Конспект занятия – викторины «Урожай у нас хорош» по теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ольховик Валентина Тимофеевна

Занятие было проведено  в логопедической подготовительной  группе для детей с общим недоразвитием речи.  В соответствии с  требованиями ФГТ, а именно тематическим  подходом, данное занятие относится к лексической теме «Овощи» под названием  «Урожай у нас хорош». Занятие разработано и проведено в нетрадиционной игровой  форме (форме викторины). В ходе занятия – викторины четко прослеживаются структурные части (организационный момент, основная часть, итог занятия), которые взаимосвязаны между собой, материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнением. Программные задачи соответствуют коррекционной направленности, возрастным и психологическим особенностям детей 6 -7 летнего возраста с ОНР. Целью моего занятия – викторины является  закрепление полученных знаний   по лексической теме «Овощи» на базе имеющихся у детей ранее полученных  знаний на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия – викторины  «Урожай у нас хорош»  

 по теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах»

Цель: закрепление полученных знаний по развитию лексико – грамматических категорий средствами дидактической игры в рамках  лексической темы «Овощи. Труд людей на полях и огородах».

Коррекционно-образовательные задачи: систематизация и активизация  словаря  по лексической теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах». Совершенствование  грамматического  строя речи ( образование  относительных  прилагательных, согласование  их в роде, числе, падеже; согласование притяжательных местоимений с существительными ).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие речевого слуха, зрительного внимания, восприятия, быстроты  мышления, памяти, связной речи;  развитие  координации речи с движением, общей и мелкой  моторики.

Коррекционно-воспитательные: воспитание волевых  качеств, чувства взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности и ответственности; умения  применять знания в  обстановке командного соревнования.

Оборудование:   ноутбук, колонки, эмблемы (8 помидоров и 8кабачков), грамоты, фишки, презентация по теме «Овощи».

Предварительная  работа. Разучивание пальчиковых гимнастик «Корзина с овощами», «Однажды хозяйка с базара пришла», отгадывание загадок; работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом; рассматривание овощей с воспитателями. Участие в уборке урожая с опытного участка в ДОУ. Сюжетно – ролевая игра «Повара», обучение в игре образованию относительных прилагательных (морковный сок, капустный салат и т. п.).

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Объявление темы занятия, установка на командную игру)

Логопед приглашает всех участников (детей, приглашенных, жюри) встать в круг, взявшись за руки. Проводится игра на сплочение «Доброе утро»

Придумано кем то, просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро! Солнцу и птицам,

- Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится  добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлиться до вечера.

 Логопед.  Ребята, сегодня мы будем играть в игру, которая называется викторина. В викторине много заданий, которые вы будете разгадывать.

 Вы должны разделиться на две команды (дети выбирают  эмблемы).  Дети с  кабачками  встанут справа от меня,  а дети с помидорами встанут  слева от меня.

Вам предстоит придумать название командам со словами кабачки и помидоры,  и выбрать капитанов.

Капитаны говорят название своих команд.

Команды прошу занять места соответственно эмблеме.

  1. Основная часть. (Оживление личного опыта детей. Создание эмоционального фона.)

Разминка  - загадка

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (осенью)   (слайд №2)

Разминка – вопрос

Что люди собирают осенью в огороде?

Овощи (урожай)  (слайд №3)

Разминка – гимнастика для рук «Корзина с овощами» ( Расширение, уточнение, обогащение, систематизация  и активизация  словаря  по лексической теме «Овощи». Развитие  координации речи с движением.)

С  большою корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый, сеньор – помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко. Желтая репа горит

И с черною редькой, смеясь,  говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чесночка две седые головки

И сочный. Кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

                                          Н.Нищева

Конкурс   «Отгадай – ка»    (Развитие речевого слуха, зрительного внимания, восприятия, быстроты  мышления, памяти.)

  1.  На жарком солнышке подсох

           И рвется из стручков……..                               (горох слайд №4)

  1.  Сто одежек и все без застежек.    

                (капуста  слайд №5)

  1. Я длинный и зеленый,

Вкусен я соленый,

Вкусен и сырой.

Кто же я такой?       (огурцы   слайд №6)

  1. Сидит дед

Во 100 шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.         (лук    слайд №7)

5.Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым  вдруг  стал,

И лоснится от похвал

Очень важный    ….          (баклажан     слайд №8)

6.  И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом …        (картошка   слайд №9)

Конкурс  «Жадины»  (слайд №10) ( Совершенствование грамматического строя речи: согласование притяжательных местоимений с существительными. )

(Логопед задает вопросы командам по очереди).

- Чей перец?       Мой перец.   (слайд №11)

-  Чья петрушка?    Моя петрушка.   (слайд №12)

- Чья свекла?   Моя свекла.  (слайд №13)

- Чей укроп?  Мой укроп.      (слайд №14)

- Чьи кабачки?  Мои кабачки.   (лайд №15)

- Чьи патиссоны?  Мои патиссоны.  (слайд №16)

Конкурс «Объяснялки»   (слайд №17) (Развитие речевого слуха, быстроты мышления, связной речи.)

