конспекты индивидуальных логопедических занятий по лексическим темам
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
лексические темы семья, весна ит.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной группы с диагнозом ОНР.
Лексическая тема: Семья.
Задачи: 1. учить понимать родственные отношения
- учить отвечать распространенными предложениями
- развитие выразительности речи
- развитие логического мышления
- воспитывать любовь и уважение к своим родственникам.
Оборудование: фотографии с изображением членов семьи, сюжетная картина «Семья», ребус, лист бумаги.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Здравствуй, Миша! Отгадай, пожалуйста, ребус. -Какая это цифра? -Назови букву. -А теперь назови все вместе. Молодец! Сегодня поговорим о семье.
Посмотри, пожалуйста, на картину. -Кого ты видишь на ней? -Как одним словом назвать их? -Сколько человек в этой семье? -Кто самый старший? -Как его будут звать? -Кто самый младший в семье? -Чем он занимается? -Что делают другие члены семьи? -Что можно сказать про эту семью? 3. Развитие мелкой моторики. Спал цветок и вдруг проснулся Больше спать не захотел Шевельнулся, встрепенулся Взвился вверх и улетел.
Составление родословного дерева по фотографиям. -Кем приходится бабушка маме? -Кем приходится мама папе? -Кем ты приходишься бабушке? -Кем ты приходишься дедушке? 5. Итог занятия. Чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось? | Здравствуйте! - Это цифра семь. -Это буква Я. -Семья. Маму, папу, мальчика, дедушку, бабушку. Семья. Дедушка. Мальчик. Он играет. Дружная. Повторяет за логопедом. -Мама. -Жена. -Внук. Говорили о семье. |
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной группы по коррекции ОНР.
Лексическая тема: Весна.
Задачи: 1. закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, о частях суток: утро, день, вечер, ночь.
2. формировать навыки словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных)
- учить выразительно рассказывать стихотворение
- расширение и обогащение словаря по теме «Весна»
- развитие связной речи
- прививать любовь к природе.
Оборудование: картинки, изображающие разные части суток; фишки, имеющие форму лучиков, солнышка, ручейка, весеннего цветка, лужицы, облачка.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Подбери определения к словам. День какой? Небо какое? -Солнце какое? -Снег какой? -Весна какая? За правильный ответ ребенку даем фишки, символизирующие явления весны.
Ребенку даем картинки с изображением частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем загадываем загадки: К вечеру умирает, поутру оживает. Что это? -Гляжу я в окошко, ходит черная кошка. Подними картинку.
Чтение стихотворения В. Берестова. Что ни сутки, по минутке День длинней, короче ночь, Потихоньку, полегоньку Прогоняем зиму Прочь! Беседа. - О чем говорится в этом стихотворении? - А что такое – сутки? - О каких изменениях говорилось в стихотворении? - Почему день становиться длиннее, а ночь короче? Повторное чтение стихотворения логопедом.
Мы бежали по дорожке, промочили свои ножки, потом сели – посидели, смотрим – птицы прилетели, ветер сильный вдруг подул, испугались – караул!
Игра «Скажи ласково». Ручей, снег, солнце, дождь, туча, облако, проталина, лужа, почка, луч.
Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? | -Солнечный, весенний. Голубое, безоблачное, весеннее. Яркое, весеннее. Рыхлый, грязный. Теплая, солнечная. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Ребенок слушает стихотворение. О сутках. Смена времен года. Потому что приходит весна. Рассказывание стихотворения ребенком. Ручеек, снежок, солнышко, дождик, тучка, облачко, лужица, лучик. |
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной группы по коррекции ОНР.
Лексическая тема: Перелетные птицы.
Задачи: 1. закреплять и расширять представления детей о жизни перелетных птиц
2. учить составлять небольшой рассказ по картине
3. упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову
4. актуализировать знания по теме «Перелетные птицы»
5. развивать логическое мышление
6. воспитывать заботливое отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: картина «Прилет птиц», картинки с зимующими и перелетными птицами.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
- Назови перелетных птиц. Молодцы!
- Почему эти птицы называются перелетными? 3. Изучение нового. Рассматривание картины «Прилет птиц». Какое время года изображено на картине? Почему ты думаешь, что это весна? Как образовались проталинки? Какое солнце весной? Какие птицы прилетели первыми? Обрати внимание на грачей. Какие они? Чем заняты грачи? Из чего строят гнезда?
Если солнце печет, тает снег, Ручей течет И грачи на горе, Значит, март на дворе.
Рассмотри, что изображено на картине, и придумай рассказ. Постарайся о весне сказать так, чтобы всем было понятно, что это тебя радует, что ты увидел что-то интересное.
Игра «Четвертый лишний». Выставляются 3 картинки, на каждой из которых изображена зимующая птица, одна картинка с изображением перелетной птицы, затем – наоборот: 3 картинки с изображением перелетных птиц и одна – с изображением зимующей.
Подумай, какая весна в этом году. Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? Ты сегодня хорошо поработал!
| Скворец, соловей, грач. Потому что зимой улетают в теплые края. -Весна. -Снег тает, солнышко яркое. -Яркое, теплое. -Грачи. Поднимает руки вверх, Приседает, Бегает, размахивая руками. Останавливается. Рассказывает о весне. Лишняя картинка – соловей. Здесь лишняя картинка – снегирь. Весна в этом году ранняя, долгожданная, теплая, солнечная, радостная. |
Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы по коррекции ОНР.
Лексическая тема: Транспорт.
Задачи: 1. уточнение артикуляторно - акустических характеристик звука З
- развитие фонематического анализа
- актуализация словаря по теме «Транспорт»
- развитие умения согласовывать числительные и наречия с существительными
- развитие связной речи
- развитие умения использовать существительные множественного числа
- развитие общей моторики.
Оборудование: предметные картинки, макет поезда, мнемотаблица.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие проведу у вас я. Меня зовут Елена Романовна. Сядет тот, кто назовет слово со звуком З. Молодцы!
а). Актуализация словаря по теме «Транспорт». Логопед выставляет на доске картинки. Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Назовите их. А как эти картинки можно назвать одним словом? Назовите картинки, которые относятся к наземному транспорту. Назовите воздушный транспорт. Водный. Теперь назовите картинки в названии которых есть звук З. б). Уточнение артикуляторно – акустических характеристик звука З. Что делают губы, когда мы произносим звук З? Что образует язык? Где находится кончик языка? При произнесении звука З образуется ветерок. Какой он? Еще что можно сказать про звук З? Молодцы! в). Развитие фонематического анализа. На доске макет поезда. У детей картинки. Нужно расставить картинки на свои места. В первом вагоне должны быть картинки, в названии которых звук З в начале слова. Во втором – в середине слова. г). Физминутка. Заводил мотор шофер, Нажимал он на стартер, Крепко руль в руках держал, Грузовик и побежал. д). Согласование числительных и наречий с существительными. Игра «Один и много». Один бензовоз, а много… Один автобус, а много… Поезд, лесовоз, теплоход, молоковоз, самолет. е). Развитие связной речи. Посмотрите на таблицу. По ней нужно составить рассказ. Я вам расскажу про самолет. Он серебристого цвета и сделан из алюминия. У самолета есть крылья, хвост, кабина, салон, шасси, фюзеляж. Самолет может быть пассажирским и грузовым. Самолет – это воздушный транспорт. Составьте рассказ про любой вид транспорта. 3. Итог занятия. Чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось? Вы сегодня очень хорошо поработали! До свидания! | Дети здороваются. Называют слова и садятся. Бензовозы, трамваи, автобусы, лодки, молоковозы, автомобили, лесовозы, поезда, вертолеты, теплоходы, самолеты, грузовики. Транспорт. Дети называют наземный транспорт. Самолеты, вертолеты. Лодки, теплоходы. Лесовозы, молоковозы, бензовозы, грузовики, поезда. Губы растянуты в улыбке. Язык образует горку. За нижними зубами. Холодный. Согласный, звонкий, твердый. Дети расставляют картинки по своим местам. Зонт, зубы, заяц, забор. Роза, глаза, коза, ваза. Круговые движения руками. Движения ногой, как при нажимании на педаль. Имитация движений вращения руля. Бег по кругу. Бензовозов. Автобусов. Поездов, лесовозов, теплоходов, молоковозов, самолетов. Дети составляют по таблице рассказы. Ответы детей. До свидания! |
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 5-6 лет по коррекции заикания.
Лексическая тема: Полевые цветы.
Задачи: 1. развитие силы голоса
- развитие плавного, продолжительного выдоха
- актуализация словаря по теме
- развитие выразительности речи
- развитие подражательности
- развитие мелкой моторики
- развитие логического мышления
- развитие умения расслабляться.
Оборудование: искусственные цветы, предметные картинки, картинки – раскраски цветов, цветные карандаши.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним наше правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй». Повторите.
Мы отправимся в путешествие на лошадках. Сначала лошадки идут медленно, высоко поднимая ноги. Затем лошадки бегут. Посмотрите куда мы приехали?
