Речевая карта
учебно-методический материал по логопедии по теме

Красноперова Ирина Алексеевна
Речевая карта для ОНР - 2 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_dlya_onr_-_2_uroven.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта (ОНР, II уровень)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения, возраст_________________________________________________________

Домашний адрес, № телефона____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Откуда поступил ребенок_______________________________________________________

Дата поступления ребенка в группу_______________________________________________

Общие сведения о семье (Ф.И.О. родителей, их возраст, профессия, место работы; состав семьи):

Мать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы родителей:____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Анамнез:

Перинатальный период развития

От какой беременности_________________________________________________________

Как протекала беременность_____________________________________________________

Натальный период развития

Как протекали роды____________________________________________________________

(в срок или нет, наличие патологии речевой деятельности, использование каких-либо родовспоможений)

Постнатальный период развития

Раннее физическое развитие

Когда ребенок начал держать голову______________________________________________

(N к 2 месяцам)

переворачиваться______________________________________________________________

(N к 4 месяцам)

сидеть________________________________________________________________________

(Nк 6 месяцам)

стоять с помощью опоры________________________________________________________

(N к 7-8 месяцам)

ходить________________________________________________________________________

(Nк 1 году)

Раннее эмоциональное развитие

Комплекс оживления___________________________________________________________

(N к 2 месяцам)

Узнавание близких_____________________________________________________________

(N к 5 месяцам)

Реакция на посторонних_________________________________________________________

(N к 9 месяцам)

Раннее речевое развитие

Гуление -  N, с задержкой     _____________________________________________________

(N в 3 месяца)

Лепет -  N, с задержкой          ____________________________________________________

(N в 5 месяцев)

Первые слова - N, с задержкой___________________________________________________

(N к 1 году)

Первая фраза  - N, с задержкой __________________________________________________

(N к 2 годам – простая фраза, к 3 годам – фразовая речь)

Темп речевого развития ребенка _________________________________________________

(замедленный, нормальный, бурный)

Стимуляция речевого развития ребенка____________________________________________

(чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста разучиваются стихи, песни, как запоминает)

Заключения специалистов:

Неврологический статус________________________________________________________

(невропатолог)

Состояние интеллекта__________________________________________________________

(психоневролог)

Состояние слуха_______________________________________________________________

(отоларинголог)

Состояние зрения______________________________________________________________

(окулист)

Особенности общей моторики: (N; незначительно нарушены координация, темп, ритм движения; моторно неловок)

4 года – попрыгать на обеих ногах ______________прыгнуть в длину с места ___________ потопать ногами и похлопать руками одновременно ______________ бросить мяч от груди и поймать его _________________

Переключение с одного движения на другое________________________________________

(правая рука на поясе – левая рука на голове и наоборот)

Выполнение серии двигательных упражнений:

(точность воспроизведения, удержание в памяти элементов действий, самоконтроль)

По показу

По инструкции

Руки вперед

Присесть, руки в стороны

Руки вперед, в стороны, вверх

Особенности мелкой моторики: (N – сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная):

4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы _______________ поочередно с каждым пальцем на одной руке,  _________________ на другой руке _________________ выполнить упражнение «Зайчик» правой,_______________ левой рукой,_______________   одновременно __________________;  упражнение «Коза» правой рукой ________________

левой  __________________ одновременно ______________________

Сделать «Замочек» _____________________________________________________________

(при переплетении пальцев рук у правшей большой палец ляжет сверху)

Ведущая рука _________________________________________________________________ (левша, правша. амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Обследование артикуляционного аппарата:

Строение артикуляционного аппарата:

Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные: «трубочка» _____________ «улыбка» ______________ попеременно ___________________

Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные. с большими промежутками, отсутствуют резцы (верхние, нижние) __________________________________________

Прикус: открытый передний - боковой: двусторонний - односторонний, глубокий, мелкий, нормальный, прогенея, прогнатия ________________________________________________

Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ______________________________________________________________________

