Карта обследования (ринолалия)
рабочая программа по логопедии по теме
Речевая карта обследования речи у ребенка с ринолалией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_obsledovaniya_pri_rinolalii.docx | 111.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта обследования детей с ринолалией.
- Общие сведения
Ф.И.О:
Дата рождения: Возраст:
Из какого сада и когда прибыл:
Ф.И.О родителей:
Образование родителей:
Место работы:
С какого возраста начал систематические занятия у логопеда:
Сколько занимался(-ась):
Жалобы в настоящее время:
Отношение к дефекту ребенка:
- Анамнез
Общие сведения о семье:
(состав, не работали ли родители на вредных производствах, речь окружающих)
От какой беременности по счету родился ребенок:
Протекание беременности: - имели ли место во время протекания беременности следующие отклонения: (токсикоз 1-2й половины беременности; падения; травмы; психозы; хронические заболевания; инфекции; применение медикаментозных средств, среди которых были антибиотики, гормоны; наличие вредных веществ и радиации; употребление алкоголя, никотина, наркотиков)
Протекание родов:
· были ли роды досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные
· имела ли место слабость родовой деятельности и применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение)
· было ли у ребенка наличие асфиксии (синей, белой)
· были ли травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма)
· вид вскармливания (грудное, искусственное)
· как начал сосать (активно, не активно, поперхиваясь)
· если вскармливание было грудное, до какого времени оно продолжалось
Баллы по шкале Апгар :
Фиксирование перенесенных заболеваний и время их перенесения в возрасте от 0 до 3 лет.
· Наличие перенесенных тяжелых соматических заболеваний, инфекций, ушибов, травм, судорог, время перенесения.
Раннее психомоторное развитие:
1) когда стал держать голову ( 2-3 мес.)
2) когда стал самостоятельно сидеть ( 6 мес.)
стоять (7-9мес.)
ходить (12-15 мес.)
3) когда появились зубы ( 6-8 мес.)
Психическое развитие
- особенности характера
- умственное развитие
- реакция на дефект
- устойчивость внимания (психолог)
- работоспособность (психолог)
Речевой анамнез:
1) гуление (2-3мес.)
2) лепет (5-6 мес.)
3) «первые" слова(11-12 мес.)
4)«первые» фразы(1,5г.)
5) когда начал понимать обращенную речь (норма 10 мес.)
6) прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)
7)Использование жестов
Заключение невролога:
Заключение хирурга:
Заключение ЛОР врача:
Заключение ортодонта:
- Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность
Губы
- Строение: (норма, толстые, тонкие, рубцы)
- расщелина: (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)
- подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений
Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)
Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:
Твердого нёба:
- строение: норма, высокое узкое, широкое и плоское, пологое, крутое
- расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие свищей/рубцов)
Мягкое нёбо: (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)
Подвижность: Парез / паралич:
Увуля: (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)
Небно-глоточное смыкание:
- Активное (произнести «а»)
- Пассивное (покашлять)
- функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)
Особенности глоточного рефлекса: (сохранный, повышенный, сниженный)
Нёбные дужки: (деформация, активность работы нижней челюсти)
Язык:
- строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»
- подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)
- наличие / отсутствие пареза /паралича
Подъязычная уздечка: (норма, короткая, натянутая, приращенная)
Мимика: (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)
Тонус: (сохранен, нарушен)
- нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.
- Состояние дыхательной функции
Тип физиологического дыхания: (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)
Тип речевого дыхания: (учащенное, носовое, ротовое)
глубина вдоха: длительность выдоха: = словам
Утечка воздуха через нос во время речи: (имеется, отсутствует)
Возможность направленной воздушной струи: (имеется, отсутствует)
- Состояние голосовой функции
Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)
Тембр: огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)
охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)
напряженность
глухость
Высота: (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)
Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)
- Характер спонтанной речи
Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)
Степень назализации: (умеренная, слабая, сильная)
Темп речи: (нормальный, замедленный, ускоренный)
Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)
Выразительность: (выразительна, не выразительна)
- Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)
- Отсутствие звуков:
- Замены звуков:
- Искажения звуков:
[а] астра, игла, сало Аня купила арбуз и апельсина
[ э] эхо, каратэ, поэт Эля услышала эхо
[ о] облако, молоко, море Над морем пролетают облака
[ ы] часы, рыба У девочки ноты, она одета в боты.
