Развитие связной речи у детей с нарушениями речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ФЕДОСОВОЙ МАРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
ТЕМА ОПЫТА
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
ИДЕЯ ОПЫТА: ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Содержание.
1. Сведения об авторе.
2. Условия формирования опыта.
2.1. Характеристика МДОУ
3. Теоретическая интерпретация опыта.
3.1. Новизна опыта.
3.2. Адресная направленность.
3.3. Актуальность опыта.
4. Содержание опыта.
4.1. Система деятельности логопеда в процессе обучения детей
развитие связной речи.
4.2. Формы работы учителя-логопеда.
5. Перспективный план по развитию связной речи в группах для детей с общим недоразвитием речи.
5.1. Старшая группа.
5.2. Подготовительная группа.
6. Изучение уровня развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
6.1. Критерии определения уровня речевого развития детей.
6.2. Критерии уровня развития связной речи.
6.3. Результаты диагностического обследования.
ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
- личная заинтересованность данной проблемы;
- изучение литературы и периодической печати;
- изучение опыта коллег;
- посещение методических объединений
- накопление материала по данной проблеме
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МДОУ
Год создания образовательного учреждения – 1965.
В настоящий момент в МДОУ функционирует 6 групп:
- Первая младшая группа
- Вторая младшая группа
- Старшая группа
- Подготовительная к школе группа
- Группа для детей с нарушением речи №1
- Группа для детей с нарушением речи №2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида является образовательным учреждением, ориентированным на создание благоприятных условий: для обучения, воспитания и развития дошкольников, в том числе и имеющих речевые дефекты; на охрану и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, развитие умственных способностей; на свободное сотрудничество педагогов и детей, детей друг с другом, педагогов и родителей.
В целях создания единого образовательного пространства МДОУ сотрудничает с МОУСОШ № 15, с тульским государственным педагогическим институтом им. Л. Н. Толстого, с музеями Н.И. Белобородова, Тульские древности, Краеведческим, самоваров, оружия, с театрами г. Тулы, с областной детской библиотекой.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ ОПЫТА
Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем развития речи детей. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связно с развитием деятельности и общения. К моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Специалисты отмечают, что у детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Особенно мало доступен для них рассказ - описание. Обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному педагогом. Эта проблема заставила задуматься о ведении работы, направленной на освоение детьми связной речи.
3.1.НОВИЗНА ОПЫТА
Овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грамматических и лексических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью. Период раннего детства является решающим в речевом развитии ребенка. Ребенок проходит путь от отсутствия речи, появления первых лепетных слов до фразовой речи. Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение, т. к. она сформирована недостаточно. Развитие связной речи предоставляет богатые возможности для решения нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи, но и к частным аспектам обучения родному языку - воспитание звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение связной речью рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. На основании этого мною разработана система развития связной речи.
3.2 АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Данный опыт могут использовать в работе воспитатели групп компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи, учителя-логопеды.
Практический материал могут использовать родители детей, имеющих общее недоразвитие речи. Изучив содержание этого раздела, они станут более грамотно, осознанно и активно участвовать в процессе комплексной коррекции дефекта.
Успех коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько четко организована согласованность в работе логопеда, воспитателей и родителей
3.3.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложными речевыми нарушениями (дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи). В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению и коррекции речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений.
Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и природе его возникновения.
Общее недоразвитие речи – форма речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
« Две особенности решительно отличают человека от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь - для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы. » - говорил один из величайших педагогов прошлого Ян Амос Коменский .
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития видна в формировании связной речи, т. е. содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить объект рассказа (предмет, явление), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами. Кроме того, необходимо подбирать наиболее подходящее для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания. Специалисты считают, что владение связной монологической речью - высшее достижение речевого воспитания дошкольников, а в особенности детей с общим недоразвитием речи. Обычно у детей с ОНР монологическая речь сформирована недостаточно. В процессе овладения ребенком монологической описательной речью важна и необходима помощь со стороны взрослых. Для того чтобы родители были способны оказать ребенку полноценную помощь, необходимыми являются некоторые знания об особенностях развития монологической описательной речи при нормальном развитии и в случае имеющегося нарушения речи. Кроме того, взрослому, занимающемуся с ребенком, важно ориентироваться в некотором круге специальных понятий, ясно представлять себе основные направления по формированию монологической описательной речи, поэтому данной проблемой лучше заниматься специалистам. В связи с этим решила проверить сформированность связной речи у детей моей группы. Выяснилось, что лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст ; большинству требуются вопросы - подсказки ; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи редко используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны, либо вовсе отсутствуют. Таким образом, связная речь детей требует значительной корректировки с помощью логично построенной системы .
4. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА
- В данном опыте систематизирован материал по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
- Составлено планирование фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
- Показаны формы работы с детьми.
- Подобраны дидактические игры и упражнения с учетом возрастных особенностей детей.
- Разработаны и показаны критерии определения уровня развития у детей связной речи.
- По результатам диагностики составлены таблицы и графики уровня развития связной речи у детей.
4.1. Система деятельности логопеда в процессе обучения детей
развитию связной речи.
Работа по развитию связной речи детей с ОНР проводится систематически с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей. В течение учебного года она включает в себя следующие этапы:
- Изучение уровня развития связной речи (диагностика).
- Составление плана работы с учетом данных логопедического обследования, рекомендаций педагога-психолога (планирование).
- Консультация родителей по результатам обследования.
- Использование различных форм и методов работы с детьми (индивидуальная, подгрупповая и фронтальная формы работы).
- Промежуточная диагностика (отслеживание динамики развития).
- Корректировка плана работы с учетом данных промежуточной диагностики.
- Итоговая диагностика (за учебный год).
5.2. Перспективный план развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе.