Какая красивая поляна. Здесь мы с вами и остановимся. Давайте понюхаем цветочки. Лежа на спине, руки на животике. Дышим животиком. Плечики не поднимаем. Все поднимаемся и садимся на стульчики. Раздаем картинки, с изображениями цветов. А теперь отгадайте загадки, поднимайте картинку – отгадку. Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – И не будет ничего. Следующая загадка: Стоят в поле сестрички: Желтый глазок, белые реснички.
Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. Голова - на ножке, В голове – горошки. Где растут все эти цветы? Как их назвать одним словом? Давайте отдохнем. Дождик, дождик лей, лей На меня и на людей На деревья, на цветы На зелёные кусты. Итак, правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй». Одуванчик растет у дороги. У него пышная шапка и длинная ножка. Это ромашка. У неё тонкие стебли, длинные листочки. Василёк растет в поле. У него тонкий стебель. Яркие синие цветки. Это мак. Он красного цвета. У него есть коробочка с семенами.
Цветы бывают разного цвета. Одуванчик белый, ромашка жёлто-белая, василек ярко-синий, мак ярко-красный. А на наших листочках цветы черно-белые. Давайте их раскрасим, и они станут красивыми.. Садимся на лошадок и отправляемся домой.
Мы сегодня побывали на цветочной поляне. Вспомните, какие цветы вы там видели. Какие это цветы? Что вам понравилось на занятии? Вы хорошо сегодня поработали! До свидания! | Здравствуйте! Повторяют правило. На цветочную поляну. Дети выполняют дыхательное упражнение. Картинка – одуванчик. Ромашка. Василёк. Это мак. Полевые. Руки вверх, встряхивание кистями рук. Обнимают себя, разводят руками. Руки вверх, руки вниз. Приседает, руки на голове. Дети повторяют за логопедом. Дети раскрашивают цветочки. Ромашку, василек, мак, одуванчик. Полевые. До свидания! |
Конспект индивидуального занятия с ребенком 5-6 лет по коррекции заикания.
Лексическая тема: Весна.
Задачи: 1. развитие плавного длительного выдоха
- развитие координации движений
- развитие умения произвольно регулировать мышечный тонус
- развитие подражательности в моторном плане
- развитие умения образовывать относительные прилагательные
- развитие мелкой моторики
- воспитание навыков самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, мячик, аппликации, бубен, магнитофон.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Здравствуй! Меня зовут Елена Романовна. А тебя как? Отгадай загадку. Тает снежок, Ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
Представь что мы с тобой в весеннем лесу. Какие деревья растут в нашем лесу? Молодец! Выкладывает картинки на стол. Скажи, что есть у всех деревьев? Чем покрыт ствол? Что образуют ветки с листьями? С помощью чего питаются деревья? Хорошо справился с заданием. Посмотри, здесь перемешались листочки. Давай разберем их. Как называется лист березы? Лист осины? Лист дуба? Лист липы? Лист рябины? Лист клена? Лист тополя? Мы с тобой гуляли по лесу и заблудились. Что будем кричать? Крикни громко! А теперь тихо! Давай с тобой пропоем: в лесу кричу АУ-АУ! А мне в ответ: ау-ау! Нашли мы друг друга и пошли гулять снова. Встретили медвежонка и зайчонка. Если я буду ударять в бубен медленно, то ты изображаешь медвежонка. Если быстро, то зайчонка. Слушай внимательно!
Тебе понравилось гулять по весеннему лесу? Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? Ты хорошо поработал! До свидания! | Здравствуйте! Меня зовут Дима. Весной. Березы, рябины, тополя, осины, липы. Ствол. Корой. Крону. С помощью корней. Березовый. Осиновый. Липовый. Кленовый. Рябиновый. Дубовый. АУ! АУ-ау-АУ. Ребенок изображает медвежонка и зайчонка. Мы сегодня изучали деревья. До свидания! |
Конспект индивидуального занятия с ребенком 5-6 лет по коррекции заикания.
Лексическая тема: Транспорт.
Задачи: 1. актуализация знаний ребенка о видах транспорта
2. развитие плавного длительного выдоха
- развитие координации движений
- развитие подражательности в моторном плане
- развитие воображения
- воспитание культуры поведения в общественном транспорте
Оборудование: транспорт, пассажирский, грузовой, светофор, такси, водитель, машина скорой помощи.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Здравствуй! Назови, пожалуйста, какой ты знаешь транспорт.