Командам предстоит назвать предметы, найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Помидор, тыква, огурцы, бананы.     (Фрукты)

Кабачки, помидоры, апельсин, баклажан.   (Фрукты)  (слайд №18)

Кабачки, помидоры, капуста, горох.    (По цвету)  (слайд №19)

Тыква, перец, огурцы, кабачки.     (По цвету)   (слайд№20)

Тыква, перец, помидоры, картошка.   (Вершки – корешки) (слайд №21)

Тыква, свекла, картошка, морковка.    (Вершки – корешки)  (слайд №22)

Конкурс «Догонялки»  (слайд №23) (Развитие речевого слуха, быстроты мышления, памяти.)

Командам предстоит назвать овощи, не повторяя  одни и те же, соблюдая очередность друг  за другом.

Конкурс – разминка  «Сбор урожая»  (слайд №24) (Развитие речевого слуха, памяти, общей моторики.)

Нужно показать, как убирают овощи, которые я назову: срезают ножом, срывают руками, выкапывают или  выдергивают?

Морковь, капуста, укроп, щавель, чеснок, тыква, патиссоны, перец, баклажаны, помидоры, кабачки, репа, редька, лук….

Конкурс разомнем пальчики «Хозяйка с базара пришла» (слайд №25) (Развитие  координации речи с движением, мелкой  моторики.)

Хозяйка однажды                            Приседают, «шагают», пальцами по ковру.

                    с базара пришла,      

Хозяйка с базара домой принесла       Загибают по одному пальцу.

Картошку,

     капусту,

         морковку,

            горох,

               Петрушку и свеклу.

                        Ох!...                                       Хлопок.  

Вот овощи спор завели на столе –        Попеременно ударяют кулачками и хлопают в ладоши.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Кто лучше, вкусней

                и нужней на земле.

Картошка?

     Капуста?

          Морковка?

                     Горох?

                          Петрушка иль свекла?

                                   Ох!...                                  Хлопок.

Хозяйка тем временем                                  Стучат ребром ладони.

                                ножик взяла

И ножиком этим                                           Загибают по одному пальцу.

                                 крошить начала

Картошку,

     Капусту,

          Морковку,

                     Горох,

                          Петрушку и свеклу.

                                              Ох!                                 Хлопок.

Накрытые крышкою,                                 Складывают руки накрест.

                                в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,                                                                Загибают по одному пальцы.

     Капуста,

          Морковка,

                     Горох,

                          Петрушка и свекла.

                                              Ох!                   Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!    Показывают, как едят суп.

                                                      Ю. Тувим                          

Разминка для глаз. (слайд №26) (Снятие усталости с глаз.)

Если глазки устали сделаем гимнастику для глаз.

1 – глаза направо.

2 – глаза налево.

3 – глаза наверх.

4 – глаза вниз.

5 – глаза закроем.

И на 6 – откроем резко их.

Конкур «Поварята»  (слайд №27) (Развитие грамматического строя речи: образование  относительных  прилагательных, согласование  их в роде, числе, падеже.)

Командам предстоит приготовить из овощей разнообразные блюда.

Отжимаем сок:  из свеклы, из моркови. (слайд №28)

Сок из свеклы, какой сок?

Сок из моркови, какой сок?

Жарим:  капусту, картошку.  (слайд №29)

Пожарили капусту, какая капуста?

Пожарили картошку, какая картошка?

Маринуем: кабачки, огурцы.  (слайд №30)

Замариновали огурцы, какие огурцы?

Замариновали кабачки, какие кабачки?

Готовим пюре: из гороха, из овощей.  (слайд №31)

Пюре из гороха, какое пюре?

Пюре из овощей, какое пюре?

  1. Итог занятия – викторины  (слайд №32) (Оценка работы детей.)

Жюри подводит итоги по результатам заработанных очков.

Вручаются дипломы лучшей команде и лучшим игрокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Овощи. Труд людей на полях и огородах"

Домашнее задание по закреплению лксико- грамматических категорий....

Конспект занятия – викторины «Урожай у нас хорош» по теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах»

ООД для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром....

Лексическая тема "Овощи. Труд людей на полях и в огородах"

С 28 сентября по 2 октября изучали с детьми лексическую тему "Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах". Здесь родители могут найти рекомендации по закреплению дома с детьми знаний и умени...

Материал по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

Материал по лексической теме: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»П/и, «Коллекционирование», «Опыты», Развлечение: «Виртуальное путешествие в деревню&ra...

Календарное планирование учителя-логопеда на неделю по теме "Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. Звук У. Буква У»

Данная форма календарного планирования учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности разрабатывается на неделю. В ней отражены разделы коррекции и краткое содержание...

Рекомендации для родителей: "Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах"

Родителям рекомендуется: побеседуйте с детьми об овощах (рассмотрите овощи на картинках или в натуральном виде) и о том, как их выращивают. Поиграйте в речевые игры, выбирая одну-две игры. В течение в...