I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Неделя | Тема занятия | Развитие связной речи |
Сентябрь | ||
4 | Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью | Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. - сущ:осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна; - прил :осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, -гл: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть желтеть, краснеть). Уточнение и активизация словаря по теме. Рассматривание репродукций картин И.Левитана и Ф.Васильева Составление сложноподч. предлож. с противопоставлением, со словами потому что по репродукциям» Игра с мячом «Скажи наоборот» Совершенствование навыка пересказа «Осенние дожди» |
Октябрь | ||
1 | Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах | Расширение представлений детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда по теме Словарь: -сущ: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, кабачки баклажаны, чеснок, грядка, парник, - гл: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать, -прилаг:спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый Уточнение и активизация словаря по теме Рассматривание картины и беседа по ней. Развитие диалогической речи. Совершенствование навыка работы по алгоритму. «Уборка урожая» Совершенствование навыка пересказа с опорой на мнемотаблицу. |
2 | Фрукты. Труд взрослых в садах | Расширение представлений детей о труде людей в садах осенью, о необходимости и важности их труда по теме Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Словарь: - сущ. фрукты, сад, дерево, груша, яблоко, слива, лимон, апельсин, персик, абрикос, гранат, садовод, корзина, лестница, уборка; -прилаг: красный, желтый, зеленый, синий, румяный, спелый, сочный, ароматный, душистый; -гл: созревать, краснеть, наливаться, убирать, укладывать, заготавливать Обучение составлению плана рассказа и творч. Рассказа по картине. «Цветы и фрукты» Совершенствование навыка пересказа с опорой на мнемотаблицу. «Как яблоки собирали» Составление предложений с противопоставлением. Упр. «Сравни и расскажи» |
3 | Насекомые и пауки | Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые и пауки» на основе систематизации и обобщения знаний Словарь: - сущ: насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, усы, лапки, крылья, личинка; Гл:летать, ползать, жужжать, собирать, жалить; -прилаг: полезный, вредный . Соверш. навыка предлож. с однородными сказуемыми. Совершенствование навыка пересказа. В. Строкова «Насекомые осенью». обучение составлению сложносочинен. |
4 | Перелетные птицы. Водоплавающие птицы | Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме. Словарь: - сущ: птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец; - гл: летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться; - прилаг: перелетный, водоплавающий, пернатый Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней. Совершенствование навыка рассматривания картина.Совершенствование навыка рассказа по картине. Совершенствование навыка пересказа с опорой на мнемотаблицу. Учить детей отгадывать загадки. |
Ноябрь | ||
1 | Ягоды и грибы. Лес осенью | Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах, местах их произрастания. Словарь: - сущ:лес, болото, гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, куст, ягода, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка; -прилаг: белый, съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, душистый: -гл:прятаться, напиваться, созревать, искать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать Развитие диалогической речи. Совершенствование навыка пересказа. И. Павловой «Последние ягоды» детьми. |
2 | Домашние животные | Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме. Словарь: -сущ: животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, стойло, кормушка, сено, пойло; - гл: ухаживать, содержать, поить, кормить; -прилаг: домашний, полезный, нужный). Рассматривание картины «Лошади и жеребята» и беседа по ней. Развитие навыков составления описательных рассказов о животных. Совершенствование навыка рассказа по картине Расширение глагольного словаря Игра «Кто что делает?» Совершенствование навыка рассказа по серии картинок. «Щенок» |
3 | Дикие животные наших лесов | Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме. Словарь: -сущ: лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; - гл: зимовать, питаться, менять, линять, накапливать, - прилаг: дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный) Развитие диалогической речи. (по сказке, рассказа «Медведь», «На лесной речушке») Совершенствование навыка рассказа по серии картинок. «Ежик» |
4 | Одежда, обувь, головные уборы. | Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде, обуви, головных уборах; материалах, из которых они сделаны; о процессе производства одежды, обуви, головных уборов. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме Словарь: -сущ: одежда, ателье, фабрика, магазин, пальто, плащ, куртка, комбинезон, брюки, джинсы, юбка, платье, сарафан, свитер, джемпер, кофта, рубашка, футболка, шорты, майка, трусы, колготки, гольфы, носки, шапка, берет, кепка, бейсболка, рукавицы, перчатки, шарф, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли; - прилаг: осенний, демисезонный, теплый, удобный, нарядный, повседневный, шерстяной, вельветовый, кожаный, резиновый; - гл: надевать, обувать, стирать, чистить, гладить Беседа о процессе изготовления одежды в прошлом и в настоящее время.(развитие диалог. речи) по картинам «На ткацкой фабрике» , «В ателье ремонта обуви» из альбома «Кем быть» Составление сложноподч. предл. С противопоставл. Игра с мячом «Летом и осенью», с придаточным времени. Упр. «Выбери для осенней прогулки» Совершенствование навыка пересказа. |
II период (декабрь, январь, февраль)
Неделя | Тема занятия | Развитие связной речи |
Декабрь | ||
1 | Зима. Зимующие птицы | Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме Словарь: - сущ: зима, месяц, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, стужа, вьюга, буран, снегопад, снежинка, сугроб, гололед, птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, свиристель, щегол, крыло, перо, хвост, оперение; -гл: покрывать, выпадать, идти, заметать, завывать, прилетать, голодать, замерзать, искриться, блестеть, переливаться; -прилаг: белоснежный, искрящийся, холодный, зимующий. Составление предложений с противопоставлением. Упр. «Сравни и расскажи» Развитие диалогической речи. Сценка «Спор лесных птиц» Рассматривание картины «Зима в городе» и беседа по ней. Совершенствование навыков рассматривания картин И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», «Зима в городе» Совершенствование навыка пересказа. |
2 | Мебель | Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Уточнение и активизация словаря по теме на основе обобщения знаний об окружающем. Словарь: - сущ: мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье, -прилаг: деревянный, дубовый, ореховый, березовый, - гл: стоять, ставить, класть, хранить, вешать, убирать Составлять сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Упр. «Составь предложения» Игра «Магазин» Составлять загадки описания. Составлять сравнит. рассказы-описания о мебели |
3 | Посуда | Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о посуде, ее деталях; материалах, из которых она сделана. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме Словарь: - сущ: посуда, чайник, кофейник, самовар, кастрюля, сковорода, миска, тарелка, блюдце, чашка, супница, сахарница, солонка, масленка, хлебница, салфетница, соусница, ложка, вилка, нож., поварешка, дуршлаг; - прилаг: кухонный, столовый, чайный, кофейный, фаянсовый, фарфоровый, стеклянный, металлический, деревянный, чугунный, алюминиевый, эмалированный', - гл: хранить, наливать, готовить, резать, раскладывать. Составлять сложноподчиненные предложения. Упр. «Что лишнее», со словами для того чтобы. Упр. «Для чего?»Совершенствование навыка пересказа. «Мамина чашка». |
4 | Новогодний праздник | Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представления о том, как встречают новый год в разных странах. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Словарь: - сущ: праздник, утренник, карнавал, представление, спектакль, танец, пляска, песня, сценка, сюрприз, подарок, серпантин, конфетти, гирлянда, елка, украшение, Снегурочка, дед Мороз, Лапландия, упряжка', - прилаг: веселый, праздничный, радостный, новогодний; -гл: готовить, отмечать, поздравлять, исполнять, петь, танцевать, веселиться, желать. Составление рассказа по картине «На новогоднем празднике» Составлять предложения с противопоставлением. Совершенствование навыка пересказа, формировать умение передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Составлять сложноподчиненные предложения со словом который Упр. «Составь предложения» |
Январь | ||
2 | Транспорт | Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений Уточнение, расширение и активизация словаря по теме Словарь: - сущ: транспорт, машина, автобус, такси, троллейбус, трамвай, метро, поезд, корабль, самолет, вертолет, грузовик, фургон, цистерна, контейнеровоз, платформа, самосвал, экскаватор, кран, трактор, комбайн; -прилаг: грузовой, пассажирский, специальный, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный, скорый, пожарный; - гл: ехать, везти, доставлять, убирать, строить, грузить Закрепление понятий грузовой и пассажирский транспорт. Формировать представления о видах транспорта. Совершенствование навыка пересказа. «Кто сильнее?» Составлять сложные предложен. Составление рассказов-описаний по плану. Составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что, с противопоставлением. Игра «Виды транспорта» игра «На заправочной станции» |
3 | Профессии | Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости. Систематизация знаний о профессиях мам. Расширение и активизация словаря по теме Словарь: - сущ: труд, профессия, работа, польза, шофер, водитель, летчик, машинист, капитан, врач, учитель, строитель, повар, инженер, почтальон, швея; - прилаг: интересный, полезный, нужный, трудный, ответственный; - гл: работать, делать; трудиться, совершать. Составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что. Составление рассказов о проф. по алгоритму. (альбом «Мамы всякие нужны» Составлять сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы. Игра «Для чего они нужны?» Совершенствование навыка пересказа. «Где работает мама» |
