Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя
консультация по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
учитель-логопед Бакланова И.В.
Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях специального дошкольного учреждения и группы для детей с ОНР предполагает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-логопедом. Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня речевого развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми; уточняют, каким типам предложений необходимо обучать детей в соответствующий период обучения.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ОНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. Актуальна и работа с родителями в детском саду. Совместную работу учителя-логопеда и воспитателей можно разделить на три этапа: организационный, основной, итоговый. На организационном этапе взаимодействия учитель-логопед знакомит воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии. В первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, поступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатели изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми. Затем составляется сетка занятий педагогов, уточняется график работы учителя-логопеда. Эти документы согласовываются с заместителем заведующего по основной деятельности и утверждаются заведующим дошкольным учреждением.
Учитель-логопед даёт рекомендации воспитателям для составления календарного плана. Важно учитывать дифференцированный подход в подборе материала для занятий. В календарном плане воспитатель фиксирует список детей по подгруппам с указанием их речевого нарушения, возраста. Учитель-логопед информирует воспитателей о видах и причинах речевых нарушений, о предупреждении вторичных отклонений в развитии дошкольников с ОНР, знакомит с особенностями обучения и воспитания детей. Совместными усилиями педагоги формируют позитивную установку детей на участие в занятиях.
Одним из условий является создание предметно-пространственной организации группового помещения, кабинета для логопедических занятий. Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуальных планов работы с дошкольниками, расписания занятий с детьми, плана работы с педагогическим коллективом и родителями, информирование родителей о результатах обследования и направлениях коррекционно-педагогической работы. Основной этап взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Используя данные изучения речи детей, воспитатели совместно с учителем-логопедом продумывают реализацию коррекционно-развивающего и общеобразовательного направлений в работе.
Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи; подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами. Общеобразовательное направление в работе педагогов решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личностное развитие. Занятия воспитателя могут предшествовать логопедическим занятиям или проводиться после них.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружающим миром, изучение художественной литературы, сенсорное воспитание, формирование элементарных математических представлений) создают условия для активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций, правильного звукопроизношения. Например, при изучении темы «Мебель» воспитатель осуществляет наблюдение за мебелью в группе, составляет рассказ-описание. На занятиях по формированию математических представлений педагог использует «Геометрическое лото» (соотносит мебель с геометрическими формами), а также сравнивает по величине кресло, диван; пересчитывает предметы (один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев и т. д.). Формирование лексико-грамматического строя речи на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Соответственно на лепке дети лепят мебель (уточняется цвет, форма, для чего предназначена), выполняется аппликация «Моя комната», конструируется стол и т. д.
Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:
• выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;
• создание воображаемых ситуаций через имитацию рече вых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;
• опосредованное общение через игрушку;
• показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;
• составление предложения по следам демонстрации дей ствий, вопросам, картинке, опорным словам;
• чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого.
Воспитатель закрепляет речевые умения детей, получен ные на логопедических занятиях. Для этого используются:
• оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пошли мыть руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.;
• ответы на вопросы, обращения ребёнка;
• совместное обсуждение с учителем-логопедом темы ближайших занятий с учётом уровня речевого развития детей;
• совместное определение содержания занятий: требовать ли от ребёнка развёрнутых ответов на вопросы или ограничиваться пониманием инструкций взрослого;
• приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.
Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками…).
В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями.
Воспитатель использует приёмы по развитию мелкой моторики: учит складывать мозаики, фигуры из палочек, собирать рассыпанные пуговицы, карандаши; тренирует в застёгиваний и расстёгивании одежды, развязывании и завязывании шнурков.
У детей с ОНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:
• привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;
• предложение кому-то из детей исправить ошибки;
• повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.
Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с ТНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.
В «Тетради преемственности в работе учителя-логопед а и воспитателя» записываются задания для работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т. д. Можно включить варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков. Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-логопедом. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого и в связи с чем возникали трудности.
Совместная деятельность учителя-логопед а и воспитателя группы для детей с ОНР предполагает оформление речевого уголка, групповой библиотеки художественной литературы, подбор настольно-печатных игр. Примерный перечень учебно-игрового материала, тематика консультаций для воспитателей описываются в пособии «Коррекционная работа в дошкольных учреждениях» .
Учитель-логопед с воспитателями проводят родительские собрания (не реже трёх раз в год), консультации для родителей, приглашают родителей на занятия.
На этом этапе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей осуществляется мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из дошкольников группы. Мониторинг проводится в конце каждого полугодия учебного года (январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогическое воздействие на детей, оценить работу родителей и других специалистов учреждения. Полученные данные записываются в речевые карты детей.
