Речевая карта
учебно-методический материал по логопедии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_dlya_onr_-_2_uroven.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта (ОНР, II уровень)
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения, возраст_________________________________________________________
Домашний адрес, № телефона____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Откуда поступил ребенок_______________________________________________________
Дата поступления ребенка в группу_______________________________________________
Общие сведения о семье (Ф.И.О. родителей, их возраст, профессия, место работы; состав семьи):
Мать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалобы родителей:____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Анамнез:
Перинатальный период развития
От какой беременности_________________________________________________________
Как протекала беременность_____________________________________________________
Натальный период развития
Как протекали роды____________________________________________________________
(в срок или нет, наличие патологии речевой деятельности, использование каких-либо родовспоможений)
Постнатальный период развития
Раннее физическое развитие
Когда ребенок начал держать голову______________________________________________
(N к 2 месяцам)
переворачиваться______________________________________________________________
(N к 4 месяцам)
сидеть________________________________________________________________________
(Nк 6 месяцам)
стоять с помощью опоры________________________________________________________
(N к 7-8 месяцам)
ходить________________________________________________________________________
(Nк 1 году)
Раннее эмоциональное развитие
Комплекс оживления___________________________________________________________
(N к 2 месяцам)
Узнавание близких_____________________________________________________________
(N к 5 месяцам)
Реакция на посторонних_________________________________________________________
(N к 9 месяцам)
Раннее речевое развитие
Гуление - N, с задержкой _____________________________________________________
(N в 3 месяца)
Лепет - N, с задержкой ____________________________________________________
(N в 5 месяцев)
Первые слова - N, с задержкой___________________________________________________
(N к 1 году)
Первая фраза - N, с задержкой __________________________________________________
(N к 2 годам – простая фраза, к 3 годам – фразовая речь)
Темп речевого развития ребенка _________________________________________________
(замедленный, нормальный, бурный)
Стимуляция речевого развития ребенка____________________________________________
(чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста разучиваются стихи, песни, как запоминает)
Заключения специалистов:
Неврологический статус________________________________________________________
(невропатолог)
Состояние интеллекта__________________________________________________________
(психоневролог)
Состояние слуха_______________________________________________________________
(отоларинголог)
Состояние зрения______________________________________________________________
(окулист)
Особенности общей моторики: (N; незначительно нарушены координация, темп, ритм движения; моторно неловок)
4 года – попрыгать на обеих ногах ______________прыгнуть в длину с места ___________ потопать ногами и похлопать руками одновременно ______________ бросить мяч от груди и поймать его _________________
Переключение с одного движения на другое________________________________________
(правая рука на поясе – левая рука на голове и наоборот)
Выполнение серии двигательных упражнений:
(точность воспроизведения, удержание в памяти элементов действий, самоконтроль)
По показу | По инструкции | |
Руки вперед | ||
Присесть, руки в стороны | ||
Руки вперед, в стороны, вверх |
Особенности мелкой моторики: (N – сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная):
4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы _______________ поочередно с каждым пальцем на одной руке, _________________ на другой руке _________________ выполнить упражнение «Зайчик» правой,_______________ левой рукой,_______________ одновременно __________________; упражнение «Коза» правой рукой ________________
левой __________________ одновременно ______________________
Сделать «Замочек» _____________________________________________________________
(при переплетении пальцев рук у правшей большой палец ляжет сверху)
Ведущая рука _________________________________________________________________ (левша, правша. амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)
Обследование артикуляционного аппарата:
Строение артикуляционного аппарата:
Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные: «трубочка» _____________ «улыбка» ______________ попеременно ___________________
Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные. с большими промежутками, отсутствуют резцы (верхние, нижние) __________________________________________
Прикус: открытый передний - боковой: двусторонний - односторонний, глубокий, мелкий, нормальный, прогенея, прогнатия ________________________________________________
Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ______________________________________________________________________
Твердое небо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, глубокое, субмукозная расщелина _________________________________________________________
Мягкое небо: подвижное, малоподвижное, нарез ___________________________________
Язык: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка___________________________________________________________________
Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный ________________________________
Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении ________________________________
Тонус: норма, повышен, понижен ________________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
Вперед ____________________ назад ______________________ вверх _________________
Вниз ______________________ вправо _____________________ влево _________________
Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, отклонения в сторону (вправо, влево), кинестетическая апраксия ________________________________
Переключаемость: достаточная, недостаточная __________________________________
Саливация: норма, повышенная __________________________________________________
Дыхание: грудное, диафрагмальное, диафрагмально – грудное, верхнее – ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох _____________________________________________________________________________
Общее звучание речи: отчетливая, смазанная, невнятная, разборчивая, разборчивость снижена, выразительная ________________________________________________________
Голос:
По силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий _____________________________________________________________________________