4 | Труд на селе зимой | Расширение представлений о труде людей на ферме, о необходимости и важности их труда. Расширение и уточнение словаря по теме Словарь: - сущ: ферма, двор, станция, птичник, теплица, доярка, скотник, конюх, телятница, свинарка, механизатор, овощевод, скот, корова, бык, лошадь, теленок, жеребенок, корма, поило, навоз, транспортер; - гл: ухаживать, кормить, поить, чистить, убирать, ремонтировать, готовить; - прилаг: сельский, скотный, домашний, полезный, нужный, трудный. Совершенствование навыков рассматривания картины. «На ферме» (альбом «Все работы хороши» Совершенствование навыка пересказа. «Снегопах» Составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что. Игра «4 лишний» Составлять сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы. Игра «Для чего они нужны?» Составлять рассказ о представителей сельских профессий |
Февраль | ||
1 | Орудия труда. Инструменты | Закрепление представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Уточнение и активизация словаря по теме. Словарь: - сущ: инструмент, приспособление, работа, труд, лопата, грабли, тяпка, мастерок, валик, кисть, топор, молоток, пила, стамеска, отвертка, клещи, плоскогубцы, напильник, игла, наперсток, ножницы - гл: делать, использовать, облегчать - прилаг: нужный, необходимый, полезный. Составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что. Игра «Кому что нужно?», «Что лишнее» Составлять сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы. Игра «Кому что нужно?» Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Составлять загадки-описания об инструментах и орудиях труда. |
2 | Животные жарких стран | Расширить представления детей о животных жарких странах, об их повадках, поведении образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме. Словарь: - сущ: животное, хищник, джунгли, саванна, слон, тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна, хобот, клык, коготь, шерсть, добыча, охота - гл: охотиться, бросаться, настигать, питаться - прилаг: сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка рассказа по серии картин «Спасенный попугай» Совершенствование навыка пересказа. «Сказка про львенка» Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что. |
3 | Комнатные растения | Обобщение и систематизация знаний о комнатных растениях, способах размножения комнатных растений, уходе за ними. Расширение, уточнение, активизация словаря по теме. Словарь: - сущ: растение, горшок, кашпо, вазон, поддон, стебель, лист, бутон, цветок, корень, клубень, черешок, луковица, вредитель, насекомое, полив, лейка, опрыскиватель, удобрение, алоэ, аспарагус, гибискус, амараллис, кливия, кактус, фикус, пальма, драцена, бальзамин, герань, колеус, сансевиерия, стробилянтес - гл: очищать, освежать, украшать, ухаживать, опрыскивать, поливать, удобрять, выращивать, разводить - прилаг: красивый, яркий, сочный, зеленый. Совершенствование навыка пересказа. «Зеленые питомцы» Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Совершенст. Навыка составления рассказов-описаний по заранее составленному плану.игра «Путешествие в пустыню Сахара» Составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что, для того чтобы. Упр. «Помоги растениям» Составлять сравнительный рассказ- описание о двух комнатных растениях. Упр. «Рассмотри и расскажи» |
4 | Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов | Сформировать у детей представления о жизни морей и океанов. Расширить представления о жизни обитателей рек, прудов, озер. Систематизировать и расширить представления об аквариумных рыбках. Уточнение, активизация словаря по теме. Словарь: - сущ: животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, судак, чешуя, плавники, хвост - гл: обитать, плавать, охотиться, добывать - прилаг: подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный. Составлять рассказ- описание о рыбах. Совершенствование навыка пересказа. «Левушка-рыбак»» Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Составлять сложноподчиненные предложения |
III период (март, апрель, май, июнь)
Неделя | Тема занятия | Развитие связной речи |
Март | ||
1 | Ранняя весна. Мамин праздник. Первые весенние цветы | Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе Расширение, уточнение, активизация словаря по теме. Словарь: - сущ: весна, потепление, таяние, ледоход, капель, проталина, первоцветы, набухание, почка, растение, сосулька, мимоза, праздник, подснежник, крокус, прострел, ветреница, медуница - прилаг: весенний, первый, нежный, хрупкий, голубой, золотистый, лиловый, липкий, душистый, ароматный - гл: таять, капать, пахнуть, оттаивать, распускаться, поздравлять, отмечать. Совершенс. навыков рассматривания картины. И Грабаря «Март» (альбом «Четыре времени года»», сравнения картин. Формиров. целостного впечатления об изображен. Составлять предлож. с противопоставлением. Составлять загадки- описания о первых весенних цветах. |
2 | Наша Родина-Россия | Углубление представлений о России. Расширение и уточнение словаря по теме. Словарь: - сущ: Родина, страна, государство, край, Россия, - прилаг: любимая, единственная, огромная, прекрасная; - гл: любить, беречь, охранять. Совершенствование навыка пересказа. «Наше отечество» Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что. Упр. «Подумай и объясни» Составлять предлож. с противопоставлением. |
3 | Москва- столица России. Мы читаем. Русские народные сказки | Углубление представлений о столице нашей Родины - Москве. Расширение и уточнение словаря по теме. «Москва- столица России.» Словарь: - сущ: Москва, город, столица, проспект, площадь, река, москвичи, холм; - прилаг: прекрасная, белокаменная, златоглавая; - гл: стоять, раскинуться Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Мы читаем. Русские народные сказки » Словарь: - сущ: сказка, царь, царевич, царевна, дворец, трон, мантия, корона, кокошник, ширма, декорации, лягушка, болото, колчан, стрелы, лук, - гл: читать, играть, учить, показывать, изображать, - прилаг: русский, народный, интересный, царский. Совершенствование навыка пересказа. «Москва» Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Составлять рассказ –описание о Спасской башне. Соверш. навыков составления плана рассказа и творч. рассказа по картине |
4 | Тула | Углубление представлений о Туле. Расширение и уточнение словаря по теме. Словарь: - сущ: город, Тула, Упа, река, канал, мост, проспект, площадь, музей, театр, парк, туляк; -прилаг: прекрасный, ослепительный, блистательный, - гл: возникнуть, воздвигнуть, стоять, возвести Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что Упр. «Я люблю Тулу» |
Апрель | ||
1 | Мы читаем. С.Я. Маршак. | Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Словарь: - сущ: двенадцать месяцев, подснежники, падчерица, мочалка, водица, саквояж - гл: идти, собирать, помогать, уложить, достать, тушить - прилаг: послушная, капризная, замершие, жалкие, рассеянный, глупый, умный Составлять сложноподчиненные предложения упр. «Подбери символ», «Составь подписи к картинкам», «Наша выставка» Развивать диалогическую речь |
2 | Мы читаем. К. И. Чуковский | Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Словарь: - сущ: грязнуля, неряха, Мойдодыр, умывальник, щетка, полотенце, гребешок, Айболит, баобаб, гиппопатам, телеграмма, читатель. - гл: мылить, расчесать, оттирать, скакать, лечить, болеть - прилаг: чистый, опрятный, отважный, смешной Составлять сложноподчиненные предложения упр. « Для чего они нужны», игра «Четвертый лишний» «Наша выставка» Развивать диалогическую речь |
3 | Мы читаем. С.В. Михалков | Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Упр. «Давайте вспомним» Словарь: - сущ: милиционер, жезл, фуражка, мишень, регулировщик, светофор, забияка, водопровод, вагоновожатый, учительница, инженер - гл: уважать, работать, приручить, нуждаться - прилаг: смелый, находчивый, сильный, огромный, забавный, изнеженный. Составлять сложноподчиненные предложения упр. « Для чего они нужны», игра «Наша выставка» Развивать диалогическую речь |
4 | Мы читаем. А. Л. Барто. | Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Словарь: - сущ: парад, отряд, сладкоежка, жилище, дисциплина, медведь, гусь, ботвинья - гл: ,работать, оторвать, лакомится, чавкать, валяться - прилаг: ленивый, сонный, невоспитанный, грамотный. Развивать диалогическую речь по серии картинок В.Сутеева «Медвежок-невежа» Составлять сложноподчиненные предложения |
Май | ||
2 | Поздняя весна. Весенние цветы. Перелетные птицы весной. Насекомые весной | Обобщение представлений о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной, изменениях в жизни птиц. Актуализация словаря по теме. Словарь: : - сущ: весна, месяц, март, апрель, май, период, половодье, зелень, листва, растительность, животное, птица, насекомое - гл: распускаться, появляться, расцветать, разливаться, прилетать, вить, выводить, выкармливать, - прилаг: ранний, поздний ,перелетный, первый, прекрасный, весенний, зеленый. Совершенс. навыков рассматривания и сравнения картин. С. Жуковский «Весенняя вода» , Н Дубовский «Весенний вечер»(альбом «Четыре времени года»», «Птицы весной» сравнения картин. Формиров. целостного впечатления об изображен. Составлять рассказ по картинам по плану. Составлять сложноподчиненные предложения |
3 | Мы читаем. А.С. Пушкин | Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Словарь: - сущ: океан, рыбка, старче, боярыня, корыто, невод, черномор, князь, ткачиха, повариха, ларец, терем, звезда, душегрейка - гл: плыть, воротится, прясть, грызть - прилаг: золотая, блестящая, разбитое, строптивая, покорный. Составлять сложноподчиненные предложения игра «Волшебный ларец», «Что в сундуке?» |
4 | Школа. Школьные принадлежности. Лето | Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Словарь: - сущ: школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, учеба, ранец, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, краски, альбом, кисточка, парта; - прилаг: первый, классный, школьный, дружный - гл: учиться, читать, писать, считать, поступать, рисовать, петь, прыгать, бегать Обобщение представлений о лете, о типичных явлениях в природе летом. Словарь: -сущ: лето, месяц, июнь, июль, август, отпуск, каникулы, отдых, дача, море, лес, река, урожай, рыбалка, растение, насекомое, птица, животное - гл: наступать, припекать, вырастить, лить, греметь, созревать, собирать, ловить - прилаг: летний, жаркий, солнечный, любимый. Составлять сложноподчиненные предложения упр. « Для чего они нужны» Совершенствование навыка пересказа. «После школы» Развивать диалогическую речь. Совершенс. навыков рассматривания и сравнения картин. И. Грабаря «На озере» , И. Шишкин «Перед грозой» (альбом «Четыре времени года»», Формиров. целостного впечатления об изображен. |
5. Перспективный план развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
5.1 Старшая группа.
