Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно использовать как итоговый пересказ в конце тематической недели; родителями в работе с детьми дома; как рабочий момент в процессе развития речи, ознакомления с оружающим по лексическим темам; как совместную образовательную деятельность дефектолога, логопеда, воспитателя. Тексты поддаются редактированию- их можно облегчить, например, убрав из предложений определения или обстоятельства- в зависимости от уровня детей. Таким образом, использовать их можно не только в подготовительной, но и в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazy_s_oporoy_na_osnovnye_leksicheskie_temy.docx | 107.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказы с опорой на основные лексические темы, проходимые в коррекционных группах в совместной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, можно давать детям для пересказа в конце тематической недели.
Каждый рассказ предусматривает закрепление определённого словарного запаса- номинативный словарь по данной лексической теме; словарь признаков, наречий, антонимы, синонимы, предикативный словарь.
Целенаправленно в каждом из текстов закрепляется умение употреблять однородные члены предложения, сложные слова, сложные предложения и пр.
Каждый пересказ формирует способность устанавливать причинно- следственные связи, словесно-логическое мышление, развивает фразовую речь, грамматический строй, воспитывает нравственные качества, активизирует эмоциональную сферу.
Алгоритм работы с текстом:
- Чтение рассказа, отбор картинок (или показ картинок по ходу рассказа).
- Ответы на вопросы, словарная работа (речевые игры).
- Придумывание своего названия.
- Повторное чтение рассказа.
- Пересказ по цепочке.
- индивидуальные пересказы.
Здесь приведены примеры цепных текстов (последнее слово предложения становится первым в следующем предложении-такая «сцепка» позволяет лучше запоминать текст.) Опорные картинки также можно расположить по кругу, тогда первая картинка станет и последней одновременно-таким образом демонстрируется цепное построение.
Весна. (установление причинно-следственных связей)
Весной начинает греть солнышко. Солнышко нагревает снег. Снег тает и превращается в ручьи. Ручьи бегут и звенят по земле. На земле пробивается зелёная травка. В траве видны подснежники. Подснежники решили понюхать ёж и медведь, который проснулся и вылез из берлоги. Вокруг берлоги на деревьях набухают почки. Из почек скоро появятся листья. Листья вырастут на ветках. На ветках запоют перелётные птицы. Птицы будут ловить проснувшихся насекомых. Насекомые гудят и жужжат песенку про весну.
Ну и помощница! (активизация словаря признаков, закрепление словаря по теме «Сад- огород»)
Груша приехала к бабушке в деревню. В деревне на огороде много спелых овощей и фруктов. Из разных фруктов бабушка варила варенье в глубокой кастрюле. В кастрюлю Груша- путаница добавила красные помидоры. А помидоры солились в стеклянных банках. Но в банки Груша положила хрустящие яблоки. Яблоки и помидоры увидела бабушка и долго улыбалась, глядя на внучку. Почему ?
Работа над текстом:
- Дай полные ответы на вопросы: - кто приехал помогать бабушке в деревню?
- куда приехала Груша помогать бабушке?
- из чего бабушка варила варенье и компоты?
- где бабушка варила варенье и компоты?
- куда положила Груша сочные красные помидоры?
- какие помидоры положила Груша в глубокую кастрюлю?
- что положила Груша в кастрюлю? Правильно ли она сделала? Что должно лежать в кастрюле?
- что солили в стеклянных банках?
- где солили свежие овощи?
- куда положила Груша хрустящие яблоки?
- что Груша положила в стеклянные банки? Правильно ли она сделала?
- что увидела бабушка? Почему она долго улыбалась?
2. закончи рассказ
3. перескажи со своим концом
К рассказу предлагается схема, последний рисунок можно совместить с первым, расположив схему в виде кольца. Вместо схемы можно использовать опорные картинки (см. подчёркнутые слова), также расположенные по кругу-тогда дублировать их, как в схеме, не понадобится.
. . .
. . . . .
«Лесовик» (активизация наречий, закрепление словаря по теме «Лес».
По осеннему лесу долго шёл Старик- лесовик. Он очень устал и присел отдохнуть у низенького кустика. На кусте густо росли длинные ветки. Над ветками виднелось тёмное дупло. Там белка тихо прятала сушёные грибы. Эти грибы она старательно собирала в большом лесу.
Вопросы:
- Кто долго шёл по осеннему лесу? Старик шёл очень…
- Где присел отдохнуть старик? Кустик был не высокий, а…
- Как росли ветки на кусте? Ветки были не короткие, а..
- Что виднелось над ветками? Дупло было не светлое, а..
- Что прятала в дупле белка? Грибы не мочёные, а..
- Где белка взяла грибы? Лес не маленький, а..
Далее приведены примеры радиальных текстов.
Матушка-Осень.
Жила-была Осень и было у неё три сына- Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Сентябрь самый первый и самый красивый, потому что подарила ему мама Осень разноцветные одежды из листьев. Второй-Октябрь, самый грустный, потому что всё время дождиком плачет. Третий-ноябрь, самый холодный, потому что к зиме готовит и шубы доставать велит.
Весёлый оркестр(к теме «Посуда»).
После чаепития сказочные человечки мыли посуду. Буратино вдруг стал водить носом по мокрым стаканам и послышались протяжные звуки. Петрушка схватил деревянные расписные ложки и стал постукивать в такт. Карлсон забарабанил железной поварёшкой по дну большой кастрюли. Красная шапочка бренчала чайной ложечкой в фарфоровой чашке. Незнайка упорно дул в горлышко молочной бутылки, и получалась красивая мелодия. Чипполино музыкально булькал водой из чайного носика…Весёлые человечки, и оркестр у них весёлый!
Смешной папа(к теме «Домашние животные»).
На скотный двор вдруг влетел весёлый кабан и стал всех детёнышей веселить. Первым рассмеялся пятнистый телёнок. Потом вокруг кабана стали скакать игривые козлята. Полосатые котята обнюхали его со всех сторон. Милые щенки лежали и повизгивали от удовольствия. Пузатенькие поросята узнали в кабане своего папочку. И только грустный жеребёнок одиноко стоял в стороне, пока его не позвал кабанчик. Тогда все стали дружно и весело играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя II группы компенсирующей направленности (подготовительной) СЫСУЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к фо...
Презентация на тему"Работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности"
Как правильно построить работу учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности...
Календарный план воспитательно - образовательной работы в группе компенсирующей направленности подготовительная к школе группа.
Тема: "Дикие животные наших лесов"....
ПРОГРАММА по физкультурно-оздоровительной работе для воспитанников группы компенсирующей направленности подготовительной к школе от 6 до 7 (8) лет «Веселый парашют»
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом. На современном эт...
Годовой план работы учителя – логопеда в группе компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода 2023 – 2024 учебный год
№СодержаниеСроки Диагностическое направление (работа с детьми) 1Диагностическое обследование детей с целью выявления уровня познавательного и речевого развития, выявление степени сформирован...
Родительское собрание в логопедической группе на тему: «Работа логопеда в старшей группе компенсирующей направленности » Составила учитель-логопед Шурховецкая И.А.
Цель: Создать необходимые условия для общения педагогов с родителями для обмена информацией и успешного и результативного обучения ребёнка в дошкольном учреждении. Наладить ди...