Конспект логопедического занятия в старшей группе. Гласные звуки и буквы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Подкорытова Юлия Александровна

Тема. Гласные звуки.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференцировать гласные звуки.
  • Соотносить звук с буквой.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать фразовую речь.
  • Развивать психические процессы.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Мультимедийная презентация; карточки с недописанными буквами, карандаши, буквы; символы звуков, картинки с гласными звуками в начале и конце слов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Гласные звуки.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференцировать гласные звуки.
  • Соотносить звук с буквой.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать фразовую речь.
  • Развивать психические процессы.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Мультимедийная презентация; карточки с недописанными буквами, карандаши, буквы; символы звуков, картинки с гласными звуками в начале и конце слов.

План занятия.

I   Организационный момент.

II   Основная часть.

  1.  Артикуляционная гимнастика.
  2. Повторение. Понятие «гласные звуки».
  3. Сообщение темы занятия.
  4. Упражнение на дыхание «Эхо».
  5. Определение первого гласного звука в словах. Позиция звуков в словах.
  6. Соотнесение звука с буквой. Стихотворения о буквах.
  7. Игра «Почини букву».
  8. Упражнение на координацию речи с движением «Однажды в лес пошли гулять».
  9. Анализ рядов: аэы.

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

Ребята я сегодня не нашла своих феечек-звуковичков. Они куда-то пропали. А нашла только эту картинку. А тут есть загадка.

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живет старушка.

Метлой она не пол метет,

Метла - старушкин самолет…( Баба Яга)

Так вот кто похитил моих звуковичков! Баба Яга. Ну что спасем их?

Отгадывают загадку.

III

  1. Артикуляционная гимнастика.

А баба Яга время зря не теряла и заколдовала наши язычки. Расколдуем их? Выполним упражнения. «Окошко закрывается и открывается». «Улыбка» - «Хоботок». «Блинчик». «Накажем непослушный язычок». «Мостик». «Часики».

  1. Повторение. Понятие «гласные звуки».

Ребята, а давайте вспомним какие звуки, каких феечек-звуковичков мы ищем? Какие мы знаем звуки? А как называются эти звуки? А почему они так называются?

  1. Сообщение темы занятия.

А где мы с вами оказались? Лес очень густой. Отправимся искать звуковичков

  1. Упражнение на дыхание «Эхо».

Может они где-то в лесу? Если что-то громко крикнешь в лесу, то оно отзовется? Что это? Давайте звать наших звуковичков, может быть, они нас услышат? Глубокий вдох и на выдохе позовем наши звуки.

  1. Определение наличия гласного звука в словах. Позиция звуков в словах.

Ребята, а вот первые подсказки для вас. Посмотрите, звуковички разбросали по лесу разные картинки. Давайте попробуем найти слова, в которых слышатся гласные звуки. На карточке нарисован символ звука, который нам нужно найти в словах.

  1. Соотнесение звука с буквой. Стихотворения о буквах.

Ребята, а вот и избушка Бабы Яги. А вокруг ее домика разбросаны разные буквы. Давайте их соберем. Вспомним стихотворения про буквы, а вы их будете находить в кассе букв.

Буква У напоминает ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи.

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква А.

Буква О – луна и солнце,

В доме круглое оконце.

И часы, и колесо,

И это, кажется, не всё!

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула,

К правой ножке пристегнула.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать её должны!

Буква  Э с открытым ртом

И большущим языком.

Э тянула язычок,

Порвала себе бочок.

  1.  Игра «Почини букву».

Баба Яга сломала домики звуков. Давайте их починим.

  1. Упражнение на координацию речи с движением и на развитие мелкой моторики пальцев рук «Однажды в лес пошли гулять».

А теперь давайте тихонько подойдем к домику бабы Яги.

Однажды в лес пошли гулять У, А, О, И, Э.

Ты можешь их пересчитать: 1,2,3,4,5.

Вдруг вышел из лесу медведь.

И начал громко так реветь: «Ы-Ы-Ы!»

И разбежались кто куда У, А, О, И, Э.

И мы зовем их всех сюда: «У, А, О, И, Э!».

Шагаем.

Считаем на пальчиках.

Шагаем как мишки.

Бежим на месте.

Зовем – движения руками.

  1. Анализ ряда: аыэ.

Ребята, Баба Яга закрыла феечек в сундуке. Она нам отдаст наших звуковичков, только если мы сможем правильно подобрать код. Готовы слушать?  УАИ сколько звуков я произнесла? Какой первый? Какой второй? Какой третий? Выкладываем схему самостоятельно.

На самом деле баба Яга забыла, как правильно произносятся и пишутся гласные звуки. Но мы с вами ей помогли, и она больше не будет их похищать. Вот и наши девочки-звуковички.

Выполняют упражнения.

[У][А][О]

[И][Э][Ы]. Гласные. Рассказывают характеристику.

Логопед произносит звуки громко, а дети тихо.

Определяют есть ли в слове звук. Определяют позицию звука.

Рассказывают стихотворения про буквы.

Дорисовывают элементы букв.

Выполняют упражнения.

Выкладывают звуковой ряд.

Вот мы с вами и познакомились со всеми гласными звуками. Сколько их всего?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

А О У И Э ы

Слайд 5

А Ы Э


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Конспект 2 занятия в старшей группе Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звук [У]. Буква У.

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Автоматизировать звук [У].Познакомить детей с буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Развивать общую и мел...