I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Неделя | Тема | Развитие связной речи |
Сентябрь | ||
3 | ОВОЩИ. ОГОРОД | ЗАКРЕПИТЬ ПОНЯТИЕ ОБОБЩЕНИЕ « ОВОЩИ», ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ ОВОЩЕЙ (ЦВЕТ, ФОРМА, ВКУС, ВЕЛИЧИНА) СЛОВАРЬ: СУЩ.: УРОЖАЙ, КАРТОФЕЛЬ, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЛУК, СВЕКЛА, ОГУРЦЫ, ПОМИДОРЫ, БАКЛАЖАНЫ, КАБАЧКИ, ЧЕСНОК; ПРИЛ: СПЕЛЫЙ, ЗРЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ, АППЕТИТНЫЙ, ГЛАДКИЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ; ГЛ.: ЗРЕТЬ, СПЕТЬ, КОПАТЬ, СРЕЗАТЬ, ПОДКАРМЛИВАТЬ, ОКАПЫВАТЬ, ПАХАТЬ. УПРАЖНЯТЬ В УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В, НА (В ЗЕМЛЕ, НА ГРЯДКЕ) СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА - ОПИСАНИЯ ПО СХЕМЕ |
4 | ФРУКТЫ. САД | УТОЧНИТЬ ПОНЯТИЕ «ФРУКТЫ» РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ В САДАХ ОСЕНЬЮ . ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЕ НАЗВАНИЙ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ И ИХ ОТТЕНКОВ. СЛОВАРЬ: - СУЩ: УРОЖАЙ ЯБЛОКИ ГРУШИ СЛИВЫ ПЕРСИКИ АБРИКОСЫ ВИНОГРАД - ПРИЛ: СПЕЛЫЙ ЗРЕЛЫЙ ДУШИСТЫЙ СОЧНЫЙ аппетитный гладкий КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ, РЗОВЫЙ; - ГЛ: ЗРЕТЬ, СПЕТЬ, СРЕЗАТЬ,СРЫВАТЬ ПОДКАРМЛИВАТЬ,ОКАПЫВАТЬ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. (НА ВЕТКЕ ВИСИТ (СОЧНОЕ, СЛАДКОЕ, КРАСНОЕ) ЯБЛОКО ) СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ - ОПИСАНИЯ, |
5 | САД- ОГОРОД | ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. СЛОВАРЬ: - СУЩ: УРОЖАЙ ЯБЛОКИ ГРУШИ СЛИВЫ ПЕРСИКИ АБРИКОСЫ ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЛУК, СВЕКЛА, ОГУРЦЫ, ПОМИДОРЫ, БАКЛАЖАНЫ, КАБАЧКИ, ЧЕСНОК; - ПРИЛ: СПЕЛЫЙ ЗРЕЛЫЙ ДУШИСТЫЙ СОЧНЫЙ аппетитный гладкий КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ, - ГЛ: ЗРЕТЬ, СПЕТЬ, СРЕЗАТЬ,СРЫВАТЬ ПОДКАРМЛИВАТЬ,ОКАПЫВАТЬ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ОПИСАНИЯ ПО СХЕМЕ СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЮЗОМ А |
Октябрь | ||
1 | ОСЕНЬ. ГРИБЫ | ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ОБ ОСЕННИХ ЯВЛЕНИЯХ В ПРИРОДЕ, УТОЧНИТЬ ЗНАНИЯ О ГРИБАХ СЛОВАРЬ : - СУЩ : МУХОМОР, ПОДБЕРЁЗОВИК, ПОДОСИНОВИК, ЛИСИЧКА, СЫРОЕЖКА, ОПЁНОК, ПОГАНКА; -ПРИЛ: ЯДОВИТЫЙ, СЪЕДОБНЫЙ; -ГЛ.: СРЕЗАТЬ, НАКЛОНЯТЬСЯ, РАЗЛИЧАТЬ. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ В.СУТЕЕВА «ПОД ГРИБОМ» БЕСЕДА, ПЕРЕСКАЗ. |
2 | ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ | ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ ИХ ПОВЕДЕНИИ ОСЕНЬЮ (ОБЪЕДИНЕНИЕ В СТАИ, ОТЛЁТ) СЛОВАРЬ: СУЩ.: ЛАСТОЧКИ, ГРАЧИ, СКВОРЦЫ, ГУСИ, УТКИ, ЖУРАВЛИ, ЛЕБЕДИ, ДРОЗДЫ, СОЛОВЕЙ ЖАВОРОНКИ, СТРИЖИ, ЧИЖИ; ПРИЛ.: ДЛИННОШЕИЙ, ДЛИННОНОГИЙ, КРАСНОКЛЮВЫЙ, КОРОТКОКЛЮВЫЙ, ПЕРЕЛЁТНЫЕ, ВОДОПЛАВАЮЩИЕ; ГЛ.: ЛЕТЕТЬ, КЛЕВАТЬ, УЛЕТАТЬ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СУЩ. С ОТРИЦАНИЕМ НЕ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО ПЛАНУ. |
3 | ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА | УТОЧНИТЬ И РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБОСЕННЕЙ ОДЕЖДЕ, ОБУВИ, ГОЛОВНЫХ УБОРАХ. УГЛУБИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ О МАТЕРИАЛЕ, ИЗ КОТОРОГО ОНИ СДЕЛАНЫ. СЛОВАРЬ: -СУЩ.: БОТИНКИ, ПОЛУБОТИНКИ, ТУФЛИ, КРОССОВКИ, САПОГИ, ПЛАЩ, КУРТКА, ПАЛЬТО, ПЕРЧАТКИ, ШАРФ, БЕРЕТ, КЕПКА, ШАПКА, ПЛАТОК, ФЕТР, ШЕРСТЬ, КОЖА, МЕХ, ТРИКОТАЖ, ВЕЛЬВЕТ, ДРАП, РЕЗИНА, РУКАВ, КАПЮШОН, ПОДОЛ, ПУГОВИЦА, ПЕТЛЯ, МАНЖЕТА, ПОДОШВА, ШНУРКИ, КАБЛУКИ, НОСОК, ЗАДНИК; -ПРИЛ.: ФЕТРОВЫЙ, ШЕРСТЯНОЙ, КОЖАНЫЙ, МЕХОВОЙ, ТРИКОТАЖНЫЙ, ВЕЛЬВЕТОВЫЙ, ДРАПОВЫЙ, ТВИДОВЫЙ, РЕЗИНОВЫЙ, ОСЕННИЙ, УДОБНЫЙ, МОДНЫЙ, НАРЯДНЫЙ; -ГЛ.: НАДЕВАТЬ, ОДЕВАТЬ, ОБУВАТЬ, НОСИТЬ, СНИМАТЬ, РАССТЁГИВАТЬ, ЗАСТЁГИВАТЬ, РАЗВЯЗЫВАТЬ, ЗАВЯЗЫВАТЬ, ВЕШАТЬ, СКЛАДЫВАТЬ, СТАВИТЬ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА- ОПИСАНИЯ |
4 | ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ | СИСТЕМАТЕЗИРОВАТЬ ЗНАНИЕ ДЕТЕЙ ОБ ОСЕНИ, ОБ ОСЕННИХ ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ, О ПЕРИОДАХ ОСЕНИ, ОСЕННИХ МЕСЯЦАХ. ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЕ НАЗВАНИЙ ДЕРЕВЬЕВ. СЛОВАРЬ: -СУЩ.: ОСЕНЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, МЕСЯЦ, ТУМАН, ЛИСТОПАД ЗАМОРОЗОК, ИЗМОРОЗЬ, ЛЕС, ЛИСТЬЯ, КЛЁН, ДУБ, ОСИНА, РЯБИНА, БЕРЁЗА, ТОПОЛЬ, ЯСЕНЬ, ЕЛЬ, СОСНА; -ПРИЛ.: РАННИЙ, ПОЗДНИЙ, ЗОЛОТОЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ГРУСТНЫЙ, БОГАТЫЙ, АЛЫЙ, БАГРЯННЫЙ; -ГЛ.: ПАДАТЬ, ЛЕТЕТЬ, ШЕЛЕСТЕТЬ, ШУРШАТЬ, МОРОСИТЬ, УБИРАТЬ, УЛЕТАТЬ, ВЯНУТЬ, СОХНУТЬ, ЖЕЛТЕТЬ, КРАСНЕТЬ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СУЩ. В РОД. П. ЕД. Ч. С ОТРИЦАНИЕМ НЕТ (В ЛЕСУ НЕТ СОСНЫ) СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА- ОПИСАНИЯ ДЕРЕВА ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ |
Ноябрь | ||
