"Совместная непроизвольная деятельность детей старшего дошкольного возраста при знакомстве со звуком [с] и буквой "с" ".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Подборка игр и заданий для совместной деятельности по формированию фонетически правильной речи с акцентом на звук [с] и букву "с". Рекомендовано к использованию в практике учителей-логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместная деятельность при знакомстве с буквой "с". | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка совместной деятельности учителя-логопеда с детьми по теме:
«Звук и буква С»
Тема: Звук и буква «С».
Задачи:
- Закрепить произношение звука [С] в словах и предложениях.
- Учить выделять звук [С] на фоне слова.
- Тренировать детей в фонематическом анализе и синтезе трех- и четырех звуковых слов.
- Познакомить детей с новыми лексическими понятиями по теме «Посуда».
- Закрепить употребление предлогов «в», «из».
- Тренировать в слоговом анализе двух- и трехсложных слов.
- Закрепить умение составлять схему предложения с предлогом.
- Закрепить зрительный образ буквы «С».
- Тренировать в чтении слов с пройденной буквой
- Развивать зрительное внимание детей.
Ход деятельности:
1.Оргмомент.
- Здравствуйте дети, сегодня у нас гости, поздоровайтесь пожалуйста.
- Здравствуйте.
2. Сообщение темы занятия.
- Отгадайте загадку: «С хозяином дружит,
Дом сторожит
Живет под крылечком
А хвостик колечком».
- Собака.
- Назовите первый звук в этом слове.
- [С].
- Сегодня тема нашего занятия «Звук и буква С»
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Скажите пожалуйста звук С гласный или согласный?
- Согласный.
- А почему вы так думаете?
- Потому что когда произносим, есть преграда. Зубки мешают. Язычок в них упирается. Животик напрягается.
- Какой этот звук: звонкий или глухой?
- Глухой.
- Почему?
- Потому что мы произносим его без голоса, шепотом.
- Давайте вспомним стихотворение про звук С.
-«Распластай язык пошире,
Кончик ─ к нижним зубкам ближе.
По середине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
С,с,с,с,с ─ произнеси!
Ссс!─ синичка просвистела.
Ссс!─ свирель в лесу запела.
Ссс!─ в кустах свист соловьиный.
Ссс!─ свисток сирены сильный.
4. Развитие фонематического слуха, определение наличия звука С в словах.
-Ребята, а вы знаете, что именно сегодня одна лесная птица празднует свой день рождения, и мы с вами сейчас отправимся на этот праздник. Но сначала мы должны отгадать загадку и узнать, как зовут эту птицу. «Днем спит, ночью летает – прохожих пугает».
-Сова.
( На ковролине стол за столом сидят: Сова, Лиса, Сом, Аист, Сорока, Собака, Слон, Волк, Медведь.)
-Ребята, посмотрите, кто здесь собрался за столом.(Дети проговаривают названия животных). А как вы думаете, кто пробрался на праздник без приглашения и хочет все испортить.
- Волк и Медведь, потому что в их названии нет звука [С]. Придется Волку и Медведю отправиться к себе домой.
(Волк и Медведь уходят).
5. Активизация словарного запаса детей, введение новых лексических понятий. Закрепление предлогов «на», «из».
-Посмотрите, что стоит на столе. (салатница, сахарница, сухарница, солонка, салфетница, масленка, супница).
-Сахарница.
-Верно. А вы знаете, почему называется «сахарница»?
-Потому, что в нее кладут сахар.
-Куда кладут сахар?
-В сахарницу.
-Откуда берут сахар?
-Из сахарницы.
-На столе еще стоит салатница. Почему она так называется?
-Потому что в нее кладут салат.
-Куда кладут салат?
-В салатницу.
-Откуда берут салат?
-Из салатницы.
(Тот же алгоритм: супница, салфетница, масленка, солонка, сухарница).
6. Определение места звука С в словах.
Гости пришли не с пустыми лапками, а с подарками-загадками.
Сова хоть и умная птица, но все равно всего не знает, и нам с вами придется помочь ей выполнить задания. Поможем?
-Да.
-Первой хочет подарить свой подарок Сорока. Вот конверт. (в конверте задание). Вот картинки, определите, где в словах спрятался звук С. Если в начале, то вы положите кружочек в первую клеточку, если в конце - в последнюю, если в середине – в среднюю.
(Слова: самовар, миска, поднос).
Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.
7. Пальчиковая гимнастика.
На стол мы поставим (крутят ладошкой по кулачку)
сухие продукты
Сухарики, сушки (загибают пальчики по одному, начиная с
и сухофрукты: большого).
Сухой абрикос и сушеная слива
В сухарнице выглядят (показывают сухарницу из ладоней).
очень красиво!
8. Фонематический синтез.
-Догадайтесь, кто следующим подарил свой подарок, я произнесу вам звуки, а вы составите из них слово. (С, Л,О,Н).
-Слон.
9. Слоговой анализ.
-Слон принес такое задание: «Знаешь ли ты сова, как нас правильно разместить ночевать у тебя, кому нужна комната с одним окном, кому с двумя, а кому – с тремя». (На ковролине макеты 3-ех комнат).
