№3)

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- закрепление артикуляции звука [С],

- развитие фонематического слуха на звук [С],

- формирование фонематического восприятия,

- автоматизация звука [С] в чистом виде, в закрытых слогах (обратный тип слога), в словах с данным типом слогов (звук [c] в конце слова), предложениях, тексте,

- формирование связи звука с буквой.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Какой звук слышим в конце слова? (звук [c]).

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

[С – С - С]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ал, ос, ор, ув, ус, ом, ос, ир, …

Ряд слов: ананас, гранат, лес, вес, ветер  и т.д.

Связь звука с буквой.

Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.

Ответ: буква С
(сова, солнце, снег, сено)

С

Автоматизация звука в слогах.

АС     ОС

УС     ИС

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

- количество звуков, слогов в слове,

- место звука в слове.

О О О

Автоматизация звука в словах.

БАС

ВЕС

ПЕС

БИС

ЛИС

РИС

РОС

ЛЕС

КВАС

ПРИНЕС

ПОДНЕС

ПРОНЕС

УНЕС

ПЕРЕНЕС

НЕДОНЕС

ДОНЕС

ПОКОС

КОЛОС

ГЛОБУС

РЕБУС

АВТОБУС

ТРОЛЛЕЙБУС

ЧАС

НОС

ТРУС

ГОЛОС

Автоматизация звука в предложении.

Ес-ес-ес – мы идем в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

Су-су-су – грибы берем в лесу.

Ес-ес-ес – листву бросает лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в листве.

Ас-ас-ас – мы любим квас.

Ас-ас-ас – у нас свет погас.

Ос-ос-ос – Соня ест абрикос.

Ёс-ёс-ёс – в поле рос овёс.

Домашнее задание.

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

- упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№4)

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- закрепление артикуляции звука [С],

- развитие фонематического слуха на звук [С],

- формирование фонематического восприятия,

- автоматизация звука [С] в чистом виде, в стечении согласных, в словах со стечением согласных, предложениях, тексте,

- формирование связи звука с буквой.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

[С – С - С]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ал, ост, отр, увс, уст, омк, отс, икр, …

Ряд слов: лист, гранат, листва, весло, ветер  и т.д.

Связь звука с буквой.

Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.

Ответ: буква С
(сова, солнце, снег, сено)

С

Автоматизация звука в слогах.

СТА

СТО

СТУ

СТЫ

СПА

СПО

СПЫ

СПУ

АСТ

ИСТ

УСТ

ОСТ

СТВА

СТВУ

СТВЕ

СТВЫ

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

- количество звуков, слогов в слове,

- место звука в слове.

О О О О

Автоматизация звука в словах.

СТУК

СТОП

ПОСТ

КУСТ

СТУК

ЛАСКА

МАСКА

ПАСТА

КАСКА

МИСКА

СТОЛ

СТУЛ

СКАТЕРТЬ

СКОВОРОДКА

СКАКАЛКА

ЛЕСКА

ДОСКИ

СТРОЙКА

СНАРЯД

СМОЛА

СТАЯ

СТОЛЬКО

СКЛАД

СПИЦА

СКРЕПКА

СМЕХ

СТУПЕНИ

СКАМЕЙКА

СВАРИТЬ

СХОДИТЬ

СКЛЕИТЬ

САТАТЬ

СКЛЕВАТЬ

СЛЕТАТЬ

СПЕТЬ

СМАЗАТЬ

СВЯЗАТЬ

СМЫТЬ

СТЕРЕТЬ

СМЯТЬ

Автоматизация звука в предложении.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

Сколько голос, столько и умов.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Спелое яблоко само с дерева валится.

На столе стоит стакан.

Собака ест вкусный суп.

Мама поставила на сто суп и салат.

Скворец сидит в скворечнике.

Домашнее задание.

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

- упражнения по автоматизации звука в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...