Непрерывная непосредственно образовательная деятельность "В гости к Смешарикам"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Итоговое логопедическое занятие в средней группе компенсирующего вида и самоанализ к занятию разработны с учетом ФГТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОАННОГО ВИДА «РОСИНКА»
П.ПИОНЕРСКИЙ
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К СМЕШАРИКАМ»
(ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
С ДЕТЬМИ ОНР – ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Составитель: Мусинова Л.Ю.
Учитель – логопед
высшей кв. категории
2012 – 2013 уч. год
Тип занятия: закрепление знаний, умений и представлений.
Вид занятия: комплексное (логопедическое). Форма проведения: фронтальное в группе.
Цели непосредственно образовательной деятельности:
- Закрепление знаний детей полученных ранее на логопедических занятиях по разделам программы Н.В. Нищевой: «Звукопроизношение», «Лексико-грамматические категории», «Обучение элементам грамоты».
- Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация».
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательная область «Коммуникация»
- Закрепление произношения гласных и согласных звуков (свистящих и шипящих) в речи;
- Совершенствование артикуляторных движений для произношения данных групп звуков;
- Развитие фонематического слуха: умение различать слова с заданным звуком, делить их на слоги;
- Совершенствование лексико-грамматических категорий: умение согласовывать слова в предложении употребляя простые предлоги; правильно употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме; существительные с притяжательными местоимениями;
- Продолжение работы над дикцией: совершенствование отчетливого произношения слов;
- Воспитание активности, самостоятельности, ответственности на занятии.
Образовательная область «Социализация»
- Развитие у детей интереса к дидактическим играм и упражнениям направленных на обогащение и развитие речи; побуждение к активной деятельности;
- Формирование умения соблюдать в процессе игры правила культурного поведения.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Наглядный – объяснительно – иллюстративный
Словесный – диалог, пояснение, беседа
Игровой – речевая игра, воображаемая ситуация
Практический – выполнение заданий, упражнений, импровизация движений.
Словарная работа: Лосяш, Кар-карыч, Совуня, Нюша, Крош. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».
Индивидуальная работа: оказывать помощь детям с сенсо-моторной алалией в проговаривании окончаний в словах и выполнении движений в речедвигательной разминке.
Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Смешарики», слушание музыки, разучивание песенки «Круглый год»; артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Материал и оборудование: мягкие игрушки Смешарики (9 шт.), звуковые модели гласных, дидактическое пособие «Поляна», цветок объемный с прикрепленной осой, предметные картинки с изображением «транспорта», «насекомых», «диких животных», магнитная доска, домики, стулья, столы, угощение для детей, магнитофон, диск с записанными песенками из мультфильма.
Работа с родителями: провести индивидуальную консультацию по закреплению с детьми в домашних условиях звукопроизношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Тип занятия – обобщающее
Вид занятия – комплексное по развитию речи
Форма проведения - фронтальное
Место проведения – групповая комната Количество детей – 8 человек
Занятие разработано для детей средней группы компенсирующего вида ( дети с ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий: Г.П Зинатуллина “Динамические паузы”, В.Базарный “Гимнастика для глаз”, М.Мантессори “Зона ближайшего развития” и направлено на обобщение и закрепление ранее пройденного материала на логопедических занятиях.
Занятие проводилось в логопедической группе №2 «Речецветик» с соблюдением СанПина.
В процессе занятия использовались следующие методы:
Словесный метод осуществлялся через совместную речевую деятельность: диалог, пояснение, беседа, ответы детей.
Наглядный метод представлен использованием картинок, карточек-символов.
Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, речевые игры.
Применяя практический метод использовала: динамические упражнения, моделирование, выполнение упражнений, импровизация движений.
Деятельностный подход на занятии осуществлялся через такие формы, как совместная деятельность педагога и ребенка и самостоятельная деятельность детей. Данные формы осуществлялись на занятии в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной.
