Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »
статья по логопедии по теме
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.
Усилия специалистов ГОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:
- Глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка (выявление индивидуальных особенностей, уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, потенциальных возможностей развития, запаса знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков в различных видах деятельности).
- Конструирование и реализацию индивидуальных и групповых коррекционных программ.
- Изучение динамики развития детей в условиях коррекционного обучения, уточнение их образовательных маршрутов в условиях дошкольного учреждения. Например, на начальном этапе могут быть рекомендованы занятия в группе кратковременного пребывания с последующим переводом в группу полного дня.
- Анализ эффективности педагогической деятельности учреждения.
- Гибкое управление педагогическим процессом в целом.
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:
1. оказание помощи в решении проблем:
2. формирования здорового образа жизни; личностных проблем развития ребенка;
3. выбора образовательного маршрута;
4. преодоления затруднений в обучении;
5. разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
6. гигиеническое нормирование нагрузок;
7. обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
8. организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- сбор информации о ребенке;
- анализ полученной информации;
- совместная выработка рекомендаций;
- консультирование всех участников сопровождения;
- решение проблем;
- анализ выполненных рекомендаций;
- дальнейший анализ развития ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с ОВЗ осуществляется через тесное сотрудничество логопедов, педагога-психолога, воспитателя и врача.
Для обеспечения целенаправленного сопровождения воспитанников в ДОУ осуществляются следующие формы взаимодействия специалистов:
- Комплексная диагностика развития ребенка ( психолого - педагогическое обследование ребенка для выявления его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей; анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно - развивающего обучения; текущий мониторинг состояния воспитанника детского сада ).
- Разработка индивидуальных программ развития. (индивидуальный-образовательный маршрут)
- Планирование и проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих мероприятий с учетом рекомендаций других специалистов.
- Организация предметно-развивающего пространства (оснащение кабинетов учителей-дефектологов, учителя-логопеда, педагога-психолога, разработка дидактических материалов и пособий и др.).
- Консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами ДОУ (теоретические и практические семинары, консультации, составление рекомендаций, оформление наглядно - информационных материалов и др.).
Важным звеном в системе индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения является дошкольный психолого-медико-педагогический консилиум. Именно в рамках консилиума осуществляется комплексное изучение особенностей когнитивного и аффективного развития детей , происходит определение индивидуального маршрута коррекционной помощи ребенку и прогноза его дальнейшего развития, обсуждаются вопросы по согласованию действий разных специалистов в реализации индивидуального плана коррекционно – развивающей работы, отслеживается динамика развития ребенка и дается оценка эффективности коррекционно – развивающего воздействия. Подготовка заседаний консилиума и непосредственное участие в них является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов ДОУ, реализации комплексного подхода в нашей работе.
Результатом обобщения практического опыта педагогов является индивидуальная карта медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника ДОУ, которая направлена на систематизированную фиксацию результатов онтогенеза детей .
Поскольку процесс медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников от момента их поступления до выпуска из детского сада осуществляется через реализацию разнообразных видов деятельности, в структуру карты включены разделы, отражающие особенности психофизического, физического, социального, познавательного и речевого развития, особенности эмоционально-волевой активности, индивидуальные качества и особенности поведения, уровень сформированности игровой деятельности и освоения программного материала. Карта позволяет оценить психолого-педагогические особенности и динамику развития ребенка и определить сферы индивидуального коррекционного воздействия. С этой целью карта содержит рекомендации специалистов по организации и содержанию индивидуальной коррекционно-педагогической работы с ребенком , а также выводы об её эффективности, краткий педагогический прогноз и рекомендации к дальнейшему обучению и воспитанию ребенка .
Карта заполняется два раза в год на основе информации и анализа данных, полученных в процессе изучения медицинской документации, психолого-педагогической диагностики, наблюдений за ребенком в разных видах деятельности и ситуациях общения, протоколов психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.
Участие учителя-логопеда в данном процессе :
- Диагностика речевой сферы у детей
- Намечает план групповой и индивидуальной работы
- Занимается составлением и заполнением речевых карт
- Составляет характеристики детей
- Принимает участие в организации психолого-педагогического консилиума , направления на МППК
- Консультирует специалистов, воспитателей и родителей (создание домашнего речевого учета, по проведению настольных и речевых игр).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.
Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт. Оптимальными...
Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Приглашаем в нашу вокальную студию детей дошкольного возраста....
Статья "Стратегия и тактика управления брендом и имиджем дошкольного образовательного учреждения"
Актуальность проблемы управления брендом и имиджем дошкольного образовательного учреждения вызвана особенностями совершенствования данной организации и ее образовательной деятельности в условиях рынка...
Статья на тему: "Особенности мотивации и мотивационной среды в образовательном учреждении"
Мо ти в а ци о н н а яᅠ с р е да ᅠ пе да го ги че с ко го ᅠ ко л л е кти в а ᅠ ДОУᅠ —ᅠ это ᅠ о с о ба яᅠ с о ци а л ьн о -пс и хо л о ги че с ка яᅠ с р е да ,ᅠ о бл а да юща яᅠ ко мпл е...
Статья на тему "Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении"
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении»....
Статья в соавторстве "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения"
В статье "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения" рассмотрены трудности, сопровождающие работу воспитателя дошкольного образовательного учрежде...
Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"
Условия успешной адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению...