СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зыбина Анастасия Сергеевна

В тезисах рассматривается проблема формирвоания словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. А также содержание исследования и коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитем речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словообразование, развитие речи, навык словообразования, деошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zybina.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.37

А. С. Зыбина

(направление «Специальное дефектологическое образование», профиль «Логопедия», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В тезисах рассматривается проблема формирвоания словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. А также содержание исследования и коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитем речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словообразование, развитие речи, навык словообразования, деошкольный возраст.

Проблема формирования словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Процесс усвоения ребенком навыков словообразования сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.

В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений словообразования и разработаны методы их преодоления.

Словообразование рассматривается с точки зрения нескольких научных областей: лингвистическая наука, психологическая наука, логопедическая наука. С точки зрения логопедии, словообразование – это, с одной точки зрения, своеобразный подход к пути формирования словаря, один из ключевых способов пополнения словарного языкового состава; а с другой точки зрения – это составляющая морфологической языковой системы, так как слова формируются посредством объединения и сочетания морфем.

Развитие навыков словообразования в онтогенезе описано в работах многих авторов: Н. Н. Баль, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, С. В. Осташова, М. Г. Рак, Т. В. Туманова, Т. Б. Уварова, Г. В. Чиркина и другие. Большинство исследователей делит процесс формирования словообразования в онтогенезе на три этапа.

При общем недоразвитии речи развитие словообразовательных умений и навыков протекает со значительными проблемами. Все это связано с тем, что грамматические категории абстрактны и грамматика в общем организована на базе значительного количества правил. Большинство исследователей, среди которых О. А. Козырева, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева и другие, логопедическую работу по преодолению нарушений словообразования изначально делят по частям речи: работа над существительными, прилагательными и глаголами. Данные ступени обучения, в свою очередь, делятся на работу над словообразовательными моделями различного уровня: наиболее продуктивные, менее продуктивные и непродуктивные. А также работа подразделяется по видам аффиксов: различные типы приставок и суффиксов.

Методика исследования нарушений словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи включает в себя несколько разделов обследования, которые потом переходят в разделы коррекции нарушений словообразования: обследование словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Каждый из разделов представлен рядом направлений и заданий к ним.

У детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи видна недостаточная способность словообразования в процессе освоения словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Нарушение словообразовательных процессов проявляется в характерных речевых ошибках.

Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи включает в себя несколько этапов, которые рассчитаны на развитие у ребенка умения образовывать существительные, прилагательные и глаголы. В коррекционную методику входит работу над разными частями речи, которая включает в себя несколько этапов, идущих параллельно: закрепление у ребенка наиболее продуктивных словообразовательных моделей; работа над менее продуктивными словообразовательными моделями; уточнение звучания и значения наиболее непродуктивных словообразовательных моделей; параллельная работа над формированием понимания словообразовательных моделей. В коррекционную работу включаются приемы, которые будут благоприятствовать развитию когнитивной сферы и смысловой стороны речи, а именно формирование речемыслительных навыков детей.

Научный руководитель – канд.психол. наук, доц. кафедры ЛиДР

М. В. Шорохова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Расширены рамки традиционной логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи, путём включения пропедевтического этапа, направленного на формиров...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня

Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...

Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в...