Научно-методическая статья «Использование сенсорно-тематического сундучка для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи на примере ознакомления с жизнью и творчеством С. А. Есенина».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_machehina_yu.v.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Научно-методическая статья «Использование сенсорно-тематического сундучка для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи на примере ознакомления с жизнью и творчеством С. А. Есенина».
Автор: учитель-логопед
Мачехина Юлия
Владимировна.
Рязань 2024 г
Использование сенсорно-тематического сундучка для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи на примере ознакомления с жизнью и творчеством С. А. Есенина.
Актуальность материала.
Крайне актуальной является задача развития связной речи у детей дошкольного возраста. Особенно это важно для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Они не могут грамотно выражать свои мысли, отвечать на вопросы, связно и последовательно строить рассказы, пересказывать, выразительно читать стихотворения. В современных условиях детям предлагается слишком много информации посредством слуха и зрения. Но в работе со сложными речевыми детьми этого, порой, недостаточно. Помочь расширить спектр ощущений и чувств сможет сенсорно-перцептивный опыт.
Многогранность творчества Есенина и внимательный подход к выбору произведений позволяет легко найти дидактический материал, который ребёнок может услышать, увидеть и ощутить тактильно.
Предлагаем вашему вниманию элемент системы пособий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи «Сенсорно- тематический сундучок». Содержание материала приурочено к изучению жизни и творчества С. А. Есенина. Сенсорно- тематический сундучок – это коробка с различными предметами и иллюстрациями, которые связаны с определённой темой.
Цель пособия.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи материала:
-ознакомление с жизнью и творчеством С. А. Есенина;
-расширение кругозора детей;
-развитие сенсорно-перцептивного опыта дошкольников;
-развитие мотивации и поисково-исследовательского опыта;
-формирование навыка оформления мысли, умения отвечать на вопросы;
- нравственно- патриотическое воспитание посредством введения регионального компонента и формирование правильного и бережного отношения к поэзии земляка;
-формирование навыка построения диалогической и монологической речи;
Развитие навыков контроля и самоконтроля, умения слушать;
-развитие памяти и мышления.
Таким образом, пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет в образовательной и свободной деятельности.
Некоторые варианты использования пособия
«Сенсорно-тематический сундучок».
Цель: вспомнить факты из жизни и творчества поэта, используя предметы и иллюстрации из сундучка.
Педагог предлагает детям выбрать по одному предмету (или брать предметы по очереди), вспомнить и рассказать, как этот объект связан с жизнью и творчеством Есенина.
1. «В этом мире я только прохожий» (О жизни и творчестве С. А. Есенина).
Наполнение: плетень (русская народная игра, в которую поэт играл в детстве), письмо (стихотворение «Письмо матери»), фотография книжного магазина и типографии (первые места его работы), сказки (любил слушать бабушкины сказки, стихотворение), фото Константиново, голубой цвет (любимый цвет поэта, который часто встречается в его стихотворениях, фото мамы поэта (в самые трудные минуты поэт всегда обращался к матери Татьяне Фёдоровне), фото музея (в избе, где жил поэт, теперь находится музей), цифра 9 ( в 9 лет поэт начал писать стихотворения).
2. «Деревья в творчестве Есенина».
Цель: закрепить названия деревьев, вспомнить и прочитать стихотворения о них.
Наполнение: берёзовое брёвнышко, кленовый лист, фотография черёмухи в цвету, иллюстрация тополя, яблони, сосны, фигурка ёлочки, гроздь рябины.
3. «Мой город».
Наполнение: иллюстрации достопримечательностей и организаций, названные в честь нашего земляка.
4. Как много изменилось там, в их бедном, неприглядном быте (быт крестьян на Руси на примере семьи поэта, знакомство с устаревшей лексикой).
Наполнение: фото дома поэта (как назывался дом в старину? — изба), фото окна со ставнями (чем раньше закрывали окна?), фото сени, фото горницы, амбара, хлева; фигурки: печь, гармонь, чугунок, самовар, салазки.
Практическая значимость пособия состоит в том, что материал сундучка можно подбирать в соответствии с темой занятия и коррекционными задачами педагога( времена года в творчестве С. А Есенина; любимые деревья поэта; жизнь С. А Есенина; моя страна, мой город; быт и традиции народа, предметы старины; природа в творчестве С. А. Есенина, животные и птицы в поэзии земляка и др.). Использование иллюстраций с куаркодом позволяет дополнить зрительное и тактильное восприятие слуховыми впечатлениями об объекте.
Основу пособия можно также использовать как важный элемент развивающей среды в группе по нравственно- патриотическому воспитанию.
Данный материал способствует развитию:
-мелкой моторики и сенсорно-перцептивного опыта, зрительного внимания и памяти, понимания обращенной речи, связной речи, умению выразительно читать стихотворения, составлять ответы на вопросы;
-повышению мотивации и познавательно- исследовательского интереса воспитанников, привлечению внимания детей к теме жизни и творчества поэта; на занятии и при выполнении заданий;
-формированию целостного восприятия о его жизни и творчестве;
-речевому развитию детей, обогащению речи словами признаками, действиями и предметами;
-развитию памяти и мышления
-ускорению усвоения материала и решению коррекционных задач;
-эмоциональной отзывчивости детей, доверию к друг другу; развитию навыков совместной деятельности;
-ознакомлению с художественной литературой, жизнью и творчеством С. А. Есенина;
-нравственно-патриотическому воспитанию.
А кроме того, вносит элемент новизны и тайны в деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
Данная статья является обобщением личного педагогического опыта....
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....
"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...
Использование интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Особенности использования интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи...