Конспект НОД "Путешествие в страну цветов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект НОД "Путешествие в страну цветов" ( занятие по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов , обогащение словаря по теме, у детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc558 КБ

Предварительный просмотр:

   

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                            Детский сад общеразвивающего вида ? 72 г. Томска

                           Конспект непосредственной образовательной  деятельности с использованием современных технических средств обучения.

    Старшая  группа (логопункт)

                   Тема: Путешествие в страну цветов.

                                                              Составили : учитель-логопед

                                                                            Прокопьева Т.В., воспитатели Беззубенко С. Н.

                                                Томск  2013

                  Тема : Путешествие в страну цветов.

 Цель:

     1.Расширение представлений об окружающем мире , знаний о цветах .

  1. Уточнение расширение и обогащение глагольного словаря по теме.
  2. Закрепление в речи детей правильного употребления предлогов.
  3. Совершенствование звукового анализа и синтеза.
  4. Научить составлять целое из частей.
  5. Развитие общей и мелкой моторики, мышления внимания и памяти.
  6. Развитие чувства прекрасного.
  7. Развитие зрительного и слухового внимания.
  8. Развитие связной речи. Совершенствование навыков общения.
  9. Предварительная работа: приглашение гостей, оформление выставки (цветов, книг, поделок), техническое обеспечение.

 Оборудование:

 фланелеграф,  картинки с изображением цветов (ромашка, незабудка, роза, пион, одуванчик, мак, колокольчик ит.д), магнитофон, интерактивная доска с изображение времени года «Лето».

  картинки- домик , клумба, фонтан, картинки с изображением насекомых (пчела, стрекоза, бабочка, жук, муха),  слайдопроектор, разрезные картинки цветов (мак, роза), разрезная азбука, звуковые фишки, « Старушка Шапокляк»-герой .

                                 Ход занятия.

             Дети входят в зал под музыку и встают в полукруг.

  Приветствие ведущего (логопеда) .

               «Придумано кем-то, просто и мудро

                При встрече здороваться: - Доброе утро!»

 Дети отвечают .

Ведущий: - Доброе утро. Солнцу и птицам .

                 -Доброе утро улыбчивым лицам.

              И каждый становится добрым, доверчивым.

               Пусть доброе утро длится до вечера.

Ведущий: -Предлагаю вам,  отправиться вместе с нашими гостями в путешествие. В сказочную стану цветов. Ребята, а как можно еще назвать страну,  где растут цветы?

Ответы детей: цветущая, благоухающая, душистая, прекрасная, растущая, разноцветная и т. д.

  Ведущий: -А какие цветы знаем мы с вами? Или слова, относящиеся к теме «Цветы».

  1. Игра «Цепочка слов».
  2. Логопед называет слово, дети должны выделить последний звук в этом слове  и придумать слово,  начинающее с данного звука.

          Пример: мак-кактус- стебель-лилейник- колокольчик -куст- тюльпан-нарцисс- и т. д.

- Все правильно, молодцы. На доске появляются слайды с изображением цветов.

   2 . Введение  в тему.

  • А самое главное, что «любят» у нас цветы? Ответы детей: тепло, воду, удобрения и другие.  -Все это верно, но самое главное условие мы узнаем в течение нашего путешествия.
  •   Упражнение : « Отгадай -ка».

       Чтение стихотворения логопедом.

     « Солнце припекает, речку согревает

        Дети загорают, когда это бывает... (летом)

                         Насекомые ползают, летают

                         Цветы благоухают, когда это бывает...?

   Ответ детей:....(летом)

  • Да, действительно,   и лето наполнено яркими красками.
  • Звучит музыка вбегает в зал  герой.  Появление сказочного персонажа «Старушки Шапокляк». Не здороваясь, она начинает везде бегать смотреть. Задавать много вопросов. Наконец она останавливается и говорит:
  • И что, это вы здесь творите? Кругом одни цветочки, лепесточки.
  • И зачем вы здесь собрались? Ребята приглашают старушку присоединиться к ним, чтобы узнать. На что старушка соглашается.

  Ведущий: - Ребята, а как цветы вырастают?

Старушка говорит о том, что цветы растут сами по себе и ничего для этого не надо, только вовремя сорвать их, ведь они только для этого и нужны. Ведущий: - Ребята, так ли это ? Давайте попробуем узнать.

Ведущий предлагает задание  «Вырастить цветок».

  1. Упражнение « Вырос у нас цветок».
  2. Беседа с детьми.
  3. Но для того, чтобы он вырос что нужно? (создать благоприятные условия, ответы детей)
  4. а) посадить семена
  5. б) поливать
  6. в)удобрять, ухаживать и т. д .
  7. Ведущий: -А кто из вас знает строение цветов?

   4. Упражнение : «Что есть у цветка?»

     Дети называют в определенной последовательности, как растет цветок .   С начала семечко, посаженное дает корень, потом росток, стебель, появляются листики и бутончики, которые потом раскрывают лепестки.

  Дети называют: корень, стебель, листья, бутоны, лепестки. На доске появляется растение по мере ответов детей.

Старушка «Шапокляк» пытается запутать детей  и предлагает игру.

  1. 5.Упражнение «Будь внимательным»
  2. -Хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, относящееся к строению цветка.
  3. Слова: дорога, стебель, ветер, корень, букет, бумага., бутон, лепесток, листок и т. д. Хорошо справились ребята, и ведущий  предлагает загадки.
  4. «Как называются цветы, когда в руке их держишь ты?» (букет)
  5. -Зачем растут цветы? (чтобы радовать нас , даря их ).
  6. -Зачем пчелам цветы? Пчелы собирают нектар и отдают нам мед.
  7. Старушка спорит и говорит, что это не так .
  8. Звучит музыка и  ведущий  приглашает отправиться дальше на луг.
  9. -Ребята а, знаете ли вы о том, что сначала цветы росли на лугах, полях и постепенно со временем  люди стали пересаживать их поближе к своему жилью, украшая свои участки возле домов. Давайте отправимся на луг.
  10. 6. Игра « На лугу». ( составление предложений, развитие связной речи).
  11. На фланелеграф выставляется  картинка с изображением луга, на котором растут цветы, летают бабочки, ползают насекомые.
  12. Предложить детям найти такие же цветы на столе, какие растут на лугу, назвать , что это за цветы.
  13. -Какие цветы растут на лугу?
  14. Ответы детей:
  15. - На лугу растет ромашка. ( незабудка, одуванчик, колокольчик и т. д.)
  16. - Кого можно еще увидеть на лугу? (насекомых) каких? Ответы детей: жуки, бабочки,стрекозы и т. д.
  17. -Посмотрите, ребята , что они делают, где находятся?
  18. 7.Упражнение «Путешествие насекомых»
  19. Создать ситуации с помощью картинок и попросить детей составить предложения.
  20. - Жук ползет по ромашке.
  21. - Стрекоза летит над цветами.
  22. - Бабочка порхает над колокольчиком.
  23. - Пчела села на одуванчик.

  - Итак, как называются цветы, которые растут на лугу? (луговые)

  • А сейчас мы вернемся в сад. Звучит музыка.

-Мы увидели, как растут цветы на лугу, но мы знаем, что еще они растут и  (спросить детей) где?  В саду. Предлагается игра. Ведущий читает волшебные слова.

Ведущий: -Раз, два, три, в садовников превратись.

  1. Игра «Садовник».
  2. На фланелеграф выставляется картинка с изображением сада (дом, фонтан, беседка, клумба).
  3. -Давайте сами станем садовниками и посадим цветы в эту клумбу.
  4. (детям предлагается посадить цветы на клумбу и ответить на вопросы).
  5. -Что ты посадил на клумбу?
  6. Я посадил(а) на клумбу пион.( мак, розу, тюльпан, нарцисс, незабудки и т.д.)
  7. - Что ты вырастил на клумбе?
  8. -На клумбе я вырастил розы. (пионы, георгины, васильки и другие)
  9. - Какие цветы мы вырастили на клумбе?
  10. -Мы вырастили …....(пионы , нарциссы, розы ...)

-Если  цветы вырастут в саду, то как будут называться эти цветы?

  Ответы детей:- Это садовые цветы.

  • А где еще растут цветы, кроме сада и луга ? - Конечно же дома.
  • Как будут называться эти цветы? (комнатные)
  • А кто из вас , знает какие цветы растут у вас дома , в группе? Ответы детей.
  • А сейчас сюрпризный момент. Давайте мы с вами немного разомнемся  (звучит музыка) .
  • Детям предлагается  физминутка «Букет».

   Дети становятся в круг, идя по кругу проговаривая слова, собирают

цветы, лежащие на ковре.

      -  « Ходим, ходим по лужку, собираем по цветку

          Красный, белый, синий цвет замечательный букет.

          Кто же, кто же, кто готов получить букет цветов.

         И не ты, и не  ты, вот кому мои цветы!

   Детям предложить подарить  цветы присутствующим гостям.

-Давайте посмотрим,  возле какого домика вырастут наши цветочки.

         10 . Дидактическая игра : «Где растет цветок?»

    Задание: На столах стоят домики с 1,2,3 (мя) окнами. Раздать детям  картинки с изображением цветов. Необходимо  назвать изображение цветка, поделить его название на слоги и подойти к тому домику, сколько в слове слогов, а в домике окошек. На картинке с изображением домика нарисованы окна.   Положить картинку к домику с одним окошком- мак, флокс,  двумя окнами- пион, нарцисс, тюльпан, кактус, 3-мя -георгин, ромашка, мимоза. На доске появляется слайд с изображением цветов.

  «Старушка Шапокляк» проверяет, правильно ли  ребята сделали  это задание.

   Цветы : мак , пион, роза,  ромашка,нарцисс  и т. д.

 Старушка приготовила задание .

- Цветы нужны для того чтобы их срывать, когда они вырастают. (говорит она) . Я их сорвала, а вы попробуйте их заново собрать. Детям предлагаются разрезные картинки с изображением цветов. Они подходят к одному столу и собирают из частей целое, и к другому.

