Статья на тему "Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении"
статья по психологии
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_ras.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении».
В дошкольном образовательном учреждении сегодня оказываются не только дети с нарушениями опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычной детского сада – дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (далее РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации. Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.
Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.
Дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.
Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:
- осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
- разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
- взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
- комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
- взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
- просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом, и с классом, выбрал себе место. Вначале ребенок может находиться в детском саду неполный день, а всего пару (или один) час, постепенно увеличивается «доза» и объем его пребывания в обычном детском саду. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок сопровождался тьютором, хотя бы на период адаптации или первые месяцы.
Коррекционную работу с детьми с РАС проводим в два этапа:
- Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
- Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.
Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия.
В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил:
- Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимать его таким, какой он есть.
- Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживаться определенного режима дня.
- Соблюдать ежедневные ритуалы.
- Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышать голос и не издавать громких звуков.
- Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся на каждого ребенка «Дневники наблюдений», «Индивидуальные комплексные планы» и «Карты развития».
Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми. В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику. Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории.
Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, специально созданных условий.
Главным направлением в деятельности ДОУ, реализующем инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».
Литература:
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2011.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования, как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательн...
Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....
Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...
статья "Роль плавания в реабелитации детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении"
В статье затрагивается тема реабелитации детей с ограниченными возможностями здоровья, которая проводится на базе нашего дошкольного учреждения,где есть специализированная группа для детей с пищевой а...
Статья: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении".
Статья на тему: " Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"....
Рекомендую статью "ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
https://www.defectologiya.pro/Очень интересная статья!Демакова И.Г. Учитель – логопед высшей квалификационной категории...
Статья по теме: «Патриотическое воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»
Тема очень актуальна, так как патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания па...