Статья на тему: "Особенности мотивации и мотивационной среды в образовательном учреждении"
статья на тему
Мо ти в а ци о н н а яᅠ с р е да ᅠ пе да го ги че с ко го ᅠ ко л л е кти в а ᅠ ДОУᅠ —ᅠ это ᅠ о с о ба яᅠ с о ци а л ьн о -пс и хо л о ги че с ка яᅠ с р е да ,ᅠ о бл а да юща яᅠ ко мпл е кс о мᅠ с ти мул и р ующи хᅠ фа кто р о в ᅠ ( ма те р и а л ьн ых,ᅠ о р га н и за ци о н н ых,ᅠ пс и хо л о ги че с ки х,ᅠ пе да го ги че с ки х,ᅠ те хн о л о ги че с ки х) ,ᅠ о пр е де л яющи хᅠ в ыс о куюᅠ мо ти в а ци юᅠ ( с и с те муᅠ в н утр е н н и хᅠ по бужде н и йᅠ кᅠ де йс тв и ю) ᅠ в с е хᅠ с убъе кто в ᅠ пе да го ги че с ко го ᅠ ко л л е кти в а ,ᅠ о бе с пе чи в а ющуюᅠ по в ыше н и е ᅠ ка че с тв а ᅠ о бр а зо в а н и я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_motivatsii_i_motivatsionnoy_sredy_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Наталия Валентиновна Сорокина,
заведующий ГБДОУ № 57
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Особенности мотивации и мотивационной среды в образовательном учреждении
На настоящем этапе условия рынка диктуют постоянную реорганизацию структуры малых и больших компаний. Но не только частных, но и бюджетных. Развитие одной компании — это не только способ ее выживания и утверждения на рынке, но и реструктуризация общества, его направление развития и совершенствование.
В данном случае имеется в виду дошкольные образовательные учреждения России (далее – ДОУ). В современной жизни детский сад дает не только основу для получения базового образовани, не только получение возможности самостоятельно зарабатывать деньги, но и расширять свою деятельность.
Необходимость изучения мотивации в ДОУ обусловлена и тем, что она является одним из методов управления личностью педагога, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. Те изменения, которые происходят в образовательной деятельности, позволяют педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов. И задача руководителя ДОУ – использовать мотивацию как процесс побуждения педагогического коллектива к деятельности для достижения как личностных целей, так и целей организации.
Сегодня возникают противоречия:
- между возрастающими требованиями к современному педагогу и снижением мотивации профессионального развития в условиях динамичных изменений системы образования;
- между необходимостью профессионального развития педагогов и недостаточной компетентностью руководителя образовательного учреждения, не позволяющей обеспечить высокий уровень мотивации их профессионального роста;
- между высокой степенью теоретической разработанности вопросов мотивации труда педагогов и недостаточной разработанностью механизмов, обеспечивающих развитие мотивации профессионального роста педагогов.
Профессиональное развитие – это расширение знаний, умений и навыков по своей специальности. М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (профессиональный рост) учителя как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. Е. А. Ямбург даёт определение профессионального роста как неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми[1].
Профессиональное развитие педагога осуществляется двумя путями:
- посредством самообразования - собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
- за счет осознанного, добровольного участия в организованных ДОУ мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию педагога и его желание профессионально развиваться и расти.
Оба пути неразрывно связаны: педагог сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, отмечает М. М. Поташник, как бы воспитатель сам не заботился о своём профессиональном росте, сколько бы ни думал о нём, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает детский сад. Таким образом, управление ДОУ, руководство педагогическим коллективом является необходимым фактором профессионального развития любого педагога.
Таким образом, мотивация профессионального развития педагога ДОУ – процесс побуждения педагога ДОУ к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.
По мнению А.К. Клочкова, эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования и как организована мотивационная среда.
Мотивационная среда - это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают отношение высших кругов администрации, директоров и владельцев организации к мотивации и вовлечению сотрудников в организацию. Мотивационная среда - не статичная, а динамичная система, которая может эволюционировать вместе с предприятием. Мотивационная среда включает в себя два основных элемента: 1) философию администрации и стиль управления; 2) работу службы управления человеческими ресурсами (УЧР).
При разработке мотивационной среды персонала организации важно учитывать два аспекта: качественную стадию жизни организации и типологию сотрудников. Человек индивидуален, сложно понять, что ему нужно в данный момент. Существуют разновидности мотивационных установок, которые помогут в создании мотивационной среды: мечта, цель, интерес (стать лучшим учителем); стремление работать с детьми (наклонность); склонность к преподавательской деятельности.
А.В. Орлов (1981) считает, что «под склонностью следует понимать не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонность выступает как «потребностное отношение» к деятельности, к которой данное лицо особенно неравнодушно»
А.В. Петровский пишет, что «интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания». Л.С. Выгодский считает, что «интересы не приобретаются, а развиваются. Интерес выступает как познавательная потребность и деятельность человека». А.Г. Ковалев полагает, что «потребность в познании выступает как общая потребность в ориентировке: человек нуждается в знании мира, в котором живет, у него имеется стремление к познанию специфических явлений действительности (склонность к наукам)».
