Научно-методическая статья «Использование сенсорно-тематического сундучка для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи на примере ознакомления с жизнью и творчеством С. А. Есенина».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Мачехина Юлия Владимировна
Это элемент системы пособий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи «Сенсорно- тематический сундучок». Содержание материала приурочено к изучению жизни и творчества С. А. Есенина. Сенсорно- тематический сундучок – это коробка с различными предметами и иллюстрациями, которые связаны с определённой темой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_machehina_yu.v.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

Научно-методическая статья «Использование сенсорно-тематического сундучка для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи на примере ознакомления с жизнью и творчеством С. А. Есенина».

                     

                                                Автор: учитель-логопед

                                   Мачехина Юлия

                                  Владимировна.

Рязань 2024 г

  Использование сенсорно-тематического сундучка для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи на примере ознакомления с жизнью и творчеством С. А. Есенина.

Актуальность материала.

Крайне актуальной является задача развития связной речи у детей дошкольного возраста. Особенно это важно для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Они не могут грамотно выражать свои мысли, отвечать на вопросы, связно и последовательно строить рассказы, пересказывать, выразительно читать стихотворения. В современных условиях детям предлагается слишком много информации посредством слуха и зрения. Но в работе со сложными речевыми детьми этого, порой, недостаточно. Помочь расширить спектр ощущений и чувств сможет сенсорно-перцептивный опыт.

  Многогранность творчества Есенина и внимательный подход к выбору произведений позволяет легко найти дидактический материал, который ребёнок может услышать, увидеть и ощутить тактильно.

   Предлагаем вашему вниманию элемент системы пособий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи «Сенсорно- тематический сундучок». Содержание материала приурочено к изучению жизни и творчества С. А. Есенина. Сенсорно- тематический сундучок – это коробка с различными предметами и иллюстрациями, которые связаны с определённой темой.

Цель пособия.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи материала:

-ознакомление с жизнью и творчеством С. А. Есенина;

-расширение кругозора детей;

-развитие сенсорно-перцептивного опыта дошкольников;

-развитие мотивации и поисково-исследовательского опыта;

-формирование навыка оформления мысли, умения отвечать на вопросы;

- нравственно- патриотическое воспитание посредством введения регионального компонента и формирование правильного и бережного отношения к поэзии земляка;

-формирование навыка построения диалогической и монологической речи;

Развитие навыков контроля и самоконтроля, умения слушать;

-развитие памяти и мышления.

  Таким образом, пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет в образовательной и свободной деятельности.

Некоторые варианты использования пособия

«Сенсорно-тематический сундучок».

 Цель: вспомнить факты из жизни и творчества поэта, используя предметы и иллюстрации из сундучка.

 Педагог предлагает детям выбрать по одному предмету (или брать предметы по очереди), вспомнить и рассказать, как этот объект связан с жизнью и творчеством Есенина.

1. «В этом мире я только прохожий» (О жизни и творчестве С. А. Есенина).

Наполнение: плетень (русская народная игра, в которую поэт играл в детстве), письмо (стихотворение «Письмо матери»), фотография книжного магазина и типографии (первые места его работы), сказки (любил слушать бабушкины сказки, стихотворение), фото Константиново, голубой цвет (любимый цвет поэта, который часто встречается в его стихотворениях, фото мамы поэта (в самые трудные минуты поэт всегда обращался к матери Татьяне Фёдоровне), фото музея (в избе, где жил поэт, теперь находится музей), цифра 9 ( в 9 лет поэт начал писать стихотворения).

2. «Деревья в творчестве Есенина».

Цель: закрепить названия деревьев, вспомнить и прочитать стихотворения о них.

Наполнение: берёзовое брёвнышко, кленовый лист, фотография черёмухи в цвету, иллюстрация тополя, яблони, сосны, фигурка ёлочки, гроздь рябины.

3. «Мой город».

Наполнение: иллюстрации достопримечательностей и организаций, названные в честь нашего земляка.

4. Как много изменилось там, в их бедном, неприглядном быте (быт крестьян на Руси на примере семьи поэта, знакомство с устаревшей лексикой).

Наполнение: фото дома поэта (как назывался дом в старину? — изба), фото окна со ставнями (чем раньше закрывали окна?), фото сени, фото горницы, амбара, хлева; фигурки: печь, гармонь, чугунок, самовар, салазки.

 Практическая значимость пособия состоит в том, что материал сундучка можно подбирать в соответствии с темой занятия и коррекционными задачами педагога( времена года в творчестве С. А Есенина; любимые деревья поэта; жизнь С. А Есенина; моя страна, мой город; быт и традиции народа, предметы старины; природа в творчестве С. А. Есенина, животные и птицы в поэзии земляка и др.). Использование иллюстраций с куаркодом позволяет дополнить зрительное и тактильное восприятие слуховыми впечатлениями об объекте.

Основу пособия можно также использовать как важный элемент развивающей среды в группе по нравственно- патриотическому воспитанию.

Данный материал способствует развитию:

-мелкой моторики и сенсорно-перцептивного опыта, зрительного внимания и памяти, понимания обращенной речи, связной речи, умению выразительно читать стихотворения, составлять ответы на вопросы;

-повышению мотивации и познавательно- исследовательского интереса воспитанников, привлечению внимания детей к теме жизни и творчества поэта; на занятии и при выполнении заданий;

-формированию целостного восприятия о его жизни и творчестве;

-речевому развитию детей, обогащению речи словами признаками, действиями и предметами;

-развитию памяти и мышления

-ускорению усвоения материала и решению коррекционных задач;

-эмоциональной отзывчивости детей, доверию к друг другу; развитию навыков совместной деятельности;

-ознакомлению с художественной литературой, жизнью и творчеством      С. А. Есенина;

-нравственно-патриотическому воспитанию.

А кроме того, вносит элемент новизны и тайны в деятельность детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...

Использование интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности использования интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи...