Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »
статья по логопедии по теме

Волкова Екатерина Юрьевна

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья на тему:

 «Осуществление психолого-педагогического  сопровождения  детей с ОВЗ в  дошкольных образовательных учреждениях »  

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.

Усилия специалистов ГОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

  • Глубокое, всестороннее изучение каждого  ребёнка  (выявление индивидуальных особенностей, уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, потенциальных возможностей развития, запаса знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков в различных видах деятельности).
  •  Конструирование и реализацию индивидуальных и групповых  коррекционных  программ.
  • Изучение динамики развития  детей  в условиях  коррекционного  обучения, уточнение их образовательных маршрутов в условиях дошкольного учреждения. Например, на начальном этапе могут быть рекомендованы занятия в  группе  кратковременного пребывания с последующим переводом в  группу  полного дня.
  • Анализ эффективности  педагогической  деятельности учреждения.
  • Гибкое управление  педагогическим  процессом в целом.

Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:

1. оказание помощи в решении проблем:

2. формирования здорового образа жизни; личностных проблем развития ребенка;

3. выбора образовательного маршрута;

4. преодоления затруднений в обучении;

5. разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;

6. гигиеническое нормирование нагрузок;

7. обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;

8. организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ полученной информации;
  • совместная выработка рекомендаций;
  • консультирование всех участников сопровождения;
  • решение проблем;
  • анализ выполненных рекомендаций;
  • дальнейший анализ развития ребенка.

Психолого-педагогическое   сопровождение  дошкольника  с ОВЗ  осуществляется через тесное сотрудничество логопедов, педагога-психолога, воспитателя и врача.

      Для обеспечения целенаправленного  сопровождения  воспитанников в ДОУ             осуществляются следующие формы взаимодействия специалистов:

  • Комплексная диагностика развития  ребенка  ( психолого -  педагогическое  обследование  ребенка  для выявления его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей; анализ динамики развития каждого  ребенка  в процессе коррекционно - развивающего обучения; текущий мониторинг состояния воспитанника  детского   сада ).
  • Разработка индивидуальных программ развития. (индивидуальный-образовательный маршрут)
  • Планирование и проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих мероприятий с учетом рекомендаций других специалистов.
  • Организация предметно-развивающего пространства (оснащение кабинетов учителей-дефектологов, учителя-логопеда, педагога-психолога, разработка дидактических материалов и пособий и др.).
  • Консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами ДОУ (теоретические и практические семинары, консультации, составление рекомендаций, оформление наглядно - информационных материалов и др.).


              Важным звеном в системе индивидуального медико-психолого-педагогического  сопровождения  является дошкольный  
психолого-медико-педагогический  консилиум. Именно в рамках консилиума осуществляется комплексное изучение особенностей когнитивного и аффективного развития  детей , происходит определение индивидуального маршрута  коррекционной  помощи  ребенку  и прогноза его дальнейшего развития, обсуждаются вопросы по согласованию действий разных специалистов в реализации индивидуального плана коррекционно – развивающей работы, отслеживается динамика развития  ребенка  и дается оценка эффективности коррекционно – развивающего воздействия. Подготовка заседаний консилиума и непосредственное участие в них является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов ДОУ, реализации комплексного подхода в нашей работе.


Результатом обобщения практического опыта педагогов является
индивидуальная карта медико-психолого-педагогического  сопровождения  воспитанника ДОУ, которая   направлена на систематизированную фиксацию результатов онтогенеза  детей .
Поскольку процесс медико-психолого-педагогического  сопровождения  воспитанников от момента их поступления до выпуска из  детского   сада  осуществляется через реализацию разнообразных  видов  деятельности, в структуру карты включены разделы, отражающие особенности психофизического, физического, социального, познавательного и речевого развития, особенности эмоционально-волевой активности, индивидуальные качества и особенности поведения, уровень сформированности игровой деятельности и освоения программного материала. Карта позволяет оценить  психолого-педагогические  особенности и динамику развития  ребенка  и определить сферы индивидуального  коррекционного  воздействия. С этой целью карта содержит рекомендации специалистов по организации и содержанию индивидуальной коррекционно-педагогической работы с  ребенком , а также выводы об её эффективности, краткий  педагогический  прогноз и рекомендации к дальнейшему обучению и воспитанию  ребенка .
Карта заполняется два раза в год на основе информации и анализа данных, полученных в процессе изучения медицинской документации,  психолого-педагогической  диагностики, наблюдений за  ребенком  в разных  видах  деятельности и ситуациях общения, протоколов  психолого-медико-педагогических  комиссий и консилиумов.

Участие  учителя-логопеда в данном процессе :

  1. Диагностика речевой сферы у детей
  2. Намечает план групповой и индивидуальной работы
  3. Занимается  составлением и заполнением речевых карт
  4. Составляет характеристики детей
  5. Принимает  участие в организации психолого-педагогического консилиума , направления на МППК
  6. Консультирует  специалистов, воспитателей и родителей (создание домашнего речевого учета, по проведению настольных и речевых игр).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт.  Оптимальными...

Статья "Стратегия и тактика управления брендом и имиджем дошкольного образовательного учреждения"

Актуальность проблемы управления брендом и имиджем дошкольного образовательного учреждения вызвана особенностями совершенствования данной организации и ее образовательной деятельности в условиях рынка...

Статья на тему: "Особенности мотивации и мотивационной среды в образовательном учреждении"

Мо
‎ти
в
а
ци
о
‎н
н
а
яᅠ с
р
е
да
ᅠ пе
да
го
‎ги
че
с
ко
‎го
‎ᅠ ко
‎л
л
е
кти
в
а
ᅠ ДОУᅠ —ᅠ это
‎ᅠ о
‎с
о
‎ба
яᅠ с
о
‎ци
а
л
ьн
о
‎-пс
и
хо
‎л
о
‎ги
че
с
ка
яᅠ с
р
е
да
,ᅠ о
‎бл
а
да
юща
яᅠ ко
‎мпл
е...

Статья на тему "Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении»....

Статья в соавторстве "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

В статье "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения" рассмотрены трудности, сопровождающие работу воспитателя дошкольного образовательного учрежде...

Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"

Условия успешной адаптации ребёнка  к дошкольному образовательному учреждению...