Мотивационную среду ДОУ мы рассматриваем как сложное многоуровневое явление, которое включает в себя несколько аспектов: материальный, организационный, психологический, педагогический, технологический. И каждый из этих аспектов среды мы наполняем мотивирующими факторами (условиями):
Факторы внешнего порядка (задаваемые извне учреждения):
- повышение внимания со стороны государства к проблемам образования;
- высокий внешний статус и имидж детского сада;
- возможность участия дошкольников в городских, районных мероприятиях;
- приток новых воспитанников за счет повышения рождаемости, строительства новых домов;
- повышение интереса родителей и детей к получению качественного образования;
- благоустроенная территория, наличие современного оборудования;
- возможности использования Интернет ресурсов для образования;
- возможность участия педагогов в профессиональных конкурсах.
Внутренние факторы (преимущества и сильные стороны самой организации):
- энтузиазм коллектива и администрации, вера в будущее ДОУ;
- успехи воспитанников — призовые места в районе по итогам;
- высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив, постоянный состав;
- дружественная обстановка в ОУ, взаимопонимание и взаимовыручка коллег;
- высокий нравственный и культурный уровень педагогического коллектива;
- постоянное повышение квалификации;
- методическая помощь со стороны руководства, консультирование педагогов;
- высокий уровень толерантности, взаимоуважение между участниками образовательного процесса;
- сложившаяся система учебной и воспитательной работы, опыт и традиции детского сада.
Таким образом, мотивационная среда педагогического коллектива ДОУ — это особая социально-психологическая среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов педагогического коллектива, обеспечивающую повышение качества образования.
Заинтересовать людей работой - значит реализовать планы организации. Если заинтересовать педагогов в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии своей организации. Рассмотрим известные сегодняшнему институту образования методы мотиваци профессионального развития педагога ДОУ.
Представим, что ОУ проводит данные меропрятия внутри детского сада и квалификация педагогов настолько высока, что в их образовательных услугах становятся заинтересованы родители детей других ДОУ. Количество заинтересованных в этих курсах растет, соответственно растет прибыль в ДОУ. Дальше больше. Увеличивается количество тематических курсов и наступает ситуация недостатка педагогов на этих курсах.
ДОУ набирает на конкурсной основе дополнительных педагогов. Курсов становится больше, что диктует необходимость либо аренды помещени, либо выхода на уровень дистанционного обучения. ДОУ организует конкурсы, которые могут быть тоже платными. Возможна организация тематических конкурсов по созданию банка идей. На этом примере мы видим, что ДОУ занимается не только улучшением своей материальной базы, а в первую очередь улучшением своего профессионального состава и мотивации детей.
Для того, чтобы собрать квалифицированный состав педагогов, работающих в команде, где реально появятся межпредметные связи нам понадобятся HR-менеджеры, в качестве которых могут выступать методисты ДОУ.
Конкурсная основа набора воспитателей должна быть не сухой схемой выявления того уровня знаний, которыми они владеют и умени работать с людьми, а скорв первую очередь создание реальной команды, где педагог будет настроен не только на свою группу, а на всю программу ДОУ в целом, так чтобы учебный процесс был не совокупностью параллельных линий разных групп, а реально комплексной программой образования. На мой взгляд, мотивация педагогов и структура каждого детского сада должны сыграть главную роль в механизме развития ДОУ. В этом случае организация получит богатую материальную базу, свою цель, комфортную атмосферу и как результат сильную развитую личность воспитанника.
Мы считаем, что все ДОУ должны развивать свой менеджмент, особенно менеджмент персонала, поскольку именно использование всех инструментов мотивации может послужить существенным толчком в развитии.
Все помнят те времена, когда зарплата педагога никак не являлась мотивацией к работе. Но люди работали на идею, занимаясь своим любимым делом, а все стимулы, которые получили они сейчас, подтолкнули к более сложным целям и результатам. Если раньше предмет необходимо было знать только для сдачи вступительных экзаменов в ВУЗы, то сейчас это получение сертификатов, которые требуют уважающие себя компании, участие во всероссийских и международных конкурсах.
Как можно заметить, такая схема развивает не только само учреждение как таковое, но и мотивирует детей и их родителей, стимулирует повышение уровня знаний, активность и деятельность общества. Казалось все началось с одного маленького детского сада и несколько десятков человек, но верный менеджмент и его мотивация должны привести к тем изменениям в обществе, когда оно само осознает, что оно имеет все возможности сделать свою жизнь интереснее и богаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мотивация педагогов - путь к успеху образовательного учреждения"
Проект о мотивации педагогического коллектива ДОУ....
Методические рекомендации для воспитателей доу на тему: «Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении»
В статье показа роль проектного метода в воспитании и развитии современного дошкольника, определены особенности использования данного метода в работе воспитателя ДОУ, раскрыта сущность понятия проект....
Статья на тему: «Особенности Копинг - стратегий воспитателей дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем эмоционального выгорания»
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в дошкольном образовательном учреждении обострилась. Повысились требования со стороны общества к личности вос...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения
Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
Статья на тему: "Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в дошкольных группах в условиях внедрения ФГОС"
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к...