В комнату с одним окном поселите животных в названии которых один слог,
в комнату с двумя окнами животных в названии которых два слога, в комнату с тремя окнами животных, в названии которых три слога.
Сом, слон, аист, сова, лиса, собака, сорока. (Дети по очереди выходят к ковролину, расселяют животных).
10. Фонематический анализ.
- Угадайте, кто хочет подарить свой подарок следующим? Буквы перепутались, попробуйте из них составить имя гостя. (С, А, И, Т).
- Аист.
- Назовите гласные звуки, которые есть в моем имени АИСТ.
- А, И
- Назовите согласные звуки, которые есть в моем имени.
- С, Т.
11. Составление схемы слова.
- А теперь подарок вручает тот, тот кто в озере живет. (В конверте задание).
Составьте схему слова СТАКАН. ( Дети выкладывают на столе схемы из синих и красных кружков).
12. Физкультминутка.
Сова.
В лесу темно,
Все спят давно. (закрывают глаза ладошками)
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (машут руками, как крыльями)
Совушка-сова,
Большая голова, (делают руками круг)
На суку сидит,
Головой вертит, (поворачивают голову то влево, то вправо)
Во все стороны глядит.
13. Составление схемы предложения.
Тут раздается стук в дверь, приходит почтальон, приносит письмо. От кого же письмо. А оно от сестры Совы из соседнего леса. «Поздравляю, прилететь не смогла. Дарю свою фотографию, будь умницей, составь по ней предложение. (картинка вывешивается на ковролин).
- Давайте составим предложение по этой картинке.
- Сова сидит на суку.
- Теперь составим схему этого предложения.
(ребенок выкладывает схему на ковролине)
14. Знакомство с буквой «С». Выкладывание буквы С из веревочки.
-Теперь пришел черед Лисы вручить свой подарок. (в конверте буква «С», веревочка и записка: «Попробуй сделать такой рогалик сама»)
- Ребята, а это правда – рогалик?
-Нет, буква «С».
- А похожа буква «С» на рогалик?
- Да.
- А еще на что?
- На месяц.
- Давайте вспомним, как еще можно сделать букву «С»?
- Сушку справа откусили, букву «С» мы получили.
- Теперь давайте подумаем как нам справиться с заданием Лисы, как сделать букву «С». Зачем тут веревочка?
- Чтобы из нее сделать букву «С».
- Почему именно веревочка, а не палочки? Из палочек можно сделать букву «С».
- Нет.
- Почему?
- Потому что она кругленькая.
- Давайте попробуем сделать букву «С» из веревочки. (выполняют).
- А теперь давайте ее еще и нарисуем. (рисуют на манке).
16. Чтение. Составление слова из данных букв.
- Прочитайте, кто теперь вручает подарок. (дети читают слово из букв на ковролине СОБАКА, в конверте задание: «Составь мое имя»).
(имитация порыва ветра, буквы слова СОБАКА рассыпаются)
- Ой, мы кажется забыли закрыть дверь, все буквы рассыпались, давайте снова соберем слово СОБАКА.
(ребенок выходит к ковролину, собирает)
17. Нахождение лишнего символа.
- Посмотрите, тут в конверте еще один подарок от Собаки.(из конверта достаем задание).
- Обведи только правильные буквы «С».
(дети обводят)
- 18. Вписывание пропущенной буквы, чтение слов с пройденной буквой.
- Сове очень понравились подарки гостей и она попросила всех оставить свои автографы, записать имена на память. Но злая крыса откусила из слов букву «С». Вставьте в слова букву «С», прочитайте слова. (1-я карточка: СОМ, ЛИСА; 2-я карточка: СЛОН, СОБАКА: 3-я карточка: АИСТ, СОРОКА).
(Дети вставляют букву, читают).
19. Итог .
- Ребята, Сова благодарна вам, что вы помогли ей справиться со всеми заданиями, она хочет угостить и вас.(Детям раздаются призы-конфеты).
- Вы молодцы, старались и занимались сегодня на «отлично», теперь нам пора возвращаться из леса в наш детский сад, занятие закончено.
20. Придумывание слов со звуком [С].
(Логопед пытается открыть дверь из кабинета.)
- Ой! Похоже злая крыса заблокировала дверь. А тут записка: «Выйдет тот, кто вспомнит 3 слова со звуком [С]».
(Дети называют по 3 слова со звуком [С] и выходят за дверь по одному).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к совместной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по познавательно-речевому развитию. Тема: "Деревья".
В презентации показаны различные методы и приемы по ознакомлению детей с лексической темой "Деревья"....
Конспект совместной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста «Вместе играть веселее»
Организация совместной игровой деятельности детей старшей и подготовительной группы в играх с правилами...
Совместная художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста и воспитателей
Статья и презентация об организации совместной художественной деятельности детей и воспитателей...
Совместная художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста и воспитателей
Создание коллективной композиции «Деревня Пряниково»...
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Постановка звука «Р». Знакомство с Буквой «Р»
Материал для учителей-логопедов, родителей....
Методическая разработка на совместную образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в заколдованный лес"
Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием ИКТ«Путешествие в заколдованный лес»...
Методическая разработка на совместную образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну Числандия"
Методическая разработка (подготовительная группа)...