Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.
статья по логопедии

Гилева Ольга Петровна

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей, которые под руководством специалистов должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все советы и назначения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание. Причины возникновения заикания.

Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.


Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

Заикание- нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

По этиологическому признаку различают два вида заикания.

1. Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражения в речевых механизмах центральной нервной и переферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

2. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.)Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных, труднопроизносимых слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение)Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

Возникновение заиканиявозможно и вследствие чрезвычайно быстрой речиребенок торопится, подражая кому-то из окружающих, или стремится быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств, для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствует также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг. Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую рольиграют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

Проявления заикания.

Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Заикание может усиливаться в момент болезни, переутомления, после того как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

Основным внешним признаком заикания является возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-б-бабушка, со-ба-ба-бака).

Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму – тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к….нижка, каранд…аш, зм….ея).

Встречается и смешанный вид заикания.

Степени заикания. Различают три степени заикания: слабую, среднюю и тяжелую. Слабой степенью считают такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также сопутствующие движения.

В связи с тем, что заикание является весьма сложным речевым дефектом, с разнообразными проявлениями,необходимо проводить всестороннее комплексное обследование: медицинское, логопедическое и психологическое.

Роль семьи в преодолении заикания у детей. Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей, которые под руководством специалистов должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все советы и назначения.

Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовывать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон 10-11 ч ночью и не менее 2 ч днем должен быть обязательным, т. к он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях.

На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо чтобы в остальное время навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому и воспитатели, и родители должны следить за речью ребенка. Надо стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.

Особенно ответственным и сложным является проведение в первый месяц занятий «режима молчания» в детском саду. И дома. Это общепринятое название является условным, т. к. по существу полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

Заикание. Причины его возникновения.

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого  являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов, причин возникновения. В представленном м...

Родителям о причинах возникновения заикания

Статья о причинах возникновения заикания....

"Причины возникновения заикания"

Консультация для родителей "Причины возникновения заикания"...

Предраспологающие причины возникновения заикания у ребёнка.

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, в данной ситуации заикание , часто интересуются, чем оно вызвано. Этот вопрос становится для родителей осо...

Причины возникновения заикания

Заикание, причины его возникновения...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении дефектов речи ребенка»

Очень часто родители не обращают внимания на дефекты речи ребенка и не придают этому особого значения, либо полагают, что «все пройдет с возрастом». А есть и такие, которые даже не сл...