«Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей» - проект
проект
Внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми по формированию фонематического слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верхне-Моховичская ОШ Демидовского района Смоленской области
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей»
Воспитатель Бабурова Виктория Викторовна
Проблема проекта: не в полной мере используются здоровьесберегающие технологии в работе по формированию фонематического слуха у детей
Проект -длительный ( в течении года) ,интегрированный.
Вид проекта: физкультурно - оздоровительный, познавательно - речевой.
Актуальность проблемы:
Язык является средством общения людей. Формирование речи тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением системы речи. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процессе развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучению чтению и письму. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для подготовке к грамоте. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает условие формирования фонематического восприятия и развитие анализа.
Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальной школы являются нарушения устной и письменной речи. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужном объёме словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха важнейшая при подготовке детей к освоению грамоты.
Цель: Внедрение здоровьесберегающие технологии на занятиях с
детьми по формированию фонематического слуха.
Задачи: 1. Воспитывать устойчивый интерес к изучению букв,
учить слышать звуки, которые слышит наше ухо в природе.
2. Формировать фонематическое восприятие, речевое внимание.
3. Продолжать развивать фонематический слух.
4. Обучать детей правильному дыханию на занятиях и в
индивидуальной работе по формированию фонематического слуха
и восприятия с использованием дыхательной гимнастики,
пальчиковой гимнастики, точечного массажа и гимнастики для глаз.
5. Повышать жизненный тонус и сопротивляемость, устойчивость
организма к заболеваниям, закалённость.
Ожидаемые результаты:
- Снижение утомляемости и заболеваемости детей.
- Использование здоровьесберегающих технологий в продуктивной деятельности,
развивать моторику рук.
- Увеличение словарного запаса.
- Ознакомление детей с алфавитом (буквами).
- Развитие фонематического слуха, речевого слуха.
Перспективный план
работы по развитию фонематического слуха
с использованием здоровьесберегающих
технологий.
Месяц | Тема | Задачи | Здоровьесберегающие технологии |
Сентябрь | Продолжать знакомить детей с «Аквариумом» (Шулешко) «Сказка про язычок» Какие звуки он может произнести. Знакомство с гласными буквами | Воспитывать устойчивый интерес к изучению букв. Учить произносить звуки, которые слышит наше ухо в природе. Учить находить и называть гласные буквы. | Гимнастика глаз. Гимнастика рук. Пальчиковая гимнастика. |
Октябрь | Игра «Докажи словечко» (Новотворцева, 64) Упражнение на речевое внимание «Какие слова похожи» Повторение гласных букв. | Формировать фонетическое восприятие. Воспитывать речевое внимание. Развитие фонематического слуха. | Дыхательная гимнастика |
Ноябрь | Игра «Назови слова, которые начинаются на букву «А», «М», «К», «И» | Воспитывать речевое внимание, учить называть слова с заданным звуком. | Пальчиковая гимнастика |
декабрь | Учить гласные буквы. Познакомить с буквами «Недружилками». Пришел в гости домовенок «Кузя» (Радуга,55) Игра «Хлопки в ладоши, если узнал знакомый звук» Познакомить с термином «СЛОВО». | Закрепить произношение звуков, развивать фонематический слух. Закрепить произношение трудных звуков «Л», «Р», «М», «Н» Учить находить данный звук не только в начале слова, но и в середине. Учить называть и отличать звуки и слова. Дать понятие, что слова имеют значение, а звуки нет. | Массаж кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика общеукрепляющая. Гимнастика для рук. |
Январь | Игра «Мы знаем буквы» Игра «Назови слова» | Поощрять стремление детей узнавать и называть буквы. | Пальчиковая гимнастика. |
Февраль | Знакомство со звуком. Знакомство с «Шипящими буквами» Игра «Скажи ласково» | Формировать фонематический слух. Продолжать знакомить с буквами, проявлять интерес к знаниям. Учить образовывать новые существительные, используя суффикс «ИК» | Дыхательная гимнастика. Общеукрепляющая гимнастика.
Дыхательная гимнастика. |
март | Закрепить «Шипящие буквы» Вечер развлечений | Продолжать учить находить и правильно называть шипящие буквы. | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика |
апрель | Игра «Доскажи словечко» (Радуга,58) Игра «Потерялась буква» (Радуга,58) Повторить знакомые буквы. Трафареты | Развивать фонематический слух. Учить находить и называть знакомые буквы в газете, журнале, книге. Закреплять знания детей о буквах. Учить писать печатные буквы с помощью трафарета. | Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для мышц лица. Дыхательная гимнастика. |
Май | Игра «У мамы есть ребенок, у слонихи- слоненок…» Игра «Он- она» (животные, птицы, насекомые) | Закрепление обобщающих понятий. Активное расширение словаря. Учить формировать и совершенствовать навыки словообразования. | Общеукрепляющая гимнастика. Дыхательная гимнастика. |
Профилактические упражнения для верхних
дыхательных путей
Цель:
Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:
Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закалённость, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо- и кровообращение в лёгких.
Основные правила.
- Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
- Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
- Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
- Дышать носом.
Упражнения.
- Погладить крылья носа от кончика к переносице –вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).
- Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
- «Трактор». Воспроизведение звучания мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
- «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у»(выдох удлинен).
- «Плакса». Один ребёнок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы», другой обращается к нему со словами:
Что ты плачешь- «ы» да «ы»?
Слёзы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
После этого плакса перестаёт плакать, и дети пляшут(звук «ы» снимает усталость головного мозга)
- «Аист». И.П. – основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, горделиво вынести вперёд, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося: «Ш-ш-ш» (6-7 раз).
- «Погреемся». И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны. Быстро скрестить руки перед грудью, произнося: «У-х-х! У-х-х!» вернуться в исходное положение. (8-10 раз)
- «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что пчёлка села на нос, руку, ногу(звук и взгляд направить на пчелку).
Консультация для родителей
Пальчиковая гимнастика
- Массаж пальцев. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течение 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
- Упражнение «Приветствие футболистов». Дотронуться до каждого пальца-футболиста и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Повторить 5 раз.
- Упражнение «Волны».Ребёнок пытается сделать «волны» кистями рук (как умирающий лебедь). Повторить обеими руками 2-3 раза.
- Упражнение «Крестики-нолики». Ребёнок поочерёдно делает 2крестики»из указательного пальца и среднего, безымянного и мизинца.
- Упражнение «Колокольчики» Ребёнок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.
- Упражнение «Змейка» ребёнок пытается дотронуться кончиками указательного , среднего и остальных пальцев отдельности то до основания этого же пальца, то как можно дальше от ладони. Повторить обеими руками 3-4 раза.
Упражнение «Музыка» Ребёнок совершает волнообразные движения(вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3-4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...
Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.
У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...
Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей"
Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей"...
ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
Эпоха активной информатизации требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...