Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме
В настоящее время в нашем МДОУ принято единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематический принцип отбора материала. Данный речевой материал по автоматизации звуков С, Ш,Л,Р подобран по лексической теме «Птицы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал по звукопроизношению
Лексическая тема «Птицы»
С | Ш | Л | Р |
Сыч, сова, сойка, аист, стайка, хвост, гусак, гусыня Гусак — кусака. *** В саду сова. Сова на суку. Высоко на суку сова. В саду стоит аист. Под кустом стоит сыч. Аист поднимает хвост. На сосновом суку сидят совы. Под кустом стоит петух. Петух поднимает хвост. На сосне дети увидели сову, а над лесом стаю уток. У высокого куста Света видит аиста. *** Гусаки. (указательный и безымянный пальцы обеих рук шагают по столу) Идут леском, Гусак с гусаком. Глядит свысока Гусак на гусака. *** аист - аисты — много аистов хвост - хвосты - много хвостов сова - совы - много сов *** В лесу темно, все спят давно. Одна сова не спит – на суку сидит. *** Мы видим на суку совят, совята вместе там сидят. Когда не спят, они едят. Когда едят, они не спят. *** ИСТ –ИСТ –ИСТ стоит аист СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты СТЫ – СТЫ – СТЫ улетели аисты СТА – СТА – СТА мы видели аиста ЕС-ЕС-ЕС, улетели совы в лес *** Днём сонные совы На соснах сидят, Когда все уснут — На охоту летят. *** У Светы о сове есть сказка. Сова в ней надевает маску И, сев в кусты, свистит, сопит. Не спит сама, и лес не спит. *** Сойка, сидя на сосне, Поёт песню о весне, О том, как солнце светит Всем на свете детям. *** Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе. | Петушок, гребешок, кукушка, кукушонок, мушка,букашка, шея, шейка, воробышек *** Ушки, ушки –индюшата у индюшки. Шат-шат –шат –индюк папа индюшат. Шата-шата-шата –вот индюк и индюшата. *** Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выходи из камыша! Ше-ше-ше, ше-ше-ше Нет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что-же шепчут камыши? *** У Ксюши на подушке вышита кукушка. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Идёт пешком петушок с мешком. *** Кукушка кукушонку шьет новый капюшон. Надень, кукушонок, капюшон! Как в капюшоне ты смешон! *** У кукушки детёныш – кукушонок, У индюшки детёныш – индюшонок. Кукушка кукушонку купила капюшон. *** Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке. *** Петушился, петушился Забияка петушок. Забияке где-то в драке Оторвали гребешок. Ходит он без гребешка. Не похож на петушка. *** Кукушка на окошке Штанишки шьет, Петушок в сапожках Избушку метет. *** Птичка под моим окошком Гнездышко для деток вьет. *** Петушок – петушок, Подари мне гребешок! Ну пожалуйста, прошу - Я кудряшки расчешу! *** спряжение в настоящем времени: - штопать капюшон кукушонку | Дятел, лапа, голубь-голубок, иволга, сокол, щегол. белый голубь- белые голуби, галка, щегол, соловей, ласточка глупая галка *** ЛО-ЛО-ЛО – дятел выдолбил .... Ел-ел-ел - дятел прилетел. ИЛ – ИЛ – ИЛ дятел дерево долбил Алка-алка-алка - у Аллы белая галка. СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла СЛА-СЛА-СЛА - гусей на улице пасла ОЛ-ОЛ-ОЛ –на балконе пел щегол. *** Павел ловил (голубя). Павел поймал галку. Павел поймал дятла. Павел поймал … Ласточка поймала бабочку. Около болота утки. Дятел долбил елку. Хотела галка пить. У Славы белые голуби. Дятел сидел на елке и долбил щелки. *** Голубь белый, голубь смелый…Сделал он большое дело. По полям, лесам летал и поклон от нас всем детям: Белым, желтым – всем на свете белый голубь передал. *** СОВА Сова, совушка, сова Большая голова. На суку сидела, Головой вертела, Во все стороны глядела. *** Мал соловей, а голосок – золотой. *** Голубке голубь угодил: Ей платье, платок и панаму купил. В платье над лугом голубка летала – Не только меня она напугала! *** Голубь, гусь и галка – Вот и вся считалка! *** Дятел На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный. Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу» *** Дятел ель долбил-долбил. Ствол у ели толстый был. Дятел выдолбил дупло, Дятлу в том дупле тепло. (Дятел) *** Дятел Дятел выдолбил дупло. Было дятлу в нем тепло. Жил он вместе с папой Под еловой лапой. Долго бил еловый ствол, Сделал стены, сделал пол, Лампочку повесил, Окна занавесил. И соседок звал на бал И со всеми танцевал. Галка села на палку, Палка ударила галку. Определение наличия звука [Л] в названиях птиц. *** - А в нашем птичьем домике могут поселиться птицы, в названии которых есть звук [Л]. - Какие это птицы? - Я буду выставлять картинки, а вы, если узнаете птицу, то поднимите руку и назовите её. - Иволга – таких ярко-золотистых перьев нет больше ни у одной птицы нашего леса; - щегол – лоб и горлышко у него красные, на чёрных крылышках жёлтые полоски; - соловей – самый знаменитый певец в России. (Каждый из детей называет всех птиц, заселяющих домик). - Название какой птицы начинается со звука [Л]? (Ласточка). - Названия каких птиц, заканчивается звуком [Л]? (Дятел, орёл, щегол). - Где находится звук [Л] в названиях остальных птиц? (В середине слова). | Ворона, сорока, ворон, куры, воробей, журавль, грач, дрозд, крыло, черный