Городское методическое объединение "Логопед". Тема: Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у дошкольников.
презентация по коррекционной педагогике

Дети с речевыми нарушениями не любят заучивать стихи, пресказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Очень важноо пробудить у тетей с речевой патологией интерес к занятиям, увлечь их и превратить этот вид деятельности в игру.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГМО «Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у дошкольников» Учитель-логопед Гурова Ольга Владимировна

Слайд 2

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - ЯРКАЯ, НЕПОВТОРИМАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. Именно с этого возраста у человека сохраняются на всю жизнь самые первые, яркие , сильные впечатления и воспоминания.

Слайд 3

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя языка) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О.С.)

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети дошкольного возраста, а тем более имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Слайд 5

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В связи с этим современными дошкольными образовательными учреждениями предлагаются всевозможные вариативные, комплексные программы, авторские методики, удачные и не очень, цель которых – сделать этот период жизни ребенка как можно более насыщенным, ярким, познавательным. Поэтому сейчас является актуальной проблема разработки, апробации и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, чтобы избежать уже достаточно надоевшей и детям , и педагогам традиционной формы – занятия.

Слайд 6

Мнемотехника Книгоиздательство Сказки-шумелки Синквейн Нетрадиционные формы работы с детьми

Слайд 7

К.Д.Ушинский писал: «Учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , а затем и к мнемотаблицам . МНЕМОТЕХНИКА - ЭТО СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СТРУКТУРЫ РАССКАЗА, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И, КОНЕЧНО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Слайд 8

МНЕМОКВАДРАТЫ- ЭФФЕКТИВНО ИХ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ НЕБОЛЬШИХ И ДОСТУПНЫХ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВ, ТЕМ САМЫМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС И РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Слайд 9

МНЕМОДОРОЖКИ – ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СХЕМУ, НА КОТОРОЙ ГРАФИЧЕСКИ ИЗОБРАЖЕНЫ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ИГРАЮЩИЕ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ИЛИ ПРОЦЕССЕ.

Слайд 10

МНЕМОТАБЛИЦА – ТАБЛИЦА, В КОТОРУЮ ЗАЛОЖЕНА ИНФОРМАЦИЯ, ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ РАБОТЫ С КОТОРОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ЗАПОМИНАНИЯ МАТЕРИАЛА.

Слайд 11

Цель – посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности по книгоиздательству воспитателей и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников. Предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, а необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО – ДАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОД СОБОЙ ДВА СВЯЗАННЫХ НАПРАВЛЕНИЯ: КНИГОСОЧИНИТЕЛЬСТВО И КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО, Т.Е. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИГ.

Слайд 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КНИГ

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

Слайд 14

Ребенок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражания на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Сказки-шумелки – ВЕСЕЛЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, А ТАКЖЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ.

Слайд 15

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму. (Стучим пальчиками по барабану или коробке) И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. (Ударяем палочкой по металлофону или бокалам) Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (Ударяем по треугольнику или подвешенной ложке) Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды. Они грызли орешки. (Используем деревянные ложки) Грызли зернышки (Проводим палочкой по рубелю или деревянной расческе) И устраивали себе из соломы теплые гнездышки. «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ» (ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ)

Слайд 16

( Шуршим пакетом или бумагой) Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (Проводим палочкой по рубелю или гофрированному картону) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (Дуем в бутылку) Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках. (Ударяем палочкой по металлофону или бокалам) ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ

Слайд 17

ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательное, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. СИНКВЕЙН – С ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ПЕРЕВОДИТСЯ КАК «ПЯТЬ СТРОК», ПЯТИСТРОЧНАЯ СТРОФА СТИХОТВОРЕНИЯ.

Слайд 18

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА

Слайд 19

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА

Слайд 20

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА СЕМИНАР -------------- -------------- -------------- --------------

Слайд 21

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА

Слайд 22

Предложенные выше нетрадиционные методы и приемы коррекционной работы могут использоваться педагогами наряду с традиционными при обучении детей с речевой патологией; позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОНР. Данные формы работы позволяют решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы. Поиск вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания, указывает на перспективы совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей, имеющих различные речевые нарушения. ВЫВОД:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГМО «Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у дошкольников» Учитель-логопед Гурова Ольга Владимировна

Слайд 2

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - ЯРКАЯ, НЕПОВТОРИМАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. Именно с этого возраста у человека сохраняются на всю жизнь самые первые, яркие , сильные впечатления и воспоминания.

