План-конспект фронтального логопедического занятия "В гостях у бабушки Азбуки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Постникова Валентина Юрьевна

План-конспект логопедического занятия по закреплению понятия алфавит в конце учебного года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushka_azbuka.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. В гостях у бабушки Азбуки.

Цели.

  1. Познакомить детей с русской азбукой, алфавитом. Учить детей запоминать буквы в определённом порядке. Продолжать учить читать и печатать слова с изученными буквами. Активизировать словарь детей по теме.  Развивать грамматический строй речи через согласование существительных с числительными.    
  2.  Развитие фонематического восприятия через выделение первого звука в словах; развитие навыка звуко-слогового анализа и  синтеза слов; развитие умения производить анализ предложения.  Развитие зрительного восприятия через составление разрезной картинки. Развитие речевого дыхания через проговаривание стихотворения на выдохе (громко, шепотом, с восклицанием, вопросительно). Развитие мелкой моторики через упражнение «Сколько заек?», печатание схемы предложения.  Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, любвь к чтению; воспитание активности и        усидчивости на занятии.

Оборудование: платок, картинка «Памятник Кириллу и Мефодию в Москве», «письмо древнего человека», карточка «возникновение буквы А», инд. карточки к игре «Сколько заек?», мяч, графическое обозначение звуков на каждого ребёнка, большая разрезная картинка «зайка», с обратной стороны слова из стихотворений А. Л. Барто «Игрушки», тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет, встают возле своих мест.

- Сядет тот, чьё имя начинается со звука «А», «Б», «В», «И», «Л», «М», «П», «С», «Ю».

  1. Развитие речевого дыхания.

- Послушайте стихотворение:

Тридцать три родных сестрицы.

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- Сели прямо, проговорим этот отрывок хором на выдохе. Вдох носом, проговаривание на выдохе.

Индивидуально: проговорить громко, шепотом, с восклицанием, вопросительно.

  1. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии побываем в гостях у одной бабушки. Закройте глаза (одеваю косынку).

  1. Рассказ бабушки Азбуки. Беседа.

- Здравствуйте, ребята! А зовут меня бабушка Азбука. Мне уже много-много лет. Я русская азбука и создали меня монахи Кирилл и Мефодий. (Кто такие монахи?) Они очень хорошо знали греческий и латинский алфавиты, поэтому многие буквы русской азбуки похожи на буквы этих алфавитов. И назвали меня в честь монаха Кирилла – «кириллицей». Русский современный алфавит произошёл от меня  - русской азбуки – кириллицы. Слово «азбука» есть только в русском языке, и произошло оно от первых букв кириллицы – «АЗ» и «БУКИ» - АЗБУКА – это буквы только русского языка, расположенные строго по порядку. Моё день рождения отмечается 24 мая – в день памяти монахов Кирилла и Мефодия.

    В мире много разных алфавитов: латинский, немецкий, французский, английский… Алфавит – это буквы какого-либо языка, расположенные строго по порядку. Большинство алфавитов произошло из древнего рисуночного письма. Люди рисовали рисунки и так передавали то, о чём хотели рассказать. Посмотрите, о чем хотел рассказать этот древний человек: КАРТОЧКА НА ДОСКЕ.

Буква «А» возможно возникла  от рисунка быка:

КАРТОЧКА НА ДОСКЕ.

  1. Знакомство с алфавитом, его заучивание.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, которые стоят в строгом порядке:

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, в каком порядке стоят буквы:

Песенка-азбука.  (Б. Заходер)

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!..

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком,

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

- Попробуйте повторить буквы алфавита с помощью этого стихотворения (3 – 4 ребёнка)

- Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите, про какие буквы забыл автор стихотворения (Ё, Й, Ы, Ь, Ъ). Теперь я знаю, что вы запомнили все буквы алфавита. А как хорошо вы знаете все звуки и буквы я сейчас проверю. Только сначала отдохнём и выполним упражнение.

Динамическая пауза.

Координация речи и движений по стихотворению А. Л. Барто «Бычок»

  1. Развитие навыка звуко-слогового анализа.

- Кто автор этого стихотворения?

- С помощью квадратов выложите схему слова «БЫЧОК»

Индивидуальная работа.

Проверка: один ребёнок выполняет на доске (устный анализ: количество звуков, слогов, ударная гласная)

  1. Развитие зрительного восприятия. Совершенствование навыка чтения.

- Ещё одно задание: уронила я одну картинку, она распалась на несколько частей,  соберите её, прочитав слова с обратной стороны.

  1. Составление разрезной картинки «Зайка».
  2. Чтение предложения, совершенствовать умение производить анализ предложения.

- Откройте тетрадь, прочитайте предложение.

Зайку бросила хозяйка.

 -  Что ты прочитал?

- Из чего состоит предложение?

-Сколько слов в этом предложении?

- Как напечатано первое слово в предложении?

- Что ставим в конце предложения?

- Как печатаем слова в предложении?

-Начертите схему этого предложения (один выполняет у доски)

  1. Согласование существительного с числительными, развитие мелкой моторики.

- Бедный зайка весь промок, спрячем его пальчиками и скажем, сколько заек спряталось слева и справа (от 1 до 5).

  1. Итог занятия, оценка деятельности детей

- А сейчас закройте глаза. Вот ребята и закончились мои задания, до свидания! (снимаю косынку).

-Понравилось, ребята в гостях у бабушки Азбуки? А кто запомнил, что такое азбука? Сколько букв в русском алфавите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вопрос на засыпку" план-конспект итогового фронтального логопедического занятия в группе для детей с ОНР (третий год обучения).)

"Вопрос на засыпку"  - любимая многими малышами передача канала "Карусель". Вот почему я решила провести итоговое фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе именно в форме игры-...

План - конспект фронтального логопедического занятия "Предлог На"

Цель: учить детей выделять в предложениях предлог НА, использовать предлог НА в предложениях....

План - конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Все чаще встречаются детки, которые не могут усидеть на одном месте. Чтобы совместить полезное с приятным, а именно, учебную деятельность и физическую активность предлагаю конспект индивидуального (по...

План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе "Пересказ сказки "Колосок" с элементами драматизации"

Цель занятия: развитие связной речи через игру-драматизацию.В занятии закрепляются представления детей о домашних птицах, развивается лексико-грамматический строй речи.Детям предлагается прослушать ск...

Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...