Конспект индивидуально-подгруппового занятия по лексической теме "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Степоненкова Светлана Александровна

Конспект составлен для дошкольников 5-6 лет по лексической теме "Перелетные птицы". В конспекте отражена работа по дифференциации в произношении звуков Ш и Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_differentsiatsii_zvukov_sh_i_zh.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально-подгруппового лопедического занятия:

 «Автоматизация и дифференциация шипящих звуков Ш, Ж».

Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Ш, Ж в словах по картинкам и в произношении.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить умение ребенка правильно произносить звуки «ш, ж» в словах; различать их на слух и в произношении.
  2. Обогащать и активизировать словарный запас детей по лексической теме, закреплять образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Коррекционно-развивающие: 

  1. Совершенствовать артикуляционную, мелкую и крупную моторику, речевое дыхание, четкость и плавность артикуляционных движений, фонематический слух и восприятие.
  2. Закреплять навыки, полученные на занятиях логоритмикой.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к коррекционным занятиям, желание правильно произносить звуки.
  2. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстративного материала о перелетных птицах, разучивание пальчиковой гимнастики и физ.минутки;

- развитие артикуляционных движений;

- игры на развитие психических процессов;

- беседа о перелетных птицах, отгадывание загадок.

Оборудование:

предметные картинки на магнитах по лексическим темам «Весна», «Перелетные птицы», «Чудесный мешочек», мяч, мнемодорожка упражнений артикуляционной гимнастики, мнемокарты на характеристику звуков Ш и Ж, картинки со звуками «ш и ж» в начале, в середине, в конце слов; перышки, магнитная доска.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Приветствие.

- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.

- Давайте выполним упражнение «Приветствие» и начнем наше занятие:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

  1. Введение Сообщение темы.

- Скажите, какое сейчас время года?

Подойдите к столу и выберите картинки, которые отражают признаки весны. Что обозначает каждая картинка?

Как называются птицы, которые улетают в теплые края осенью и возвращаются к нам весной?

Правильно, перелетные.

  1. Игра «Чудесный мешочек»

- Давайте узнаем, какие птицы к нам сегодня в гости прилетели? (дети достают из мешочка птиц, называют их и прикрепляют к доске).

  1. Игра с мячом «Назови ласково».

Соловей – соловушка.

Кукушка – кукушечка.

Утка – уточка.

Скворец – скворушка.

- Кого из птиц мы не назвали?

  1. Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем продолжить, давайте разомнем наши пальчики: «Чтоб красиво говорить, нужно с пальцами дружить!»

Повторяйте за мной:

К нам весной грачи вернулись,

Жаворонки и скворцы.

Следом ласточки примчались,

Прилетели журавли.

  1. Развитие речевого дыхания.

- Дети, скажите, чем покрыто все тело и голова птиц?

Правильно, перьями, присаживайтесь на стульчики.

- Давайте поиграем с птичьими перьями. Положите перышко на ладошку, вытяните губы вперед трубочкой и подуйте. Задание выполняйте 3 раза. Следите, чтобы щеки не надувались!

- Молодцы. А теперь, положите перышко на нос, поднимите язык вверх в форме «чашечки» и сдуйте перышко с носа.

  1. Артикуляционная гимнастика:

- Сейчас выполним гимнастику для губ и языка. А вспомнить их нам поможет «дорожка – разминка» (выполнение упражнений перед зеркалом по мнемодорожке).

 - Такая «дорожка – помогалка» нужна нам, чтобы правильно произносить звуки Ш И Ж.

 - Давайте вспомним, что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Ш…

Звук Ж… (работа по мнемокартам)

  1. Физ.минутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

  1. Логоритмическая игра «Скворечник»

- А где они будут жить, когда прилетят? (дети отвечают про гнезда и скворечник)

Отгадайте загадку:

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.

- Что это? (скворечник)

Мы с вами знаем игру с палочками про скворечник.

Стенка, стенка, крыша,

Круглое окошко –

Смастерить скворечник

Нам совсем не сложно:

Высоко повесить,

Гвоздиком прибить.

Птичка прилетит

И будет долго жить…

  1. Дифференциация звуков Ш-Ж по картинкам и в произношении.

- Ребята, а птицы – то совсем заскучали. Давайте угостим их необычным лакомством - семечками. Вот вам 2 тарелочки. Берите по очереди семечки и кладите на тарелочки: если в слове слышна «песенка змейки» – звук Ш, то кладите на эту тарелочку, а если «песенка жука», то на эту.

  1. Картинки «переключалки» на слова с дифференцируемыми звуками.

- Посмотрите на эти карточки. Нужно показать пальчиком и назвать каждую картинку, правильно произносить Ш или Ж.

  1. Игра «Внимательные ушки» (развитие фонематического слуха).

- Птицы собрались улетать, давайте попрощаемся с ними.

Ласточка улетает, и прощается ША – ША – ША

Грач улетает ШО – ШО – ШО

Кукушка улетает ШИ – ШИ – ШИ

Утка улетает АШ – АШ – АШ

Скворец улетает ОШ – ОШ – ОШ

Соловей улетает ИШ – ИШ – ИШ

- Птицы улетели от нас и оставили нам карточки. Левой рукой вы по очереди называйте птицу, а правой – ищите такую же.

  1.  Итог.

- Вот и подошло к концу наше занятие.

Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня играли?

О ком беседовали на занятии?

Кто прилетал к нам в гости?

Какая игра вам больше всего понравилась?

Давайте попрощаемся с гостями. Игра «До свидания!»:

Вместе хлопнули в ладоши.

Дружно топнули ногой.

Руку крепко мы пожали,

И соседа все обняли.

Все, о чем мы здесь узнали,

Мы запомнили с тобой.

«До свидания» сказали

И отправились домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме «Игрушки».

Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме "Игрушки" для детей 7-го года жизни....

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия

Формирование первичных речевых умений и навыков. Автоматизация изолированного звука [Ж]....