Конспект НОД "Путешествие в страну цветов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект НОД "Путешествие в страну цветов" ( занятие по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов , обогащение словаря по теме, у детей старшего дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 558 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида ? 72 г. Томска
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных технических средств обучения.
Старшая группа (логопункт)
Тема: Путешествие в страну цветов.
Составили : учитель-логопед
Прокопьева Т.В., воспитатели Беззубенко С. Н.
Томск 2013
Тема : Путешествие в страну цветов.
Цель:
1.Расширение представлений об окружающем мире , знаний о цветах .
- Уточнение расширение и обогащение глагольного словаря по теме.
- Закрепление в речи детей правильного употребления предлогов.
- Совершенствование звукового анализа и синтеза.
- Научить составлять целое из частей.
- Развитие общей и мелкой моторики, мышления внимания и памяти.
- Развитие чувства прекрасного.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развитие связной речи. Совершенствование навыков общения.
- Предварительная работа: приглашение гостей, оформление выставки (цветов, книг, поделок), техническое обеспечение.
Оборудование:
фланелеграф, картинки с изображением цветов (ромашка, незабудка, роза, пион, одуванчик, мак, колокольчик ит.д), магнитофон, интерактивная доска с изображение времени года «Лето».
картинки- домик , клумба, фонтан, картинки с изображением насекомых (пчела, стрекоза, бабочка, жук, муха), слайдопроектор, разрезные картинки цветов (мак, роза), разрезная азбука, звуковые фишки, « Старушка Шапокляк»-герой .
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку и встают в полукруг.
Приветствие ведущего (логопеда) .
«Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!»
Дети отвечают .
Ведущий: - Доброе утро. Солнцу и птицам .
-Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ведущий: -Предлагаю вам, отправиться вместе с нашими гостями в путешествие. В сказочную стану цветов. Ребята, а как можно еще назвать страну, где растут цветы?
Ответы детей: цветущая, благоухающая, душистая, прекрасная, растущая, разноцветная и т. д.
Ведущий: -А какие цветы знаем мы с вами? Или слова, относящиеся к теме «Цветы».
- Игра «Цепочка слов».
- Логопед называет слово, дети должны выделить последний звук в этом слове и придумать слово, начинающее с данного звука.
Пример: мак-кактус- стебель-лилейник- колокольчик -куст- тюльпан-нарцисс- и т. д.
- Все правильно, молодцы. На доске появляются слайды с изображением цветов.
2 . Введение в тему.
- А самое главное, что «любят» у нас цветы? Ответы детей: тепло, воду, удобрения и другие. -Все это верно, но самое главное условие мы узнаем в течение нашего путешествия.
- Упражнение : « Отгадай -ка».
Чтение стихотворения логопедом.
« Солнце припекает, речку согревает
Дети загорают, когда это бывает... (летом)
Насекомые ползают, летают
Цветы благоухают, когда это бывает...?
Ответ детей:....(летом)
- Да, действительно, и лето наполнено яркими красками.
- Звучит музыка вбегает в зал герой. Появление сказочного персонажа «Старушки Шапокляк». Не здороваясь, она начинает везде бегать смотреть. Задавать много вопросов. Наконец она останавливается и говорит:
- И что, это вы здесь творите? Кругом одни цветочки, лепесточки.
- И зачем вы здесь собрались? Ребята приглашают старушку присоединиться к ним, чтобы узнать. На что старушка соглашается.
Ведущий: - Ребята, а как цветы вырастают?
Старушка говорит о том, что цветы растут сами по себе и ничего для этого не надо, только вовремя сорвать их, ведь они только для этого и нужны. Ведущий: - Ребята, так ли это ? Давайте попробуем узнать.
Ведущий предлагает задание «Вырастить цветок».
- Упражнение « Вырос у нас цветок».
- Беседа с детьми.
- Но для того, чтобы он вырос что нужно? (создать благоприятные условия, ответы детей)
- а) посадить семена
- б) поливать
- в)удобрять, ухаживать и т. д .
- Ведущий: -А кто из вас знает строение цветов?
4. Упражнение : «Что есть у цветка?»
Дети называют в определенной последовательности, как растет цветок . С начала семечко, посаженное дает корень, потом росток, стебель, появляются листики и бутончики, которые потом раскрывают лепестки.
Дети называют: корень, стебель, листья, бутоны, лепестки. На доске появляется растение по мере ответов детей.
Старушка «Шапокляк» пытается запутать детей и предлагает игру.
- 5.Упражнение «Будь внимательным»
- -Хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, относящееся к строению цветка.