грач, серая ворона старое перо Гордый коршун. Карканье вороны. *** Ворона клюёт кукурузу, просо, крошки. Воробей испугался вороны. Воробьи клюют зерно. Сороки и грачи прыгают по дороге. *** – ур – ур, Ур – ур –ур – Рая гонит кур. Ур, ур, ур — покормите наших кур. ур-ур-ур - Мура наша кормит кур *** Воробей Воробей по лужице Прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая! Чир, чир, чир! *** Проворонила ворона воронёнка. Три вороны на заборах, три сороки на воротах. Сорок сорок воровали горох *** Как бы мне пошла кор-рона! Важно каркает…(Ворона) Чёрный, проворный, кричит «Кр - рак» - червякам враг… (Грач) *** Трещит сорока: – Я пестра! Другой сороке я сестра! И повторяет сорок раз скороговоркой свой рассказ. *** Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок. *** На воротах сорока, на заборе ворона. На дороге воробей клюёт конопель. *** Сорока-белобока садится на забор, Сорока-белобока заводит разговор. Сорока сорочонку сорочку раскроила, Сорока на сорочке три строчки прострочила. *** Жу ра-жу ра-жу равли Оторвались от земли. Прокурлыкали: «Прощай До весны, родимый край!» *** Чёрный ворон спел вороне Серенаду по-вороньи, Передразнивает он Раскричавшихся ворон. *** Отрыла ворона На свалке корону: «Теперь я, наверно, Ворона — царевна». *** Коршун выловил рыбешку Коршунятам на кормежку. Раскрошил в котле рыбешку Коршунятам коршун в крошку. *** Кормит Шурочка Просом курочку. Кормит пеструшку Просом из кружки. *** В парке драка средь ворон. В драке был большой урон: Ровно тридцать три пера. Драка длилась до утра. *** Дрозды на дереве сидят, Рябину дружно теребят. Дрозды дружны, дрозды — друзья Дроздов огромная семья. *** Пир устроил пёстрый дрозд: Съел рябины красной гроздь. Гроздь рябины велика, Дрозд подрос наверняка. *** Расхрабрился воробей: Прыгнул в мартовский ручей. А теперь на брёвнышке Сушит свои перышки. *** Разразился в море шторм. Альбатрос взмахнул крылом. Не страшится птица шторма В шторм на море больше корма. *** Сыр сорока раздобыла. Сорок дырок в сыре было. Сыр сорока поклевала: Сыра с дырками не стало. *** Уронил воробышек перышко в траву, И спросил воробышек мудрую сову: «Как найти пропажу посреди травы?» «Отрастет вновь перышко», — был ответ совы. *** Три вороны на воротах, Три сороки на пороге, Три дерева, три тетерева. *** Сорока сорочонку сорочку раскроила, Сорока на сорочке три строчки прострочила. *** Ворона Кра! Кричит ворона. Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор пробрался Утром рано Брошь украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! Стой ворона, Не кричи, Не кричи ты, ворона, Помолчи. Жить не можешь без обмана У тебя ведь нет кармана. -Как! Подпрыгнула ворона И моргнула удивлённо Что ж вы раньше не сказали! Каррраул! Карррман укрррали! *** Чёрной галке Чёрный дрозд Подарил черники горсть. Черная галка Чернику склевала, Только, представьте, чернее не стала. *** Летала гагара над амбаром, А в амбаре сидела другая гагара. *** Принесла в корзине Рая Три румяных каравая. Раздала всем поровну: Двум грачам и ворону. *** Замерла ворона: «Кар! Разрисован тротуар!» *** У тетерева и тетёрки Тетеревята на горке. Эти пять тетеревят Три травинки теребят. *** В сарае у Нюры разные куры. Две черных — Чернушки. Три пёстрых — Пеструшки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/08/picture-264027-1370666791.jpg)
Речевой материал по коррекции звукопроизношения. Лексическая тема « Одежда, обувь»
Автоматизация звуков на разных этапах коррекционной работы (слоги, слова, фразы, предложения) с использованием материала по данной лексической теме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-554751-1419228243.jpg)
Речевой материал для занятий по теме "Овощи, фрукты, ягоды"
Подборка речевого материала по теме "Овощи, фрукты, ягоды" может быть полезна логопедам, воспитателям ДОУ при подготовке и проведении занятий по познавательному и речевому развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/08/picture-1218232-1594189971.jpg)
КАРТОТЕКА "Речевой материал по лексико-грамматическим темам"
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ ТЕМАМ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-593610-1424701802.jpg)
Речевые дидактические игры по лексической теме "Птицы"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-1274543-1603135726.jpg)
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Птицы»
Цель: уточнить знания детей о птицах.Задачи:Образовательные: - закрепить понятия «перелётные, зимующие, водоплавающие»;- знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются;- о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-30017-1663337634.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ПТИЦЫ»
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Птицы»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-1326769-1617522070.jpg)
Речевой материал для разучивания по темам недели в старшей группе
Для развития речи детей мы проводим пятиминутки по разучиванию стихов. Запланированы такие минутки три раза в неделю. Материал подобран в соответствии с календарным планированием по темам недели. Для ...