Интеграция образовательных областей: коммуникации, социализации позволяла рационально распределять материал в ходе занятия, максимально использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечивать комфортное пребывание детей на занятии.
Мотивация к деятельности определена побуждением детей отправиться в гости к Смешарикам.
Задача по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа решалась с помощью вопросов, работы с карточками – символами. Дети сопостовляли изображенное на картинках со звуковой моделью слога. Упражнения “Все ли готово к поездке”, “Песенки звуков”, “Подскажи слоги”, «Хлопни в ладоши», «Собери цветок» «Подбери картинку» способствовали закреплению знаний детей о звуках и их характеристики.
Задача по закреплению грамматических категорий речи решалась при помощи дидактических игр «Чей, чъя…?», «Кто, где сидит?», «Чей это малыш?».
Хочется отметить, что дети еще не совсем четко опеределяют инструкцию педагога, в связи с тяжелыми нарушениями речи, хотя данный прием используется на занятиях систематически.
С целью формирования потребности в здоровом образе жизни, а также закреплению навыков применения элементов здоровьесберегающих технологий на занятии были использованы такие приемы:воображаемая ситуация «В гости к Смешарикам», психогимнастика «Улыбка», динамическое упражнение «Смешарики».
Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.
Особое внимание уделялось формированию коммуникативных навыков воспитанников – сотрудничество, межличностные отношения друг с другом.
Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов, повторение, проговаривание.
Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном, игровом, познавательном опыте детей.
На занятии не все дети были активны в виду своих личных особенностей. Каждый ребенок был включен в работу через внимательное наблюдение взрослого за ситуацией в процессе занятия.
Самостоятельная деятельность детей осуществлялась через выполнение заданий, динамических пауз.
Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребенка: индивидуальный подход осуществлялся с учетом уровня его особенностей (темп речи, интонация, взгляд).
Для реализации занятия использовался разнообразный демонстрационный материал, соответствующий технике безопасности. Материал рационально расположен, использовался оптимально. Гигиенические требования к помещению, длительность занятия и нагрузка на детей соответствуют санитарным нормам и психофизическим особенностям детей.
Содержание комплексного занятия логично, последовательно, способствует решению всех поставленных задач.
В целом занятием довольна, как показал опрос детей во время занятия, запас речевых знаний у-4 детей сформирован, у-3 детей находится на стадии формирования, у-1 ребенка в виду тяжелого психо-речевого нарушения не сформировано (но результаты есть в индивидуальной работе).
В перспективе планирую продолжать работу по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и развитию у них речевых навыков и умений.
Планирую в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень, в соответствии с современными стандартами ФГТ Образования.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Психогимнастика «Улыбка»
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
Логопед: - Я приготовила для вас сюрприз. К нам в группу пришло письмо от наших друзей Смешариков. Они приглашают нас в гости, и сегодня мы поедем к ним. Но каждый из вас поедет насвоем транспорте (дети разбирают картинки с видами транспорта).
Логопед: - Ну что, готовы в путь? Чтобы поехать надо проверить все ли готово?
Выполнение элементов артикуляционной гимнастики, звуковой синтез с опорой на артикуляторные сигналы звуков:
- Водитель проверяет, хорошо ли накачаны колеса: с-с-с-с
-Чтобы транспорту тронуться нужно завести мотор: д-д-д-д
И вот мотор заработал! – дрррр …
- Чтобы весело ехать споем песенки: - АО… ИО… УИ… ИА… АУ.
II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО:
1. Дом Кроша
Логопед: - Вот мы с вами и приехали в гости к Смешарикам (появляется Крош).
Крош: - На чем вы приехали?
Дети: - Я приехал на машине, я приехала на мотоцикле… и т.д.
(картинки выставляются на демонстрационную доску)
Д/И «Чей, чья…?» (согласование сущ.-х с притяжательными местоимениями)
Логопед: - Это чья машина, это чей самолёт?
