Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя
статья по логопедии

Елена Николаевна Копаева

В статье описаны цели, задачи, принципы построения работы воспитателя в логопедической группе,а также разграничение  обязанностей учителя-логопеда и воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя»

МБДОУ № 113 г.Липецк

                                                                                учитель-логопед Копаева Е.Н.

        В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи логопеда и педагогов: в развитии (коррекции) речи и в развитии( коррекции) внеречевых психических процессов и функций .

Здесь важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых автоматизмов. В то же время воспитатели берут на себя ведущую роль в процессе формирования внеречевых психических процессов и расширения кругозора детей, обеспечивают условия для сохранения и поддержания их нравственного и физического благополучия. Такое распределение функциональных обязанностей вполне оправданно, хорошо зарекомендовало себя в многолетней логопедической практике и закреплено в программах ДОУ ( групп) для детей с нарушениями речи.

      Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктует необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно- гигиенических навыков и др.

     Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных  задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно- волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

          Формирование социально зрелой личности предполагает наличие целостной воспитательной системы, обеспечивающей единство действий всех педагогов, воспитателей, всех институтов воспитания и образования, включая семью. Целостность такой системы может быть обеспечена только при опоре на принципы, определяющие основные направления в разработке содержания и методического оснащения педагогического процесса.

Коррекционно-воcпитательный  процесс включает множество аспектов.

Остановимся на том из них, который связан с выбором и созданием системы принципов, необходимых для обеспечения успешности коррекционно-педагогической деятельности в рамках интересующей нас проблемы речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Положения, претендующие на статус принципов, должны располагаться в иерархически выстроенной системе, где каждый компонент определяет одну из основных сфер коррекционных воздействий и состоит в функциональной связи с другими компонентами .

Планируя собственную коррекционно-педагогическую деятельность, мы опирались на системы, описанные О. А. Карабановой и Е.Д.Худенко

Успешность коррекционно-развивающей деятельности, отмечает О. А. Карабанова, обеспечивается реализацией следующих принципов .

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Системность в постановке этих задач обусловлена взаимосвязанностью и вместе с тем неравномерностью (гетерохронностью) развития различных сторон личности ребенка. В силу системности строения психики отставание или отклонение в развитии личности закономерно приводит к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка, и наоборот. В условиях коррекции речевого дефекта это общее положение в целом сохраняется. У детей с ОНР при сохранности интеллекта наблюдаются трудности в протекании и развитии психических процессов, что оказывает негативное влияние на развитие различных сторон личности ребенка.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений раз
    вития, разрешение трудностей),
  • профилактического,
  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение
    содержания развития).

2.        Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип, включая, как мы видим, два аспекта, отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3.        Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная — предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4.        Деятельностный принцип коррекции.

В основе этого принципа находится идея об основополагающей роли деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л.С.Выготским и развитая затем в исследованиях А.Н.Леонтьева, Д. Б.Эльконина, В.В.Давыдова и других отечественных психологов. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционно-педагогической работы: пути, средства, способы реализации поставленных целей. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развиваю-щего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5.        Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенно
стей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. Нормативное развитие соотносится с

понятием «психологический возраст», введенным в употребление Л.С.Выготским. Содержание этого понятия, как считал Л.С.Выготский [6], составляет характеристика того нового типа строения личности и ее деятельности, тех психических и социальных изменений, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент. Психологический возраст, таким образом, характеризуется социальной составляющей, основными психологическими новообразованиями и особенностями проявления ведущей деятельности. При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании в связи с этим целей и содержания коррекции эти три характеристики необходимо учитывать.

6.        Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг, метод системной десенсибилизации).

7.        Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Для психолого-педагогической практики данный принцип не нов, но применительно к коррекционному аспекту педагогической деятельности следует отметить его особую значимость. Ребенок не может развиваться изолированно, вне социального окружения, вне общения. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

 Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Что же касается организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях, то важным условием ее результативности будет то, насколько последовательно реализуются дидактические принципы. Такую систему принципов предлагает Е.Д.Худенко .

1. Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развиваюших занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью: через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2.        Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия. Основными методами реализации этих задач будут следующие: организация дозированной поэтапной помощи педагога, обучение переносу предложенного способа обработки информации на выполняемое задание, создание условий для самостоятельной обработки информации.

3.        Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение. Такая работа может быть организована и осуществлена усилиями как учителя-логопеда и воспитателя, так и педагога-психолога.

4.        Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания. Е.Д.Худенко отмечает, что поддержать положительную учебную мотивацию можно с помощью разнообразных по форме инструкций, путем включения в занятие современных реалий с опорой на имеющийся у ребенка субъективный опыт, предлагая проблемные ситуации, широко используя систему поощрения, призов, развернутую словесную оценку и т.п.

