Картотека для преодоления заикания.
картотека по логопедии на тему

Каравасилиади Светлана Константиновна

В этом материале подобраны упражнения,направленные на расслабление (релаксацию) при заикании.Проводить их рекомендуется перед "режимом относительного молчания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasslablenie_myshts_ruk_zanyatiya_1234.docx26 КБ
Файл 22.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1.    Расслабление мышц рук

Принять позу покоя(сесть на стул, опереться спиной о спинку стула, руки на колени, голова опущена)
Все умеют отдыхать,

Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.

Произносить тихим голосом ,в замедленном темпе, с длительными паузами)
Есть у нас игра такая-

Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…

И становится понятно:
Расслабление –приятно!

  1.    Расслабление мышц рук

Упражнение «Кулачки»
Руки лежат на коленях, затем сжать их в кулачки со всей силы. Перед выполнением упражнения сделать глубокий вдох и выдох.

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребёнка.
Знайте , мальчики и девочки:

Отдыхают наши пальчики!

  1. Расслабление мышц рук
    Упражнение «Олени»
    Поднять над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами, добиться полного и сильного напряжения мышц в руках. Вдох-выдох!

Посмотрите: мы - олени

Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,

Опустить руки на колени

Руки снова на колени,
А теперь- немного лени…
Руки не напряжены
И рассла- бле-ны…

Лёгким движением руки провести по руке ребёнка от плеча до кончиков пальцев.
Знайте , девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится  легко…ровно…глубоко…


  1.   Расслабление мышц  ног

Руки не напряжены
И рассла- бле- ны…
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются…

Задания на дом:
1.
Провести три занятия по релаксации по 10 минут.
2. Вызывать ощущения покоя у ребёнка.
3. Воспитывать чувство мышцы.
4. Научить фиксировать внимание ребёнка на приятном состоянии расслабленности.

  1.       Расслабление мышц ног       Упражнение «Пружинки»

Представить, что ноги  стоят на пружинках. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижмём стопы к полу, потом  расслабиться. Вдох-выдох!
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок- отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И рассла- бле- ны…
-Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко…ровно…глубоко…

  1.           Расслабление мышц ног

Упражнение «Загораем»

Сидя на стуле, поднять ноги горизонтально, держать, пока ребёнок не почувствует усталость от напряжения. Вдох- выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… Держим… Напрягаем…
Загорели! Опускаем!

(ноги резко отпустить на пол)
Ноги не напряжены
И рассла- бле- ны…

Упражнение выполняется три раза, после чего вызвать полный покой.

  1. Расслабление мышц ног
       
    Упражнение «Штанга»
       Представить, что ребёнок поднимает штангу. Наклониться, «взять» штангу. Медленно поднять руки, они напряжены.Словно тяжело. Подержали штангу, руки устали и бросили штангу.
    Мы готовимся к рекорду,
    Будем заниматься спортом.
    Наклониться вперёд
    Штангу с пола поднимаем
    …(распрямиться)
    Крепко держим…
    - И бросаем!

Наши мышцы не устали-
И ещё послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление – приятно.


9.        Расслабление мышц живота


      Упражнение «Шарик»


Представить, что нужно надуть воздушный шар. Положить руку на живот. Надувать его медленно, словно это воздушный шар, тогда мышцы живота напрягаются .Плечи не поднимать. А затем резко выдохнуть.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем.(Делаем вдох)
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко…ровно…

Глу- бо- ко…(повторить три раза)

  1.    Расслабление мышц ног
     
    Упражнение «Кораблик»

Инструкция: расставить ноги по-шире и прижать их к полу. Поочерёдно ноги расслаблять и напрягать, имитируя наклоны корабля при плавании.

Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую- расслабляем!
-А теперь сесть  на стул и слушать
Снова руки на колени,
А теперь- немного лени…
Напряженье улетело-
И расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышется легко…ровно…
Глу- бо- ко…

10.          расслабление мышц шеи
   Упражнение «Любопытная Варвара»
Формула общего покоя: сидя на стуле, ладони положить на колени, голову опустить и расслабиться.
Напряженье улетело,
И расслабилось всё тело.

Повернуть шею влево, как можно дальше. Мышцы напряжены.Потрогать шею справа. Посмотреть прямо, расслабить шею. Затем посмотреть вправо, так же стараясь повернуться максимально дальше.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
а потом опять вперёд-
Тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена!

И рассла- бле- на…

11.         расслабление мышц шеи

   Упражнение «Любопытная Варвара» продолжение

Поднять голову вверх. Откинуть голову назад, потрогать напряжённую шею.  Выпрямиться Вдох- выдох!

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!

Возвращается обратно-
Расслабление приятно!
Шея не напряжена!
И рассла- бле- на…

12. расслабление мышц шеи

Упражнение «Любопытная Варвара» продолжение

А теперь медленно опустить голову вниз. Потрогать мышцы шеи сзади. Выпрямиться, расслабиться. Дышится легко. Вдох- выдох!

А теперь посмотрит вниз-
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно-
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла- бле- на…

Закончилась наша игра. Нужно успокоиться, расслабить ваши руки, ноги шею. Руки стали послушными. Вам легко и приятно дышится

13.расслабление мышц речевого аппарата(губ, нижней челюсти)

    Упражнение «Хоботок»
Вытянуть губы «хоботком»(показать)Напряглись губы. А теперь  расслабить их, потрогать пальцами напряжённые и расслабленные губы.


Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И рассла- бле- ны…


14.расслабление мышц речевого аппарата(губ, нижней челюсти)

Упражнение « Лягушки»

Показать ребёнку движения губ, соответствующие артикуляции звука и. Фиксировать внимание ребёнка на напряжении и расслаблении губ.

Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну- перестану.
И не сколько не устану!

Губы не напряжены
И рассла- бле- ны…

15.расслабление мышц речевого аппарата(губ, нижней челюсти)

    Упражнение «Орешек»

Представить, что нужно разгрызть орех. Крепко сжать зубы, челюсти напряглись, стали каменные. Это неприятно. Разжать челюсти. Приятно. Вдох- выдох!


Зубы крепче мы сожмём.

А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
-Вы учились расслаблять свой речевой аппарат.


16.расслабление мышц речевого аппарата(губ, нижней челюсти)

Упражнение « Волшебный сон »
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(Два раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпает…(два раза)
Шея не напряжена
И рассла- бле- на…

Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется.(два раза)
Дышится легко…ровно…глубоко…

Пауза…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…

17.расслабление мышц речевого аппарата(губ, нижней челюсти)

    Упражнение «Волшебный сон»
продолжение
Произнесите громко, быстро, энергично:


Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем .
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!


18.расслабление мышц речевого аппарата(губ,  челюсти, языка)

Упражнение « Сердитый язык»
Показать ребёнку, как кончик языка с силой упирается в верхние зубы. Объяснить, что язык при этом  напрягается. Это неприятно.

С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.

19.расслабление мышц речевого аппарата(губ,  челюсти, языка)

    Упражнение «Горка»

Показать, как  удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Объяснить, что долго удерживать это напряжение неприятно, а при расслаблении языка наступает приятное ощущение. Вдох- выдох!


Спинка языка сейчас

Станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю-

Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.


21.Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка)
 Повторение


Принять позу покоя, расслабиться.

Вытянули губы вперёд- у… Расслабились.
Растянули губы- и…Расслабились.
Сжали зубы…Расслабились
(три раза)

Расслабились губы, нижняя челюсть опустилась.

20.расслабление мышц речевого аппарата(губ,  челюсти, языка)

Упражнение « Волшебный сон »

Начало на карточке №16 и № 17


Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…(два раза)

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы. (два раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык. (два раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…



Предварительный просмотр:

22.Расслабление речевого аппарата. Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению

-Принять позу покоя.

-Расслабить руки и ноги.
-Вытянуть губки вперёд («Хоботок»)-расслабляемся.
-Растягиваем губы («Лягушки»)- расслабляемся.
-Сжимаем крепко зубы («Орешек»)- разжимаем- расслабляемся.
-Упираемся языком в верхние зубы («Горка»)- расслабляемся.
Расслаблен наш речевой аппарат!

23. Расслабление речевого аппарата. Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению

Упражнение «Волшебный сон»
Напряженье улетело…
И расслабилось всё тело…(
два раза).
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы тёплые и вялые,

Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется…(
два раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
(пауза длительная)
Нам понятно ,что такое
состояние покоя…

Закончилась игра, все отдохнули, успокоились и расслабились

24. 3 этап. Введение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

На третьем этапе исключаются упражнения для расслабления по контрасту с напряжением, даётся внушение спокойствия, расслабленности. На протяжении всего занятия дети сидят с закрытыми глазами, в состоянии покоя.
Новые речевые формулы даются для сосредоточения внимания детей на соблюдении речевых установок, которые обеспечат правильность речи, спокойствие при общении и уверенность в возможности  всегда говорить красиво.

25. Формулы правильной речи и уверенного поведения.

Упражнение «Волшебный сон»

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!
Чуть громче, императивно:

Мы спокойны всегда! (два раза)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
 (два раза)

Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
 (два раза)

26. . Формулы правильной речи и уверенного поведения.

Упражнение «Волшебный сон» продолжение

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим!
После длительной паузы, более тихим голосом:

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Голос звучит громко:

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы !

27. Формулы правильной речи и уверенного поведения.

Упражнение «Волшебный сон» заключение
Мы спокойны всегда! (два раза)
Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,
Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим! (два раза)
Паузы мы соблюдаем!
(два раза)

Звук ударный выделяем! (два раза)
И легко нам говорить!

И не хочется спешить!
Так спокойно, так приятно
Говорим – и всем понятно!

Длительная пауза, более тихим голосом:
Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Громче:
Веселы, бодры мы снова

И к занятию готовы!

24. 3 этап. Введение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

На третьем этапе исключаются упражнения для расслабления по контрасту с напряжением, даётся внушение спокойствия, расслабленности. На протяжении всего занятия дети сидят с закрытыми глазами, в состоянии покоя.
Новые речевые формулы даются для сосредоточения внимания детей на соблюдении речевых установок, которые обеспечат правильность речи, спокойствие при общении и уверенность в возможности  всегда говорить красиво.

25. Формулы правильной речи и уверенного поведения.

Упражнение «Волшебный сон»

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!
Чуть громче, императивно:

Мы спокойны всегда! (два раза)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
 (два раза)

Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
 (два раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста

Материал включает в себя информацию о заикании, его причинах и проявлениях, а также способах их коррекции.Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движени...

Развитие зрительного внимания, как одно из средств в преодолении заикания.

Игры  для детей с неврозоподобной и невротической формами заикания...

Драматизация- как одно из средств в преодолении заикания на этапе облегченных форм речи.

Особый эмоциональный настрой характерный при работе с детьми, страдающими заиканием, над перевоплощением в того или иного персонажа, либо в элементах самостоятельного владения какой-либо частью заняти...

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...