Дети: - Это моя машина… и т.д.
2. Дом Нюши
Логопед: - А вот и дом Нюши (появляется Нюша).
Нюша: - Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-
ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш), песенку насоса (с-с-с).
Д/И «Хлопни в ладоши» (развитие фонематического слуха).
Нюша: - Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши,
если услышите:
Песенку комарика: (З) – зебра, машина, зонтик ,зубы, сумка, забор;
Песенку жука: (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра: (Ш) - шапка, шуба, конфета шишка ,машина;
Песенку насоса: (С) - стол, стул, рука ,слон, самолет, дерево.
Упр. «Со словами мы играем, их хлопками разделяем» (слоговой анализ слов):
- Слон, зи – ма, снег, жук, за – бор, шу – ба, дом, Ню – ша и т.д.
3. Дом Совуни
Совуня: - В гости как-то, раз с утра прилетела к нам оса. Все, что было расскажите, четко и ясно говорите.
Упр. «Повтори чистоговорку» (автоматизация в речи четкого произношения звука «С»)
СА – СА – СА - летит оса.
ОС – ОС – ОС – села оса на нос.
СО – СО – СО – села оса на колесо.
СУ – СУ – СУ – не боимся мы осу.
СА – СА – СА – улетела оса.
СЫ – СЫ – СЫ – больше нет осы.
Речедвигательная разминка: «СМЕШАРИКИ»
Вот советует нам Нюша:
Если будешь наклоняться
Влево – право, влево – право
И тогда наверняка, будешь
Ты здоров всегда!
Кроша нам дает совет:
Чтоб была спина пряма.
Поднимайтесь на носочках,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторяйте – ка опять!
А теперь мы все присядем,
И на стулья тихо сядем!
4. Дом Ежа
Логопед: - Дети посмотрите, какую красивую картинку нарисовал нам Еж.
(Логопед показывает картину « На полянке»)
Д/И «Кто, где сидит?» (употребление в речи предложений с простыми предлогами)
Логопед: - Посмотрите на картину. Каких насекомых вы видите?
Дети: - Бабочку, жука, гусеницу, божью коровку, кузнечика, пчелу.
Логопед: - Расскажите, что делают насекомые?
Дети: - Божья коровка сидит на цветке.
- Пчела сидит под синим колокольчиком. и т. д.
5. Дом Кар - Карыча
Логопед: - А вот и дом Кар - Карыча. Посмотрите, какие красивые цветы вырастил Кар - Карыч, только они почему - то без лепестков. Видимо был сильный ветер и сдул лепестки. Вам нужно собрать цветы, но они не простые, а волшебные. На 1 цветке живет звук [ а ], на 2 звук [ у ]. На каждый цветок прикрепите лепестки-картинки с нужным звуком.
Д/И «Подбери картинку» (формирование звукового анализа и синтеза)
Дети собирают 1 цветок со звуком [ а] из лепестков с картинками (автобус, апельсин, арбуз, ананас) и 2 цветок со звуком [ у ] из лепестков с картинками (улитка, утюг, удочка, утка).
6. Дом Лосяша
Логопед: - Ребята! У Лосяша есть друзья - дикие животные, которые потеряли своих мам. Мы должны помочь им отыскать друг друга.
Д/И «Чей это малыш?» (упортебление в речи сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Дети: - Это зайченок. Его мама зайчиха.
III. РЕФЛЕКСИЯ:
Логопед: - Чем занимались? Куда ездили? Кого встретили? Интересным было путешествие?
Давайте пригласим Смешариков к нам в гости в детский сад на «Воробьиную дискотеку».
(звучит песня из мультфильма «Танцор – Диско»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми 3-4 лет с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО на тему: «В гостях у ежика»
Цель: уточнение и расширение представления детей о ежике, его жилище;Задачи: воспитание наблюдательности и любознательности; обогащение представлений детей об окружающем мире: формирование первичных ц...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"
непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...