Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шевелёва Алина Анатольевна

Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно использовать как итоговый пересказ в конце тематической недели; родителями в работе с детьми дома; как рабочий момент в процессе развития речи, ознакомления с оружающим по лексическим темам; как совместную образовательную деятельность дефектолога, логопеда, воспитателя. Тексты поддаются редактированию- их можно облегчить, например, убрав из предложений определения или обстоятельства- в зависимости от уровня детей. Таким образом, использовать их можно не только в подготовительной, но и в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_s_oporoy_na_osnovnye_leksicheskie_temy.docx107.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказы  с опорой на основные лексические темы, проходимые в коррекционных группах в совместной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, можно давать детям для пересказа в конце тематической недели.

  Каждый рассказ предусматривает закрепление определённого словарного запаса- номинативный словарь по данной лексической теме; словарь признаков, наречий, антонимы, синонимы, предикативный словарь.

  Целенаправленно в каждом из текстов закрепляется умение употреблять однородные члены предложения, сложные слова, сложные предложения и пр.

   Каждый пересказ формирует способность устанавливать причинно- следственные связи, словесно-логическое мышление, развивает фразовую речь, грамматический строй, воспитывает нравственные качества, активизирует эмоциональную сферу.

  Алгоритм работы с текстом:

  1. Чтение рассказа, отбор картинок (или показ картинок по ходу рассказа).
  2. Ответы на вопросы, словарная работа (речевые игры).
  3. Придумывание своего названия.
  4. Повторное чтение рассказа.
  5. Пересказ по цепочке.
  6. индивидуальные пересказы.

   Здесь приведены примеры цепных текстов (последнее слово предложения становится первым в следующем предложении-такая «сцепка» позволяет лучше запоминать текст.) Опорные картинки также можно расположить по кругу, тогда первая картинка станет и последней одновременно-таким образом демонстрируется цепное построение.

Весна. (установление причинно-следственных связей)

Весной начинает греть солнышко. Солнышко нагревает снег. Снег тает и превращается в ручьи. Ручьи бегут и звенят по земле. На земле пробивается зелёная травка. В траве видны подснежники. Подснежники решили понюхать ёж и медведь, который проснулся и вылез из берлоги. Вокруг берлоги на деревьях набухают почки. Из почек скоро появятся листья. Листья вырастут на ветках. На ветках запоют перелётные птицы. Птицы будут ловить проснувшихся насекомых. Насекомые гудят и жужжат песенку про весну.

 

Ну и помощница! (активизация словаря признаков, закрепление словаря по теме «Сад- огород»)

Груша  приехала к бабушке в деревню. В деревне на огороде много спелых овощей и фруктов. Из разных фруктов бабушка варила варенье  в глубокой кастрюле. В кастрюлю Груша- путаница добавила красные помидоры. А помидоры солились в стеклянных банках. Но в банки Груша положила хрустящие яблоки. Яблоки и помидоры увидела бабушка и долго улыбалась, глядя на внучку. Почему ?

Работа над текстом:

  1. Дай полные ответы на вопросы: - кто приехал помогать бабушке в деревню?

- куда приехала Груша помогать бабушке?

- из чего бабушка варила варенье и компоты?

- где бабушка варила варенье и компоты?

- куда положила Груша сочные красные помидоры?

- какие помидоры положила Груша в глубокую кастрюлю?

- что положила Груша в кастрюлю? Правильно ли она сделала? Что должно лежать в кастрюле?

- что солили в стеклянных банках?

- где солили свежие овощи?

- куда положила Груша хрустящие яблоки?

- что Груша положила в стеклянные банки? Правильно ли она сделала?

- что увидела бабушка? Почему она долго улыбалась?

2. закончи рассказ

3.  перескажи со своим концом

К рассказу предлагается схема, последний рисунок можно совместить с первым, расположив схему в виде кольца. Вместо схемы можно использовать опорные картинки (см. подчёркнутые слова), также расположенные по кругу-тогда дублировать их, как в схеме, не понадобится.

        .                 .        .

        

.                          .                 .                                           .  .

«Лесовик» (активизация наречий, закрепление словаря по теме «Лес».

По осеннему лесу долго шёл Старик- лесовик. Он очень устал и присел отдохнуть у низенького кустика. На кусте густо росли длинные ветки. Над ветками виднелось тёмное дупло. Там белка тихо прятала сушёные грибы. Эти грибы она старательно собирала в большом лесу.

Вопросы:

  1. Кто долго шёл по осеннему лесу? Старик шёл очень…
  2. Где присел отдохнуть старик? Кустик был не высокий, а…
  3. Как росли ветки на кусте? Ветки были не короткие, а..
  4. Что виднелось над ветками? Дупло было не светлое, а..
  5. Что прятала в дупле белка? Грибы не мочёные, а..
  6. Где белка взяла грибы? Лес не маленький, а..

Далее приведены примеры радиальных текстов.

Матушка-Осень.

Жила-была Осень и было у неё три сына- Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Сентябрь самый первый и самый красивый, потому что подарила ему мама Осень разноцветные одежды из листьев. Второй-Октябрь, самый грустный, потому что всё время дождиком плачет. Третий-ноябрь, самый холодный, потому что к зиме готовит и шубы доставать велит.

Весёлый оркестр(к теме «Посуда»).

После чаепития сказочные человечки мыли посуду. Буратино вдруг стал водить  носом по мокрым стаканам и послышались протяжные звуки. Петрушка схватил деревянные расписные ложки и стал постукивать в такт. Карлсон забарабанил железной поварёшкой по дну большой кастрюли. Красная шапочка бренчала чайной ложечкой в фарфоровой чашке. Незнайка упорно дул в горлышко молочной бутылки, и получалась красивая мелодия. Чипполино музыкально булькал водой из чайного носика…Весёлые человечки, и оркестр у них весёлый!

Смешной папа(к теме «Домашние животные»).

На скотный двор вдруг влетел весёлый кабан и стал всех детёнышей веселить. Первым рассмеялся пятнистый телёнок. Потом вокруг кабана стали скакать игривые козлята. Полосатые котята обнюхали его со всех сторон. Милые щенки лежали и повизгивали от удовольствия. Пузатенькие поросята узнали в кабане своего папочку. И только грустный жеребёнок одиноко стоял в стороне, пока его не позвал кабанчик. Тогда все стали дружно и весело играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя II группы компенсирующей направленности (подготовительной) СЫСУЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к фо...

Презентация на тему"Работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности"

Как правильно построить работу учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности...

ПРОГРАММА по физкультурно-оздоровительной работе для воспитанников группы компенсирующей направленности подготовительной к школе от 6 до 7 (8) лет «Веселый парашют»

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом. На современном эт...

Годовой план работы учителя – логопеда в группе компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода 2023 – 2024 учебный год

№СодержаниеСроки Диагностическое направление (работа с детьми) 1Диагностическое обследование детей с целью выявления уровня познавательного и речевого развития, выявление степени сформирован...

Родительское собрание в логопедической группе на тему: «Работа логопеда в старшей группе компенсирующей направленности » Составила учитель-логопед Шурховецкая И.А.

 Цель:  Создать необходимые условия для общения педагогов с родителями для обмена информацией  и успешного и результативного обучения ребёнка в дошкольном учреждении. Наладить ди...