Итоговый этап взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов. Для этого проводится итоговая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. Результаты логопедической работы с дошкольниками оцениваются специалистами данного дошкольного учреждения, а также представителями ПМПК. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребёнка. Это может быть продолжение обучения в специальной группе для детей с ОНР, выход в общеобразовательную школу или специальную общеобразовательную школу, продолжение обучения на пункте коррекционно-педагогической помощи и т. д. Результаты своей деятельности учитель-логопед и воспитатель сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.
Организация работы с родителями по исправлению дефектов звукопроизношения у дошкольников
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Именно таким образом проявляется его познавательная и мыслительная деятельность. Осмысленное овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать окружающие явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: « Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно правильно заботиться о своевременном речевом развитии детей, уделять внимание ее чистоте и грамматической правильности.
Чем богаче словарный запас и правильнее речь ребенка, тем легче ему оформлять и высказывать свои мысли, тем шире его потенциальные возможности в познании реальной действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с окружающими его детьми и взрослыми. Тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может неадекватно отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми дефектами начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливыми, замкнутыми, нерешительными. Особо важное значение имеет чистое произношение ребенком звуков и слов различной слоговой структуры в период обучения грамоте , так как письменная речь формируется и совершенствуется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости по школьным предметам.
Поэтому родителям, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, необходимо своевременно обратиться к логопеду и строго выполнять все его методические указания .
Человек правильно произносит различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря активной подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Отработать четкое движение органов артикуляционного аппарата помогает специальные упражнения: артикуляционная гимнастика, которая чаще всего на первоначальном этапе дается как домашнее задание.
Занятия по заданию логопеда с ребенком в домашних условиях следует проводить ежедневно в форме игры. Задания по развитию возможностей артикуляционного аппарата проводятся перед зеркалом , чтобы ребенок мог зрительно контролировать правильные движения подвижных органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат ребенка к постановке звуков , их автоматизации и дифференциации. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения того или иного комплекса артикуляционной гимнастики, на что следует обратить особое внимание. Огромная работа с родителями в детском саду несомненно дает свои результаты.
При работе с детьми дома и выполнении домашних заданий родители должны учитывать следующее:
Принуждать ребенка заниматься нежелательно. Занятия дадут лучший результат, если они проведены в игровой форме и интересны для ребенка;
На одном занятии дается не больше 2-3 упражнений, к последующему упражнению надо переходить после того, как будут хорошо усвоены предыдущие;
Все упражнения выполняются естественно, без внутреннего напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи опущены, пальцы рук расслаблены и неподвижны);
Отдельные артикуляционные упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных позиций губ и языка;
При выполнении упражнений инструкцию надо давать поэтапно, например: растяни губы в улыбке, покажи зубы, приоткрой слегка рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка, произнося звук « д-д-д-д».
Если у Вашего ребенка появляются правильные звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в самостоятельную речь ребенка, то есть учить употреблять поставленный звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи;
Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения развитию связной грамматически правильно оформленной речи родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему за советом во всех возникших затруднениях;
Начинать коррекционную работу по дифференциации звуков можно после того, как ребенок научится правильно и дифференцированно произносить изолированные звуки.
Правила работы в тетради домашних заданий
Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.
Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.
Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.
Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью!).
Использованная литература
1. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М., 2005.
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб; 2000.
3.Кондратенко И.Ю., Барменкова Т.Д., Карелина И.Б. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. - М., 2005.
4. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду - СПб, Детство-ПРЕСС, 2004.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, с.н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
6. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.
7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников(коррекция стертой дизартрии).- СПб; 2001.
8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст).- М.: Владос, 1997.
9. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2003.
10. Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2000.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. - М.: Альфа, 1993.
12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. - М., Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА НОЯБРЬ.
В плане представлены комплексы артикуляционой гимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика. Логопед проводит упражнения на индивидуальных занятиях, а воспитатель закрепл...
Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.
Статья: "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"...
Презентация "Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя"
Коррекционные задачи:-закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по развитию речи;-пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных ...
Преемственность в работе учителя логопеда и воспитателя
Работа воспитателя в логопедической группе отличается от работы в обычных группах. И главное отличие в том, что помимо общеобразовательного направления воспитания в логопедической группе еще выделяют ...
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе....
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя
В статье описаны цели, задачи, принципы построения работы воспитателя в логопедической группе,а также разграничение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя....
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Схема преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....