По высоте - нормальный (грудной), высокий, низкий,фальцет, немодулированный, монотонный __________________________________________________________________
По темпу – нормальный, ускоренный, замедленный, запинки, проявления заикания______________________________________________________________________
По ритму - нормальный, растянутый, скандированный _____________________________________________________________________________
По тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, «металлический», писклявый _____________________________________________________________________________
Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры: не наблюдается, синкенезии при артикуляции звуков ______________________________________________
Общая характеристика речи:
Обследование импрессивной стороны речи –
1.Понимание обращенной речи на уровне диалога (в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации) ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов _____________________________________________________________________________
3. Понимание обобщающих слов по лексическим темам:
«Дикие животные» _______________ «Мебель» _______________
«Домашние животные»_______________ «Обувь» _______________
4. Различение значений существительных единственного и множественного числа:
Кот – коты _______________ шар – шары_______________
Кукла – куклы _______________ окно – окна_______________
Машина – машины _______________ лист – листья_______________
5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
Дом – домик _______________стул – стульчик ________________
Ложка – ложечка ___________ ведро – ведерочко _____________
6. Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами над, под, в, на, у, с, по, до):
Покажи: птичку над деревом ___________ у дерева __________________
под деревом _________________ на дереве __________________
7. Понимание двухступенчатой инструкции:
- Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф. _______________________________
- Зайчика посади на стул, а куклу положи спать. _______________________________
8. Понимание предложений типа:
- Где мама дочки? Где дочка мамы? ___________________________________________
9. Различение действий и состояний предмета:
- действия, близкие по ситуации:
Спит – лежит __________________ вяжет – шьет ______________________
Прыгает – бежит _______________ шьет – вышивает __________________
- слова и действия, противоположные по значению:
Большой – маленький _____________ надень – сними _________________
Высокий – низкий ________________ открой – закрой _________________
Чистый – грязный ________________ завяжи – развяжи ________________
10. Различение действий, выраженных личными и возвратными глаголами:
Моет – моется ___________________ катает – катается ____________________
Одевает – одевается ______________ купает – купается ____________________
11. Понимание значений грамматических категорий глаголов - числа (в изъявительном наклонении), времени, рода (в прошедшем времени):
Идет – идут – ушел – ушла _____________________________________________
Бежит – бегут – убежал – убежала _______________________________________
12. Понимание значений приставочных глаголов:
Выходит – переходит – подходит _____________________________________
Обследование экспрессивной стороны речи:
1 уровень речевого развития:
- полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;
- произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания;
- произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний;
- использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов)
2 уровень речевого развития:
- пользуется простой фразой;
- аграмматичная, структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена
3 уровень речевого развития:
- пользуется развернутой фразой;
- недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.
1. Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Исследование активного словаря (N – словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме; в пределах обихода; резко ограничен) :
- Предметный словарь по лексическим темам:
Посуда __________ мебель_______________
Одежда __________ игрушки ____________
- Назвать одним словом (обобщить):
Мяч, кукла, машинка_______________
Чашка, тарелка, ложка______________
Рубашка, платье, шорты_____________
Тапки, туфли, ботинки______________
- Слова, обозначающие части предметов:
Ноги_______________________ Спинка стула_______________________
Руки_______________________ Сиденье стула_______________________
Голова_______________________ Ножки стула_______________________
Глаза_______________________ Кузов машины_______________________
Уши_______________________ Колесо машины_______________________
- Слова, обозначающие названия профессий:
Врач ___________ продавец ______________ повар ______________
- Глагольный словарь:
- слова – действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит, причесывает…);
- кто как ест (курица, кошка, собака)
- Словарь прилагательных (определений):
- слова - признаки в названии цвета (шесть основных цветов),
- слова – признаки в названии формы (круглый, квадратный, треугольный),
- качественные прилагательные (мягкое, колючее, холодное).
3.Исследование навыков словообразования (N – сформированы, соответствуют возрастной норме; в стадии формирования; не сформированы):
- Слова с уменьшительно – ласкательным значением:
Мяч – мячик -_________ кошка - _________ белка - __________
лоб - лобик _____________заяц - ___________ елка - ___________
- Образование названий детенышей животных:
У кошки - __________________ у утки - __________________
У зайца - ___________________ у лисы - ___________________
У гуся - ____________________
- Исследование грамматического строя речи и навыков словоизменения (N – сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы):
- Употребление существительных в единственном и множественном числе:
заяц – зайцы ______________ стул – стулья __________________
кошка – кошки ___________ слон – слоны _________________
- Употребление существительных в форме единственного числа дательного падежа:
Кошке (молоко) ______ зайцу (морковь) _____________
Маме (цветок) _____________ медведю (мед) ______________
- Употребление предложно – падежных конструкций:
- Где стоит ваза? (На столе)____________________________________________
- Где лежат фрукты? (В корзине)________________________________________
- Где летает бабочка? (Над цветком)_____________________________________
- Где спряталась мышка? (Под грибком)__________________________________
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже:
Флажки красные __________ кофта желтая ______________
Цветок синий ______________ яблоко зеленое ____________
- Исследование связной речи (N –соответствует возрастной норме; в стадии формирования; требует дальнейшего развития; не сформирована):
- Заученная речь («Расскажи стихотворение»)
- Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций:
(«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» - по выбору).
- Рассказ по картинке с простым сюжетом (« Дождик», «Зимой»).
- Пересказ:
Котенок
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
6. .Состояние фонематического восприятия:
(N – сохранный, развит недостаточно, нарушен)
- Повторение слогов с оппозиционными звуками:
ба-па___________________________па-ба______________________________
га-ка___________________________ка-га_______________________________
та-да___________________________да-га_______________________________
ма-ба__________________________ба-ма_______________________________
ва-ка___________________________ка-ва_______________________________
ня-на___________________________на-ня_______________________________
- Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки):
Кот – кит _______________________ мышка – мишка _______________________
Дом – дым ______________________ уточка – удочка _______________________
- Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки):
Коза – коса ____________________ кочка – кошка ________________________
Мишка – миска _________________ малина - Марина ______________________
- Состояние фонематического анализа и синтеза:
(N – сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы)
- Выделение звука из ряда звуков: у, а, у, ы, у, а, о, у ____________________________
- Выделение звука (р) на фоне слова:– определить «рычит» ли собачкав словах):
Майка___________________________Санки____________________________
Шапка___________________________Пирамидка________________________
Рыба_____________________________Рак______________________________
Корова___________________________Лимон___________________________
- Слоговая структура слов: (N – не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена. Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персервации (отсроченное повторение), итерации(добавление), контаминация «склеивание»), парафазии (замены),усечение, перестановка звуков, слогов):
Муха____________ павлин ______________ танк _______________
Вата ____________ котенок _____________ клей _______________
Панама _________ комната _____________ клетка______________
Петух ___________ конфеты _____________ кофта ______________
9. Обследование звукопроизношения: а) изолированные фонемы, б) в слове
(N – в пределах возрастной нормы; фонетический строй речи сформирован недостаточно; изолировано все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; фонетические дефекты звукопроизношения (отсутствие, пропуски, искажения); фонологические дефекты - замены, смешения)
а) | б) | а) | б) | ||
А | Ф’ | ||||
У | Х | ||||
И | Х’ | ||||
О | М | ||||
Ы | М’ | ||||
Э | Н | ||||
Б | Н’ | ||||
Б’ | Л | ||||
В | Л’ | ||||
В’ | С | ||||
Г | С’ | ||||
Г’ | З | ||||
Д | З’ | ||||
Д’ | Ш | ||||
К | Щ | ||||
К’ | Ц | ||||
П | Ч | ||||
П’ | Ж | ||||
Т | Р | ||||
Т” | Р’ | ||||
Ф | J |
- Обследование некоторых видов представлений:
- Пространственные представления (ориентация хорошая, недостаточная, слабая)
4 года – показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади; _________________
5 лет – дополнительно: слева, справа. ___________________________________
Складывание разрезных картинок (4 года – 2-4 части, 5 лет – 3-5; 6 лет – 4-8):
по подражанию ____________ по образцу __________________ с помощью педагога __________________ самостоятельно _____________________
- Временные представления (сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы):
4 года – части суток, времена года (зима, лето) ________________________________
5 лет – то же и дополнительно: дни недели, сегодня, завтра, вчера _______________
- лет – то же и дополнительно: месяцы _______________________________________
- Представления о признаках предмета:
Цвет: 4 года – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
- 5 лет – то же и дополнительно: оранжевый, голубой;
- 6 лет – то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый;
Представление о цвете (есть / отсутствует) ___________________________________
Сличает цвета ___________________________________________________________
Различает цвета (выделяет по слову) _________________________________________
Знает и называет цвета _____________________________________________________
Форма: 4 года – круг, квадрат, овал, треугольник;
5 лет – то же и дополнительно: прямоугольник;
6 лет – то же и дополнительно: многоугольник
Представление о форме (есть / нет) __________________________________________
Соотносит предметы по форме ______________________________________________
Различает геометрические формы ____________________________________________
Называет геометрические формы:
плоские ______________________ объемные _________________________
Величина:
Представление о величине __________________________________________________
Соотносит предметы по величине ____________________________________________
Дифференцирует предметы по величине _______________________________________
Называет величину _________________________________________________________
Счет и счетные операции:___________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Особенности развития некоторых видов деятельности и общения:
- Особенности развития деятельности:
игровой __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
изобразительной ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________
конструктивной ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Характер общения:
с родителями (ласковые, сдержанные, безразличные, негативные, агрессивные…)__________________________________________________________________________
со сверстниками (активные, инициативные, пассивные, безразличные, сдержанные, агрессивные…) _____________________________________________________________
- Особенности личностного развития:
Интересы, склонности, мотивы поведения _____________________________________
Развитие эмоций, чувств, волевых черт личности, саморегуляция, самоконтроль _____ __________________________________________________________________________
Проявления темперамента и характера _________________________________________
- Особенности развития познавательной сферы личности:
Внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение) _____________________________________________________________________________
Восприятие (осмысленность, обобщенность, целостность, объем)
_____________________________________________________________________________
Память (произвольность – непроизвольность, кратковременность – долговременность, осмысленность – механичность) _____________________________________________________________________________
Мышление (анализ. синтез. сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация) _____________________________________________________________________________
- Обучаемость. Использование помощи (во время обследования):
- Помощь не использует. Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
- Обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен.
- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N)
Логопедическое заключение______________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись логопеда _____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...