1 | ПОСУДА | УТОЧНИТЬ ПОНЯТИЕ: ПОСУДА- РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ВИДАХ ПОСУДЫ, О ЧАСТЯХ ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ ПОСУДА, О МАТЕРИАЛАХ ИЗ КОТОРЫХ СДЕЛАНА ПОСУДА. СЛОВАРЬ: -СУЩ.: ПОСУДА, ПОДНОС, ЧАШКА, ЧАЙНИК, БЛЮДЦЕ, СТАКАН, КОФЕЙНИК, САХАРНИЦА, КОНФЕТНИЦА, МОЛОЧНИК, МАСЛЁНКА, СОЛОНКА, СУПНИЦА, ТАРЕЛКА, САЛФЕТНИЦА, ЛОЖКА, ВИЛКА, НОЖ, ПОВАРЁЖКА, КАСТРЮЛЯ, СКОВОРОДА, КОВШ, ДУРШЛАГ; -ПРИЛ.: СТЕКЛЯННЫЙ, ФАРФОРОВЫЙ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ, СЕРЕБРЯНЫЙ, ЧУГУННЫЙ, ЭМАЛИРОВАННЫЙ, ЧАЙНЫЙ, СТОЛОВЫЙ, КУХОННЫЙ, ГЛИНЯНЫЙ; -ГЛ.: ПИТЬ, ЕСТЬ, ГОТОВИТЬ, ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, РЕЗАТЬ; РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (У ЗИНЫ ЧАШКА ГОЛУБАЯ, ФАРФОРОВАЯ) |
2 | ПОСУДА | УТОЧНИТЬ ПОНЯТИЕ: ПОСУДА- РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ВИДАХ ПОСУДЫ, О ЧАСТЯХ ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ ПОСУДА, О МАТЕРИАЛАХ ИЗ КОТОРЫХ СДЕЛАНА ПОСУДА. СЛОВАРЬ: -СУЩ.: ПОСУДА, ПОДНОС, ЧАШКА, ЧАЙНИК, БЛЮДЦЕ, СТАКАН, КОФЕЙНИК, САХАРНИЦА, КОНФЕТНИЦА, МОЛОЧНИК, МАСЛЁНКА, СОЛОНКА, СУПНИЦА, ТАРЕЛКА, САЛФЕТНИЦА, ЛОЖКА, ВИЛКА, НОЖ, ПОВАРЁЖКА, КАСТРЮЛЯ, СКОВОРОДА, КОВШ, ДУРШЛАГ; -ПРИЛ.: СТЕКЛЯННЫЙ, ФАРФОРОВЫЙ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ, СЕРЕБРЯНЫЙ, ЧУГУННЫЙ, ЭМАЛИРОВАННЫЙ, ЧАЙНЫЙ, СТОЛОВЫЙ, КУХОННЫЙ, ГЛИНЯНЫЙ; -ГЛ.: ПИТЬ, ЕСТЬ, ГОТОВИТЬ, ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, РЕЗАТЬ; СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМЕ, ПО СЕРИИ КАРТИНОК ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «МАМИНА ЧАШКА» |
3 | МЕБЕЛЬ | УТОЧНИТЬ ПОНЯТИЕ МЕБЕЛЬ. РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О НАЗНАЧЕНИЕ МЕБЕЛИ, О ЧАСТЯХ, ИЗ КОТОКЫХ СОСТОЯТ ПРЕДМЕТЫ МЕБЕЛИ, О МАТЕРИАЛАХ, ИЗ КОТОРЫХ СДЕЛАНА МЕБЕЛЬ. СЛОВАРЬ: -СУЩ.: МЕБЕЛЬ, КРЕСЛО, ДИВАН, КРОВАТЬ, КОМОД, ШКАФ, СЕРВАНТ, БУФЕТ, СТЕНКА, СТОЛ, СТУЛЬЯ, ТУМБА, НОЖКА, ДВЕРЦА, ПОЛКА, СПИНКА, СИДЕНЬЯ ПОДЛОКОТНИК; -ПРИЛ.: ДУБОВЫЙ, БЕРЁЗОВЫЙ, ОРЕХОВЫЙ, СОСНОВЫЙ, МЯГКИЙ, ЗЕРКАЛЬНЫЙ, КОЖАНЫЙ, ПОЛИРОВАННЫЙ; -ГЛ.: СТАВИТЬ, СИДЕТЬ, ОТДЫХАТЬ, ЛЕЖАТЬ, СТАВИТЬ, СПАТЬ, РАБОТАТЬ, УБИРАТЬ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ |
4 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. ДОБИТЬСЯ ПОНИМАНИЯ ДЕТЬМИ РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ К ЗИМЕ. СЛОВАРЬ: -СУЩ КОТ, СОБАКА, ЛОШАДЬ, КОРОВА, ОВЦА, БАРАН, КОЗА, КОЗЕЛ, СВИНЬЯ, СТАДО, ФЕРМА, КОНЮШНЯ, СЕНО, ПОЙЛО, РОГА, ГРИВА, КОПЫТА -ПРИЛ.: ГУСТОЙ, ПУШИСТЫЙ, ШЕЛКОВИСТЫЙ, ЛОХМАТЫЙ, СТОРОЖЕВОЙ, БОДЛИВАЯ, РОГАТЫЙ, ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ. -ГЛ.: ЛИНЯТЬ, ОХРАНЯТЬ, ЖЕВАТЬ, ХРЮКАТЬ, БОДАТЬСЯ, ЦАРАПАТЬСЯ, МЫЧАТЬ, БЛЕЯТЬ, МЯУКАТЬ, ГАВКАТЬ, КУСАТЬСЯ. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА К.Д УШИНСКОГО «БИШКА» БЕСЕДА, ПЕРЕСКАЗ. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ |
II период (декабрь, январь, февраль, март)
Неделя | Тема | Развитие связной речи |
Декабрь | ||
1 | ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ | СИСТЕМАТЕЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ЗИМЕ, О ЗИМНИХ ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ, ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ. РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОВЕДЕНИЕ И ПОВАДКАХ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ. ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ ЗИМОЙ НУЖНО ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ. СЛОВАРЬ: - СУЩ.: ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ, ХОЛОД, ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, СИНИЦА, СНЕГИРЬ,СОВА, ДЯТЕЛ, СОРОКА, ГОЛУБЬ, КОРМУШКА, КОРМ; -ПРИЛ.: ХОЛОДНЫЙ МОРОЗНЫЙ, СНЕЖНЫЙ, ЧЕРНОКРЫЛЫЙ, ЮРКИЙ, КРАСНОГРУДЫЙ, ЖЕЛТОГРУДАЯ, БЕЛОБОКАЯ, ЛОВКИЙ, БЫСТРЫЙ, ЗВОНКИЕ, ЗИМУЮЩИЕ; - ГЛ.: ПАДАТЬ, ПОКРЫВАТЬ, ПРИЛЕТАТЬ, ЗАМЕРЗАТЬ, КЛЕВАТЬ, СКАКАТЬ, ЗИМОВАТЬ,КАРКАТЬ, ЧИРИКАТЬ, ВОРКОВАТЬ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА –ОПИСАНИЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ТЕКСТА С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ. |
2 | ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА | УТОЧНИТЬ И РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЕ, ОБУВИ, ГОЛОВНЫХ УБОРАХ. УГЛУБИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИАЛАХ, ИЗ КОТОРЫХ ОНИ СДЕЛАНЫ. СЛОВАРЬ: -СУЩ.: ОДЕЖДА, ШУБА, ВАЛЕНКИ, САПОГИ, ПАЛЬТО, ДУБЛЁНКА, ПОЛУШУБОК, ШТАНЫ, БРЮКИ, СВИТЕР, КОЛГОТКИ, НОСКИ, ВАРЕЖКИ, РУКАВИЦЫ, КОФТА, ШАРФ, ПЛАТОК, ШАПКА-УШАНКА; -ПРИЛ.: ШЕРСТЯНАЯ, МЕХОВАЯ, ПУХОВЫЙ, ЗИМНЯЯ, УДОБНЫЙ; -ГЛ.: НАДЕВАТЬ, НОСИТЬ, ОБУВАТЬ, СНИМАТЬ, РАСТЁГИВАТЬ, ВЕШАТЬ, СТАВИТЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЮЗОМ А ( НА ПАШИ ОДЕТА ЗЕЛЁНАЯ РУБАХА, А НА ТЕМЕ - СИНЯЯ) ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКОМ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (У ВАНИ ШУБА ТЁПЛАЯ, МЕХОВАЯ, ПУШИСТАЯ). СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ. |
