Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности "Что нам нравится зимой?" для детей 6 -7 лет с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сергеева Елена Игоревна

Развитие связной речи: составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»;  установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_chto_nam_nravitsya_zimoy.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового  логопедического занятия

по теме «Что нам нравится зимой?»

В рамках недели зимних игр и забав 12.01.-16.01. 2014 уч.года

                                                                  учитель-логопед  Сергеева Е. И.

Коррекционно-образовательные цели:

* Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

* Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. *Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

*  Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»;  установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

* Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

* Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

 

Коррекционно-развивающие цели:

*Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

*Развитие речевого слуха.

*Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

*Развитие диалогической речи.

*Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

*Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.

*Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

*Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

Воспитательные цели:

*Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

*Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Доска магнитная с магнитами, плоскостные буквы

Костюм Снеговика;

 Кукла  «Зима» в русском костюме с колокольчиком и санками с конвертами.

Конверты;

-со снежинками

-с загадками;

-с плоскостными буквами.

-с деформированными предложениями;

Снежинки – подвески на  нитках :

Предметные картинки- отгадки (лыжи, коньки, санки, снеговик, т.д.);

Карточки  снеговиков с недостающими деталями и цветные карандаши.

 Разноцветные кружки для звукового анализа;

Ноутбук

Предварительная работа:

Воспитатели знакомят детей с общим материалом лексической темы  «Времена года. Зима», « Зимние игры на воздухе»

Наблюдения в природе, беседы по  данным темам. Чтение художественной литературы.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима)

 

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

 

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки —

Над землёй снежинки. (Зима)

 О  каком времени  года эта загадка?(О зиме.)И говорить мы сегодня  будем о зиме.

 Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на своё место и получит волшебную снежинку в конвертике.     (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

                             (Дети отвечают и садятся ).

Звенит колокольчик. Появляется  Зимушка, здоровается.

*      Я зимушка холодная,

        Из кружев мой наряд.

        Пришла к вам на занятие

         В чудесный детский сад.

*      Я слышала, что вы много знаете о зиме? Скажите, какую погоду я могу принести?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… 

                                 Снег – (снежная);

                                 Мороз – (морозная/;

                                  Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная)

 

4. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима и своенравная, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).  Метель – (метелица) Мороз – (морозец).  Лёд – (ледок).  Холод – (холодок).   Снежинка – (снежиночка).   Сосулька -…, Ветер-…

5.  Игра «Как играет зима?»

Цель; Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают).

Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась.

 Зимушка-зима, что же ты наделала?

 Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

 Метель мела и все тропинки – (замела).

 Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

 Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

 Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

  

6.  Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

  Мухи белые летели,

На поля, на крыши сели,

Не сочтёте белых мух,

Что летают, словно пух. (Снежинки)

 

Хоть песчинки малые,

Да землю укрывают.

Хоть без крыльев рождены,

Да легко летают. (Снежинки)

«Подул зимний ветерок, полетел снежок……Я вас превращу  в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (дуют на подвески- снежинки). 

 А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

 Дети рассказывают:  Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку из своего конверта.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

 

7.  Загадки

Логопед: Зима принесла нам много игр, развлечений и забав . Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но только где же наши загадки?

  Вот они, у Зимы в санях. Выбирайте  загадки.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с загадками).

Логопед читает загадки. Дети отгадывают загадки,  логопед вывешивает предметные картинки на доске).

Морковка белая

Из воды сделана.

Растёт зимой

Вниз головой. (Сосулька)

Вырос лес белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на стекле)

Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? 
(Коньки)

Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки)

Две новые кленовые

подошвы двухметровые:

 На них поставил две ноги –

 и по большим снегам беги.          (Лыжи)

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (Лёд)

Посмотри-ка: это кто

На морозе без пальто?

Нарисованная бровь,

Вместо носика — морковь? (Снеговик)

 В дверь стучат. Входит Снеговик, здоровается.

«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.

И ведро на голове, и метла в моей руке.

Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят..».

 

8. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Снеговик, ты похож  на нашу отгадку…

Снеговик: Да, это – мой портрет Меня нарисовал  художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев  снеговичков,  но поторопился, и  не всё дорисовал.  Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте  картинки.

 (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на  доске.)

 

9.Физкультминутка.

Снеговик: Покажите, что вам нравится зимой?   (Дети встают в кружок).

 «Наконец пришла зима,  (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,  (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,  (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт,  (Имитируют)

Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют)

И играем все в снежки.  (Лепят и бросают снежки)

 

10. Игра «Доскажи словечко». Цель: Образование родственных слов.

 Логопед:  Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Давайте поиграем со  словом «снег».  (читает  стихотворение, а дети  и Снеговик добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки-серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

 

11.  Развитие слухового внимания.  Игра «Найди лишнее слово».

 Снеговик: Вы так хорошо отвечали….. А теперь поиграйте со мной. Послушайте и найдите лишнее слово.   (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

 «Холод, хороший, холодильник, холодок». 

 «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

  «Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

 «Снег, снегирь, снасти, снеговик».

«Снеговик, снегокат, снеголёт, снегопад» ( про самолёт -шутка Снеговика, он прощается и « улетает», дети дуют вслед)

12. Развитие звуко-слогового анализа слов и чтение слов.

Игра «Собери слово».

* Логопед: Наши дети  много занимаются и уже многому научились. Они в школу собираются. Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, какие необычные задания принесла нам зима. Выбирайте сами.

(Дети выбирают конверты с карточками , на которых написаны буквы.

 На каждом «Снежки» разных размеров.)

Логопед: Разложите снежки от самого маленького к самому большому. Какие слова у вас получились? /Дети читают слова: горка, санки, каток, узор/. Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков в слове? Какой ударный гласный звук?   Придумайте предложение с вашим словом. /Дети придумывают предложения./

* Логопед предлагает  провести звуковой анализ слова, составленного из снежинок

(вывешивает на  доску снежинки с буквами «З, И, М, А», просит  каждого ребёнка  восстановить  слово  и составить с ним  предложения.

 

13.  Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

«Снежная, мне, зима, нравится».   «Нас, у, дворе, во, горка ».

«Дети, горки,  катаются, с».           «Забава,  зимняя, любят, дети, все».

 14.  Эмоциональное расслабление.     Дети садятся на ковер

( просмотр презентации « Как музыка расскажет озиме»)

15.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?  (Дети  передают по цепочке колокольчик и отвечают).

Затем  встают, прощаются с Зимой. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности «Волшебство в зимнем лесу»

Представлен конспект открытого занятия, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста, посещающих группу для детей с ТНР...

Конспект коррекционной непосредственной образовательной деятельности по рисованию "Осенняя сказка"

Конспект образовательной деятельности "В гости к осени"( с применением нетрадиционных средств художественной деятельности)Цель:научить детей применять нетрадиционнве средства художественной деятельнос...

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»Форма органи...

Конспект коррекционной непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы с ТНР на тему "Весну выручаем!"

Конспект подгруппового коррекционного занятия для детей 4-5 лет с тяжёлыми нарушениями речи...

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА» для детей 3,5 - 5 лет в группе инклюзивной направленности:ТНР

Конспект КНОД «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» для подгруппы детей 4-5 лет (инклюзия ТНР)НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ : «Домашние живтные»Цели - расширение предметного слова...