ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья по логопедии по теме

Солдатова Юлия Эрнстовна

Эффективность оздоровительной работы с детьми имеющими речевые нарушения в детском саду во многом обусловлена комплексным подходом к данной проблеме, участием в ней всех сотрудников детского учреждения и их взаимодействием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya_ozdorovitelnoy_raboty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления оздоровительной работы

с детьми с нарушениями речи

в условиях ДОУ

Здоровье подрастающего поколения, по мнению доктора Базарного, категория педагогическая. Огромная роль в сохранении и преумножении этого бесценного дара природы принадлежит детским образовательным учреждениям в которых применяются современные здоровье сберегающие технологии.

Особое место в этой работе занимают дети логопаты в связи с тем, что они имеют, с одной стороны особенности в психомоторном развитии, а, с другой - нуждаются в особых подходах в воспитании и обучении с учётом этих особенностей. Дети логопаты требуют большого внимания, индивидуального подхода, общения. Для них необходима спокойная, доброжелательная обстановка в семье, в коллективе. Важно соблюдение режима. Как общего, так и речевого. Большое внимание должно уделяться здоровью, физическому и психическому развитию этих детей.

Практика показала, что наиболее эффективным является комплексный подход к оздоровлению детей с речевыми нарушениями, когда все службы детского сада, все специалисты концентрируют свою деятельность на развитии дошкольников с нарушениями речи и планируют свою работу, прежде всего обращая внимание на сохранение физического и психического здоровья, на гармоничное развитие ребёнка с речевыми нарушениями.

Прежде всего должно уделяться большое внимание организации двигательной активности детей с речевыми нарушениями. Существует теснейшая связь между двигательной активностью и умственным развитием. Если ребёнок недостаточно двигается, он отстаёт в общем развитии. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов. Поэтому движения используются на всех занятиях, всеми специалистами. Особенно важны в этом отношении, кроме физкультурных, музыкальные занятия и занятия изодеятельностью. В детском саду используются элементы логоритмики и фоноритмики.

Среди всех оздоровительных мероприятий особое значение в работе всех специалистов  должно  уделяться  дыхательной  гимнастике.  Её          элементы используются    на    всех    занятиях    с     детьми имеющими речевые нарушения.

Все специалисты и на всех занятиях должны уделять большое внимание развитию мелкой моторики, связь которой с развитием речевых функций хорошо изучена. Разработаны комплексы упражнений и игр для пальчиков и кистей рук.

На наш взгляд одним из наиболее важных направлений в оздоровительной работе с детьми логопатами являются медико-профилактические мероприятия, подразумевающие прежде всего строгий медико-педагогический контроль         за учебно-воспитательной  работой  и  качественная  диспансеризация  детей.  По мнению многих специалистов для укрепления здоровья детей необходимо использование закаливающих мероприятий. В детском саду можно использовать как традиционные (топтание по мокрой дорожке, босохождение, обширное умывание, ежедневные прогулки и т.д.), так и нетрадиционные методы закаливания (топтание по снегу, фитольдинки, полоскание рта холодными отварами трав).

В нашем детском саду в системе оздоровительных мероприятий кислородные коктейли, которые стимулируют обменные процессы, дыхание, иммунную систему.

Важным направлением лечебно-профилактической работы являются мероприятия по сезонной профилактике острых респираторных заболеваний и гриппа. Для этих целей могут использоваться средства, повышающие иммунные силы детского организма (например, дибазол), а также растительные адаптогены                 ( абисиб, элеутерококк, левзея, лимонник китайский и др.). Обязательны курсы профилактического приема витаминов и витаминизация пищи. В течение всей зимы и весны проводится чесночная и луковая профилактика.

Хорошим лечебно профилактическим действием обладают лечебный или оздоровительный массаж и лечебная физкультура по показаниям, т.к для нормализации двигательной и речевой сфер ребенка с нарушениями речи необходимы специфические воздействия на него, специально подобранные, продуманные упражнения. Массаж нормализует мышечный тонус и деятельность центральной нервной системы. Поэтому курсы массажа и ЛФК целесообразно назначать в начале коррекционно-логопедической работы и повторять их через 3-6 месяцев. Можно использовать и элементы самомассажа. Очень эффективным методом в работе логопеда является логопедический массаж. Я считаю, что логопеду важно владеть элементами самомассажа и логопедическим массажа, использование которых делает коррекционную работу намного эффективнее. Для нормализации функций ЦНС на логопедических и любых других занятиях с  успехом может быть использована и ароматотерапия с пихтовым маслом, маслами чайного дерева, эвкалипта, грейпфрута. Эти мероприятия не требуют больших материальных затрат и оборудования. Достаточно иметь ароматические масла и губку.

Учитывая, что большая доля ответственности за здоровье детей лежит на их родителях, необходимо пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей.

Особое внимание должно уделяться семьям тех детей, у которых есть проблемы с физическим развитием и здоровьем. В работе детского сада с семьей используются разнообразные формы. В группах через передвижную информацию постоянно освещаются вопросы валеологического воспитания детей. Так же можно использовать консультирование родителей по вопросам оздоровления детей.

В работе с родителями постоянно подчёркивается, что в повседневной жизни необходимо строго придерживаться правил здорового образа жизни, что способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребности здорового образа жизни.

Исходя из того, что основная коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями  проводится  учителями-логопедами,   в  их  повседневной  работе обязательно должно говориться о здоровом образе жизни. Например, отрабатывая словарь и работая над грамматическими категориями по теме «Фрукты и овощи». Логопеды обязательно обращают внимание на ту пользу, которую они принося: детскому организму.

На своих занятиях логопеды должны учитывать возрастные особенности дошкольников. На занятиях должен создаваться близкий детям микромир со знакомыми персонажами, к которым дети проявляют непосредственный интерес Это помогает через эмоциональное воздействие привить детям основные идеи сохранения здоровья: во-первых, что здоровье важно для человека; во-вторых. что дети могут и обязаны влиять на свое здоровье через свое положительное поведение. В следствие этого у детей постепенно формируется сознательное отношение к охране своего здоровья

Таким образом, эффективность оздоровительной работы с детьми имеющими речевые нарушения в детском саду во многом обусловлена комплексным подходом к данной проблеме, участием в ней всех сотрудников детского учреждения и их взаимодействием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...

Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.

Взаимосвязьучителя-логопеда  и  музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)

Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15  Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...