«Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей» - проект
проект

Бабурова Виктория Викторовна

Внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми по формированию фонематического слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Верхне-Моховичская ОШ Демидовского района Смоленской области

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей»

Воспитатель Бабурова Виктория Викторовна

Проблема проекта: не в полной мере используются здоровьесберегающие технологии в работе по формированию фонематического слуха у детей 

Проект -длительный ( в течении года) ,интегрированный.

Вид проекта: физкультурно - оздоровительный, познавательно - речевой.

Актуальность проблемы:

               Язык является средством общения людей. Формирование               речи тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением                системы речи. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процессе развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения.  Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучению               чтению и письму. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение              анализировать звуковой состав слова, является важнейшей           предпосылкой для подготовке к грамоте. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает условие формирования фонематического восприятия и развитие анализа.

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся             начальной школы являются нарушения устной и письменной речи.           Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужном          объёме словарным запасом и грамматических сторон, тормозит            развитие.

 Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха            важнейшая при подготовке детей к освоению грамоты.

Цель:    Внедрение  здоровьесберегающие технологии на занятиях с                                

              детьми по формированию фонематического слуха.

Задачи:  1. Воспитывать устойчивый интерес к изучению букв,        

                учить слышать звуки, которые слышит наше ухо в природе.

                2. Формировать фонематическое восприятие, речевое внимание.

                3. Продолжать развивать фонематический слух.

                4. Обучать детей правильному дыханию на занятиях и в  

                 индивидуальной работе по формированию фонематического слуха  

                 и восприятия с использованием дыхательной гимнастики,  

                пальчиковой гимнастики, точечного массажа и гимнастики для глаз.

                5. Повышать жизненный тонус и сопротивляемость, устойчивость

                организма к заболеваниям, закалённость.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение утомляемости и заболеваемости детей.
  • Использование здоровьесберегающих технологий в продуктивной деятельности,

развивать моторику рук.

  • Увеличение словарного запаса.
  • Ознакомление детей с алфавитом (буквами).
  • Развитие фонематического слуха, речевого слуха.

Перспективный план

работы по развитию фонематического слуха

с использованием здоровьесберегающих

технологий.

Месяц

Тема

Задачи

Здоровьесберегающие

технологии

Сентябрь

Продолжать знакомить детей с «Аквариумом» (Шулешко)

«Сказка про язычок»

Какие звуки он может произнести.

Знакомство с гласными буквами

Воспитывать устойчивый интерес к изучению букв.

Учить произносить звуки, которые слышит наше ухо в природе.

Учить находить и называть гласные буквы.

Гимнастика глаз.

Гимнастика рук.

Пальчиковая гимнастика.

Октябрь

Игра «Докажи словечко»

(Новотворцева, 64)

Упражнение на речевое внимание «Какие слова похожи»

Повторение гласных букв.

Формировать фонетическое восприятие.

Воспитывать речевое внимание.

Развитие фонематического слуха.

Дыхательная гимнастика

Ноябрь

Игра «Назови слова, которые начинаются на букву «А», «М», «К», «И»

Воспитывать речевое внимание, учить называть слова с заданным звуком.

Пальчиковая гимнастика

декабрь

Учить гласные буквы.

Познакомить с буквами «Недружилками».

Пришел в гости домовенок «Кузя»

(Радуга,55)

Игра «Хлопки в ладоши, если узнал знакомый звук»

Познакомить с термином «СЛОВО».

Закрепить произношение звуков, развивать фонематический слух.

Закрепить произношение трудных звуков «Л», «Р», «М», «Н»

Учить находить данный звук не только в начале слова, но и в середине.

Учить называть и отличать звуки и слова.

Дать понятие, что слова имеют значение, а звуки нет.

Массаж кистей рук.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика общеукрепляющая.

Гимнастика для рук.

Январь

Игра «Мы знаем буквы»

Игра «Назови слова»

Поощрять стремление детей узнавать и называть буквы.

Пальчиковая гимнастика.

Февраль

Знакомство со звуком.

Знакомство с «Шипящими буквами»

Игра «Скажи ласково»

Формировать фонематический слух.

Продолжать знакомить с буквами, проявлять интерес к знаниям.

Учить образовывать новые существительные, используя суффикс «ИК»

Дыхательная гимнастика.

Общеукрепляющая гимнастика.

 

Дыхательная гимнастика.

март

Закрепить «Шипящие буквы»

Вечер развлечений

Продолжать учить находить и правильно называть шипящие буквы.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика

апрель

Игра «Доскажи словечко»

(Радуга,58)

Игра «Потерялась буква»

(Радуга,58)

Повторить знакомые буквы.

Трафареты

Развивать фонематический слух.

Учить находить и называть знакомые буквы в газете, журнале, книге.

Закреплять знания детей о буквах.

Учить писать печатные буквы с помощью трафарета.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика для мышц лица.

Дыхательная гимнастика.

Май

Игра «У мамы есть ребенок, у слонихи- слоненок…»

Игра «Он- она»

(животные, птицы, насекомые)

Закрепление обобщающих понятий.

Активное расширение словаря.

Учить формировать и совершенствовать навыки словообразования.

Общеукрепляющая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Профилактические упражнения для верхних

 дыхательных путей

Цель:

 Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закалённость, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо- и кровообращение в лёгких.

Основные правила.

  • Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  • Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  • Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  • Дышать носом.

Упражнения.

  • Погладить крылья носа от кончика к переносице –вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).
  • Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
  • «Трактор». Воспроизведение звучания мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
  • «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у»(выдох удлинен).
  • «Плакса». Один ребёнок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы», другой обращается к нему со словами:

Что ты плачешь- «ы» да «ы»?

Слёзы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

После этого плакса перестаёт плакать, и дети пляшут(звук «ы» снимает усталость головного мозга)

  • «Аист». И.П. – основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, горделиво вынести вперёд, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося: «Ш-ш-ш» (6-7 раз).
  • «Погреемся». И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны. Быстро скрестить руки перед грудью, произнося: «У-х-х! У-х-х!» вернуться в исходное положение. (8-10 раз)
  • «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что пчёлка села на нос, руку, ногу(звук и взгляд направить на пчелку).

Консультация для родителей

Пальчиковая гимнастика

  • Массаж пальцев. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течение 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.

  •  Упражнение «Приветствие футболистов». Дотронуться до каждого пальца-футболиста и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Повторить 5 раз.

  • Упражнение «Волны».Ребёнок пытается сделать «волны» кистями рук (как умирающий лебедь). Повторить обеими руками 2-3 раза.

  • Упражнение «Крестики-нолики». Ребёнок поочерёдно делает 2крестики»из указательного пальца и среднего, безымянного и мизинца.

  • Упражнение «Колокольчики» Ребёнок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.

  • Упражнение «Змейка» ребёнок пытается дотронуться кончиками указательного , среднего и остальных пальцев отдельности то до основания этого же пальца, то как можно дальше от ладони. Повторить обеими руками 3-4 раза.

Упражнение «Музыка» Ребёнок совершает волнообразные движения(вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3-4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...

Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей"

Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей"...

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Этапы работы и подборка игрового материала для каждого этапа работы по формированию фонематического восприятия...