Карта обследования (ринолалия)
рабочая программа по логопедии по теме

Увина Мария Владимировна

 Речевая карта обследования речи у ребенка с ринолалией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_obsledovaniya_pri_rinolalii.docx111.26 КБ

Предварительный просмотр:

Карта обследования детей с ринолалией.

  1. Общие сведения

Ф.И.О:

Дата рождения:                                                    Возраст:

Из какого сада и когда прибыл:

Ф.И.О родителей:

Образование родителей:

Место работы:

С какого возраста начал систематические занятия у логопеда:

Сколько занимался(-ась):

Жалобы в настоящее время:

Отношение к дефекту ребенка:

  1. Анамнез

Общие сведения о семье:

(состав, не работали ли родители на вредных производствах, речь окружающих)

От какой беременности по счету родился ребенок:

Протекание беременности:  - имели ли место во время протекания беременности следующие отклонения: (токсикоз 1-2й половины беременности; падения; травмы; психозы;  хронические заболевания; инфекции; применение медикаментозных средств, среди которых были антибиотики, гормоны; наличие вредных веществ и радиации; употребление алкоголя, никотина, наркотиков)

Протекание родов:

· были ли роды досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные

 · имела ли место слабость родовой деятельности и применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение)

 · было ли у ребенка наличие асфиксии (синей, белой)

 · были ли травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма)

· вид вскармливания (грудное, искусственное)

 · как начал сосать (активно, не активно, поперхиваясь)

 · если вскармливание было грудное, до какого времени оно продолжалось

Баллы по шкале Апгар :

Фиксирование перенесенных заболеваний и время их перенесения в возрасте от 0 до 3 лет.

         · Наличие перенесенных тяжелых соматических заболеваний, инфекций, ушибов, травм, судорог, время перенесения.

Раннее психомоторное развитие:

1) когда стал держать голову                                ( 2-3 мес.)

2) когда стал самостоятельно сидеть                          ( 6 мес.)  

                                                         стоять                       (7-9мес.)                      

                                                         ходить                             (12-15 мес.)

3) когда появились зубы                               ( 6-8 мес.)

Психическое развитие 

  1. особенности характера

  1. умственное развитие
  2. реакция на дефект
  3. устойчивость внимания (психолог)
  4. работоспособность (психолог)

Речевой анамнез:

1) гуление (2-3мес.)

2) лепет (5-6 мес.)

3) «первые" слова(11-12 мес.)

4)«первые» фразы(1,5г.)

5) когда начал понимать обращенную речь (норма 10 мес.)

6) прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

7)Использование жестов

        Заключение невролога:

Заключение хирурга:

Заключение ЛОР врача:

Заключение ортодонта:

  1. Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность

Губы

  • Строение:  (норма, толстые, тонкие, рубцы)
  • расщелина:  (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)
  • подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений

 

Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)

Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:

Твердого нёба: 

  • строение: норма, высокое  узкое, широкое и плоское, пологое, крутое
  • расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие  свищей/рубцов)

Мягкое нёбо:  (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)

Подвижность:                                                                                                 Парез / паралич:

Увуля: (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)

Небно-глоточное смыкание:

  • Активное (произнести «а»)
  • Пассивное (покашлять)
  • функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)

               Особенности глоточного рефлекса: (сохранный, повышенный, сниженный)

              Нёбные дужки: (деформация, активность работы нижней челюсти)

                      Язык: 

  • строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»
  • подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)
  • наличие / отсутствие пареза /паралича

                     Подъязычная уздечка:  (норма, короткая, натянутая, приращенная)

        Мимика: (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)

Тонус: (сохранен, нарушен)

  • нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.

  1. Состояние дыхательной функции

Тип физиологического дыхания: (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)

Тип речевого дыхания: (учащенное, носовое, ротовое)                    

 глубина вдоха:                        длительность выдоха: =      словам

Утечка воздуха через нос во время речи: (имеется, отсутствует)

Возможность направленной воздушной струи: (имеется, отсутствует)

  1. Состояние голосовой функции

Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)

Тембр:   огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)

  охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)

  напряженность

  глухость

        Высота: (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)

        Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)

  1. Характер спонтанной речи

Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)

Степень назализации: (умеренная, слабая, сильная)

Темп речи: (нормальный, замедленный, ускоренный)

Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)

Выразительность: (выразительна, не выразительна)

  1. Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)
  • Отсутствие звуков:
  • Замены звуков:
  • Искажения звуков:

[а] астра, игла, сало                        Аня купила арбуз и апельсина

[ э] эхо, каратэ, поэт        Эля услышала эхо

[ о] облако, молоко, море        Над морем пролетают облака

[ ы] часы, рыба                                 У девочки ноты, она одета в боты.

