Преемственность в работе учителя логопеда и воспитателя
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Работа воспитателя в логопедической группе отличается от работы в обычных группах. И главное отличие в том, что помимо общеобразовательного направления воспитания в логопедической группе еще выделяют и коррекционное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_rabote_uchitelya_logopeda_i_vospitatelya.docx | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе учителя логопеда и воспитателя
Работа воспитателя в логопедической группе отличается от работы в обычных группах. И главное отличие в том, что помимо общеобразовательного направления воспитания в логопедической группе еще выделяют и коррекционное. А это в свою очередь увеличивает объем работы, помимо общеобразовательных задач воспитатель и логопед ставят перед собой и коррекционные, решение которых направлено на устранение имеющихся у детей нарушений в развитии. И для того чтобы достичь положительных результатов в этом достаточно сложном труде, необходимо соблюдать преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Итак, как уже было сказано, в работе воспитателя выделяются два направления: коррекционно-воспитательное и общеобразовательное. Наиболее значимым здесь, конечно же, является первое направление, общеобразовательное же выступает в роли подчиненного.
В работе воспитателя выделяют следующие коррекционные задачи:
1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по развитию речи;
2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
3. Систематический контроль поставленных звуков и грамматической правильности речи детей;
4. Развитие у детей познавательных процессов, тесно связанных с речью (в первую очередь, мышления и внимания) ;
5. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка;
6. Развитие у детей артикуляционной и пальчиковой моторики.
Ежегодно проводится обследование детей логопедической группы, по результатам которого воспитатель и логопед планируют работу по развитию речи в течение учебного года, определяют тематику и содержание занятий, материал для работы и желаемые результаты на каждом конкретном этапе обучения.
Теперь же рассмотрим более подробно содержание работы воспитателя по развитию речи у детей. Во-первых, следует отметить сразу, что все занятия по развитию речи проводятся индивидуально, как правило, после сна в течение получаса. Детей, которым требуются индивидуальные занятия, определяет логопед. По общепринятым образовательным нормам, таких детей не должно быть больше четырех. Виды деятельности могут быть самыми разными. Это может быть пальчиковая или артикуляционная гимнастика, повторение речевого материала по индивидуальной тетради ребенка, дидактическая игра. Также проводится занятие со всей группой, которое занимает не более десяти минут. Цели данного занятия – это расширение, активизация словарного запаса у детей на определенную тему, связанную с логопедическим занятием. После проведения занятия логопедом можно уделить немного времени дидактическим играм, которые помогут закрепить полученные во время занятия умения и навыки. Еще один немаловажный момент, во время индивидуальных занятий ничего не должно вас отвлекать. В том числе и остальные дети. Им следует предложить тихие спокойные игры, например, настольные. Индивидуальное занятие должно проходить в специально отведенном для этого месте, где установлено зеркало, в котором одновременно отражаются лица ребенка и воспитателя, а также имеется необходимый набор наглядного и дидактического материала.
Занимаясь с ребенком, воспитатель помнит, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом (произносится утрированно). Во время проведения занятия воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка.
Что касается работы со словарным запасом в процессе всех режимных моментов, то здесь следует отметить следующие моменты.
Специфика воспитательской деятельности такова, что воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в приемной, спальне, уголке природы, игровом уголке, других местах, где имеется широкая наглядность для формирования словарного запаса у детей.
Работая с детьми, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова. Однако, для того чтобы речь ребенка развивалась в нужном русле, помимо активизации и закрепления новых слов необходимо осуществлять и систематический контроль поставленных звуков и грамматической грамотности речи детей
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки детей исправлялись воспитателем корректно.
Так же, как и логопед, воспитатель активно развивает основные психические процессы, являющиеся базой речи. Он занимается этим не только во время проведения занятий, но и при осуществлении всех режимных моментов. Игры по развитию внимания, памяти, мышления присутствуют во время проведения вечернего занятия по заданию логопеда.
Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения и у детей с дизартрией почти до конца обучения. Эту работу воспитатель проводит перед дневным или вечерним сном, перед обедом или ужином, когда появляется такая возможность. В нашей группе один раз в неделю вечернее занятие по заданию логопеда посвящено развитию тонкой моторики.
Воспитатель является связующим моментом между логопедом и родителями. Воспитателем и логопедом совместно проводятся родительские собрания, открытые занятия, консультации. В конце недели в пятницу воспитатель отдает родителям индивидуальные тетради детей для логопедических занятий в выходные дни, а в понедельник их получает. Воспитатель контролирует выполнение домашнего задания, консультирует родителей в связи с появляющимися трудностями, помогает советами.
Логопед работает в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая четкую преемственность этой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА НОЯБРЬ.
В плане представлены комплексы артикуляционой гимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика. Логопед проводит упражнения на индивидуальных занятиях, а воспитатель закрепл...
Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.
Статья: "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"...
Презентация "Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя"
Коррекционные задачи:-закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по развитию речи;-пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных ...
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе....
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя
В статье описаны цели, задачи, принципы построения работы воспитателя в логопедической группе,а также разграничение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя....
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Схема преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....