[ у] ухо, какаду, шуба Ульяна купила какаду
[ и] игры, угли, липа У Миши инструменты
[ я] яблоко, земля Яблоко упало на землю
[е] ель, море, орех Емеля искупался в море
[ё] ёлка, остриё, берёза На опушке растут ёлки и берёзы
[ю] Юля, играю, ключи Юля потеряла ключи
[р] рыба, комар, пирог, краб У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.
[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка В рюкзаке у Риты лежит варенье
[л] ласточка, стол , мыло , слон Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.
[л'] люк, июль, Аленка, слеза В июле Аленка купалась в реке
[ч] часы, врач, печень, счёт Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.
[щ] щука, хвощ, пещера, морщины Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.
[ж] журавль, морж, кожа, обжора Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
[ш] шапка, малыш, крыша, чашка Смешные шутки у Саши и Мишутки.
[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена Цыпленок и курица пьют водицу на улице
[з] заяц, мороз, узор, праздник У Зои заболели зубы.
[3'] зебра, мазь, узелок, корзина Зебра из узелков сплела корзину
[с] сушка, матрас, коса, маска Саше дали кашу, А Клаше - простоквашу.
[с'] сети, гусь, письмо Сёма купил гуся
[г] голубь, сапог, огонь, гнездо Галка села на забор Грач завел с ней разговор
[к] комар, цветок, море, окно Коля катается на коньках.
[х] хомяк, мех, муха, хлеб Мухи сели на хлеб.
[б] булка, лоб, обед , обруч Бабушка была больна
[п] пингвин, клоп, топор, штопор Петя пилил пилой пень.
[д] дерево, обед, удав, дворец Тетя Дина сидит на диване
[т] телевизор, крот, уточка, утро Вырастил Толя тополь за полем.
[в] волк, остров, кровать, вторник Валя промочила валенки.
[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли Филипп сказал фразу.
[м] масло, сом, комар, космос Не жалела мама мыла.
[н] носок, телефон, граната, ножницы Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
В слове | Во фразе | Изолированно | |
- Лексико-грамматический строй речи
Запас слов:
(активный, пассивный словарь)
умение определять род существительных и местоимений
умение изменять существительные во множественном числе
умение согласовывать числительные с существительными
умение склонять существительные и прилагательные
умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе
умение склонять глаголы в лицах и числах
умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и префиксов.
употребление и понимание предлогов
понимание предложений путем выполнения различных просьб
удается ли ребенку описать содержание сюжетных рисунков
Письмо:
Чтение: (побуквенное, слоговое, целыми словами)
IX. Обследование слоговой структуры
Больше 3х слогов со стечением
• Сковорода
• Велосипед
• Пуговица
Длинные без стечения
• Молокозавод
• Пирамида
• Лопата
Короткие со стечением
• Ствол
• Хвост
• Кошка
На плите стоит сковорода
У меня есть велосипед
На мамином платье оторвалась пуговица
Моя мама работает на молокозаводе
У меня есть пирамида
Я люблю копать лопатой
У березы тонкий ствол
У моей собаки пушистый хвост
Кошка любит молоко
- Состояние фонематических процессов
Фонематическое восприятие
Ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за
Па –ба, ба –на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма,
Фонематический анализ
1. Выдели первый гласный звук
• Азбука
• Утка
2. Выдели первый согласный звук
• Пух
• Мука
3. Выдели последний гласный звук
• Окно
• Луна
4. Выдели последний согласный звук
• Кот
• Сон
5. Выдели гласный звук в слове
• Суп
• Дом
Фонематический синтез
«д» «о» «м»
«м» «а» «к»
Фонематические дифференцировки
стол — стул,
косы — козы,
папа — баба,
горка — корка,
точка — дочка,
миска — мишка,
крыса — крыша,
речка — редька,
челка — щелка,
цветик-Светик,
ветер-вечер,
рак-лак.
Фонематические представления
Выбрать картинки в которых есть звук (например)
Д (дом, девочка…)
Т ( топор, тапки…)
Логопедическое заключение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом
Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...
Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом
Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...
Индивидуальная карта обследования речи и интеллекта для детей 5-7 лет с ЗПР
В данной карте можно четко проследить зону актуального развития ребенка с ЗПР 5-7 лет. Также фиксировать информацию два года обучения ребенка, задания подобраны согласно возрастных изменений. ...
Методическая разработка «Карта обследования ребёнка»
Данный документ объединяет выписки специалистов из медицинской карты ребёнка, включить в себя все необходимые данные для диагностики речевого дефекта. Данные «Карты обследования ребёнка» могут бы...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)
Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...