КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
статья по логопедии по теме
В материале дается описание и этапы коррекционной работы по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы и описание коррекционной работы по формированию фонематического слуха | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, состоит из двух этапов:
1) развитие слухового внимания;
2) формирование фонематического слуха.
1. Развитие слухового внимания при помощи неречевых звуков на подготовительном этапе.
Различение неречевых звуков: громко – тихо, долгий – короткий, высокий – низкий, приятный (добрый, ласковый)– неприятный (злой, грубый).
Упражнения и игры помогающие развить слухового внимания:
- “Какие звуки нарушают тишину?”,
- “Кто услышит больше звуков?”,
- “Назови звуки комнаты”,
- “Назови звуки улицы”,
- “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
- “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
- “Жмурки с колокольчиком”,
- “Ладушки”,
- “Морзянка”,
- “Чей голос?”,
- “Солнце или дождик”,
- “Угадай по звуку, что делать?”,
- Звучание музыкальных инструментов.
- Песенки насекомых.
- Голоса животных, птиц.
- Звуки транспорта.
- Звуки рабочих инструментов.
2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.
Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:
- сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
- научить произносить слова различной слоговой сложности;
- научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).
Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).
В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.
С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.
Оригинальна игра “Как их зовут?”, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.
Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в д/и “Два домика”.
По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”.
Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” (двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).
Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.
Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”, “Телеграф”.
“Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “Р” – “Да. Кушай, Рома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).
На всех этапах коррекционной работы (от постановки изолированного звука – до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда является подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях:
насос – [с]
комар – [ з ]
синица – [ц]
гусь – [ ш ]
жук – [ж]
кузнечик – [ч]
змея – [щ]
самолет – [л]
катерок – [р]
Логопедическое лото “Подбери и назови” способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове. Картинный материал для исправления дефектов произношения “Дифференциация” помогает детям различать смешиваемые звуки: С–Ш, З–Ж, Л–Р и т.д.
Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску:
Мой
друг
Петя
поймал
на
озере
большого
карася.
В этом предложении восемь слов.
Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):
- отхлопывание ладошками,
- контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
- шагослогометрия.
Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:
[о] – гласный звук,
[з'] – согласный звук, мягкий, звонкий,
[э] – гласный звук,
[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,
[о] – гласный звук.
В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.
В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:
комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].
В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:
– слон, собака, свинья и др.
– змея, коза, обезьяна и др.
– цыпленок, курица, овца и др.
– шишка, мишка, мышка и др.
– жук, жираф, ёжик и др.
– черепаха, Чипполино, бабочка, кузнечик и др.
– щенок, щётка, трещотка и др.
– лошадка, лиса, самолет и др.
– рыба, корова, катерок, Буратино и др.
Автоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога – до самостоятельной речи) сопровождается речевыми упражнениями с игрушечным телефоном и игрушкой-диктофоном (один из самых оптимальных способов контроля ребенка за собственной речью).
На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...
Поэтапное планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа.
Планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и ...
Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения
Перспективный план и конспекты занятий...
Опыт работы по формированию фонематического слуха у дошкольников на методическом объединении учителей-логопедов
Работа по формированию фонетических представлений и развитию фонематического слуха у дошкольников - одно из основных направлений в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Без ...
"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...
Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей"
Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей"...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей» - проект
Внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми по формированию фонематического слуха....