Следует отметить специфическое использование еще одного принципа, обозначаемого в педагогической литературе как концентрический. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической). Так, скажем, при планировании воспитателем занятий по развитию речи на I и II годах обучения прослеживается повторение известного и введение нового лексического и грамматического материала.

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля — учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и т.д.

            Так же в работе воспитателя  логопедической группы  можно выделить два направления :

-коррекционно- воспитательное;

- общеобразовательное.

      Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений  коррекционно- воспитательное является ведущим, а общеобразовательное- подчиненным.

     Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом  процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

       К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

  1. Проведение  фронтальных занятий по развитию речи ( по особой системе).
  2. Закрепление у детей  речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  3. Пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.
  4. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
  5. Развитие у детей внимания и памяти- процессов , тесно связанных с речью.
  6. Совершенствование различных видов мышления, в том числе словесно- логического мышления ребенка как одной из функций речи.
  7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

           Комплексное планирование по основным направлениям воспитательно- образовательной программы, совместной деятельности  воспитателя с детьми, совместной деятельности детей  очень хорошо представлена в книге  Т.В. Волосовец, С.Н. Сазоновой «Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида» Гуманитарный издательский центр «Владос» 2004г.

Проведение занятий по развитию речи.(1)

      Каждый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы, в то же время, взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.

      Так, например , в старшей группе:

-  в 1-ом периоде обучения преимущественно формируются речевые средства;

-во 2-ом периоде работа направляется на интенсивное развитие первоначальных навыков монологической речи;

-в 3-ем периоде ведущими становятся занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи. 

Содержание логопедической работы на 2-ом году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей ( диалогической и монологической).

                    Применительно к коррекционно-педагогическому процессу реализация принципа комплексного подхода невозможна без единого тематического плана и его методического обеспечения. Это та основа, которая дает возможность поддерживать устойчивые связи и отношения между учителем-логопедом и воспитателями. Деятельность воспитателей в большой мере подчинена задачам речевой коррекции, воспитателями прежде всего учитывается содержание логопедических занятий.

Тематические планы воспитателей должны соответствовать тематическим планам учителя-логопеда: воспитатель отрабатывает определенные лексические циклы, лексико-грамматические категории и навыки связной речи.

Работа воспитателей, таким образом, соотносится с содержанием и программой работы учителя-логопеда по развитию у детей основных компонентов речевой системы: лексико-грамматических категорий и связной речи. Материал для отработки, придавая ему форму конкретных упражнений, заданий, подбирает сам воспитатель.

Планирование приобретает конкретный характер и при соблюдении системности и преемственности обеспечивает в итоге единство и в то же время специфику действий всех педагогов, то, без чего невозможно успешное устранение общего недоразвития речи.

     Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

       При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум ( предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы грамматических конструкций, предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

      Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т.п.

      Необходимым элементом при изучении каждой  новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко используются  сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков ( с помощью картинок).

      Первоначально ведущими являются такие виды , как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов- описаний, составленных воспитателем, различные дидактические игры.  Особое  внимание уделяется обучению детей  умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Так, например, в 1-ом периоде обучения (старшая группа) такие виды работ, как составление самостоятельных рассказов по картине, серии картин, пересказы не проводятся.

       Формирование словарного запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:

  1. Дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением.
  2. С помощью правильного образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих предметов и явлений.
  3. Воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения в активной речи.

     В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных ранее грамматических форм и т.д. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.

       Речь самого воспитателя должна служить образцом для  детей с речевыми нарушениями: быть четкой ,предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных  конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

       При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии , на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

      Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

       При планировании занятий по развитию речи воспитателю следует учитывать требования как общей дошкольной, так и специальной педагогики. Воспитателю следует четко:

  1. Определить тему и цель занятия.
  2. Выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи.
  3. Отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей ( при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала).
  4. Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность и сформулировать цель каждого этапа.
  5. Обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий.
  6. Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей.
  7. При отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения.
  8. Предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность.
  9. Включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Закрепление у детей  речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.(2)

       Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. В ходе этой деятельности воспитателями организуются как индивидуальные так  и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми.

         Занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна, т.е. примерно с 15.00  и до полдника. Это так называемый логопедический  или коррекционный час. Продолжительность коррекционного часа 20-30 минут.

     Традиционно коррекционный час делится на две части :

- коллективные формы работы по изучаемой лексической теме, включающие дидактические игры на пополнение и  активизацию словаря; отработку отдельных грамматических категорий, развитие внимания, памяти, мышления, воображения; совершенствование мелкой моторики, координации слов и движений ( логоритмики);

-индивидуальные формы работы по заданию логопеда.

       Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий . Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей является обязательной документацией и заполняется ежедневно.

     В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми ( от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включать различные варианты упражнений по развитию памяти, внимания, различению звуков, формированию лексико- грамматических категорий языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателям. В графе учета воспитатель отмечает , как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.

      Хочется напомнить , что особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов.Дети имеют ряд психолого-ᴨȇдагогических особенностей, затрудняющих их социальную

адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной,интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности

смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в сᴨȇцифических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными

оᴨȇрациями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы

- недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от ᴨȇдагогов сᴨȇциально организованной коррекционной работы.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Наблюдение за ребенком в свободной деятельности с целью  выявления его потенциальных возможностей.

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Работа по формированию правильного звукопроизношения

Проведение артикуляционной и  дыхательной  гимнастики, постановка,  отсутствующих или неправильно произносимых звуков, автоматизация поставленных  и  дифференциация смешиваемых звуков.

Воспитатель в игровой форме закрепляет определенные артикуляционные уклады, автоматизирует поставленные и  дифференцирует смешиваемые звуки

В состав предметно-развивающей среды группы входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят :

-стелажи, расположенные на разном уровне,

- зеркало,в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно;

- игровой, дидактический и наглядный материал.

       В основу наполняемости должно быть положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда.

      Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.          

       Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.Для закрепления речевых навыков в коррекционном уголке должны находиться:

-наборы предметных и сюжетных картинок;

-д/и и альбомы с картинным материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

- карточки- схемы для составления и анализа предложений и небольших рассказов;

-материал для формирования навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

-игры и пособия для воспитания правильного речевого дыхания.

       Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и

внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал должен заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы (приложение 1).Рекомендуется, чтобы  одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе.

      Оформление коррекционного уголка должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

                 Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не  отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этих целей подходят настольные и настольно- печатные игры. А если воспитатель при их подборе учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности с мелкой моторикой- ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы; если трудности с конструктивной деятельностью- сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т.д. Помогают в данном вопросе и тетради на печатной основе типа: «Готовим руку к письму», «Учимся писать» и т.д.

      Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом- произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки  в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.

Пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.

       Режимные моменты :

- подготовка к приему пищи;

-одевание на прогулку, на физкультурные занятия;

-дежурство в столовой, в уголке природы;

-прогулки;

-труд на участке и т.л.

и по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников, посещающих детский сад, т.к. общеобразовательным занятиям , например, в старшей группе отводится всего шестая часть времени, в течение которого ребенок пребывает в детском учреждении.

       Вопрос об использовании режимных моментов для воспитания внутренних потребностей детей в общении и для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических  и общеобразовательных занятиях  в литературе освящен мало.

      Разработкой  вопросов коррекционно- воспитательной работы вне занятий в группе дошкольников с ОНР занимался коллектив педагогов под руководством Ю.Ф. Гаркуши под эгидой  Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина. Подробно эти вопросы освящены в статье « Коррекционно- воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи» . (Привести выдержки из статьи и обратить внимание на таблицы)

     Собственно, эта информация не нова для специалистов коррекционной педагогики, которые давно работают  на логопедических группах и мы, по сути дела освежили знания. Что нового привнес ФГОС ? Хотелось бы обратить внимание на некоторые пункты ФГОС, а именно:

1.4 .Основные принципы дошкольного образования: 

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

        Также хочется обратить внимание на 111-ий  раздел ФГОС, который называется «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Кадровые, материально-технические, финансовые условия, а также организация современной предметно-пространственной среды от нас ,педагогов ,зависит мало.  И в условиях сегодняшних нормативов финансирования эти проблемы решатся не скоро.

Но мы вполне можем  создать благоприятную  социальную ситуацию  и тем самым в рамках своей компетенции обеспечить условия для реализации ФГОС , а именно:

 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА НОЯБРЬ.

В плане представлены комплексы артикуляционой гимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика. Логопед проводит упражнения на индивидуальных занятиях, а воспитатель закрепл...

Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.

Статья:  "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"...

Презентация "Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя"

Коррекционные задачи:-закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по развитию речи;-пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей  в процессе всех режимных ...

Преемственность в работе учителя логопеда и воспитателя

Работа воспитателя в логопедической группе отличается от работы в обычных группах. И главное отличие в том, что помимо общеобразовательного направления воспитания в логопедической группе еще выделяют ...

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе.

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе....

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Схема преемственности в работе  учителя-логопеда и воспитателя....