Лексическая тема "Овощи. Труд людей в полях и огородах"
материал (подготовительная группа)
Консультация по лексической теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_ovoshchi._trud_lyudey_v_polyah_i_ogorodah.docx | 163.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема:
Овощи. Труд людей в полях и в огороде
Рекомендации для родителей: побеседуйте с детьми об овощах (рассмотрите овощи на картинках или в натуральном виде) и о том, как их выращивают. Поиграйте в речевые игры, выбирая одну-две игры. В течение выходных дней, по возможности, поиграйте во все предложенные речевые игры. В них можно играть, идя по улице или, если вы едите в машине, а не только в специально созданных "учебных" условиях. Для игр можно использовать мяч.
Для закрепления темы, выполните задания на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Эти задания необходимо выполнять простым или цветными карандашами.
Примерный словарь:
названия: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;
признаки: красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;
действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.
Материал для беседы может быть следующим:
Все знают, что такое сад и огород, у многих они есть.
На огородах на грядках растут овощи: картофель, огурцы, помидоры, редиска, свёкла, морковь, капуста, лук, чеснок, репа, редька. Много надо потрудиться, чтобы вырастить хороший урожай овощей: их поливают, когда нет дождя, удаляют сорную траву руками или тяпкой (пропалывают). Все овощи растут по-разному: помидоры — на кустиках, огурцы распускают по земле плети, на плетях растут и тыквы, и кабачки, и дыни; капуста — на одной ножке (кочерыжке). Есть овощи — корнеплоды: их корни-плоды находятся в земле, а сверху видна ботва — трава. Это картофель, редиска, свёкла, морковь, редька, репа. Когда у свёклы появляются молодые зелёные листья, их срывают и кладут в борщ, пекут с ними пироги. Лук и чеснок, петрушку и укроп используют в виде приправы к разным блюдам. Из овощей готовят салаты, супы, борщи; их солят на зиму в бочках, консервируют в банках, маринуют. Одни овощи едят сырыми: помидоры, огурцы; другие варят, жарят или пекут в духовке (печке): картофель, свёклу, баклажаны, перец. С картофеля и свёклы перед этим снимают кожуру, с лука — шелуху. В любом случае все овощи надо хорошо мыть и брать чистыми руками.
В овощах, фруктах и ягодах много разных витаминов и минералов, поэтому всем взрослым и детям надо больше их есть, чтобы быть сильными и здоровыми.
1. Игра «Назови ласково»
Огурец — огурчик — огурчики,
помидор — помидорчик — помидорчики,
картофель — картошечка — картошечки,
баклажан — баклажанчик — баклажанчики,
перец — перчик — перчики,
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,
редис — редисочка — редисочки,
морковь — морковка (морковочка) — морковки,
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,
репа — репка (репочка) — репки,
чеснок — чесночок — чесночки,
петрушка — петрушечка — петрушечки,
укроп — укропчик — укропчики,
капуста — капусточка — капусточки,
фасоль — фасолинка — фасолинки.
2. Игра «Один — много»
Помидор — помидоры — помидоров,
картофель — картофель — много картофеля (картошки),
баклажан — баклажаны — баклажанов,
перец — перцы — перцев,
кабачок — кабачки — кабачков,
тыква — тыквы — тыкв,
морковь — моркови — моркови,
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»),
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),
репа — репы — много реп,
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),
петрушка — петрушка — много петрушки.
3. Игра «Мы считаем»
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать-ка их сумей.
— Один огурец.
— Два огурца.
Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.
4. «Назови, какой, какая?» - образование относительных прилагательных
Сок из томатов — томатный, ...
Сок из огурцов — огуречный, ...
сок из моркови — морковный, ...
сок из капусты — капустный, ...
сок из свеклы — свекольный;
грядка с огурцами — огуречная, ...
котлета из моркови — морковная, ...
из тыквы — тыквенная.
Суп из овощей –
Икра из кабачков –
Суп из гороха –
Пюре из картофеля –
Икра из баклажанов –
5. «Скажи наоборот» - подбор антонимов
Кабачок большой, а огурец — маленький,
картофель крупный, а редис — ... (мелкий),
перец внутри пустой, а морковь — ... (полная),
помидор мягкий, а огурец — ... (твердый).
6. Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах» (развитие связной речи)
Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)
Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?
Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?
Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?
Что можно из него приготовить?
7. Поиск соответствующего глагола
«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
показать или назвать овощи и попросить детей ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают).
Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают).
Капусту — ... (срезают).
Картофель — ... (выкапывают).
8. Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»
Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, картофель);
ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
9. Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)
Назови блюда, которые можно приготовить из разных овощей.
Я положу в борщ — .... Я положу в щи — ... . Я положу в суп — ... .
10. Задание «Измени слова по образцу»:
Я копаю
Ты копаешь
Он копает
Мы копаем
Вы копаете
Они копают
Слова: поливать, сажать, собирать, снимать, нарезать.
11. Игра «Четвертый лишний». Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
· картофель, лук, чеснок, груша;
· яблоко, апельсин, горох, слива;
· рис, редис, перец, картофель;
· капуста, свекла, морковь, редис;
· укроп, петрушка, тыква, сельдерей;
· баклажан, редис, помидор, перец;
· репа, кабачок, огурец, тыква.
12. Сравните овощи (закрепление сравнительной степени прилагательных)
Свекла - сладкая, а морковь – слаще.
Редька - сочная, а помидор -
Дыня нежная, а арбуз -
Петрушка – мягкая, а салат -
Тыква – красивая, а редис -
Перец – яркий, а морковь -
Кабачок – плотный, а картофель -
Баклажан – твердый, а огурец -
Задания на развитие графомоторных навыков
(материалы необходимо скопировать,(по возможности) распечатать и предложить детям для выполнения). Если нет возможности распечатать материалы, можно предложить детям нарисовать, слепить или сделать аппликацию по данной теме. (выбрать что-то одно).
Работая с наложенными картинками, необходимо предложить детям сначала найти все овощи, изображенные на картинке, затем раскрасить 2-3 овоща или по выбору детей или по заданию "Раскрась перец и лук" или другие варианты набора овощей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – викторины «Урожай у нас хорош» по теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах»
Занятие было проведено в логопедической подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с требованиями ФГТ, а именно тематическим подходом, д...
Презентация "Машины, облегчающие труд людей в поле"
Данную презентацию можно использовать для беседы. Вопросы к беседе находятся в заметках к слайдам....
" Овощи. Труд людей на полях и огородах"
Домашнее задание по закреплению лксико- грамматических категорий....
Конспект занятия – викторины «Урожай у нас хорош» по теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах»
ООД для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром....
Лексическая тема "Овощи. Труд людей на полях и в огородах"
С 28 сентября по 2 октября изучали с детьми лексическую тему "Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах". Здесь родители могут найти рекомендации по закреплению дома с детьми знаний и умени...
Материал по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»
Материал по лексической теме: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»П/и, «Коллекционирование», «Опыты», Развлечение: «Виртуальное путешествие в деревню&ra...
Рекомендации для родителей: "Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах"
Родителям рекомендуется: побеседуйте с детьми об овощах (рассмотрите овощи на картинках или в натуральном виде) и о том, как их выращивают. Поиграйте в речевые игры, выбирая одну-две игры. В течение в...