[ у] ухо, какаду, шуба                       Ульяна купила какаду

[ и] игры, угли, липа                       У Миши инструменты

[ я] яблоко, земля         Яблоко упало на землю

[е] ель, море, орех                          Емеля искупался в море

[ё] ёлка,  остриё, берёза                    На опушке растут ёлки и берёзы

[ю] Юля, играю, ключи                         Юля потеряла ключи

[р]  рыба, комар, пирог, краб                          У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка           В рюкзаке у Риты лежит варенье

[л] ласточка, стол ,  мыло , слон                      Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

[л'] люк, июль, Аленка, слеза                            В июле Аленка купалась в реке

[ч] часы, врач, печень, счёт                               Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.

[щ] щука, хвощ, пещера, морщины               Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.

[ж] журавль, морж, кожа, обжора                  Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.

[ш] шапка, малыш, крыша, чашка                   Смешные шутки у Саши и Мишутки.

[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена                  Цыпленок и курица пьют водицу на улице

[з] заяц, мороз, узор, праздник                        У Зои заболели зубы.            

[3'] зебра,  мазь, узелок, корзина                   Зебра из узелков сплела корзину

[с] сушка, матрас, коса, маска                           Саше дали кашу,  А Клаше - простоквашу.

[с']  сети, гусь, письмо                                         Сёма купил гуся

[г] голубь, сапог, огонь, гнездо                          Галка села на забор Грач завел с ней разговор

[к] комар, цветок, море, окно                            Коля катается на коньках.

[х]    хомяк,  мех, муха, хлеб                                Мухи сели на хлеб.

[б]   булка,  лоб,  обед , обруч                             Бабушка была больна

[п] пингвин, клоп, топор, штопор                      Петя пилил пилой пень.

[д]  дерево, обед, удав, дворец                         Тетя Дина сидит на диване

[т] телевизор, крот, уточка, утро                        Вырастил Толя тополь за полем.  

[в] волк, остров, кровать, вторник                    Валя промочила валенки.

[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли              Филипп сказал фразу.

[м] масло, сом, комар, космос                           Не жалела мама мыла.

[н] носок, телефон, граната, ножницы              Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный                         дымоход.

В слове

Во фразе

Изолированно

  1. Лексико-грамматический строй речи

Запас слов:

(активный, пассивный словарь)

умение определять род существительных и местоимений

умение изменять существительные во множественном числе

умение согласовывать числительные с существительными

умение склонять существительные и прилагательные

умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе

умение склонять глаголы в лицах и числах

умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и префиксов.

употребление и понимание предлогов

понимание предложений путем выполнения различных просьб

удается ли ребенку описать содержание сюжетных рисунков

Письмо:

Чтение: (побуквенное, слоговое, целыми словами)

IX. Обследование слоговой структуры

Больше 3х слогов со стечением

•        Сковорода                                                        

•        Велосипед

•        Пуговица  

Длинные без стечения

•        Молокозавод

•        Пирамида  

•        Лопата

Короткие со  стечением

•        Ствол  

•        Хвост  

•        Кошка  

На плите стоит сковорода

У меня есть велосипед

На мамином платье оторвалась пуговица

Моя мама работает на молокозаводе

У меня есть пирамида

Я люблю копать лопатой

У березы тонкий ствол

У моей собаки пушистый хвост

Кошка любит молоко

  1. Состояние фонематических процессов

Фонематическое восприятие

Ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за

Па –ба, ба –на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма,

Фонематический анализ

1.        Выдели первый гласный звук

•        Азбука

•        Утка

2.        Выдели первый согласный звук

•        Пух

•        Мука

3.        Выдели последний гласный звук

•        Окно

•        Луна

4.        Выдели последний согласный звук

•        Кот

•        Сон

5.        Выдели гласный звук в слове

•        Суп

•        Дом

  Фонематический синтез

«д» «о» «м»

«м» «а» «к»

Фонематические дифференцировки

стол — стул,

косы — козы,

папа — баба,

горка — корка,

точка — дочка,

миска — мишка,

крыса — крыша,

речка — редька,

челка — щелка,

цветик-Светик,

ветер-вечер,

рак-лак.

  Фонематические представления

Выбрать картинки в которых есть звук (например)

Д (дом, девочка…)

Т ( топор, тапки…)

Логопедическое заключение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...

Индивидуальная карта обследования речи и интеллекта для детей 5-7 лет с ЗПР

В данной карте можно четко проследить зону актуального развития ребенка с ЗПР 5-7 лет. Также фиксировать информацию два года обучения ребенка, задания подобраны согласно возрастных изменений. ...

Методическая разработка «Карта обследования ребёнка»

Данный документ объединяет выписки специалистов из медицинской карты ребёнка, включить в себя все необходимые данные для диагностики речевого дефекта. Данные «Карты обследования ребёнка» могут бы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...