Сложи машинку из этих деталей. Детали машины из цветного картона. О чем мы сегодня будем говорить? 3. Изучение нового. Рассматривание картины «Машины на нашей улице». Какие машины ты видишь на картине? Где едут машины? Как одним словом назвать все машины? Покажи пассажирский транспорт. Как мы называем людей которые едут в автобусе, трамвае? Как нужно вести себя в автобусе, трамвае? Назовите людей, которые управляют транспортом. Теперь покажи грузовой транспорт. Зачем он нужен? Давай теперь отдохнем. Смотри на меня и повторяй за мной. Заводил мотор шофер, нажимал он на стартер. Крепко руль в руках держал, грузовик и побежал. Ты хочешь перейти через дорогу. Покажи на картине переход. Что помогает тебе перейти улицу? На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? Почему нельзя идти на красный свет? Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно. Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт». 4.Закрепление. Игра «Назови транспорт». Отгадай что за транспорт: такси, бензовоз, автобус, молоковоз, трамвай. 5. Итог занятия. О чем говорили на занятии? Что тебе понравилось? До свидания! | Здравствуйте! Выполняет задание. О транспорте. Легковая машина, грузовая, машина скорой помощи, бензовоз, автобус, трамвай. Пассажиры. Круговые движения рукой. Движения ногой как при нажимании на педаль. Имитация движений вращения руля. Бег по кругу. Это зебра – переход. Светофор. На зеленый. Потому что машины еще движутся. Ребенок идет и произносит каждую фразу по 2 раза. Пассажирский. Грузовой. О пассажирском и грузовом транспорте. |
Конспект индивидуального занятия с ребенком 5-6 лет по коррекции заикания.
Лексическая тема: Звери и их детеныши.
Задачи: 1. активизация словаря по теме
2. развитие умения образовывать притяжательные прилагательные
- развитие подражательности
- развитие координации движений
- развитие плавного длительного выдоха
- воспитание навыков самоконтроля
Оборудование: предметные картинки, конверт.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Здравствуй! Давай познакомимся. Меня зовут Елена Романовна. Продолжи фразу. Медведь живет… Лиса живет… Волк поселился… А белочка… 2. Основная часть. Я получила сообщение из леса: к тебе, обращаются с просьбой о помощи. «В нашем лесу случилась беда! Злой волшебник заколдовал всех взрослых животных. Детки – малышки плачут без своих мам. Чтобы их расколдовать нужно назвать маму каждого малыша». Давай поможем. Тогда отправляемся в лес! Сначала идем большими ногами, потом маленькими. Большие ноги шли по дороге 2раза Маленькие ножки бежали по дорожке 2 раза. Вот мы и пришли в лес. У медвежонка кто мама? Зайчонок, лисенок, ежонок, волчонок, бельчонок. Молодец! Еще в этом письме звери прислали свои портреты, но вот незадача: злой волшебник все перепутал. Теперь нужно узнать, чьи это уши, голова, хвост, лапы. Чья это голова? Уши? Хвост? Лапы? Хорошо справился с заданием. Гуляли мы по лесу и встретили медвежонка и зайчонка. Давай с ними потанцуем. Если я буду ударять в бубен медленно, то ты будешь изображать медвежонка. Если быстро, то зайчонка. 3. Закрепление. Игра «Почему мы так говорим». Хитрый, как лиса. Неуклюжий, как медведь. Злой, как волк.
Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? До свидания! | Здравствуйте! В берлоге. В норе. В логове. В дупле. Да, я помогу! Ребенок идет и произносит каждую фразу по 2 раза. Медведица, зайчиха, лисица, ежиха, волчица. Лисья, заячьи, волчий, медвежьи. Ребенок изображает животных. Потому что лиса хитрая. Такие у нее повадки. До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Мебель"
Конспект группового логопедического занятия. Лекситическая тема "Мебель". Тема занятия: образование относительных прилагательных в занчении соотнесенности к материалу изготовления; практическое усвоен...
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние животные»....
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
Формировать номинативную лексику по теме. Развивать грамматические строй речи: словоизменение, словообразование, согласование числ.+сущ., предложно-падежные конструкции, образование притяжательны...
Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.
Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...
Конспект индивидуально-подгруппового занятия по лексической теме "Перелетные птицы"
Конспект составлен для дошкольников 5-6 лет по лексической теме "Перелетные птицы". В конспекте отражена работа по дифференциации в произношении звуков Ш и Ж....
Конспект индивидуального логопедического занятия на лексическую тему: «Фрукты»
Содержание: 1.Орг. Момент. 2.Отгадывание загадок. 3.Составление описательных рассказов. 4.Дидактическая игра "что пропало". 5.Физммнутка. 6.Дидактическая игра" Назови ласково ". 7.Дидактичес...
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...