- Слова: дорога, стебель, ветер, корень, букет, бумага., бутон, лепесток, листок и т. д. Хорошо справились ребята, и ведущий предлагает загадки.
- «Как называются цветы, когда в руке их держишь ты?» (букет)
- -Зачем растут цветы? (чтобы радовать нас , даря их ).
- -Зачем пчелам цветы? Пчелы собирают нектар и отдают нам мед.
- Старушка спорит и говорит, что это не так .
- Звучит музыка и ведущий приглашает отправиться дальше на луг.
- -Ребята а, знаете ли вы о том, что сначала цветы росли на лугах, полях и постепенно со временем люди стали пересаживать их поближе к своему жилью, украшая свои участки возле домов. Давайте отправимся на луг.
- 6. Игра « На лугу». ( составление предложений, развитие связной речи).
- На фланелеграф выставляется картинка с изображением луга, на котором растут цветы, летают бабочки, ползают насекомые.
- Предложить детям найти такие же цветы на столе, какие растут на лугу, назвать , что это за цветы.
- -Какие цветы растут на лугу?
- Ответы детей:
- - На лугу растет ромашка. ( незабудка, одуванчик, колокольчик и т. д.)
- - Кого можно еще увидеть на лугу? (насекомых) каких? Ответы детей: жуки, бабочки,стрекозы и т. д.
- -Посмотрите, ребята , что они делают, где находятся?
- 7.Упражнение «Путешествие насекомых»
- Создать ситуации с помощью картинок и попросить детей составить предложения.
- - Жук ползет по ромашке.
- - Стрекоза летит над цветами.
- - Бабочка порхает над колокольчиком.
- - Пчела села на одуванчик.
- Итак, как называются цветы, которые растут на лугу? (луговые)
- А сейчас мы вернемся в сад. Звучит музыка.
-Мы увидели, как растут цветы на лугу, но мы знаем, что еще они растут и (спросить детей) где? В саду. Предлагается игра. Ведущий читает волшебные слова.
Ведущий: -Раз, два, три, в садовников превратись.
- Игра «Садовник».
- На фланелеграф выставляется картинка с изображением сада (дом, фонтан, беседка, клумба).
- -Давайте сами станем садовниками и посадим цветы в эту клумбу.
- (детям предлагается посадить цветы на клумбу и ответить на вопросы).
- -Что ты посадил на клумбу?
- Я посадил(а) на клумбу пион.( мак, розу, тюльпан, нарцисс, незабудки и т.д.)
- - Что ты вырастил на клумбе?
- -На клумбе я вырастил розы. (пионы, георгины, васильки и другие)
- - Какие цветы мы вырастили на клумбе?
- -Мы вырастили …....(пионы , нарциссы, розы ...)
-Если цветы вырастут в саду, то как будут называться эти цветы?
Ответы детей:- Это садовые цветы.
- А где еще растут цветы, кроме сада и луга ? - Конечно же дома.
- Как будут называться эти цветы? (комнатные)
- А кто из вас , знает какие цветы растут у вас дома , в группе? Ответы детей.
- А сейчас сюрпризный момент. Давайте мы с вами немного разомнемся (звучит музыка) .
- Детям предлагается физминутка «Букет».
Дети становятся в круг, идя по кругу проговаривая слова, собирают
цветы, лежащие на ковре.
- « Ходим, ходим по лужку, собираем по цветку
Красный, белый, синий цвет замечательный букет.
Кто же, кто же, кто готов получить букет цветов.
И не ты, и не ты, вот кому мои цветы!
Детям предложить подарить цветы присутствующим гостям.
-Давайте посмотрим, возле какого домика вырастут наши цветочки.
10 . Дидактическая игра : «Где растет цветок?»
Задание: На столах стоят домики с 1,2,3 (мя) окнами. Раздать детям картинки с изображением цветов. Необходимо назвать изображение цветка, поделить его название на слоги и подойти к тому домику, сколько в слове слогов, а в домике окошек. На картинке с изображением домика нарисованы окна. Положить картинку к домику с одним окошком- мак, флокс, двумя окнами- пион, нарцисс, тюльпан, кактус, 3-мя -георгин, ромашка, мимоза. На доске появляется слайд с изображением цветов.
«Старушка Шапокляк» проверяет, правильно ли ребята сделали это задание.
Цветы : мак , пион, роза, ромашка,нарцисс и т. д.
Старушка приготовила задание .
- Цветы нужны для того чтобы их срывать, когда они вырастают. (говорит она) . Я их сорвала, а вы попробуйте их заново собрать. Детям предлагаются разрезные картинки с изображением цветов. Они подходят к одному столу и собирают из частей целое, и к другому.