Твердое небо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, глубокое, субмукозная расщелина _________________________________________________________

Мягкое небо: подвижное, малоподвижное, нарез ___________________________________

Язык: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка___________________________________________________________________

Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный ________________________________

Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении ________________________________

Тонус: норма, повышен, понижен ________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

Вперед ____________________ назад ______________________ вверх _________________

Вниз ______________________ вправо _____________________ влево _________________

Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, отклонения в сторону (вправо, влево), кинестетическая апраксия  ________________________________

Переключаемость: достаточная, недостаточная __________________________________

Саливация: норма, повышенная __________________________________________________

Дыхание: грудное, диафрагмальное, диафрагмально – грудное, верхнее – ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох _____________________________________________________________________________

Общее звучание речи: отчетливая, смазанная, невнятная, разборчивая, разборчивость снижена, выразительная ________________________________________________________

Голос:

По силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий _____________________________________________________________________________

По высоте -  нормальный (грудной), высокий, низкий,фальцет, немодулированный, монотонный __________________________________________________________________

По темпу – нормальный, ускоренный, замедленный, запинки, проявления заикания______________________________________________________________________

По ритму -  нормальный, растянутый, скандированный _____________________________________________________________________________

По тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, «металлический», писклявый _____________________________________________________________________________

Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры: не наблюдается, синкенезии при артикуляции звуков ______________________________________________

Общая характеристика речи:

Обследование импрессивной стороны речи –

1.Понимание обращенной речи на уровне диалога (в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации)    ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов _____________________________________________________________________________

3. Понимание обобщающих слов по лексическим темам:

     «Дикие животные» _______________           «Мебель» _______________  

     «Домашние животные»_______________    «Обувь» _______________

4. Различение значений существительных единственного и множественного числа:

       Кот – коты  _______________  шар – шары_______________

       Кукла – куклы _______________            окно – окна_______________

Машина – машины _______________            лист – листья_______________

5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

        Дом – домик  _______________стул – стульчик ________________

        Ложка – ложечка ___________  ведро – ведерочко  _____________

6. Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами  над, под, в, на, у, с, по, до):

    Покажи:                птичку над деревом ___________   у  дерева __________________

                                   под деревом _________________   на дереве __________________      

7. Понимание двухступенчатой инструкции:

   - Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф. _______________________________

   - Зайчика посади на стул, а куклу положи спать. _______________________________

8. Понимание предложений типа:

 - Где мама дочки? Где дочка мамы? ___________________________________________

 9. Различение действий и состояний предмета:

   - действия, близкие по ситуации:

      Спит – лежит __________________              вяжет – шьет ______________________

      Прыгает – бежит _______________              шьет – вышивает __________________

   - слова и действия, противоположные по значению:

       Большой – маленький _____________     надень – сними _________________

       Высокий – низкий ________________     открой – закрой _________________    

       Чистый – грязный ________________     завяжи – развяжи ________________

10.  Различение действий, выраженных личными и возвратными глаголами:

        Моет – моется ___________________        катает – катается ____________________

        Одевает – одевается ______________       купает – купается ____________________

11. Понимание значений грамматических категорий глаголов - числа (в изъявительном наклонении), времени, рода (в прошедшем времени):

     Идет – идут – ушел – ушла _____________________________________________

     Бежит – бегут – убежал – убежала _______________________________________

12. Понимание значений приставочных глаголов:

          Выходит – переходит – подходит _____________________________________

Обследование экспрессивной стороны речи:

1 уровень речевого развития:

 - полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;

 - произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания;

 - произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний;

 - использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов)

2 уровень речевого развития:

- пользуется простой фразой;

- аграмматичная, структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных;  предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена

3 уровень речевого развития:

- пользуется развернутой фразой;

- недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

1. Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование активного словаря (N – словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме; в пределах обихода; резко ограничен) :
  • Предметный словарь по лексическим темам:

               Посуда __________                                       мебель_______________

         Одежда __________                              игрушки ____________

  • Назвать одним словом (обобщить):

Мяч, кукла, машинка_______________

Чашка, тарелка, ложка______________

Рубашка, платье, шорты_____________

Тапки, туфли, ботинки______________

  • Слова, обозначающие части предметов:

Ноги_______________________                       Спинка стула_______________________

Руки_______________________                       Сиденье стула_______________________

Голова_______________________                    Ножки стула_______________________              

Глаза_______________________                       Кузов машины_______________________                                      

Уши_______________________                         Колесо машины_______________________                  

  • Слова, обозначающие названия профессий:

                  Врач ___________       продавец ______________      повар ______________

  • Глагольный словарь:

- слова – действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит, причесывает…);

  - кто как ест (курица, кошка, собака)

  • Словарь прилагательных (определений):

- слова - признаки в названии цвета (шесть основных цветов),

                      - слова – признаки в названии формы (круглый, квадратный, треугольный),

                      - качественные прилагательные (мягкое, колючее, холодное).

3.Исследование навыков словообразования (N – сформированы, соответствуют        возрастной норме; в стадии формирования; не сформированы):

  • Слова с уменьшительно – ласкательным значением:

                          Мяч – мячик -_________       кошка - _________               белка - __________

лоб - лобик _____________заяц - ___________              елка - ___________

  • Образование названий детенышей животных:

                         У кошки - __________________           у утки - __________________

                         У зайца - ___________________          у лисы - ___________________

                         У гуся - ____________________

  1. Исследование  грамматического строя речи и навыков словоизменения (N – сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы):
  • Употребление существительных в единственном и множественном числе:
    заяц – зайцы ______________           стул – стулья __________________

                          кошка – кошки ___________             слон – слоны _________________

  • Употребление существительных  в форме единственного числа дательного падежа:

                           Кошке (молоко) ______                     зайцу (морковь) _____________

                            Маме (цветок) _____________         медведю (мед) ______________

  • Употребление предложно – падежных конструкций:

- Где стоит ваза? (На столе)____________________________________________

- Где лежат фрукты? (В корзине)________________________________________

- Где летает бабочка? (Над цветком)_____________________________________

- Где спряталась мышка? (Под грибком)__________________________________

  • Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже:

                           Флажки красные __________                    кофта желтая ______________

                            Цветок синий ______________                 яблоко зеленое ____________

  1. Исследование связной речи (N –соответствует возрастной норме; в стадии формирования; требует дальнейшего развития; не сформирована):
  • Заученная речь («Расскажи  стихотворение»)
  • Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций:

 («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» - по выбору).

  • Рассказ по картинке с простым сюжетом (« Дождик», «Зимой»).
  • Пересказ:

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

6. .Состояние фонематического восприятия:

(N – сохранный, развит недостаточно, нарушен)

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па___________________________па-ба______________________________

га-ка___________________________ка-га_______________________________

та-да___________________________да-га_______________________________

ма-ба__________________________ба-ма_______________________________

ва-ка___________________________ка-ва_______________________________

ня-на___________________________на-ня_______________________________

  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки):

Кот – кит _______________________       мышка – мишка _______________________

Дом – дым ______________________       уточка – удочка _______________________

  • Дифференциация оппозиционных звуков,  смешиваемых в произношении (показать картинки):

Коза – коса ____________________    кочка – кошка ________________________

Мишка – миска _________________   малина - Марина ______________________

  1. Состояние фонематического анализа и синтеза:

(N – сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы)

  • Выделение звука из ряда звуков: у, а, у, ы, у, а, о, у ____________________________
  • Выделение звука (р) на фоне слова:определить «рычит» ли собачкав словах):

Майка___________________________Санки____________________________

Шапка___________________________Пирамидка________________________

Рыба_____________________________Рак______________________________

Корова___________________________Лимон___________________________

  1. Слоговая структура слов: (N – не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена. Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персервации (отсроченное повторение), итерации(добавление), контаминация «склеивание»), парафазии (замены),усечение, перестановка звуков, слогов):

