Нарушения употребления предложно-падежных конструкций
статья по логопедии по теме

Материал содержит краткий анализ ошибок допускаемых при употреблении предложно-падежных конструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_upotrebleniya_predlozhno.docx12.56 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок  грамматического строя речи, которые проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования. У детей нарушена дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из парадигматического ряда. 

Следует отметить, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение - “кладет в стол”, но “лежит в столе”). У детей наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов (“на столе” вместо “над столом”, “по книжке” вместо “под книжкой”). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия)  выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего  определенный  лексический запас  слов, знание  их значений, а  также понимание связей между словами и между предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию графических символов при обучении детей употреблению предложно-падежных конструкций

   В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных ...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи

Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие...

Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок  грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования ...

Закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций у детей с ОНР.

Содержание статьи ориентировано на формирование морфологических и синтаксических обобщений дошкольников с общим недоразвитием речи, на совершенствование лексико-грамматической стороны речевой функции....

«Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с нарушениями речи»

Формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании....

Обучение детей навыкам ориентации в пространстве и употребления предложно-падежных форм

Как показывает практика, дети с речевым нарушениями (ОНР, ФФНР)  испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающим их пространстве. Отсюда несформированность пространственный понятий и, ...