3 | ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | УТОЧНИТЬ И РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ СЛОВАРЬ: -СУЩ ПРОДУКТЫ, КОЛБАСА, СОСИСКА, КОТЛЕТА, МОЛОКО, ТВОРОГ, ЙОГУРТ, ЯЙЦО, ПИРОГ, ХЛЕБ, ЗАПЕКАНКА, РЫБА, БОРЩ, БУТЕРБРОД, ПЮРЕ ПРИЛ.:ВКУСНЫЙ, СВЕЖИЙ, СЛАДКИЙ, СОЛЕНЫЙ, ГОРЯЧИЙ, ХОЛОДНЫЙ. -ГЛ.: ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, ПЕЧЬ, РЕЗАТЬ, ЕСТЬ, ОБЕДАТЬ, ЗАВТРАКАТЬ, УЖИНАТЬ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В РАССКАЗ |
4 | НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК | УТОЧНИТЬ И РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О НОВОГОДНЕМ ПРАЗДНИКЕ. ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТОМ, ЧТО В ГОДУ 12 МЕСЯЦЕВ, ЧТО ГОД НАЧИНАЕТСЯ 1 ЯНВАРЯ. СЛОВАРЬ: -СУЩ МЕСЯЦ, НОЧЬ, ПРАЗДНИК, УКРАШЕНИЯ, ЕЛКА, КАРНАВАЛ, ХОРОВОД, СЕРПАНТИН, ГИРЛЯНДЫ, ДЕД МОРОЗ, СНЕГУРОЧКА, ПОДАРОК, ГОСТЬ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРИЛ.:НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ, НАРЯДНЫЙ, ШУМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, РАДОСТНЫЙ -ГЛ.: ВЫСТУПАТЬ, ОТМЕЧАТЬ ПОЗДРАВЛЯТЬ, ДАРИТЬ, НАРЯЖАТЬ. ОТРАБОТКА НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА- ОПИСАНИЯ ПО СХЕМЕ ОТРАБОТКА Т.П. |
Январь | ||
3 | ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ | СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ЗИМЕ. ЗХАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ЗИМНИХ ИГРАХ, ЧТО ИМ НУЖНО ДЛЯ ЗИМНИХ ИГР. СЛОВАРЬ: -СУЩ: СОЛНЦЕ, СНЕГ, ТУЧИ, ВЬЮГА, САНКИ, ЛЫЖИ, КОНЬКИ, ШАЙБА, КОНКОБЕЖЕЦ, ЛЫЖНИК, ХОККЕИСТ, ФИГУРИСТ ПРИЛ.:ВЕСЕЛЫЕ, СНЕЖНЫЙ, ЯРКОЕ, СКОЛЬСКИЕ, СИЛЬНЫЕ -ГЛ.: КАТАТЬСЯ, ВЕСЕЛИТЬСЯ, ИГРАТЬ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В РАССКАЗ |
4 | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О МЕСТАХ ОБИТАНИЯ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. РАСШИРИТЬ И УГЛУБИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНИ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ. СЛОВАРЬ: -СУЩ:ЛИСА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, БАРСУК, БОБР, БЕЛКА, ЛОСЬ, ЕЖ, НОРА, БЕРЛОГА, ЛОГОКО, ДУПЛО, КЛЫКИ, МЕХ, ШКУРА ПРИЛ.:ГУСТОЙ, ПУШИСТЫЙ, ТОЛСТЫЙ, ХИТРЫЙ, ЛОВКИЙ, ПРОВОРНАЯ, БУРЫЙ, ЗУБАСТЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, ОСТРЫЙ, ХИЩНЫЙ, ДОБРЫЙ. -ГЛ.: РЫСКАТЬ, ВЫТЬ, ПРИТАИТЬСЯ, СПАТЬ, ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «ЗАЯЦ» |
5 | ПРОФЕССИИ | ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПРОФЕССИЯХ, О СОДЕРЖАНИИ ТРУДА. ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ ТРУДА И ПОТРЕБНОСТЬ ТРУДИТЬСЯ. СЛОВАРЬ: -СУЩ: РАБОТА, ТРУД, ПРОФЕССИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, ВРАЧ, ЛОГОПЕД, ИНЖЕНЕР, СТОИТЕЛЬ, БИБЛИОТЕКАРЬ, ПОВАР, ПОРТНОЙ, САПОЖНИК, ПАРИКМАХЕР. ПРИЛ. НУЖНЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ, ТРУДНЫЙ, КРАСИВЫЙ. -ГЛ.: РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, СОЗДАВАТЬ, ЛЕЧИТЬ, ВОСПИТЫВАТЬ, УЧИТЬ, СТРОИТЬ, ГОТОВИТЬ, ВЫДАВАТЬ, ЧИТАТЬ, ШИТЬ, ЧИНИТЬ, СТРИЧЬ УПРАЖНЯТЬСЯ В ПЕРЕСКАЗЕ ТЕКСТА ПО ОПОРНЫМ СХЕМАМ. |
Февраль | ||
1 | ИНСТРУМЕНТЫ | ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ, И ДЕЙСТВИЯХ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ ИНСТРУМЕНТОВ СЛОВАРЬ: -СУЩ: МОЛОТОК, ТОПОР, ПИЛА, ГАЙКА, КЛЕЩИ, ТИСКИ, ГВОЗДИ, БОЛТ, КИСТЬ, КРАСКИ, ВАЛИК, РАСТВОР, МАСТЕРОК, НОЖНИЦЫ, ПИЛА, НИТКИ, МЕЛ, ВЫКРОЙКА, НОЖ, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЕШКА. ПРИЛ. НУЖНЫЙ, НЕОБХОДИМЫЙ, ОСТРЫЙ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ, РАЗНЫЙ, РАЗЛИЧНЫЙ. -ГЛ.: РУБИТЬ, ПИЛИТЬ, ВБИВАТЬ, ТОЧИТЬ, ЗАКРУЧИВАТЬ, ОТВИНЧИВАТЬ, КРАСИТЬ, ШТУКАТУРИТЬ, ПОДСТРИГАТЬ, ШИТЬ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ |
2 | ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН | ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ ЖАРКИХ СТРАН, ОБ ИХ ПОВАДКАХ, ПОВЕДЕНИИ, ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. СЛОВАРЬ: -СУЩ:.ЖИВОТНЫЕ, ДЕТЕНЫШИ, КРОКОДИЛ, СЛОН, ЖИРАФ, БЕГЕМОТ, ЛЕВ, ТИГР, НОСОРОГ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА, КЕНГУРУ, СЛОНЕНОК, ПИЩА, РАСТЕНИЯ ПРИЛ: ЖАРКИЙ, ЗНОЙНЫЙ, ЮЖНЫЙ, ОПАСНЫЙ, ХИТРЫЙ, ТОЛСТЫЙ, НЕПОВОРОТЛИВЫЙ . –ГЛ: ЛЕТАТЬ, ПЛЫТЬ, НАПАДАТЬ, ДОСТАВАТЬ, ГЛОТАТЬ, НОСИТЬ, ЖЕВАТЬ, УХАЖИВАТЬ, КОРМИТЬ. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМЕ |
3 | ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА | УТОЧНИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ОБ АРМИИ, ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДАХ ВОЙСК, ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ЗАЩИТНИКАМ НАШЕЙ РОДИНЫ. СЛОВАРЬ: -СУЩ:. САМОЛЕТ, ВЕТЕРАНЫ, РАКЕТЫ, ВОЙНА, ПУШКИ, ТАНКИ,ВСАДНИКИ, КОНИ, ТЕЛЬНЯШКА, БЕСКОЗЫРКА, ОРУЖИЕ, АРМИЯ, КОМАНДИР, ФОРМА, КАСКА, ГИМНАСТЕРКА ПРИЛ: ЗАЩИТНЫЙ (ЦВЕТ), ХРАБРЫЕ, ОТВАЖНЫЕ, СИЛЬНЫЕ (ВОИНЫ), КРЕПКАЯ (БРОНЯ), ВОЕННЫЕ (МАШИНЫ) . –ГЛ: ВОЕВАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ, ОХРАНЯТЬ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЮЗОМ А СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ |
4 | ФЕВРАЛЬ- ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ | ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ЗИМЫ, ЗИМНИХ МЕСЯЦЕВ СЛОВАРЬ -СУЩ: ЗИМА, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, МОРОЗ, СНЕГ, ЛЕД, СУГРОБ, СНЕЖИНКА, СОСУЛЬКА, ГОЛОЛЕД, СНЕГОПАД, СНЕГОВИК, ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ - ПРИЛАГ: ЗИМНИЙ, ХОЛОДНЫЙ, МОРОЗНЫЙ, ЛЕГКИЙ, БЕЛЫЙ, МЯГКИЙ, ИСКРИСТЫЙ - ГЛ:ПАДАТЬ, ПОКРЫВАТЬ, ЛЕПИТЬ, СКОЛЬЗИТЬ, МОРОЗИТЬ, КРУЖИТЬСЯ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ |
Март | ||
1 | МАМИН ПРАЗДНИК. РАННЯЯ ВЕСНА | ОБОБЩИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ТИПИЧНЫХ ВНЕШНИХ ЯВЛЕНИЯХ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ, О ПРАЗДНИКЕ 8 МАРТА. СЛОВАРЬ -СУЩ: ВЕСНА, СОСУЛЬКА, КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, МИМОЗА, ПРАЗДНИК, МАМА, БАБУШКА, ЖЕНЩИНА - ПРИЛАГ: РЫХЛЫЙ, КРАСИВАЯ, НЕЖНЫЙ, ХРУПКИЙ, ДУШИСТЫЙ - ГЛ: ТАЯТЬ, КАПАТЬ, ПОЗДРАВЛЯТЬ, ДАРИТЬ, УБИРАТЬ ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА ПРОСТЫМИ И СЛОЖНЫМИ РАЗВЕРНУТЫМИ ФРАЗАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПРЕДМЕТНЫМ КАРТИНКАМ СОСТАВЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ОПИСАНИЯ ВЕСНЫ И ЗИМЫ. |
2 | НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ | ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ О НАЗЕМНОМ ТРАНСПОРТЕ. СЛОВАРЬ -СУЩ: ТРАНСПОРТ, АВТОМОБИЛЬ, МАШИНА, КАБИНА, ГРУЗОВИК, САМОСВАЛ, ФУРГОН, КУЗОВ, ДВЕРЬ, ДОРОГА, СВЕТОФОР - ПРИЛАГ: МОЩНАЯ, КРАСИВАЯ, УДОБНАЯ, ЛЕГКАЯ - ГЛ: ЕХАТЬ, ПРЕВОЗИТЬ, ТОРМОЗИТЬ, ВОДИТЬ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ (МАШИНА, МОСТ, ЕХАТЬ, ПО) |
3 | ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ | ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ О ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ. СЛОВАРЬ -СУЩ: КОРАБЛЬ, КАТЕР, ЛОДКА, ШЛЮПКА, ПАРУСНИК, КАПИТАН, ШТУРВАЛ, ПАЛУБА - ПРИЛАГ: МОЩНАЯ, КРАСИВАЯ, ВОДНЫЙ, НАДЕЖНЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ - ГЛ: ПЛАВАТЬ, ХОДИТЬ, ГРЕСТИ, ДРАИТЬ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В РАССКАЗ ПО СХЕМЕ |
4 | ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ | ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ О ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ. СЛОВАРЬ -СУЩ: РАКЕТА, САМОЛЕТ, СКОРОСТЬ, ЛЕТЧИК - ПРИЛАГ: ВЫСОКИЙ, СКОРОСТНОЙ, СМЕЛЫЙ - ГЛ: ЛЕТАТЬ, ПАРИТЬ, ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ, ПРИЛЕТЕТЬ ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПЕРЕСКАЗ ПО СЮЖЕТ. КАРТИНЕ |
5 | ВЕСНА | ОБОБЩИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ТИПИЧНЫХВНЕШНИХ ЯВЛЕНИЯХ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. СЛОВАРЬ -СУЩ: ВЕСНА, МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ, СОСУЛЬКА, ПРОТАЛИНКА, РУЧЕЕК, ГРАЧИ, КАПЕЛЬ, ЛУЖИ, ПОЧКИПАВОДОК, ПОЛОВОДЬЕ. - ПРИЛАГ: РЫХЛЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЗВОНКИЙ, БЫСТРЫЙ, ВЕСЕННИЙ, ГРЯЗНЫЙ. - ГЛ: БЕЖАТЬ, ЖУРЧАТЬ, ЦВЕСТИ, ТАЯТЬ, ГРЕТЬ, СВЕТИТЬ, НАБУХАТЬ ПЕРЕСКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ |
III период (апрель, май, июнь)
Неделя | Тема | Развитие связной речи |
Апрель | ||
1 | ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ | РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПТИЦАХ, ИХ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИЛЕТОМ ПТИЦ. СЛОВАРЬ: СУЩ.: ЛАСТОЧКИ, ГРАЧИ, СКВОРЦЫ, ГУСИ, УТКИ, ЖУРАВЛИ, ЛЕБЕДИ, ДРОЗДЫ, СОЛОВЕЙ ЖАВОРОНКИ, СТРИЖИ, ЧИЖИ; ПРИЛ.: ДЛИННОШЕИЙ, ДЛИННОНОГИЙ, КРАСНОКЛЮВЫЙ, КОРОТКОКЛЮВЫЙ, ПЕРЕЛЁТНЫЕ, ВОДОПЛАВАЮЩИЕ; ГЛ.: ЛЕТЕТЬ, КЛЕВАТЬ, ПРИЛЕТАТЬ. УПРАЖНЕНИЕ В ПЕРЕСКАЗЕ УПРАЖНЕНИЕ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ |
2 | ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ | ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ ПОЧЕМУ ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ, ЧТО ЭТО ЗА ПРАЗДНИК. СЛОВАРЬ -СУЩ: РАКЕТА, КОСМОС, КОСМОНАВТЫ, ВЗЛЕТ, СКАФАНДР, ШЛЕМ, ЮРИЙ ГАГАРИН - ПРИЛАГ: СМЕЛЫЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ - ГЛ: ВЗЛЕТАТЬ, ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СХЕМЕ УПРАЖНЯТЬ В ПЕРЕСКАЗЕ ТЕКСТА |
3 | НАШ ГОРОД. МОЯ УЛИЦА | УГЛУБИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТУЛЕ СЛОВАРЬ -СУЩ: ГОРОД, РОДИНА, УЛИЦА, ПАРК, ПР. ЛЕНИНА, РЕКА УПА, МУЗЕЙ, ЦИРК, ПРОСПЕКТ, ПЛОЩАДЬ, ТЕАТР, ТУЛЯК, ТУЛЯЧКА - ПРИЛАГ: ПРЕКРАСНЫЙ, ЛЮБИМЫЙ, ЕДИНСТВЕННАЯ - ГЛ: ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ, СТОЯТЬ, ВОЗНИКНУТЬ УЧИТЬ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА |
4 | САД, ПАРК, ЛУГ | ЛЕС- НАШЕ БОГАТСТВО. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С РАСТЕНИЯМИ ЛУГА, САДА, ПАРКА. СЛОВАРЬ -СУЩ: ЛУГ, САД, ЛЕС, КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТ, ЦВЕТОК, СЕМЕНА, САДОВОД, ЦВЕТЫ, ВАСИЛЕК, КОЛОКОЛЬЧИК, АСТРА, МАК, ТЮЛЬПАН - ПРИЛАГ: КРАСИВЫЙ, ДУШИСТЫЙ, ЛИСТВЕННЫЙ, ХВОЙНЫЙ, СМЕШАННЫЙ - ГЛ: ЗЕЛЕНЕЕТ, РАСТЕТ, БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ, БРОДИТЬ, ЛЮБОВАТЬСЯ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА |
Май | ||
1 | ДЕНЬ ПОБЕДЫ | ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ВЕТЕРАНАМ СЛОВАРЬ -СУЩ:ВЕТЕРАНЫ, ВОЙНА, ПОБЕДА, РАКЕТЫ, КАТЮША, ПУШКИ, ОРУЖИЕ, КОМАНДИР - ПРИЛАГ: ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, КРЕПКИЙ - ГЛ: ВОЕВАТЬ, ОХРАНЯТЬ, ПОБЕЖДАТЬ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА ПО ВОПРОСАМ |
2 | НАСЕКОМЫЕ | ОБОБЩИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ, О ВРЕДНЫХ И ПОЛЕЗНЫХ НАСЕКОМЫХ СЛОВАРЬ -СУЩ: НАСЕКОМЫЕ, ЖУК, БАБОЧКА, ПАУК, КОРОВКА, КОКОН, ГУСЕНИЦА, КОМАР, МУХА, ПЧЕЛА, ОСА, ШМЕЛЬ - ПРИЛАГ: ВРЕДНЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ, МАЙСКИЙ - ГЛ: ВРЕДИТЬ, УНИЧТОЖАТЬ, ТОЧИТЬ, ГРЫЗТЬ, ПОМОГАТЬ, ЛЕТАТЬ, ПОЛЗАТЬ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА |
3 | « ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» | РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СЛОВАРЬ -СУЩ: ДВИЖЕНИЕ, ДОРОГА, ТРОТУАР, ПЕРЕХОД, СВЕТОФОР, ОСТАНОВКА, ДИСТАНЦИЯ, РАЗВЯЗКА, МИЛИЦИОНЕР, РЕГУЛИРОВЩИК, ЖЕЗЛ, СВИСТОК - ПРИЛАГ: ДОРОЖНЫЙ, ПЕШЕХОДНЫЕ, ПРОЕЗЖАЯ - ГЛ: СОБЛЮДАТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, НАРУШАТЬ, РЕГУЛИРОВАТЬ, СЛЕДИТЬ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ |
4 | ЛЕТО | ОБОБЩИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ЛЕТЕ И ЛЕТНИХ ЯВЛЕНИЯХ В ПРИРОДЕ, ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ ЛЕТОМ, ОТДЫХЕ ЛЮДЕЙ. СЛОВАРЬ -СУЩ: ЛЕТО, ГРОЗА, РАДУГА, МОЛНИЯ, ЖАРА, СОЛНЦЕПЕК, ЗАГАР, ПЛЯЖ, КУПАНПЕ, ОТДЫХ - ПРИЛАГ: ЖАРКИЙ, ПРОХЛАДНЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ТЕПЛЫЙ, ДОЖДЛИВЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ, РАДОСТНЫЙ - ГЛ: ОТДЫХАТЬ, ЗАГОРАТЬ, КУПАТЬСЯ, ИГРАТЬ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПОРНОЙ СХЕМЕ |
6. Изучение уровня развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Диагностика в работе логопеда используется с целью изучения исходного уровня и динамики речевого развития ребенка. После всестороннего логопедического обследования специалист разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и в соответствии с ними строит коррекционно-развивающую работу с детьми. На основании диагностических выводов дети объединяются в подгруппы с учетом дефектов звукопроизношения.
В опыте определены уровни речевого развития детей и разработаны критерии их оценки.
Условные обозначения уровней речевого развития детей:
В- высокий
С- средний
Н- низкий
ЛИТЕРАТУРА.
- Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи 5-7 лет , СПб, 2007
- Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1987.
- Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-7 лет, М, 2004
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет, М, 2007
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Развитие связной речи, М, 2005
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, М, 2004
- Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя), СПб, 1999
- Логопедия под ред. Волковой , М, 2004
- Нищева Н.В. Обучение дошкольников рассказыванию. Выпуск № 1,2 , Спб, 2007
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет), СПб, 2007
- Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников , М, 2005
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет, М, 2007
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений, М, 2003
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. М., 2002.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 2000.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М, 1983
- Шорохова О.А. Играем в сказку, М, 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
Современные подходы в формированию и развитию связной речи у детей с нарушением речи.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой нед...
"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...
Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...
межаттестационный период 2024-2029 г.гИспользование методов мнемотехники в развитии связной речи у детей с нарушениями речи.
Индивидуальный план развитияпрофессионального уровня педагогана межаттестационный период 2024-2029 г.г.Составила: воспитательМутигуллина Айгуль НаилевнаТема: «Использование методов м...
Научно-методическая статья «Использование сенсорно-тематического сундучка для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи на примере ознакомления с жизнью и творчеством С. А. Есенина».
Это элемент системы пособий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи «Сенсорно- тематический сундучок». Содержание материала приурочено к изучению жизни и творчества С. А. ...