Муха____________   павлин ______________    танк _______________

Вата ____________   котенок _____________     клей _______________

Панама _________    комната _____________     клетка______________

Петух ___________  конфеты _____________    кофта ______________

      9. Обследование звукопроизношения: а) изолированные фонемы, б) в слове

(N – в пределах возрастной нормы; фонетический строй речи сформирован недостаточно; изолировано все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; фонетические дефекты звукопроизношения (отсутствие, пропуски, искажения); фонологические дефекты - замены, смешения)

а)

б)

а)

б)

А

     Ф’

У

Х

И

      Х’

О

М

Ы

      М’

Э

      Н

Б

      Н’

Б’

Л

В

      Л’

     В’

С

Г

      С’

      Г’

З

Д

      З’

     Д’

Ш

К

Щ

     К’

Ц

П

Ч

     П’

Ж

Т

Р

      Т”

      Р’

Ф

J

  • Обследование некоторых видов представлений:

  1. Пространственные представления (ориентация хорошая, недостаточная, слабая)

4 года – показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади; _________________

5 лет – дополнительно: слева, справа. ___________________________________

Складывание разрезных картинок (4 года – 2-4 части, 5 лет – 3-5; 6 лет – 4-8):

по подражанию ____________ по образцу __________________ с помощью педагога __________________  самостоятельно _____________________

  1. Временные представления (сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы):

4 года – части суток, времена года (зима, лето) ________________________________

5 лет – то же и дополнительно: дни недели, сегодня, завтра, вчера _______________

  1. лет – то же и дополнительно: месяцы _______________________________________

  1. Представления о признаках предмета:

Цвет: 4 года – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;

 - 5 лет – то же и дополнительно: оранжевый, голубой;

 - 6 лет – то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый;

Представление о цвете (есть / отсутствует) ___________________________________

Сличает цвета ___________________________________________________________

Различает цвета (выделяет по слову) _________________________________________

Знает и называет цвета _____________________________________________________

Форма: 4 года – круг, квадрат, овал, треугольник;

      5 лет – то же и дополнительно: прямоугольник;

6 лет – то же и дополнительно: многоугольник

Представление о форме (есть / нет) __________________________________________

Соотносит предметы по форме ______________________________________________

Различает геометрические формы ____________________________________________

Называет геометрические формы:

    плоские ______________________           объемные _________________________

Величина:

Представление о величине __________________________________________________

Соотносит предметы по величине ____________________________________________

Дифференцирует предметы по величине _______________________________________

Называет величину _________________________________________________________

Счет и счетные операции:___________________________________________________

    __________________________________________________________________________

  • Особенности развития некоторых видов деятельности и общения:

  1. Особенности развития деятельности:

игровой __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

изобразительной ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

конструктивной ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Характер общения:

 с родителями (ласковые, сдержанные, безразличные, негативные, агрессивные…)__________________________________________________________________________

со сверстниками (активные, инициативные, пассивные, безразличные, сдержанные, агрессивные…) _____________________________________________________________

  1. Особенности личностного развития:

Интересы, склонности, мотивы поведения _____________________________________

Развитие эмоций, чувств, волевых черт личности, саморегуляция, самоконтроль _____ __________________________________________________________________________

Проявления темперамента и характера _________________________________________

  • Особенности развития познавательной сферы личности:

Внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение) _____________________________________________________________________________

Восприятие (осмысленность, обобщенность, целостность, объем)

_____________________________________________________________________________

Память (произвольность – непроизвольность, кратковременность – долговременность, осмысленность – механичность) _____________________________________________________________________________

Мышление (анализ. синтез. сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация) _____________________________________________________________________________

  • Обучаемость. Использование помощи (во время обследования):

- Помощь не использует. Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

- Обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен.

- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N)

Логопедическое заключение______________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись логопеда _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...