План - конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Все чаще встречаются детки, которые не могут усидеть на одном месте. Чтобы совместить полезное с приятным, а именно, учебную деятельность и физическую активность предлагаю конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков с-ш". Используется для проведения логопедического занятия с детьми 5-7 лет по дифференциации звуков "с-ш".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план - конспект дифференциации с-ш | 84.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект индивидуального (погруппового) логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Цели занятия:
- уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
- закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
- учить различать эти звуки на слух;
- развивать фонематический слух;
Задачи:
– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];
– установить различия по звонкости– глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;
– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ);
– совершенствовать грамматический строй речи;
– развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;
– формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.
– развивать орфографическую зоркость;
– формировать положительную учебную мотивацию;
– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Ход занятия
I. Орг. Момент.
– Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых мышатзовут Смельчак и Шмыг.
Как ты думаешь, почему их так зовут? – Смельчак очень смелый мышонок, а Шмыг – пугливый (чуть что – он сразу «шмыг» в норку).
– Мышки пришли к нам в гости потому, что очень хотят знать всё про звуки, с которых начинаются их имена. Давай им расскажем. Но перед этим,чтобы правильно и четко произнести все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
- Смотрим перед собой в зеркало. Выполняем упражнения. Для звука [с] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для звука [ш] - «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко».(Картинное сопровождение).
II. Основной этап.
– Скажи с какого звука начинается имя смелого мышонка? А с какого – имя пугливого мышонка?
– Что происходит со словом при замене одного звука на другой? (меняется смысл, значение слова).
– А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы правильно писать слова).
– Дай, пожалуйста, характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)
– Дай, пожалуйста, характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)
– Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются?
Чтобы узнать в чем отличие звуков разберем артикуляционный уклад каждого звука.
Уточнение артикуляционных укладов.
– Давай расскажеми покажем Смельчаку, как правильно поизносить звук [с].
Для этого губы в положении улыбки, язык чашечкой, а кончик языка упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка
– А теперь, расскажем и покажем Шмыгу, как правильно произносить звук [ш].
Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на небольшом расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки», а кончик языка поднимается за верхние зубы, к «бугоркам».
– Скажи, пожалуйста, чем же они отличаются? (положением языка, подъемом языка)
– Посмотри на картинку. Наши мышата любят кататься на велосипеде. Когда велосипед едет в горку, он шуршит шинами и издает звук [ш], а когда катиться вниз, то ветер свистит в ушах у мышек и издает звук [с]. Поставь пальчик (или карточку с изображением мышонка на велосипеде) на начало путешествия и теперь поможем мышонку проехать все горки.
Работа на уровне слога.
Для следующего упражнения нужно подготовить круги двух цветов с написанными на кругах каждой цветовой группы гласными буквами – А, О, У, Э, Ы (для произношения твердых согласных звуков). Гласные буквы на кругах можно заменить артикуляционным образом гласных звуков (смайликами).
На полу разложить кружочки так, чтобы ребенок мог прошагать сначала по кружочкам одного цвета, а затем перешел на круги другого цвета. Заранее с ребенком обговаривается кружки какого цвета будут обозначать шипящие и свистящие. Например: синие – это звук [с], а красные – это [ш]. При движении в одну сторону проговариваются открытые слоги, а на обратном пути – закрытые. Ребенок, наступая на синий кружок с буквой «А», произносит – «СА». Если звуки были произнесены правильно, то можно переступать на следующий кружок. Пройдя цепочку из синих кругов переходим к цепочке из красных кругов.
Затем расстилаем круги на полу в хаотичном порядке, либо чередуем кружки с [с] и [ш] (или выкладываем в цепочку в разнообразном порядке).
Работа на уровне слова.
Мышатам очень нравятся «их» звуки, ведь с этих звуков начинаются их имена. Они решили, что Смельчак будет пользоваться вещами и предметами, в названии которых есть звук С, а Шмыг будет пользоваться вещами и предметами, в названии которых есть звук Ш. Помоги, пожалуйста, мышатам разобрать вещи (карточки)
Оснащение: 2 картонки, которые можно поставить вертикально, наподобие рамки. На обоих картонках горизонтально натянуты шнурки. На одной картонке написана буква «Ш», на другой – «С». Прищепки. Набор карточек с предметами, в названиях которых есть дифференцируемые звуки (шорты, рубашка, шляпа, шары, машинка и т.п., свитер, сандалии, бейсболка, самокат и т.п.).
Задание: На лист с буквой «Ш» нужно прикрепить с помощью прищепок карточки с предметами, начинающимися на звук [ш], на лист с буквой «С» - карточки с предметами на [с].
Ребенок называет предметы, изображенные на карточке, четко проговаривая дифференцируемые звуки.
Упражнение «Закончи слово»:
Зрительная опора на карточки с изображением предметов.
Пе (сок) Ме (шок)
Кра (ски) Кро (шки)
Ба (шня) Пе (сня)
Пу (шка) Поду (шка)
Работа на уровне предложения.
- Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
- Вставь в предложения нужные слова. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].
Мужчине очень идут пышные (усы, уши).
Сковороду закрыли (крыской, крышкой).
Строитель должен носить (кашку, каску).
Для ребят полезна (кашка, каска).
У Пети в клетке живет (крыска, крышка).
Кате подарили плюшевого (миску, мишку).
Тузик прислушался и навострил (усы, уши).
Бобику положили косточку в (миску, мишку)
III. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Чему ты научился во время этого занятия? (Различать [с] и [ш])
- Что тебе больше всего понравилось?
- Пароль на выход: Найди на себе 1 предмет или часть тела, в котором есть звук [с] и 1 предмет, в котором есть звук [ш].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"...
Конспект НОД подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш».
Конспект НОДподгруппового логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш».Возрастная группа: подготовительная.Тема:«Автоматизация звука Ш».ЦЕЛЬ:- автоматизация звука Ш ...
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Р и Л
Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.Развивать фонематическое восприятие. Формировать навыки фон...
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа.
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа....
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».
Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях; Задачи: - учить детей давать разли...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме: « Дифференциация звуков Ш и Щ».
Оборудование: Цветные буквы Ш(синяя) и Щ(зелёная), зеркала, отдельно напечатанные слова, камень, верёвка, речевые профили, логопедические зонды для постановки правильного речевого выдоха, предме...