 11 . Работа с разрезными картинками.

   Задание: собрать разрезную картинку ( мак) назвать ее, собрать слово из букв разрезной азбуки, и сделать звуковой анализ с помощью фишек (звуковых)

  Ребята объясняют  «Старушке Шапокляк», почему они так сделали задание.

Ведущий читает стихотворение:  

  « Дерево и цветок, трава и птицы

     Не всегда умеют защититься.

     Если будут уничтожены они ,

    На планете мы останемся одни».

- Так зачем нам нужны цветы? Ответы детей: украшать сады, комнаты, дарить радость, и т.д.

     Ведущий: -Ребята, мы сегодня с вами побывали на лугу и в саду увидели ,узнали какие растут там цветы, давай-те « Старушке Шапокляк» покажем, как мы со всеми заданиями справились и запомнили где, какие цветы растут. Раздаются тетради Теремковой в которых изображены вазы для полевых цветов и садовых .

              12.  Задание на развитие мелкой моторики:    

  -Соедините цветы с вазами, в которых они должны стоять.

  1.   ( ваза с первоцветами, с полевыми  и садовыми  цветами.) Предложить детям обменяться тетрадями и проверить друг друга.
  2.  Похвалить детей.
  3. Старушка Шапокляк: - А мне у вас очень понравилось, я много чего полезного узнала,  теперь я не буду топтать, рвать цветы понапрасну. Хочу сказать вам спасибо за то, что вы мне много рассказали и показали. А я хочу загадать загадки нашим гостям (обращается к присутствующим).

            ***

  1. Загадки:
  2. -Пушистый цветок качнул ветерок
  3. ОЙ! И шапка долой.(одуванчик)
  4. -Солнце жжет мою макушку
  5. Хочет сделать погремушку.(мак)
  6. -Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)
  7. -Желтая , пушистая нежная , душистая боится мороза зовется (мимоза).
  8. -Нарядные сестрички весь день гостей встречают и медом угощают?
  9. -Белые, красные повсюду цветут
  10. мимо них радуясь люди идут.(цветы)
  11. -Цветы, которые называются мужским именем? (василек)

 Герой благодарит присутствующих за ответы.

  1. Ведущий подводит итог: - Вот и подошла  пора возвращаться с нашего удивительного путешествия. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали?
  2. Ответы детей. -Побывали на лугу, собирали по цветку.
  3. Ребята давайте поблагодарим всех присутствующих, с конечно же нашего героя «Старушку Шапокляк». Но время подошло всем сказать спасибо за внимание и конечно же за старания. Предлагаю вам вернуться в детский сад! Звучит музыка .

Список использованной литературы:

  1. 1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения    родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. 2.Ануфриев А.Ф.  Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 1997.
  3. 3.Баранова Н.Э. Развивающие кинезиологические программы http://festival.1september.ru/articles/598306/
  4.  4.Блинкова Н.В. Развитие творчества и изобразительности у   логопедов. Педагогическое обозрение.  2007.  ? 1..                                                                                        5. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / под ред.

М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др. – 3-е изд. испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.                                                                                                       6. Гавришева Л. Логопедические  распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры .  – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.  

  1. 7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений . – М.: Просвещение, 2004.
  2. 8. Гоголева Н.А., Я учу звуки и буквы . Под ред. М.Д. Маханевой. -М.:ТЦ Сфера, 2010.
  3. 9.Ильин  И.С.,  Оригами лучшие модели . -М.: ООО ТД «Издательство мир книги»,2010.
  4. 10. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы) http://festival.1september.ru/articles/573079/
  5. 11.  Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр . – СПб., 1997.
  6. 12. Курумова Н.Ф. Крупные возможности мелкой моторики. Логопед ?7. 2010. -
  7. 13. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.  Научите меня говорить правильно: Комплексная методика коррекции речи. - СПб: Издательский дом «Литера», 2009.

 

                              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну цветов"

Конспект  занятия по английскому языку  на цвета....

План-конспект занятия во II младшей группе «Путешествие в Страну цветов»

План-конспект занятия во II младшей группе «Путешествие в Страну цветов»(итоговое занятие)Цели:Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья...

Конспект занятия обобщенного типа на тему: «Страна цветов» в старшей группе

Задачи: 1. Обобщить знания детей о цветах, как виде растений. Продолжать знакомить детей с тем, что цветы являются частью природы.2. Совершенствовать навыки работы с использованием моделей. Расш...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие в страну Цвета".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, направленной на  закреление знаний детей об основных цветах спектра, классификации  цветов на тёплые и холодные, умение подбирать ...

Конспект "Путешествие в страну цветов" ознакомление с природой в детском саду во второй младшей группе

                         Тема:"Путешествие в страну Цветов"Цель:Познакомить детей с многообразием растений.Задачи:Обучающие:Форм...

Конспект «Путешествие в страну Цветов»

Конспект развлекательного мероприятия «Путешествие в страну Цветов» с дошкольниками средней группы...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...