Слайд 3

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя языка) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О.С.)

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети дошкольного возраста, а тем более имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Слайд 5

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В связи с этим современными дошкольными образовательными учреждениями предлагаются всевозможные вариативные, комплексные программы, авторские методики, удачные и не очень, цель которых – сделать этот период жизни ребенка как можно более насыщенным, ярким, познавательным. Поэтому сейчас является актуальной проблема разработки, апробации и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, чтобы избежать уже достаточно надоевшей и детям , и педагогам традиционной формы – занятия.

Слайд 6

Мнемотехника Книгоиздательство Сказки-шумелки Синквейн Нетрадиционные формы работы с детьми

Слайд 7

К.Д.Ушинский писал: «Учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , а затем и к мнемотаблицам . МНЕМОТЕХНИКА - ЭТО СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СТРУКТУРЫ РАССКАЗА, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И, КОНЕЧНО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Слайд 8

МНЕМОКВАДРАТЫ- ЭФФЕКТИВНО ИХ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ НЕБОЛЬШИХ И ДОСТУПНЫХ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВ, ТЕМ САМЫМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС И РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Слайд 9

МНЕМОДОРОЖКИ – ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СХЕМУ, НА КОТОРОЙ ГРАФИЧЕСКИ ИЗОБРАЖЕНЫ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ИГРАЮЩИЕ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ИЛИ ПРОЦЕССЕ.

Слайд 10

МНЕМОТАБЛИЦА – ТАБЛИЦА, В КОТОРУЮ ЗАЛОЖЕНА ИНФОРМАЦИЯ, ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ РАБОТЫ С КОТОРОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ЗАПОМИНАНИЯ МАТЕРИАЛА.

Слайд 11

Цель – посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности по книгоиздательству воспитателей и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников. Предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, а необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО – ДАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОД СОБОЙ ДВА СВЯЗАННЫХ НАПРАВЛЕНИЯ: КНИГОСОЧИНИТЕЛЬСТВО И КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО, Т.Е. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИГ.

Слайд 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КНИГ

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

Слайд 14

Ребенок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражания на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Сказки-шумелки – ВЕСЕЛЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, А ТАКЖЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ.

Слайд 15

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму. (Стучим пальчиками по барабану или коробке) И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. (Ударяем палочкой по металлофону или бокалам) Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (Ударяем по треугольнику или подвешенной ложке) Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды. Они грызли орешки. (Используем деревянные ложки) Грызли зернышки (Проводим палочкой по рубелю или деревянной расческе) И устраивали себе из соломы теплые гнездышки. «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ» (ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ)

Слайд 16

( Шуршим пакетом или бумагой) Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (Проводим палочкой по рубелю или гофрированному картону) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (Дуем в бутылку) Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках. (Ударяем палочкой по металлофону или бокалам) ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ

Слайд 17

ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательное, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. СИНКВЕЙН – С ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ПЕРЕВОДИТСЯ КАК «ПЯТЬ СТРОК», ПЯТИСТРОЧНАЯ СТРОФА СТИХОТВОРЕНИЯ.

Слайд 18

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА

Слайд 19

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА

Слайд 20

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА СЕМИНАР -------------- -------------- -------------- --------------

Слайд 21

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА

Слайд 22

Предложенные выше нетрадиционные методы и приемы коррекционной работы могут использоваться педагогами наряду с традиционными при обучении детей с речевой патологией; позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОНР. Данные формы работы позволяют решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы. Поиск вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания, указывает на перспективы совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей, имеющих различные речевые нарушения. ВЫВОД:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяю...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте – формирование правильной устной речи детей на основе овладения литерату...

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Методическая разработка по самообразованию: Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент

Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент...

Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР

Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР...

Обобщение опыта работы по теме: «Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»

Целенаправленное обучение детей с ОНР пересказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Использование пересказа для...