Речевой материал для занятий по теме "Овощи, фрукты, ягоды"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тычкова Маргарита Викторовна

Подборка речевого материала по теме "Овощи, фрукты, ягоды"  может быть полезна логопедам, воспитателям ДОУ при подготовке и проведении занятий по познавательному и речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Овощи, фрукты, ягоды.

1. Загадки

Любят зайцы кушать с хрустом

Поздней осенью - . . . (капусту)

Расту в земле на грядке я –

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Я румяную матрёшку

От подруг не оторву.

Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву.

(Груша)

Довелось ему родиться

Не на грядке, а в теплице.

Он из жёлтого цветка,

Отлежал себе бока

Нам на радость, наконец,

Превратился в  - . . . (огурец)

Заставит плакать всех вокруг,

хоть он и не драчун,

 а . . . (лук)

Голова на ножке,

В голове – горошки

(Горох)

Колобок висит всё лето

Среди зелёных веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень

(Яблоко)

На границе огорода –

Королева корнеплодов,

Чья листва чуть-чуть поблёкла.

Всем известно, -это - . . . (свёкла)

Я длинный, зелёный,

Вкусный и солёный,

Вкусный и сырой,

Кто же я такой?

(Огурец)

Было зелёное платье атласное.

Нет, не понравилось,

Выбрала красное,

Но надоело платье и это;

Платье надела синего цвета.

(Слива)

Вырастает огромных размеров,

Ей на грядке не сыщешь примеров.

К обращенью на «Вы» не привыкла

Толстокожая жёлтая … (тыква)

Воду пьёт – себя торопит,

И растёт, и листья копит,

Набирает вес кубышка –

В середине кочерыжка

(Капуста)

Варенье солнечно, как, юг,

На пирожки с повидлом – спрос.

В сушёном виде он – урюк,

А в натуральном - . . . (абрикос)

Зацепившись плодоножкой,

С грядки вылез на дорожку

Крутобокий, как бычок,

И пузатый . . . (кабачок)

В огороде перед нами

Куст усыпан колпачками,

Каждый пламя прячет,

А кто съест – заплачет.

(Перец)

Я и чёрный, я и белый,

Я и ловкий, я и смелый,

Я без лестниц, без ступеньки

На любую влезу стенку.

Ус зелёненький завью,

В грозди солнышка налью.

И ребятам – малышам

Всё до капельки отдам

(Виноград)

Заставит  плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а . . . (лук)

Меня – единственную в мире

Не просто варят, а в мундире

(Картошка)

В шкуре жёлтой,

Кислый он

Называется - . . . (лимон)

2. Пальчиковая гимнастика

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много

- левую ладошку держать «ковшиком»,

указательным пальцем правой руки – «мешать»

Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

 - загибать по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках на каждое название компонента компота

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ

 - опять «варить» и «мешать»

3. Развитие общей моторики

Как румян осенний сад!

 - лёгкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

 - руки поднять вверх

Краснобоки, краснощёки

 - руки на поясе.

На ветвях своих высоких

 - руки поднять вверх

Точно солнышки горят!

 - соединить руки в круг («солнышко»)

4. Хороводная игра «Яблонька»

 - Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

 - дети идут по кругу, взявшись за руки;

в центре, подняв руки вверх,

 стоит один ребёнок – «яблонька»

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

- дети останавливаются и на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке, начиная с большого.

Ребёнок «яблонька» отрицательно качает головой.

Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали…

- дети загибают по одному пальцу на правой руке, начиная с большого.

Дети оборвали!

-дети разбегаются, а «яблонька» бежит за ними – «пятнает»

5. «Овощи-малютки»

огурец – огурчик

морковь - . . .

баклажан - . . .

помидор - . . .

лук - . . .

чеснок - . . .

картофель - . . .

перец - . . .

капуста - . . .

6. Какой сок? Какое Варенье? Какое пюре? Какая запеканка?

Образец: Из моркови- морковный сок, морковное пюре, морковная запеканка.

Из картофеля - . . .

Из малины  - . . .

Из груш - . . .

Из тыквы  - . . .

Из клубники - . . .

Из слив - . . .

Из капусты - . . .

Из яблок - . . .

Из абрикосов - . . .

7. Посчитаем до пяти.

Один абрикос, два абрикоса, три абрикоса, четыре абрикоса, пять абрикосов.

 Один персик - . . .

Одно яблоко - . . .

Одна груша - . . .

8. Назвать  фрукты, которые:

-  имеют жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, синий цвет;

-  имеют круглую форму, овальную форму, похожи на треугольник.

9. «Наш сад»  Прослушать стихотворение и запомнить названия фруктов, которые прозвучат в стихотворении.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.           В.  Волина

10. «Четвёртый лишний»

горох

капуста

огурец

свёкла

картофель

свёкла

морковь

помидор

яблоко

груша

баклажан

апельсин

малина

смородина

абрикос

крыжовник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки и считалки Речевой материал для занятий по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

СкороговоркиСобирала МаргариткаМаргаритки на гореРастеряла МаргариткаМаргаритки на дворе.++++++++++МУХА.Муха в гости собираласьЕхать очень далекоУмывалась,Одевалась,Волновалась,Завивалась, передЗеркал...

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Фрукты. Ягоды"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ЗИМА»

Зима – владычица трех месяцев: декабря, января, февраля. Зимой от месяца к месяцу будто и не заметно перемен в природе. Каждый день то метель, то мороз, то инеем деревья украсятся, то снег на ве...

Памятка для родителей. Речевой материал для занятий с шариками СУ - ДЖОК.

В памятке представлены разнообразные игры и упражнения с шариками Су - Джок....

Конспект занятия «Блюдо с фруктами и ягодами (коллективная работа)»

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Конспект коррекционного занятия. Лексическая тема "Фрукты. Ягоды".

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На занятии используется мнемотаблица (письмо), которая разделена на 6 этапов. Ребята выполняют задания, опираяс...