11 . Работа с разрезными картинками.
Задание: собрать разрезную картинку ( мак) назвать ее, собрать слово из букв разрезной азбуки, и сделать звуковой анализ с помощью фишек (звуковых)
Ребята объясняют «Старушке Шапокляк», почему они так сделали задание.
Ведущий читает стихотворение:
« Дерево и цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они ,
На планете мы останемся одни».
- Так зачем нам нужны цветы? Ответы детей: украшать сады, комнаты, дарить радость, и т.д.
Ведущий: -Ребята, мы сегодня с вами побывали на лугу и в саду увидели ,узнали какие растут там цветы, давай-те « Старушке Шапокляк» покажем, как мы со всеми заданиями справились и запомнили где, какие цветы растут. Раздаются тетради Теремковой в которых изображены вазы для полевых цветов и садовых .
12. Задание на развитие мелкой моторики:
-Соедините цветы с вазами, в которых они должны стоять.
- ( ваза с первоцветами, с полевыми и садовыми цветами.) Предложить детям обменяться тетрадями и проверить друг друга.
- Похвалить детей.
- Старушка Шапокляк: - А мне у вас очень понравилось, я много чего полезного узнала, теперь я не буду топтать, рвать цветы понапрасну. Хочу сказать вам спасибо за то, что вы мне много рассказали и показали. А я хочу загадать загадки нашим гостям (обращается к присутствующим).
***
- Загадки:
- -Пушистый цветок качнул ветерок
- ОЙ! И шапка долой.(одуванчик)
- -Солнце жжет мою макушку
- Хочет сделать погремушку.(мак)
- -Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)
- -Желтая , пушистая нежная , душистая боится мороза зовется (мимоза).
- -Нарядные сестрички весь день гостей встречают и медом угощают?
- -Белые, красные повсюду цветут
- мимо них радуясь люди идут.(цветы)
- -Цветы, которые называются мужским именем? (василек)
Герой благодарит присутствующих за ответы.
- Ведущий подводит итог: - Вот и подошла пора возвращаться с нашего удивительного путешествия. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали?
- Ответы детей. -Побывали на лугу, собирали по цветку.
- Ребята давайте поблагодарим всех присутствующих, с конечно же нашего героя «Старушку Шапокляк». Но время подошло всем сказать спасибо за внимание и конечно же за старания. Предлагаю вам вернуться в детский сад! Звучит музыка .
Список использованной литературы:
- 1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- 2.Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 1997.
- 3.Баранова Н.Э. Развивающие кинезиологические программы http://festival.1september.ru/articles/598306/
- 4.Блинкова Н.В. Развитие творчества и изобразительности у логопедов. Педагогическое обозрение. 2007. ? 1.. 5. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др. – 3-е изд. испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. 6. Гавришева Л. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры . – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
- 7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений . – М.: Просвещение, 2004.
- 8. Гоголева Н.А., Я учу звуки и буквы . Под ред. М.Д. Маханевой. -М.:ТЦ Сфера, 2010.
- 9.Ильин И.С., Оригами лучшие модели . -М.: ООО ТД «Издательство мир книги»,2010.
- 10. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы) http://festival.1september.ru/articles/573079/
- 11. Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр . – СПб., 1997.
- 12. Курумова Н.Ф. Крупные возможности мелкой моторики. Логопед ?7. 2010. -
- 13. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Научите меня говорить правильно: Комплексная методика коррекции речи. - СПб: Издательский дом «Литера», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну цветов"
Конспект занятия по английскому языку на цвета....
План-конспект занятия во II младшей группе «Путешествие в Страну цветов»
План-конспект занятия во II младшей группе «Путешествие в Страну цветов»(итоговое занятие)Цели:Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья...
Конспект занятия обобщенного типа на тему: «Страна цветов» в старшей группе
Задачи: 1. Обобщить знания детей о цветах, как виде растений. Продолжать знакомить детей с тем, что цветы являются частью природы.2. Совершенствовать навыки работы с использованием моделей. Расш...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие в страну Цвета".
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, направленной на закреление знаний детей об основных цветах спектра, классификации цветов на тёплые и холодные, умение подбирать ...
Конспект "Путешествие в страну цветов" ознакомление с природой в детском саду во второй младшей группе
Тема:"Путешествие в страну Цветов"Цель:Познакомить детей с многообразием растений.Задачи:Обучающие:Форм...
Конспект «Путешествие в страну Цветов»
Конспект развлекательного мероприятия «Путешествие в страну Цветов» с дошкольниками средней группы...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...