Городское методическое объединение "Логопед". Тема: Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у дошкольников.
презентация по коррекционной педагогике
Дети с речевыми нарушениями не любят заучивать стихи, пресказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Очень важноо пробудить у тетей с речевой патологией интерес к занятиям, увлечь их и превратить этот вид деятельности в игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация ГМО "Логопед" | 2.33 МБ |
netraditsionnye_formy_po_formirovaniyu_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - ЯРКАЯ, НЕПОВТОРИМАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. Именно с этого возраста у человека сохраняются на всю жизнь самые первые, яркие , сильные впечатления и воспоминания.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя языка) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О.С.)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети дошкольного возраста, а тем более имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В связи с этим современными дошкольными образовательными учреждениями предлагаются всевозможные вариативные, комплексные программы, авторские методики, удачные и не очень, цель которых – сделать этот период жизни ребенка как можно более насыщенным, ярким, познавательным. Поэтому сейчас является актуальной проблема разработки, апробации и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, чтобы избежать уже достаточно надоевшей и детям , и педагогам традиционной формы – занятия.
Мнемотехника Книгоиздательство Сказки-шумелки Синквейн Нетрадиционные формы работы с детьми
К.Д.Ушинский писал: «Учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , а затем и к мнемотаблицам . МНЕМОТЕХНИКА - ЭТО СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СТРУКТУРЫ РАССКАЗА, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И, КОНЕЧНО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
МНЕМОКВАДРАТЫ- ЭФФЕКТИВНО ИХ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ НЕБОЛЬШИХ И ДОСТУПНЫХ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВ, ТЕМ САМЫМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС И РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ.
МНЕМОДОРОЖКИ – ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СХЕМУ, НА КОТОРОЙ ГРАФИЧЕСКИ ИЗОБРАЖЕНЫ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ИГРАЮЩИЕ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ИЛИ ПРОЦЕССЕ.
МНЕМОТАБЛИЦА – ТАБЛИЦА, В КОТОРУЮ ЗАЛОЖЕНА ИНФОРМАЦИЯ, ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ РАБОТЫ С КОТОРОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ЗАПОМИНАНИЯ МАТЕРИАЛА.
Цель – посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности по книгоиздательству воспитателей и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников. Предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, а необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО – ДАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОД СОБОЙ ДВА СВЯЗАННЫХ НАПРАВЛЕНИЯ: КНИГОСОЧИНИТЕЛЬСТВО И КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО, Т.Е. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИГ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КНИГ
РЕЗУЛЬТАТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Ребенок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражания на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Сказки-шумелки – ВЕСЕЛЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, А ТАКЖЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму. (Стучим пальчиками по барабану или коробке) И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. (Ударяем палочкой по металлофону или бокалам) Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (Ударяем по треугольнику или подвешенной ложке) Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды. Они грызли орешки. (Используем деревянные ложки) Грызли зернышки (Проводим палочкой по рубелю или деревянной расческе) И устраивали себе из соломы теплые гнездышки. «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ» (ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ)
( Шуршим пакетом или бумагой) Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (Проводим палочкой по рубелю или гофрированному картону) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (Дуем в бутылку) Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках. (Ударяем палочкой по металлофону или бокалам) ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательное, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. СИНКВЕЙН – С ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ПЕРЕВОДИТСЯ КАК «ПЯТЬ СТРОК», ПЯТИСТРОЧНАЯ СТРОФА СТИХОТВОРЕНИЯ.
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА СЕМИНАР -------------- -------------- -------------- --------------
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА
Предложенные выше нетрадиционные методы и приемы коррекционной работы могут использоваться педагогами наряду с традиционными при обучении детей с речевой патологией; позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОНР. Данные формы работы позволяют решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы. Поиск вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания, указывает на перспективы совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей, имеющих различные речевые нарушения. ВЫВОД:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - ЯРКАЯ, НЕПОВТОРИМАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. Именно с этого возраста у человека сохраняются на всю жизнь самые первые, яркие , сильные впечатления и воспоминания.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя языка) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О.С.)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети дошкольного возраста, а тем более имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В связи с этим современными дошкольными образовательными учреждениями предлагаются всевозможные вариативные, комплексные программы, авторские методики, удачные и не очень, цель которых – сделать этот период жизни ребенка как можно более насыщенным, ярким, познавательным. Поэтому сейчас является актуальной проблема разработки, апробации и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, чтобы избежать уже достаточно надоевшей и детям , и педагогам традиционной формы – занятия.
Мнемотехника Книгоиздательство Сказки-шумелки Синквейн Нетрадиционные формы работы с детьми
К.Д.Ушинский писал: «Учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , а затем и к мнемотаблицам . МНЕМОТЕХНИКА - ЭТО СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СТРУКТУРЫ РАССКАЗА, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И, КОНЕЧНО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
МНЕМОКВАДРАТЫ- ЭФФЕКТИВНО ИХ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ НЕБОЛЬШИХ И ДОСТУПНЫХ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВ, ТЕМ САМЫМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС И РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ.
МНЕМОДОРОЖКИ – ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СХЕМУ, НА КОТОРОЙ ГРАФИЧЕСКИ ИЗОБРАЖЕНЫ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ИГРАЮЩИЕ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ИЛИ ПРОЦЕССЕ.
МНЕМОТАБЛИЦА – ТАБЛИЦА, В КОТОРУЮ ЗАЛОЖЕНА ИНФОРМАЦИЯ, ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ РАБОТЫ С КОТОРОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ЗАПОМИНАНИЯ МАТЕРИАЛА.
Цель – посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности по книгоиздательству воспитателей и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников. Предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, а необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО – ДАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОД СОБОЙ ДВА СВЯЗАННЫХ НАПРАВЛЕНИЯ: КНИГОСОЧИНИТЕЛЬСТВО И КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО, Т.Е. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИГ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КНИГ
РЕЗУЛЬТАТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Ребенок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражания на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Сказки-шумелки – ВЕСЕЛЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, А ТАКЖЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму. (Стучим пальчиками по барабану или коробке) И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. (Ударяем палочкой по металлофону или бокалам) Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (Ударяем по треугольнику или подвешенной ложке) Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды. Они грызли орешки. (Используем деревянные ложки) Грызли зернышки (Проводим палочкой по рубелю или деревянной расческе) И устраивали себе из соломы теплые гнездышки. «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ» (ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ)
( Шуршим пакетом или бумагой) Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (Проводим палочкой по рубелю или гофрированному картону) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (Дуем в бутылку) Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках. (Ударяем палочкой по металлофону или бокалам) ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательное, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. СИНКВЕЙН – С ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ПЕРЕВОДИТСЯ КАК «ПЯТЬ СТРОК», ПЯТИСТРОЧНАЯ СТРОФА СТИХОТВОРЕНИЯ.
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА СЕМИНАР -------------- -------------- -------------- --------------
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА
Предложенные выше нетрадиционные методы и приемы коррекционной работы могут использоваться педагогами наряду с традиционными при обучении детей с речевой патологией; позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОНР. Данные формы работы позволяют решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы. Поиск вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания, указывает на перспективы совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей, имеющих различные речевые нарушения. ВЫВОД:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяю...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте – формирование правильной устной речи детей на основе овладения литерату...
Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...
Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу
В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....
Методическая разработка по самообразованию: Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент
Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент...
Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР
Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР...
Обобщение опыта работы по теме: «Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»
Целенаправленное обучение детей с ОНР пересказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Использование пересказа для...