Конспект индивидуально-подгруппового занятия по лексической теме "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект составлен для дошкольников 5-6 лет по лексической теме "Перелетные птицы". В конспекте отражена работа по дифференциации в произношении звуков Ш и Ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_differentsiatsii_zvukov_sh_i_zh.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуально-подгруппового лопедического занятия:
«Автоматизация и дифференциация шипящих звуков Ш, Ж».
Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков Ш, Ж в словах по картинкам и в произношении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить умение ребенка правильно произносить звуки «ш, ж» в словах; различать их на слух и в произношении.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей по лексической теме, закреплять образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать артикуляционную, мелкую и крупную моторику, речевое дыхание, четкость и плавность артикуляционных движений, фонематический слух и восприятие.
- Закреплять навыки, полученные на занятиях логоритмикой.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к коррекционным занятиям, желание правильно произносить звуки.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстративного материала о перелетных птицах, разучивание пальчиковой гимнастики и физ.минутки;
- развитие артикуляционных движений;
- игры на развитие психических процессов;
- беседа о перелетных птицах, отгадывание загадок.
Оборудование:
предметные картинки на магнитах по лексическим темам «Весна», «Перелетные птицы», «Чудесный мешочек», мяч, мнемодорожка упражнений артикуляционной гимнастики, мнемокарты на характеристику звуков Ш и Ж, картинки со звуками «ш и ж» в начале, в середине, в конце слов; перышки, магнитная доска.
Ход занятия:
- Орг. момент. Приветствие.
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.
- Давайте выполним упражнение «Приветствие» и начнем наше занятие:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
- Введение Сообщение темы.
- Скажите, какое сейчас время года?
Подойдите к столу и выберите картинки, которые отражают признаки весны. Что обозначает каждая картинка?
Как называются птицы, которые улетают в теплые края осенью и возвращаются к нам весной?
Правильно, перелетные.
- Игра «Чудесный мешочек»
- Давайте узнаем, какие птицы к нам сегодня в гости прилетели? (дети достают из мешочка птиц, называют их и прикрепляют к доске).
- Игра с мячом «Назови ласково».
Соловей – соловушка.
Кукушка – кукушечка.
Утка – уточка.
Скворец – скворушка.
- Кого из птиц мы не назвали?
- Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем продолжить, давайте разомнем наши пальчики: «Чтоб красиво говорить, нужно с пальцами дружить!»
Повторяйте за мной:
К нам весной грачи вернулись,
Жаворонки и скворцы.
Следом ласточки примчались,
Прилетели журавли.
- Развитие речевого дыхания.
- Дети, скажите, чем покрыто все тело и голова птиц?
Правильно, перьями, присаживайтесь на стульчики.
- Давайте поиграем с птичьими перьями. Положите перышко на ладошку, вытяните губы вперед трубочкой и подуйте. Задание выполняйте 3 раза. Следите, чтобы щеки не надувались!
- Молодцы. А теперь, положите перышко на нос, поднимите язык вверх в форме «чашечки» и сдуйте перышко с носа.
- Артикуляционная гимнастика:
- Сейчас выполним гимнастику для губ и языка. А вспомнить их нам поможет «дорожка – разминка» (выполнение упражнений перед зеркалом по мнемодорожке).
- Такая «дорожка – помогалка» нужна нам, чтобы правильно произносить звуки Ш И Ж.
- Давайте вспомним, что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Ш…
Звук Ж… (работа по мнемокартам)
- Физ.минутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- Логоритмическая игра «Скворечник»
- А где они будут жить, когда прилетят? (дети отвечают про гнезда и скворечник)
Отгадайте загадку:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
- Что это? (скворечник)
Мы с вами знаем игру с палочками про скворечник.
Стенка, стенка, крыша,
Круглое окошко –
Смастерить скворечник
Нам совсем не сложно:
Высоко повесить,
Гвоздиком прибить.
Птичка прилетит
И будет долго жить…
- Дифференциация звуков Ш-Ж по картинкам и в произношении.
- Ребята, а птицы – то совсем заскучали. Давайте угостим их необычным лакомством - семечками. Вот вам 2 тарелочки. Берите по очереди семечки и кладите на тарелочки: если в слове слышна «песенка змейки» – звук Ш, то кладите на эту тарелочку, а если «песенка жука», то на эту.
- Картинки «переключалки» на слова с дифференцируемыми звуками.
- Посмотрите на эти карточки. Нужно показать пальчиком и назвать каждую картинку, правильно произносить Ш или Ж.
- Игра «Внимательные ушки» (развитие фонематического слуха).
- Птицы собрались улетать, давайте попрощаемся с ними.
Ласточка улетает, и прощается ША – ША – ША
Грач улетает ШО – ШО – ШО
Кукушка улетает ШИ – ШИ – ШИ
Утка улетает АШ – АШ – АШ
Скворец улетает ОШ – ОШ – ОШ
Соловей улетает ИШ – ИШ – ИШ
- Птицы улетели от нас и оставили нам карточки. Левой рукой вы по очереди называйте птицу, а правой – ищите такую же.
- Итог.
- Вот и подошло к концу наше занятие.
Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня играли?
О ком беседовали на занятии?
Кто прилетал к нам в гости?
Какая игра вам больше всего понравилась?
Давайте попрощаемся с гостями. Игра «До свидания!»:
Вместе хлопнули в ладоши.
Дружно топнули ногой.
Руку крепко мы пожали,
И соседа все обняли.
Все, о чем мы здесь узнали,
Мы запомнили с тобой.
«До свидания» сказали
И отправились домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...
Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме «Игрушки».
Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме "Игрушки" для детей 7-го года жизни....
Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия детей старшего возраста «Познавательная поездка Маши»
Постановка звука /Ш/...
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия
Формирование первичных речевых умений и навыков. Автоматизация изолированного звука [Ж]....